Предмет социальной философии.

Иммануил Кант, говоря о интересах философии, сформулировал в «Критике чистого разума» три вопроса, на каковые она ищет ответ: Что я могу знать? Что я обязан делать? На что я могу сохранять надежду? Потом он сообщит, что эти три вопроса по существу сводятся к одному – что такое человек. Так, великий философ видит в философии поиск ответа на вопрос, что прямо и конкретно обращен к миру человека. Выясняется, что суть философии – дать человеку знание о нем самом. Действительно, для Канта, как и для многих философов века Просвещения, человек – это в первую очередь Homo sapiens, разумный человек, исходя из этого все поставленные вопросы решаются через выяснение способов работы разума – теоретического либо практического. Но уже в ХVIII, и вдобавок больше в ХIХ формируется целый цикл наук о его мире и человеке, и делается ясно, что ответ на вопрос «Что такое человек?» не может быть, по крайней мере, однозначным. Исходя из этого, не смотря на то, что и возможно, определяя общее стратегическое направление интереса социальной философии, заявить, что она обязана дать ответ на вопрос «Что имеется человек?», но сам данный вопрос (как и его разновидности) может иметь разный суть, в случае если на него будут искать ответ различные науки о его жизни и человеке.

Обществознание включает множество конкретных наук. Это многообразие порождено различием конкретных событий и ситуаций, в которых человек может оказаться. политика и Экономика, искусство и язык, право и нравы, ландшафт и архитектура, отношение наций и государств, соседи и семья etc., etc., – все это конкретно задевает человека, все это воздействует на него и все это не только может стать объектом научного интереса, но и делается предмет заинтересования разных наук. Тогда мы имеем экономические науки и политологию, юридические науки и этику, архитектуру как науку и ландшафтоведение, которое изучает правила организации природной среды в пространстве обитания человека, социологию семьи со всеми ее проявлениями, социальную психологию etc., etc. Как в этом многообразии наук о людской мире выяснить место социальной философии, т.е. выяснить ее личный предмет изучения, ее ракурс рассмотрения этого мира, а потому и человека?

Для этого взглянуть на обществознание не с позиций его объектных оснований, а с позиций тех предметов изучения,[4] каковые формируются в рамках обществознания. В этом случае возможно все разнообразие наук о людской мире свести, по крайней мере, к двум универсальным предметам рассмотрения этого мира. Первый ракурс анализа социального мира воображает его как жизни и мир действия обычных, повторяющихся, неспециализированных, публичных форм организации деятельности человека. При таких условиях вся реальность предстает как многообразие публичных (социетальных[5]) форм жизнедеятельности человека, каковые и изучаются фактически социальными науками. Совокупность этих публичных (социетальных) форм порождает общество как социетальную совокупность, социум, как единство всех вероятных сфер функционирования этих форм. Этот предмет изучения социальной действительности (назовем его О-предмет) абстрагируется от неповторимого, личного, нетипичного начала в людской судьбе, не смотря на то, что и может его учитывать как некоторый привходящий момент.

Но неповторимое и личное не менее важно и значительно для людской судьбы, чем обычное и повторяющееся. Более того, современный человек и современная эпоха довольно часто само личное и неповторимое разглядывает как публичную сокровище. Личное делается неспециализированным, публичным достоянием. Вот данный нюанс социальной действительности кроме этого требует собственного изучения. И тогда формируется второй предмет рассмотрения мира людской судьбе – рассмотрение ее под углом зрения индивидуальности, неповторимости и нетривиальности. Этот предмет изучения социальной действительности (назовем его Л-предмет) абстрагируется от повторяющегося, обычного, социетального в людской судьбе, стремясь раскрыть собственное лицо любого явления. Так, личность человека, лицо события, каковые благодаря собственной индивидуальности воздействуют на публичную судьбу и входят в структуру публичных взаимоотношений, выходят на первый замысел и становятся предметом гуманитарного знания.

Социальные (социетальные) и гуманитарные изучения – это два глобальных подхода к изучению мира людской судьбе, один из которых возможно было назвать социоцентричным, второй – гомоцентричным[6]. Большая часть наук из корпуса обществознания трудятся в О-предмете – социология в разных собственных конкретных проявлениях (включая кроме того феноменологическую социологию), экономические науки, юридические науки и т.д. К гуманитарным наукам смогут быть отнесены науки типа наук об мастерстве, для которых принципиально важно знание о конкретных произведениях, о творчестве определенного живописца, об изюминках того либо иного направления в мастерстве. Само собой разумеется, науки время от времени стремятся сочетать эти подходы, но значительно чаще такое сочетание оказывается не органичным, а неестественным.

В каком из вероятных предметов рассмотрения людской мира трудится социальная философия? Социальная философия выстраивает само данное различение вероятных предметов изучения социальной действительности, а потому она не изучает саму социальную реальность, но изучает формы и способы осмысления человеком собственного мира. В этом случае социальная философия реализует свойственную философии функцию – быть знанием о знании, быть метапредметным, а не предметным знанием[7], быть рефлексией познавательной деятельности человека. Но при с социальной философией метапредметное знание (знание о том, как человек осмысляет, познает собственную жизнь) преобразовывается в предметное, поскольку процесс постижения человеком собственной жизни имеется момент самой его жизни, и так социальная философия делается наукой о социальной действительности в последовательности вторых наук обществознания. Но наряду с этим она сохраняет собственный философский статус, поскольку наблюдает на социальную реальность не как на данную (вот она имеется такая, как имеется!), а как на заданную, т.е. такую реальность, которая должна быть замечена благодаря действию и определённому пониманию.

Познание этого момента крайне важно для уяснения предмета социальной философии!

К примеру, неспециализированная социология изучает общество как социальную совокупность, которая не входит уже ни в какую более неспециализированную совокупность, а сама включает разные системы – разные группы, ассоциации, корпорации, территориальные объединения, университеты и т.п.[8]. Наряду с этим социология принимает понятие общества, социальное, как всем ясное, она такого же мнения придерживается очевидным и ясным его составные элементы, поскольку все мы пользуемся такими словами как несколько, компания, корпорация, государство и понимаем, что они означают. Но так как это познание откуда-то показалось.

Историк изучает прошлое той либо другой страны и определяет предмет собственного изучения как познание истории. Для него, как и для каждого из нас, понятие «история» разумеется. Но и это познание кроме этого имеет собственные истоки.

Вот выяснением исходных предпосылок как обыденных, так и научных представлений о людской мире и занимается социальная философия. Это работа обнаружения онтологических представлений о действительности людской мира. Особенность же людской мира содержится в том, что бытие этого мира имеется дело самого человека. Мир человека – творение человека. Исходя из этого онтология этого мира[9] – это знание о бытии, появляющемся благодаря энергии людской деяния, это выяснение оснований данного бытия как свершения, события. Это выяснение имеется критический анализ, имеется философская критика бытия человека, «дискурс энергий», а не «дискурс сущности»[10]. Исходя из этого социальная философия имеется философская критика оснований человеческого бытия[11], т.е. критическая онтология. На первый взгляд это представляется необычным – как возможно осуждать бытие. Не похоже ли это на приказ персидского царя высечь море за то, что оно разбило его суда? Нет, не похоже, поскольку бытие человека постоянно возникает, делается, держится упрочнениями самого человека, имеет собственный оправдание. А именно это и выявляет философская критика.

Так, предметом социальной философии есть разработка онтологии (вероятных вuдений) людской мира, которая делается методологическим основанием понимания и исследования людской бытия. В случае если социология разбирает существующие социальные совокупности, сооружает их типологические модели, в случае если история разбирает движение исторического развития определенных публичных совокупностей, то социальная философия категориально определяет онтологию социального, личного и исторического, каковые направляют конкретно-научные изучения.

Социальная философия имеется разработка категориального аппарата, талантливого продемонстрировать и обрисовать, как вероятна реальность людской мира, как вероятна социальность, историчность, индивидуальность.

§ 4.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: