Предметная область информатики как науки

Информационные технологии выступили новым средством превращения знаний в информационный ресурс общества, его новым движущим фактором, стали средством его эффективного использования. Информационный ресурс стал основным ресурсом человечества, главной ценностью современной цивилизации. Но возникли и сложные проблемы, относящиеся к роли, механизму функционирования, социальным последствиям использования информационного ресурса.

Для их решения и появилась новая наука – информатика.

Предметом информатики как новой фундаментальной науки выступает информационный ресурс – его сущность, законы функционирования, механизмы взаимодействия с другими ресурсами общества и воздействия на социальный прогресс. Переход на уровень информационного ресурса в его содержательной трактовке означает переход к изучению внутренних связей и закономерностей социальной динамики, основанной на использовании информационных технологий.

Информатика как наука о законах получения, передачи и использования информационных ресурсов в общественной практике подводит теоретический фундамент под использование ЭВМ и автоматизированных систем, которые и предназначены для усиления информационных процессов в обществе, использования информационного ресурса. Речь идет, прежде всего, о специальных информационных ресурсах, основанных на компьютерной технике и реализующих информационные технологии, то есть инженерную обработку знаний (Knowledge Engineering).

Таким образом, предметом информатики является информационный ресурс как симбиоз знания и информации. Он выступает в качестве предмета новой науки и с содержательной, и с формально-математической, и с технической стороны. Необходимо разграничивать предмет информатики как фундаментальной науки, ее объект и инструментарий: основанные на ЭВМ вычислительные системы, программы, сети, связи и т. д. Без ЭВМ нет информатики, но нельзя объявлять информатику наукой об ЭВМ.

Но, "оттолкнувшись от ЭВМ", информатика во главу угла ставит новые понятия – информационный ресурс и его социальную полезность, отдачу. Поэтому по аналогии с термодинамикой информатику можно назвать информдинамикой – наукой о развитии социальных систем под воздействием информационного ресурса (семантической информации).

Информатика делится на две части: теоретическую и прикладную информатику.

Теоретическая информатика рассматривает все аспекты разработки автоматизированных информационных систем: их проектирования, создания и использования не только с формально-технической, но и с содержательной стороны, а также комплекс экономического, политического и культурного воздействия на социальную динамику. В орбиту анализа теоретической информатики попадают и традиционные системы преобразования информации и распространения знаний: средства и системы массовой информации, система лекционной пропаганды, кино, театры, справочные службы и т.д. Но теоретическая информатика рассматривает их с определенной стороны – с позиций получения и использования информационного ресурса, форм и способов воздействия указанных систем на общественный прогресс, возможной их технологизации.

Теоретическая информатика изучает информационный ресурс, законы его функционирования и использования как движущей силы социального прогресса, а также общие, фундаментальные проблемы информационных технологий как исторического феномена, выводящего общество на новую ступень развития.

Прикладная информатика изучает конкретные разновидности информационных технологий, которые формируются с помощью специальных информационных систем (управленческих, медицинских, обучающих, военных, криминалистических и др.). Очевидно, что такие информационные технологии, как, например, управление (АСУП, АСУТП), проектные разработки (САПР) или криминалистика, имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой.

Разные операции и процедуры, различное оборудование, специализация критериев и показателей, разная степень замкнутости информационных контуров, даже разные информационные носители, то есть разные информационные среды, — все это становится объектом изучения конкретных функциональных и отраслевых информатик. Так рождаются ветви прикладной информатики, обслуживающие создание проектирующих систем, экспертных систем, диагностических комплексов, управляющих и других функциональных систем. Возникли также отраслевые ветви информатики, обслуживающие информатизацию разных сфер социальной и экономической практики: промышленность, науку, медицину, связь и т. д. Поэтому наряду с теоретической информатикой развиваются ее конкретные ветви: экономическая информатика, медицинская информатика, военная информатика и др.

Рандомно подобранные статьи с сайта:

предметная область информатики реферат


Похожие статьи:

  • Место информатики в системе наук

    Информатика как наука занимается изучением информационных процессов и методов их автоматизации на основе программно-аппаратных средств вычислительной…

  • Информатики как единство науки и технологии

    Раздел 1. Основные понятия информатики Информатика как единство науки и технологии. Структура современной информатики. Место информатики в системе наук….

  • Информатика. структура предметной области. объекты изучения информатики

    Информатика — это наука об общих свойствах информации, закономерностях и методах ее поиска и получения, записи, хранения, преобразования, передачи,…

admin