Предприятие в рыночной экономике

В хозяйственной практике понятия «фирма» и «предприятие» имеют некое отличие. Предприятие высказывает технологические и организационные нюансы хозяйственной деятельности субъекта. Компания – более неспециализированное понятие, включающее кроме указанных качеств и правовой. Она выступает, как юрлицо, владеющее собственностью и создающее на рынок услуги и товары. В состав компании смогут входить одно либо пара фирм. Системными факторами определения предприятия как главного звена национальной экономики и как независимого хозяйствующего субъекта есть кооперация, основанная на внутреннем разделении труда, и реализация функций личного воспроизводства и обособлении кругооборота капитала (ресурсов).

В развитой рыночной экономике предприятия разнообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых разнообразных одолжений – денежных, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. По сферам предпринимательской деятельности они смогут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т. д. В зависимости от размера выделяют небольшие, основанные на личном труде товаропроизводителя; небольшие (численность работников 10-15 человек); средние (численность 50-500 человек); большие (численность 500 человек, в большинстве случаев, акционерные общества).

Многообразие вероятных положений отдельных компаний в конкретной экономической обстановке на рынке определяется разной нацеленностью их функционирования. Это возможно желание выжить при негативной экономической конъюнктуре, минимизация убытков, завоевание нового сегмента рынка либо максимизация прибыли и т. д. В самом неспециализированном виде модели деятельности компании возможно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 15.

Цели компании

Публичная несколько Ожидаемые результаты деятельности компании
Общество в целом · Экономический рост. · Поступления от налогов. · Уравнивание власти. · Уравнивание дохода. · Сохранение внешней среды. · Сохранение природных ресурсов.
Местная община · Благосостояние общины.
Держатели акций · Рост доходов. · Рост цены акций.
Кредиторы · Рост цены акций.
Потребители · Стабильность доходов.. · Честные стоимости. · Обеспечение выбора. · Удовлетворение потребностей.
Управляющие · Рост доходов. · Опытный интерес.
Работники наемного труда · Занятость. · Уровень оплаты. · Досуг. · Условия труда. · Удовлетворение от работы.

Принятие широких долговременных мер по реализации цели образовывает содержание стратегии(рабочий политики) компании. Формирование стратегии обуславливается анализом внешних и внутренних факторов деятельности компании (схема 29).

Выбор стратегии компании

Схема 29.

Внутренние факторы Имидж компании Возможности выпуска продукции Факторы производства
Внешние факторы Емкость рынка Соперники Национальное регулирование

Планирование коммерческой деятельности компании входит в совокупности организации управления и определяется его целью. Располагая факторами производства и соединяя их в разных разработках, компания производит готовые товары и предлагает их на рынке.

Зависимость между любым комплектом факторов производства и максимальным количеством продукции, создаваемой из этого комплекта именуется производственной функцией.

Q = F (L, K),

где Q- выход продукции, L, K – разное сочетание факторов производства

Модификацией производственной функции есть изокванта.

Изокванта – кривая, геометрическое место точек, соответствующих всем вариантам производственных факторов, применение которых снабжает однообразный количество выпуска продукции (схема 30).

График, на котором представлен комплект изоквант, именуется картой изоквант.

График, на котором представлен комплект изоквант, именуется картой изоквант.

Схема 30.

Изокванта

Специфика анализа деятельности компании зависит от периода времени, за который реализуется производственная функция. Кратковременный период – за который производственные функции остаются фиксированными. Долговременный период – отрезок времени, достаточный для внесения трансформаций во все факторы производства.

Для анализа деятельности компании в кратковременный период употребляются следующие показатели:

  • неспециализированный, средний и предельный продукт;
  • неспециализированные, средние, предельные, постоянные и переменные издержки;
  • совокупный, средний и предельный доход.

Неспециализированный продукт (total product) – это количество экономического блага, произведенное с применением некоего количества фактора производства. Поделив неспециализированный продукт на израсходованное количество переменного фактора, возможно взять средний продукт (average product):

AP = Q : F

Предельный продукт (marginal product) определяется как прирост совокупного продукта, полученный в следствии бесконечно малых приращений количества использованного переменного фактора:

С ростом применения какого-либо производственного фактора при других равных условиях непременно достигается такая точка, в которой дополнительное использование переменного фактора ведет к понижению сперва относительного, а после этого и безотносительного количеств выпуска продукции. В этом содержится закон убывающей предельной производительности. Исходя из этого при определении размеров предприятия направляться учитывать тот факт, что расширение производства целесообразно до тех пор до тех пор пока предельный продукт больше либо равен среднему продукту..

Издержки производства – затраты на приобретение факторов производства. Структура издержек производства отражена на схеме 31.

Схема 31.

Различие между явными и неявными издержками разрешает выяснить понятие прибыли в экономической теории (см. схему 32)

Схема 32.

Издержки производства возможно классифицировать не только в зависимости от того, какие конкретно ресурсы употребляются, будь то ресурсы компании либо внешних обладателей. Вероятна классификация в зависимости от влияния на них повышения масштабов производства (таблица 14).

Таблица 14.

Определение постоянных, переменных, неспециализированных, предельных издержек
и средних производства

Издержки Определение Выпуск продукции
Постоянные (FC) Издержки, каковые не зависят от количества производства
Переменные (VC) Издержки, изменяющиеся в зависимости от количества производства
Неспециализированные (ТС) Сумма постоянных и переменных издержек
Средние Издержки производства на единицу продукции Средние неспециализированные издержки (АТС)
Средние постоянные издержки (AFC)
Средние переменные издержки (AVC)
Предельные (МС) Прирост неспециализированных издержек при производстве каждой новой единицы продукции

Совокупный доход(total revenue) – это неспециализированная выручка, приобретаемая компанией от продаж собственной продукции:

TR= P х Q

Предельный доход( marginal revenue) – приращение к неспециализированной выручке компании, вызванное повышением ее продаж на дополнительную единицу товара:

В каких бы условиях ни действовала компания, она обязана стремиться к максимизации прибыли либо минимизации убытков. При ответе этих неприятностей компании направляться руководствоваться следующими правилами:

1. Компания обязана прекратить производство, в случае если TR от продажи любого количества ее продукции не превосходит VC производства данного услуг и количества товаров. Иными словами, дабы P AVC.

2. Дабы добиться большой прибыли, компания обязана создавать таковой количество продукции, при котором MR=MC.

На рынке идеальной борьбе ни одна из компаний не воздействует на цену собственной продукции, а P=MR, исходя из этого максимизация неспециализированной прибыли (Pr = MR-MC) достигается тогда, в то время, когда P = MC. Наряду с этим, в случае если PMC, то производство возможно увеличить. В случае если P

Схема 33.

На рынке несовершенной борьбе, чтобы получить максимальную прибыль объемы производства и реализации направляться увеличивать , пока MRMC, в случае если MR

Неотъемлемую часть издержек производства компании образовывает плата за факторы производства либо ресурсы. Цена на ресурсы в рыночной экономике формируется через предложения и взаимодействие спроса подобно стоимостям готовой продукции. Но рынки ресурсов имеют собственные особенности. Так, спрос на ресурсы есть вторичным либо порожденным, т. к. интересует предпринимателя ни сам по себе, а только как средство получения прибыли. Предложение же ресурсов есть неэластичным по цене, т. к. не может быть увеличено в кратковременный период. Серьёзное значение имеет и тот факт, что на рынке ресурсов предприятие выступает как клиент. Производителями являются собственники ресурсов, исходя из этого цена ресурса будет являться доходом его обладателя: цена природных ресурсов – рента, цена труда – зарплата, цена производственного капитала, либо инвестиционных ресурсов, — процент. Компания пытается выбрать такое сочетание применяемых ресурсов, которое обеспечит ей минимальные издержки. Это быть может, в случае если предельная доходностькаждого ресурса (marginal revenue product)пропорциональна его цене:

Ценообразование на рынке ресурсов зависит от множества факторов, главные из которых отражены на схеме 34.

Схема 34.

Факторы ценообразования на рынке ресурсов

Взаимозамещение ресурсов Правила ресурсоиспользования Обеспечение предельной доходности ресурсов
Минимизация издержек производства Предельные издержки ресурса
Мобильность ресурсов MC=MR
Количество спроса зависит от уровня цен на любой ресурс Производственный спрос Спрос более эластичен на ресурсы с низкими стоимостями
Отраслевой и рыночный спрос Рыночное предложение
Количество спроса на продукцию Эластичность спроса Наличие комплементов и рынков субститутов
Возможность взаимозамещения Тенденции к инновациям
Количество предложений Предложение факторов производства Ограниченность экономических благ
Специфика производства Возобновляемость ресурсов
Уникальность ресурсов Эластичность

Кардинальное решение проблемы понижения издержек вероятно лишь в условиях стабильного роста поизводства, активной инвестиционной и инновационной деятельности, структурных преобразованиях. В этих процессах не все зависит от предприятия. Огромная роль тут отводится стране.

Лекция: Экономика предприятия


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: