Предварительный системный анализ объекта исследования

В ходе интерпретаций главных понятий мы наметили эмпирическую область, соответствующую выдроблённому ранее предмету изучения (отношение к труду в отечественном примере), что именно поэтому был расчленен на какие-то значимые в свете главной задачи элементы. Мы выделили, к примеру, разные уровни отношения к работе и труду (в совокупности сокровищ судьбы, в совокупности потребностей, как они удовлетворяются в работе), показатели отношения к работе по продуктам деятельности, по субъективным состояниям рабочего и другие. Выделение главных понятий неприятности и их интерпретация в скрытом виде (имплицитно) опираются на некое более либо менее систематическое представление о предмете в целом.

Последующий анализ обязан показать образ предмета,- сделать его светло выраженным (эксплицированным), более четким и определенным. Предмет должен быть подвергнут собственного рода системному анализу8.

8 В этом случае понятие системный анализ — синоним всестороннего подхода к объекту. Время от времени говорят кроме этого о сракторной операционализации предмета изучения, т. е. о выделении воздействующих на объект условий и изучения факторов (10в. С. 43—45].

В сущности, системному анализу подлежит объект изучения, а в ходе расчленения объекта на элементы мы преобразуем его в предмет целенаправленного изучения.

Итак, какие конкретно же связи и элементы направляться выделить в отечественном объекте? В самом неспециализированном виде ответ этих вопросов диктуется целями и проблемой изучения.

Отечественная цель — распознать мотивационное ядро трудовой деятельности в той мере, как оно обусловлено содержанием труда и другими его изюминками. Мы далее собираются выяснить главные факторы, воздействующие на отношение к труду по объективным и субъективным показателям, и постараться проследить тенденцию трансформации этого отношения в зависимости от функционального уровня запросов и содержания труда личности работника.

Сформулированная так теоретико-прикладная цель изучения подсказывает определенный метод расчленения объекта.

К факторам, воздействующим на отношение к труду, отнесем некую совокупность социальных условий либо обстоятельств, каковые благодаря их особенному сочетанию и взаимодействию образуют значительную обстоятельство того либо иного типа отношения к труду, в частности мотиваций.

Отыщем в памяти, что любое социальное явление направляться рассматривать в контексте конкретной социальной обстановке. Для этого необходимо выделить неспециализированные и своеобразные элементы (факторы в отечественной терминологии), обрисовывающие обстановку. Наиболее неспециализированными факторами, детерминирующими отношение к труду, являются социально-экономические и другие общесоциальные, социокультурные условия трудовой деятельности и целостного образа судьбы людей. Они выясняются неспециализированными в отношении к предмету отечественного изучения. Эти факторы — равнодействующие по отношению к любым особым видам труда и любым типам личности рабочего. Их влияние на отношение к труду возможно зафиксировано не прямо, но в преломлении через своеобразные условия труда и индивидуально-типические изюминки личности работника.

Если бы задача отечественного изучения была сформулирована в противном случае, если бы мы стремились, к примеру, выяснить влияние социокультурной среды на отношение к труду, то перечисленные в группе неспециализированные факторы превратятся в специфические. Неспециализированными довольно их окажутся именно функциональные особенности трудовой деятельности. При таких условиях мы начнём изучать отношение к труду рабочих, занятых в однообразных сферах функционального содержания труда (например, станочники неспециализированного типа), но в различных общесоциальных условиях. И тогда влияние функционального содержания труда будет зафиксировало в донных наблюдения не прямо, a через опосредующее действие общесоциальных условий на трудовую деятельность рабочего в различных государствах либо социокультурных регионах [219].

По отношению к неспециализированным социальным условиям факторы, характеризующие особенный вид трудовой деятельности, будут своеобразными. В отечественной схеме к ним отнесены функциональное содержание труда, условия труда, взаимоотношения на производстве, особенности внепроиз вод огненной жизнедеятельности рабочего. К своеобразным факторам относятся кроме этого личностные и ролевые характеристики работника.

Вторая несколько факторов — явные и латентные. Под явными факторами мы имеем в виду события, каковые неплохо поддаются контролю в объекте изучения. Это те условия трудовой деятельности, каковые возможно зарегистрировать в производственной обстановке. Другие факторы, воздействующие на отношение к труду, но не поддающиеся прямой регистрации в данном изучении, назовем латентными. 9

9 Латентные особенности, т. е. не распознанные в догадке, по мере исследования смогут фиксироваться как явные (о диагностике явных и латентных особенностей, переменных [С. 37—60]).

Потом, выделим факторы объективного и субъективного характера. обстоятельства — и Объективные условия, каковые предположительно образуют не зависимые от субъекта предпосылки его деятельности, а субъективные — те, что связаны с отражением внешних условий в сознании индивида. Тогда факторы объективного характера возможно разглядывать как область внешних побуждений к деятельности (стимулы), а субъективные — как внутренние побуждения (осознанные потребности и мотивы: неосознаваемые побуждения мы тут не фиксируем, поскольку не предусмотрены соответствующие психологические методики). Между ними предполагается определенная сообщение, продемонстрированная на схеме 3.

Блок А — объективные факторы, каковые включают: al — неспециализированные, равнодействующие во всех своеобразных видах трудовой деятельности обстоятельства и социальные условия, как-то: экономическая обстановка; социальные и политические отношения; состояние массового сознания, включая совокупность ценностных норм и ориентации; а2 — своеобразные факторы, которые связаны с формой собственности, особенным видом трудовой деятельности, включая прямые (наемный труд либо труд хозяина средств производства, условия, организация, функциональное содержание, совокупности зарплаты , социально-бытовая инфраструктура производства, трудовые отношения) и латентные (совокупность домашнего воспитания, школьного и трудового обучения, действие средств массовой информации, культурная среда и др.).

Блок В — личные изюминки рабочего, где в! — функциональные либо ролевые характеристики (пол, возраст, домашнее положение, уровень неспециализированного образования, квалификация, участие в управлении, принадлежность к общественным организациям и т.п.); в2 — личностные характеристики (потребности и интересы, социальные установки, ценностные ориентации, совершенства, наконец, концепция образа судьбы).

Блок С — отношение к труду, где с1 — субъективные аспекты отношения, как-то: восприятие публичной и личностной значимости труда, степень удовлетворенности специальностью и работой и иерархия мотивов трудовой деятельности; с2 — объективные нюансы отношения к труду, т. е. результаты работы: качество и производительность работы, инициативность, уровень ответственности, дисциплинированности и т. п.

Связки а — стимулы (внешние побуждения к деятельности), ? — восприятие, усвоение публичных функций (ролей) и социальных, например, производственных, нормативных требований субъектом; у — мотивы деятельности (внутренние побуждения).

В случае если объект изучения не индивиды, но коллективы и целые группы, то в соответствующих блоках фиксируются условия деятельности этих групп (А), объективные параметры самих групп (В), т. е. содержание деятельности, структура ее организации, темперамент разделения функций между участниками, нормы, принятые для регуляции совместной деятельности, и санкции, применяемые для поддержания этих норм и для наказания за уклонение от них, и субъективные компоненты групповой деятельности как особенности заинтересованностей, целей, разделяемых группой, либо их различие в рамках отдельных подгрупп, состояние социально-психотерапевтического климата и т. д. В результативном блоке (С) фиксируются опять-таки объективированные и субъективированные результаты деятельности, но уже в групповых показателях.

Сейчас объект изучения представлен как расчлененный на как следует разные элементы, связанные воедино в некую гипотетическую совокупность. Предметом изучения будут не все связи и элементы, продемонстрированные на схеме, но только кое-какие из них. В каком как раз направлении будем мы вести анализ эмпирических данных, определяется в следующем разделе программы — в рабочих догадках изучения.

Само собой разумеется, вовсе не обязательно резюмировать предварительный анализ предмета в виде графической схемы. Последняя легко эргономична как наглядное отображение элементов, связей и подсистем. Кое-какие авторы предпочитают завершать таковой анализ в логических символах и моделях, другие пользуются обстоятельными словесными описаниями. Дело тут не в форме, а в существе: мы пробуем систематизировать имеющееся знание о предмете изучения, дабы обосновать путь поиска нового знания.

Предварительный системный анализ предмета исследования — это, по существу, моделирование исследовательской неприятности, т. е. такое ее детализация и концептуальное Расчленение, каковые разрешают потом сформулировать неспециализированные и более частные догадки исследования [210. С. 33—38].

Megachemie — Neoxe — system sprezania konstrukcji


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: