Предмет психологии, ее методы

педагогика и Психология

Часть І Психология

Учебное пособие для студентов всех профессий

очной и заочной форм обучения

Краснодар

Составители: канд. пед. наук, доц. С.В. Кабанова,

канд. пед. наук, доц. Л.А. Корнилова

УДК 159.9

педагогика и Психология. Часть І. Психология. Учебное пособие для студентов всех профессий очной и заочной форм обучения /Сост. С.В. Кабанова, Л.А. Корнилова

Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. философии – Краснодар: изд-во КубГТУ, 2008. – 137 с.

Представлен краткий курс лекций, задания для независимой работы, задания и вопросы для самоконтроля, перечень рекомендуемой литературы, методические советы по исполнению контрольных работ.

Печатается согласно решению Редакционно-издательского совета Кубанского национального технологического университета

Критики: профессор философии ., доктор наук П.М. Хакуз;

зав. каф. гуманитарных дисциплин РГТЭУ

канд. ист. наук доц. Сармабехьян Б.В.

© КубГТУ, 2008

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………4

Предмет психологии, ее способы………………………………………………………………5

1.1 Становление психологии как науки……………………………………………….5

1.2 Способы научно-психотерапевтических изучении…………………………..25

1 Психология личности……………………………………………………………………….27

2.1 Понятие о личности……………………………………………………………………..27

2. 2 Структура личности……………………………………………………………………33

3 Лично-типологические изюминки личности………………………39

3.1 Темперамент……………………………………………………………………………….39

3.2 Темперамент……………………………………………………………………………………..42

3.3 Способности……………………………………………………………………………………45

4 Психология познавательных процессов……………………………………………….48

4.1 Сенсорно-перцептивные процессы…………………………………………………..48

4.2 Мнемические процессы……………………………………………………………….56

4.3 Интеллектуальные процессы……………………………………………………………61

4.4 Внимание…………………………………………………………………………………….66

5 Психология деятельности……………………………………………………………………….67

5.1 Деятельность, поведение, действия и поступки…………………………….67

5.2 Общение…………………………………………………………………………………….73

5.3 Учебная деятельность…………………………………………………………………74

6 Эмоционально-волевая сфера личности………………………………………………78

6.1 чувства и Эмоции………………………………………………………………….. 78

6.2 Воля……………………………………………………………………………………. 82

7 Замыслы семинарско-практических занятий…………………………………85

8 Перечень рекомендуемой литературы…………………………………………………….90

9 Задания для исполнения контрольных работ для студентов

заочной формы обучения……………………………………………………………………….

9.1 Внимание…………………………………………………………………………….90

9.2 Изучение изюминок характера личности…………………………………..92

9.3 взаимосвязь и Мышление познавательных процессов…………………….98

9.4 Темперамент………………………………………………………………………………..101

9.5 Опытные интересы личности………………………………………….108

9.6 Семья как психолого-педагогическая неприятность………………………………113

9.7 Память………………………………………………………………………………………..116

9.8 чувства и Эмоции…………………………………………………………………….120

9.9 Структура личности………………………………………………………………….125

9.10 групповая оценка и Самооценка личности………………………………..132

10 Вопросыпо курсу………………………………………………………………………..135

ВВЕДЕНИЕ

задачи и цели дисциплины

Цели. педагогика и Психология — область знания, изучающая закономерности формирования психики, функции психики в регулировании поведения человека, и правила педагогической социализации личности, что разрешает разглядывать педагогики и изучение психологии серьёзным звеном гуманитарной подготовки студентов. педагогика и Психология, как учебный предмет, имеет целью познакомить студентов с педагогикой и научной психологией, оказать помощь им разобраться в собственной психологической деятельности: осознавать мотивы собственных и чужих действий, обучиться регулировать собственные эмоциональные состояния, избавляться от комплексов, выходить из депрессий и стрессов; активизировать познавательные упрочнения студентов: воспитать внимание, развить память, мышление, воображение; совершенствовать влияния и навыки общения на межличностном уровне, на уровне группы и в управленческой сфере.

Задачиопределяются требованиями к знаниям, умениям и в целом к образованности будущего эксперта, изложенными в Национальном образовательном стандарте высшего профобразования (Москва, 2000 г.).

Будущий эксперт отвечает следующим требованиям:

— способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу собственных возможностей;

— способен покупать новые знания, продолжать обучение, применяя современные информационные образовательные разработки;

— понимает сущность и социальную значимость собственной будущей профессии, главные неприятности дисциплин, определяющие конкретную область его деятельности, видит их связь в целостной совокупности знаний;

— способен поставить цель и формулировать задачи, которые связаны с реализацией опытных функций, может применять для их решения способы изученных наук;

— готов к кооперации с сотрудниками по работе в коллективе, знаком с способами управления, может организовать работу исполнителей, обнаружить и принимать управленческие ответы в условиях противоречивых требований, знает базы педагогической деятельности;

— методически и психологически готов к трансформации характера и вида собственной профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

Будущий эксперт обязан:

— знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение судьбы, природы, культуры, ненасилия роли и понимания насилия в человеческом поведении и истории, нравственных обязанностей человека по отношению к себе и к вторым;

— иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, самосознания и роли сознания в поведении, деятельности и общении людей, формировании личности;

— понимать природу психики, знать главные психологические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, осознавать значение эмоций и воли, мотивов и потребностей, и образовательных механизмов в поведении человека;

— мочь дать психотерапевтическую чёрта личности (ее темперамента, свойств), интерпретацию собственного психологического состояния, обладать несложными приемами психологической саморегуляции;

— осознавать соотношение социальной среды и наследственности, значения и роли национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании;

— знать средства и формы, способы педагогической деятельности;

— обладать элементарными навыками анализа учебно-воспитательных совокупностей обстановок, решения и определения педагогических задач.

Курс педагогики и Психологии органически связан с философией, культурологией, историей, другими предметами и социологией, благодаря которым осуществляется гуманитаризации и процесс гуманизации высшего образования.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ СПОСОБЫ

Психология – (от греч. Psyche – душа, Logos – ученье, наука) – наука о закономерностях функционирования и развития психики, как особенной формы жизнедеятельности.

«Психология и весьма ветхая и совсем еще юная наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое и однако она вся еще в будущем. Ее существование как независимой научной дисциплины исчисляется десятилетиями, но ее главная неприятность занимает философскую идея с того времени, как существует философия. Годам экспериментального изучения предшествовали столетия философских размышлений с одной тысячелетия и стороны практического познания психологии людей — с другой»[1].

задачи и Предмет психологии в различные времена и различными учеными мыслились по-различному. Чтобы заметить, как трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии на каждом этапе ее развития, нужно обратиться к истории психотерапевтической науки.

01 Предмет психологии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: