Предмет и назначение философии

Термин «философия» греческого происхождения. Образован он соединением двух слов: philos, что свидетельствует любовь, либо philia – дружба, привязанность, симпатия; и sophia – мудрость. Краткая этимологическая расшифровка звучит как любовь к мудрости. Первым, кто употребил это слово, был Пифагор (6 век до н.э.). Совсем закрепили его применение Аристотель и Платон (4 век до н.э.).

Словом «философия» в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми владели люди. Исходя из этого древнюю философию можно считать родоначальницей всех наук, первой попыткой логического, рационального познания мира. В современном понимании философия включает в себя не всякие знания. Философия представляет собой, в первую очередь, совокупность теоретических знаний. Философия имеется теоретическое осмысление действительности.

Философия – это не просто наука, это особенная область духовной деятельности человека, целью которой есть осмысление наиболее общества и развития общих законов природы, способов познания окружающего нас мира, места и назначения человека в нем. Исходя из этого по собственной проблематике философия весьма тесно смыкается и с мифологией, и с религией, и с наукой. Но, в отличие от религии, философия не признает догматов, ее отличает свобода мысли, и опирается она, в первую очередь, не на мистический опыт и чувства, а на логику и разум. Это роднит философию с наукой, но наряду с этим философия изучает предметы, к каким не применимо правильное знание, экспериментальные способы, характерные для естественных наук. Вследствие этого Бертран Рассел назвал философию «Ничьей Почвой», подчеркивая ее неповторимое место в духовной культуре человечества.

Разглядывая отношения и всеобщие связи, философия дает неспециализированное представление о мире, о бытии, о его отношении и человеке к миру; и круг философских неприятностей связан конкретно с кардинальными вопросами людской бытия: Что такое мир? Закономерен он либо хаотичен? Кто таковой человек? Какое место он занимает в мире? Познаваем ли мир?

И.Кант в «Критике чистого разума» сформулировал три наиболее значимых вопроса, на каковые пробует ответить философия: «Что я могу знать? Что я обязан делать? На что я могу сохранять надежду?» И все эти вопросы, согласно точки зрения Канта, синтезируются в одном, самом главном вопросе: «Что имеется человек?»

В соответствии с этими вопросами в хорошей и современной философии выделяют следующие разделы:

1) онтология(от греч. ontos – сущее) – учение о бытии, о самые общих законах общества и развития природы (что имеется мир?).

2) гносеология(от греч. gnosis – знание, познание) илиэпистемология (от греч. episteme — знание) – учение о познании, раздел философии, в котором изучаются возможности и закономерности процесса познания, условия и критерии его достоверности (познаваем ли мир?)

3) аксиология(от греч. axia – сокровище) – учение о природе сокровищ (духовных, этических, эстетических, религиозных, культурных и т.д.). Неприятность сокровищ в предельно широком значении неизбежно появлялась в эры обесценивания дискредитации и культурной традиции идеологических устоев общества. Кризис афинской народовластии вынудил Сократа в первый раз поставить вопрос: «Что имеется благо?». Это – главный вопрос аксиологии. С ним конкретно связан и второй наиболее значимый вопрос: для чего обязан жить человек? (Для чего обязан жить человек? – т.е. вопрос о назначении и смысле людской бытия).

Главные функции философии:

1. Мировоззренческая. Мировоззрение – совокупность наиболее представлений и общих взглядов о сущности окружающего мира и месте человека в нем. Оно возможно обыденным либо теоретическим. Обыденное мировоззрение представляет собой неупорядоченную, разрозненную, отрывочную совокупность взоров, формирующихся на базе знаний, взятых в следствии повседневной практической деятельности людей. Теоретическое мировоззрение – это обобщенная, упорядоченная, логически выстроенная совокупность взоров, с целью объяснения сущности мира, его отношения и человека к миру (для чего и для чего стоит жить?). Как раз философия дает неспециализированный взор на мир. В случае если частные науки расчленяют окружающую реальность на узкие сферы рассмотрения, то философия ставит собственной задачей изучение мира в его целостности, взаимообусловленности и взаимосвязанности. Так, философия образовывает базу мировоззрения и в этом ее основная мировоззренческая функция.

2. Методологическая. Методика практически свидетельствует учение о способах. В современном понимании методика есть совокупностью определённых способов, приёмов, средств организации деятельности. Философское учение дает неспециализированную методику как научной, так и практической преобразующей деятельности людей (как жить в мире, познавать и преобразовывать его?).

3. Гуманистическая (направляться, общекультурная, воспитательная).Философия играется ответственную воспитательную роль, существенно содействуя духовному формированию личности. Она приобщает ее к общечеловеческим сокровищам, к всемирной культуре, формирует и развивает базы и навыки теоретического мышления.

Философия не представляет собой целостного единого учения, она предстает как совокупность разных учений, направлений, школ, совокупностей, концепций. Разные философские учения соперничают между собой, обосновывая собственные положения, осуждают направления и другие школы. Исторически любая философская совокупность предполагает критическое преодоление предшествующих философских совокупностей. Но не одно из этих учений не отвергается с течением времени всеми философами. Каждое из них имеет собственных приверженцев, каждое из них в праве на существование, потому, что все они исходят из таких общих положений, каковые не смогут быть проверены практикой, и не смогут быть ни обоснованы, ни опровергнуты.

специфика и Предмет философии.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: