Предмет прокурорского надзора определен в ст. 32 закона о прокуратуре и включает следующее.

1. Правомерность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных учреждениях и органах, выполняющих меры и наказание принудительного характера, назначаемые судом. Правомерность нахождения лиц в указанных местах оценивается с учетом законности их содержания и водворения, и освобождения, соблюдения сроков нахождения в этих местах.

Законным содержание и водворение лица считается тогда, в то время, когда для этого имеются оформленные в соответствии с требованиями закона соответствующие документы: протокол задержания; распоряжение (определение) суда об избрании меры пресечения в виде заключения в тюрьму, домашнего ареста, о применении к лицу принудительных мер медицинского характера либо мер воспитательного действия; обвинительный вердикт.

Сроки содержания в указанных местах устанавливаются уголовно-процессуальным, административным законодательством (сроки задержания, сроки содержания под стражей, ареста) или решением суда суда.

Для каждого задержанного и заключенного под стражу сроки его нахождения под стражей персонифицируются в процессуальном документе, служащим основанием для его водворения в соответствующие учреждения (протоколе задержания, распоряжении, определении, решении суда). Контролируя соблюдение сроков нахождения лица в учреждении, прокурор ориентируется на те сроки, каковые указаны в названных процессуальных актах.

В предмет надзора входит кроме этого правомерность освобождения лица из места лишения либо ограничения свободы. Для этого должны быть соответствующие основания, каковые указаны в ст. 172 УИК: отбытие срока наказания, отмена решения суда суда с прекращением дела производством; условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; помилование либо амнистия, серьёзная заболевание либо инвалидность, иные основания, предусмотренные законом.

2. Соблюдение прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, лиц и осуждённых, подвергнутых мерам принудительного характера, — еще один элемент предмета разглядываемой отрасли прокурорского надзора.

Лица, находящиеся в изоляции в учреждениях и соответствующих органах, однако не лишаются главных конституционных прав, обеспечение защиты которых, непременно, входит в предмет надзора прокурора. Но эти лица, будучи участниками в сфере пенитенциарных взаимоотношений, наделяются обязанностями и специальными правами, каковые также находятся под защитой прокуратуры в рамках разглядываемой отрасли надзора. Эти права и обязанности закреплены законами . Права обвиняемых и подозреваемых, находящихся под стражей, закреплены в законе О содержании под обвиняемых и стражей подозреваемых в совершении правонарушений (ст. 17-26, 36), права и обязанности лиц, каковые осуждены но решению суда, предусмотрены УИК (ст. 10-15).

Обеспечение строго исполнения и соблюдения этих прав и обязанностей как со стороны администрации поднадзорных объектов, так и со стороны лиц указанной категории и образовывает содержание предмета прокурорского надзора.

3. Составной частью предмета надзора есть соблюдение условий и порядка содержания лиц в местах ограничения и лишения свободы.

В собственной совокупности условия и порядок образуют режим, что устанавливается в местах содержания задержанных, заключенных под стражу, лиц и осуждённых, подвергнутых мерам принудительного характера. Он регламентируется законами и конкретизируется ведомственными нормативными правовыми актами, издаваемыми по линии ФСИН России, органов внутренних дел, федслужбы безопасности, в чьем подчинении находятся учреждения и соответствующие органы.

Составляющими режима являются правила, снабжающие изоляцию и охрану лиц указанной категории, постоянный надзор за ними, использование профилактического и дисциплинарного действия, физической силы, оружия и специальных средств. Установленное законодательством РФ материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение указанных лиц также охватывается понятием режима.

Строгое соблюдение режима есть непременным условием обеспечения соблюдения прав и обязанностей лиц, находящихся в изоляции, и решения задач, стоящих перед администрациями соответствующих учреждений и органов.

4. Правомерность выполнения наказания, не связанного с лишением свободы, также входит в предмет разглядываемой отрасли надзора. В соответствии с предметом надзора прокуроры реализовывают контроль за соблюдением условий и порядка выполнения таких видов наказания, как штраф, необходимые работы, исправительные работы, ограничение свободы, ограничение по военной работе, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, лишение особого, воинского либо почетного звания, государственных наград и классного чина.

5. Прокуроры реализовывают систематический надзор за соответствием действующему законодательству нормативных актов, издаваемых администрациями поднадзорных объектов: распоряжений, указаний, постановлений и распоряжений, регламентирующих вопросы, которые связаны с выполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей. И при несоответствия этих актов закону прокуроры обязаны без промедлений их опротестовывать.

Пределы прокурорского надзора. Вне пределов разглядываемой отрасли находится ОРД, проводимая в местах содержания под обвиняемых и стражей подозреваемых в совершении правонарушений и в исправительных учреждениях уголовно-исправительной совокупности. Правомерность осуществления ОРМ, проводимых своевременными подразделениями указанных учреждений, входит в предмет второй отрасли — прокурорского надзора за выполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК) главы органов и учреждений уголовно-аккуратной совокупности выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам о правонарушениях против установленного порядка несения работы, идеальных их сотрудниками, а равняется о правонарушениях, идеальных в размещении указанных органов и учреждений иными лицами. Правомерность данной деятельности входит в предмет второй отрасли прокурорского надзора — надзора за выполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание.

Не входит в предмет разглядываемой отрасли оценка судебных ответов (решений суда, определений, распоряжений), являющихся основанием для водворения лиц в места лишения и их освобождения и ограничения свободы. Правомерность, справедливость и обоснованность таких ответов оспаривается в рамках другого направления прокурорской деятельности — участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами.

Закон о прокуратуре 2014


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: