Преподаватель: грушевицкая т.г

Минобразования РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО Профобразования

«КАЛУЖСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»

УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИКИ

МЕТОДИКИ и КАФЕДРА ТЕОРИИ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И ОСОБОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа по МХК

Студент: Моисеенко Маргарита

Несколько: НОЗ-31

Учитель: Грушевицкая Т.Г

1 Неспециализированная черта древнеримской художественной культуры, ее отличие от культуры Старой Греции

2 Художественная культура второй половины ХIХ века в Российской Федерации

Неспециализированная черта

Особенности мировоззрения

Древнеримская цивилизация

экономика и Социальное устройство

Древнеримская культура

наука и Просвещение

Школы в римской Империи

Неспециализированная черта древнеримского мастерства

Художественная культура Древнего Рима

Архитектура Древнего Рима

строительство и Архитектура в римской Империи

Древнеримская живопись

Древнеримская скульптура

Литература

Литература Древнего Рима

Римские праздничные дни

Ранняя римская религия

Религия

мифология и Религия

Наука и техника, астрология, историософия, философия, право в римской Империи

Монументы Древнего Рима

Монументы Римской эры за пределами Италии

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, в первую очередь
этрусков и греков. Применяя иноземные успехи, римляне во многих
областях превзошли собственных преподавателей, подняв неспециализированный уровень собственного
развития до невиданных высот. Со своей стороны, римская культура в пору собственного
расцвета сильно повлияла на соседние народы и на последующее
развитие Европы.

Римляне, переняв у греков их сельскохозяйственные орудия, значительно их
усовершенствовали. Они добавили к плугу колеса, резец и отвальную доску,
изобрели жатку, стали использовать серпы и молотильные цепи современной
формы. Рим — отчизна оконного стекла. В Помпеях отысканы медные рамы с
остатками стекла размером 100 х 70 см.

Римские мастера усовершенствовали колесный транспорт: повозку дополнили
оглобли и поворотный передок.

Будущее культуры зависит от того уровня социального развития, на котором под
влиянием внешних действий организовано данное государство. Различие между
римской и греческой культурами, развитие которых происходило синхронно и во
многом подобно, изначально проявилось в различии мифологий. Римские всевышние
не имели людской вида, не вступали в сложные взаимоотношения,
обозначались только именами и несли ответственность за разные функции и конкретные
явления. Такая же твёрдая и расписанная регламентация лежит в базе
организации страны, зафиксированная и развитая в форме римского права;
членение любого действия либо процесса на функции и отдельные фазы,
соотнесенность каждой из них с определенным всевышним привело, разумеется, к
происхождению последовательного мышления, названного позднее рациональным.

Демократизация римского общества представляла собой не что иное, как
введение имущественной иерархии (реформа Сервия Туллия) для обеспечения
содержание армии — регламентировать участие в его снаряжении в зависимости
от доходов. Введение имущественной классификации населения, в отличие от
греческого территориального деления полиса на филы, не затрагивало родовую
структуру римского общества, а только оценивала ее и разнообразила
экономическими параметрами. Потому, что цари избирались и дробили власть с
советом старейшин, возможно сказать о том, что римляне пребывали на стадии
военной народовластии. Наибольшие должности страны совпадали с воинскими
званиями.

Основной целью походов было не только расширение собственных земель, но и
разграбление покоренных государств и захват рабов. По всей видимости, наследием военной
народовластии был и запрет сенаторам заниматься финансовыми сделками и
торговлей. Данный запрет, разумеется, должен был не допустить чужеземное влияние
на римские социальные структуры, но на деле стал причиной превращению родовой
знати в больших землевладельцев. Наездники, на которых запрет не
распространялся, стали аристократией денежной. Так, в отличие от
Греции и земельная, и денежная аристократия была родовой. Поменять порядок
политическим методом, хотя бы дать всем италийским союзникам римское
гражданство, пробовал Гай Гракх, но бесполезно. Как раз военная реформа в
последние годы II в. до н. э. — комплект неимущих добровольцев, каковые после этого
приобретали наделы земли — положила начало социальным изменениям. Возможно
заметить некую аналогию между установившейся после этого эрой армейских
диктатур в Риме и периодом греческих тираний. Но в случае если последние были рычагом
окончательной силовой ломки утверждения господства и родового общества
наследственной аристократии, то армейский темперамент римского общества обусловил
противопо-фальшивую направленность диктатуры Суллы: возвращение полноты власти
аристократам-землевладельцам. Гражданская война в Риме — это война двух
аристократий. Но армейский темперамент страны не разрешил установить кроме того
аристократическую республику: новая диктатура Юлия Цезаря привела, в
конечном итоге, к единовластию — принципату (империи). По окончании маленького
затишья во времена правления Августа разгорается борьба за трон между
патрицианскими родами.

Борьба за власть потребовала поощрения и средств денежной активности. Уже в
эру республики ростовщичество приняло национальные масштабы. Римская
знать погрузилась в разврат и неслыханную роскошь. Дамы ни в чем не
уступали мужчинам. Семья деградировала.

В мастерстве ведущую роль игралась архитектура. Главенствующий принцип
целесообразности, смелость и чёткость инженерного мышления давали
возможность удовлетворять и бытовые потребности бессчётного населения, и
изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели
баснословную цена). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение
бетона разрешили римлянам перейти от несложных балочных перекрытий к аркам,
куполам и сводам.

Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили
монументальные сооружения, кроме того развалины которых до сих пор поражают
воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы
(публичные бани), знати и дворцы императоров. В Риме строили
многоквартирные дома — инсулы — в 3—6, а иногда и в 8 этажей.

Римские строители обширно применяли бетон. Практически полностью из бетона
выстроен храм Пантеон (II в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся
неповрежденным до середины XIX в. Из бетона был сооружен фундамент Колизея
(I в.) глубиной в 5 м. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые
молы, дороги и т. д.

В начале отечественной эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в
течение многих столетий, впредь до нового времени, оставалось базой
энергетики.

Бытовая утварь была более разнообразна, чем в Греции. Не считая глиняной, обширно
употреблялась медная и стеклянная посуда. Были особые
приспособления для подогрева воды и отапливания помещений, принципом
действия напоминающие самовар. Одежда, как и в Греции, была несшитая (у
мужчин — тога и туника, у дам — туника и стола); широкое распространение
взяли разнообразные плащи.

Успехи римской материальной культуры стали базой технического развития
Западной Европы в эру средневековья.

Пересечение сводов породило известную крестово-купольную совокупность с четырьмя
столбами в центре; появляется полукупол, опирающийся на полуцилиндрический
выступ стенки — апсида: так появились главные элементы будущих христианских
храмов.

Потому, что в римских постройках несущим элементом есть стенки, колонны и
их украшения делают только декоративную функцию. Значительно чаще употреблялся
коринфский ордер, и тосканский — ровные колонны на основании. В
императорский период появляются комбинации разных капителей. Старейший
тип римского храма — круглый.

На протяжении правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) Рим стал всемирный
столицей. Начался строительства и небывалый расцвет искусства. Строения
украшались рельефами и портиками. Поражают собственными размерами частично
сохранившиеся дворцы Юлиев, Флавиев, Северов. Колонны и триумфальные арки
возводились кроме того в провинции.

На базе греческой традиции создавались разные по стилю стенные росписи,
каковые открыли раскопки г. Помпеи.

Достижением римской скульптуры есть портрет. Начало этому жанру в Европе
положили этрусски, у которых изображение головы покойного закрывало урну с
прахом; в данной традиции — не только рвение сохранить память об виде
человека, но и отношение к великой личности как социально значимому идеалу.
Индивидуализация линия исключала возможность эстетического любования, исходя из этого
в жанре скульптурного портрета на первый замысел вышла мысль красоты духовной.
Потому, что духовные, нравственные совершенства в обществе подвергались постоянному
пересмотру, эволюционировал и портрет. Скульптурным образам республиканской
эры характерны лаконичные формы, резкость линий. Императорский Рим
Августа возвратился к художественным совершенствам Греции, привнеся в них неспешно
собственную рассудочность, помпезность и парадность. В будущем эти две тенденции
соединились и появился новый жанр — храбрые обобщенные портреты, каковые
передавали личные черты и одновременно с этим создавали целостный образ
личности. Портрет сделал дешёвым внутренний мир человека. Скульпторы
отказались от фронтальных композиций и неспешно — от избыточной детализации:
в лице выделялось самое характерное, крупные формы и скупые линии делали
портрет монументальным и экспрессивным в один момент. Изменялся портрет и по
передаваемому настроению: от жестокости и силы в эру борьбы с варварами —
до религиозной покорности судьбе к V в. н.э.

Начало римской литературе положили греки собственными переводами на латынь
Одиссеи и других произведений классики (Ливии Андроник, Луцилий). Первым
вправду выдающимся писателем (комедиографом) стал Тит Макций Плавт.
Он передавал зрителей буйной веселием, применяя прием упрощения характеров
до гротеска, создавая хорошие сюжеты комедии положений. Более
психологичны сюжеты и характеры в комедиях Публия Теренция Афра. Его
важная комедия является переработкой греческой (к примеру,
Менандра). Но в случае если в родных комедиях зрителю все было известно с самого
начала и его забавляло неведение персонажей, то Теренций ставил зрителя в
такое же положение, что и храбрецов пьесы, показался элемент непредсказуемости.
Но современники ценили Теренция более как стилиста — за чистоту языка.

Различие культур греческой и римской проявлялось в стадиях развития и в
качестве личностного сознания. Ориентации на греческие культурные эталоны
Сципионов противостояла италийская ориентация Катона. В собственном творчестве он
не только настойчиво сохранял приемы народного красноречия, но и защищал римский
уклад судьбы от эллин- ской изнеженности роскошью. Принимая литературу
в первую очередь как средство передачи социально значимой информации, Катон не
осознавал неспециализированное гуманитарное содержание греческой культуры.

Полноценное формирование личностного сознания на римской земле началось только
во время разложения республики. Как мы убедились на примере греческой
культуры, показателем этого процесса есть появление лирики, которая
свидетельствует, что в обществе проснулся интерес к внутреннему миру
человека. (В Риме таким показателем стало и появление портрета.) Авторы
римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и собственные
духовные переживания они облекали в готовые эллинистические формы. Из этого
погружение в александрийскую ученость, применение уже отработанных
ясных средств. Первым из плеяды выдающихся лириков был Ка-тулл. Как
и другие поэты его круга, он писал громадные ученые произведения и легкие
маленькие стихотворения. И в тех, и в других особенное внимание он уделял
отделке формы. Содержание составляли вариации на темы неизвестных мифов,
каковые разрешали развивать амурную тематику.

В течение последующих лет расцвет литературы был связан с именами Вергилия,
Горация, Овидия, Сенеки, Петрония. Тяготение к формализму и легкость
сменяются обращением и углублением содержания к хорошей гармонии.
Интерес к литературе возрос, т. к. политическая борьба, поглощавшая ранее
все духовные интересы обще-ства, утратила каждый суть. Август стремился
руководить литературным процессом, вынудить литературу делать социальные
функции по собственному собственному заказу. Как выполнение национального
заказа возможно расценивать создание Вергилием Энеиды — эпической поэмы о
мифическом божественном предке самого Августа и римской аристократии. Как
Илиада — идеологическое осмысление единства греческой нации, так Энеида
— это осознание единства Рима с Италией. Но как раз в Энеиде в первый раз
чистой нотой зазвучал настоящий национальный патриотизм.

Поэты-лирики продолжали катулловское направление, находились в оппозиции
Вергилию и Горацию (последний стал теоретиком официозного классицизма). У
Овидия сама мифология является стилистическим приемом, что поднимает
амурную игру до отметки обожествления (соответственно, выше национального). В
условиях, в то время, когда Август провозгласил возврат к жёстким обычаям предков,
нравственности и возрождение семьи (33, 348), амурные элегии расценивались
как святотатство — остаток судьбы Овидий провел в ссылке.

Воспитатель императора Нерона, известный философ Сенека, внес большой
вклад в развитие трагедийного жанра. Как раз эту древнюю катастрофу драматурги
Нового времени избрали в качестве примера для подражания. Трагедии Сенеки
написаны в духе нового стиля: затянутые патетические монологи, сравнения
и громоздкие метафоры предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.

Развитие мастерства красноречия, рвение его сохранить содействовали
формированию прозы. Плодотворным итогом софистической практики явилось
происхождение малых прозаических форм — писем (художественных и
псевдоисторических), описаний. И в Греции, и в Риме показался роман.
Исторические повествования, ставшие очень распространенными в Риме, были
призваны компенсировать отсутствие собственной мифологии. Развитие личного
лирического начала в литературе, и преобладание обыденного
утилитарного сознания в духовной судьбы породили интерес к в полной мере любовным
переживаниям и земным приключениям (Дафнис и Хлоя Лонга). Заметная
деградация чувств и личности нашли отражение в литературе, переживания ее
храбрецов — это страдания хозяина, лишенного собственности.

Вершиной древней прозы возможно назвать роман сатирический, роман-пародию
(Лукиана, Апулея, Петрония).

Сознание политически активных слоев общества, в особенности в эру республики,
конкретно участвовавших в борьбе за власть, не только было эклектичным
само по себе, но придерживалось эклектики как теории. Практически
политические деятели готовы были применять любую теоретическую установку
в ходе ораторской практики. Такую позицию возможно оценить и как очень
субъективистскую. В полной мере закономерно эклектизм сомкнулся со скептицизмом,
особенно в эру империи, в то время, когда политическая борьба утратила прежнюю остроту.
Смыкался с субъективизмом и упрощенный материализм, оправдывающий погоню за
наслаждениями в личной судьбе и пассивность, покорность судьбе в жизни
публичной (эпикуреизм). Но, как среди патрициев возможно было встретить
воинствующую нравственность (Цицерон), так и среди псевдоэпикурейцев
прятался настоящий материализм (Лукреций). Существование строго
материалистического мировоззрения было нужно для законности и поддержания
закона, культ которой не угасал, вернее, не угасало рвение соблюсти
ее видимость.

Но материализм субъективизм и Лукреция объединяла борьба против фатализма,
понятия рока, т. е. против объективного идеализма. В это же время в обществе
преобладала тенденция к объективному идеализму, как преобладало по
численности население, жизнь которого не зависела от него самого, а обычно
не принадлежало человеку и собственное тело. Оправдание (а также похвалу)
вынужденного аскетизма и собственного бессилия римляне обнаружили в стоицизме,
приверженцами которого были и наибольшие римские философы вместе с Се- некой,
и император Марк Аврелий. Склонялись к стоицизму Цицерон, убийца Цезаря
Брут, энциклопедист Варрон, представители высших слоев.

Не смотря на то, что в стоицизме большое количество неспециализированного с субъективным идеализмом и он также искал
ответ внешних неприятностей в трансформации к ним собственного отношения, юристы-стоики
настаивали на незыблемости внутренних нравственных законов, вытекающих,
но, из договорных взаимоотношений между людьми. Целью законов являлась защита
частной собственности, правильнее, права на личную собственность, к которому
сводилось моральное равенство людей. Субъективизм был ответом на
невозможность противостоять внешнему существу, которое Сенека не решался
назвать как-нибудь определенно (всевышнему, року).

В эру империи все больше распространялись разные учения мистического
характера — неопифагореизм, неоплатонизм, каковые неспешно приближали
рациональную философию к религии. Очень популярными были религии Востока,
египетские культы. Поисками единственно нужной религии была занята
большинство населения огромной империи.

Громадных удач достигли в Риме научная жизнь и просвещение. Обучение
складывалось из трех ступеней: начального, школы школы и грамматики риторики.
Императоры ассигновали большие суммы на содержание школ риторики. В
начальной школе учили просматривать, писать, вычислять. В школе
преподавателя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств —
грамматику, диалектику, риторику, музыку, математику, астрономию и
геометрию, и медицину и архитектуру, Последняя ступень воображала
собой высшую школу, и в ней обучались философии и искусству красноречия.
Владение риторикой было нужным условием политической карьеры.

В римской совокупности образования, позаимствовавшей примера у греков, математика
однако отошла на второй план, а на первый выдвинулись право, языки,
история и литература. гимнастики и Уроки музыки заменялись верховой фехтованием и
ездой. На высшей ступени особенное внимание, в отличие от Греции,
уделялось не философии, а риторике На завершающем этапе часто
предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры,
особенно в Афины.

Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген.
Громадное значение придавалось в Риме в I — II столетиях географическим знаниям,
истории и медицине. Появляются трактаты Страбона (64/63 до н. э. — 23/24 н.
э.), Птолемея (по окончании 83 — по окончании 161). «Естественную историю», являвшуюся
энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии,
создал Плиний Старший (23/24— 79). Громадных удач добилась медицина — доктор
Гален(129-199) проводил испытания по изучению дыхания, деятельности спинного и
головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В это время
были созданы школы для подготовки докторов.

Особенно солидный вклад в развитие историографии знания внесли Тацит (ок. 58
— ок. 117) и Тит Ливий (59 до н. э, — 17 н. э.). К сожалению из 142 книг по
истории Рима Тита Ливия сохранилось лишь 35. Большой римский историк Тацит
— создатель работ «Анналы», «История», «Германия», где освещается не только
история Рима, вместе с тем быт древних и общественное устройство германцев.

К этому времени относится деятельность философа Плутарха и греческого
писателя (ок. 45 — ок. 127). Основное произведение — «Сравнительные
биографии» выдающихся греков и римлян (50 биографий) — и сейчас входит
в культурный арсенал европейцев.

Греческие ученые приглашались воспитателями и наставниками в богатые римские
семьи, а их научными открытиями восхищались римские ученые мужи,
применявшие собственные аналитические свойства в более практических целях,
к примеру, в земледелии либо управлении страной. В философии достижения и
области науки римлян были скромными. В эру Римской империя
главными центрами научной деятельности оставались города эллинистического
Востока: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, само собой разумеется, Карфаген и Рим.

Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особенную роль среди
которых игралась юриспруденция — наука о праве. Уже с III века до н. л. возможно
было взять консультацию опытного юриста, во II веке до н. э.
появляются первые правоведческие изучения, а в первом веке до н, э, уже
существовала широкая юридическая литература, представленная трудами таких
авторов, как Муцин Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, каковые занимались и
практической деятельностью, выступая на судебных процессах.

Центром изучения философии в Римской империи (как и в хорошей Греции, и
в эру эллинизма) оставались Афины. В I—II столетиях н. э. среди знати особенно
популярен был стоицизм, главными представителями которого сейчас были
Сенека (ок. 4 г. до н. э.— 65 н. э.) и император Марк Аврелий (121— 180н.
э,). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников.

В Риме учебные заведения, либо школы (scholae) для совместного обучения
мальчиков и девочек, были известны с III в. до н.э. Как в Греции, до 7 лет
дети воспитывались дома под присмотром рабов, часто ими были греки,
учившие их греческому языку. После этого они отправлялись в школы, где обучались
дочери и сыновья свободных вольноотпущенников и римлян, другими словами бывших
рабов. Обладателями таких частных школ значительно чаще были греческие рабы,
взявшие свободу.

Начальную пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет) дети проходили под управлением
писателя, что учил их (как в Греции грамматист) чтению, счёту и
письму. Время от времени математикой занимался особенный преподаватель, именуемый привычным нам
словом калькулятор. Счетным материалом, как и в Греции, помогали камешки, а
кроме этого пальцы на руках. На левой руке были десятки и единицы, на правой —
тысячи и сотни. Таблицу умножения парни должны были зазубрить. Заучивая на
память, ученики повторяли хором за преподавателем. В школе царила ожесточённая
дисциплина. Использовались и телесные наказания, против которых выступали
прогрессивные философы и милосердные учителя.

Учебный год начинался в марте. Свободные от учебы дни назывались в Риме
фериями (feriae), другими словами торжественными днями.

Религиозных и национальных праздничных дней было большое количество, так что дети успевали
отдохнуть от уроков. Летом занятий не было: примерно с конца июля,
в то время, когда всходил Сириус, самая броская звезда в созвездии Громадного Пса (Canis
Major), наступали каникулярные дни — каникулярии (caniculares), в противном случае, дни
собачек, самые знойные в году. Дети прекращали занятия и возобновляли их
лишь к середине октября, в то время, когда спадала жара. Но обучались римские девочки
и мальчики весь день, от зари до вечера, делая паузу только для обеда.

Особых школьных строений, аналогичных современным, не было, в большинстве случаев снимали
помещение в частном доме. Столов также не было, преподаватель восседал на катедре
(кафедре) — кресле с высокой спинкой, а дети размешались на стульях либо
табуретах, держа в руках и на коленях школьные предметы. Писали, как и
греки, на навощенных табличках. Время от времени применяли папирусные свитки а также
пергамен, что по окончании потребления продавался торговцам для обертывания.
На стенах школьного помещения висели различной картины и величины таблицы с
изображением мифологических и исторических сцен.

Дети из малообеспеченных семей в начальной школе завершали собственный образование.
Девочки под управлением частного преподавателя — грамматика — продолжали обучение
дома. Римляне без шуток относились к образованию и воспитанию дам. Девушки
должны были знать литературу, грамматику, риторику, мочь петь, танцевать,
осознавать музыку, кое-какие из них намерено занимались географией,
геометрией, математикой а также медициной. Лучшим комплиментом юный
римлянке были слова puella docta. Мальчики 12 лет приступали к среднему
школьному образованию. На этом этапе их преподавателем был грамматик, с которым
они просматривали греческих и римских поэтов, писателей, философов, драматургов. От
него они приобретали знания о литературе, ее жанрах, о музыке. Нужным
считалось изучение астрономии, геометрии и грамматики.

Для знатных парней 16 (18) лет была дешева и третья верховная ступень
образования: школа ритора (риторика значит красноречие). Тут обучались
ораторскому мастерству, мастерству спора, упражнялись в составлении речей на
исторические, литературные и политические темы, овладевали декламацией.
Обитатели провинций отправляли подростков и юношей получать образование громадные города.

Неспециализированные характеристики древнеримского мастерства:
• отсутствие оригинальности,
• агитационный темперамент,
• практическая, конкретная ориентация,
• интерес и чувство реальности к людской личности.

Неспешно образ человека, потерявшего этический идеал в самой жизни,
потерял гармонию физического н духовного начала, характерную для древнего
мира.

Новые тенденции в римском прогрессивном мастерстве появляются с
происхождением христианства, в особенности при императоре Константине, на протяжении
правления которого заканчивается преследование христианства. По политическим
соображениям он перенес столицу из Рима в Византию в 330 г., основав город
Константинополь. Так, некогда великий город Рим, столица древнего мира,
превратился всего лишь в провинциальный центр рождающегося замечательного
страны Византии. На этом завершается история древнего мира, но не
исчезает его культура: она органично вплетается в культуру средневековья,
которое создаст собственный, принципиально другой художественный язык, рожденный
принципиально новым миропониманием и мировоззрением.

Римская культура организовала новую совокупность мышления, в которой
торжествовали и устремленность в сферу духовного начала, и прагматизм, и
рациональность, подготовив тем самым землю для создания и культуры
средневековья, и культуры Нового времени.

Изобразительное мастерство Римской империи впитало в себя успехи всех
завоеванных народов и земель. общественные здания и Дворцы украшались
картинами и настенными росписями, главным сюжетом которых были эпизоды
греческой и римской мифологии, и пейзажные зарисовки. Во время империи
особенное внимание взяла портретная скульптура, характерной изюминкой
которой являлся необыкновенный реализм в передаче линия изображаемого лица.
Многие произведения скульптуры воображали замечательно выполненные копии
хороших греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно
распространенным видом мастерства была обработка и мозаика, бронзы
и драгоценных металлов.

В живописи, где римляне кроме этого выказали себя усердными учениками греков, они
показали больше оригинальности, чем в скульптуре, К сожалению, живопись
менее долговечна, нежели скульптура, исходя из этого образцов первой сохранилось
меньше, чем примеров второй. Исключением нужно считать настенные фрески,
найденные археологами в зданиях Помпеи, Геркуланума и Рима. Их выделяют
приятные цвета, живые краски, свобода красивой манеры, свидетельствующие
об огромном таланте римских живописцев. Рим отличался портретным мастерством,
в том месте в избытке возможно было встретить уличных живописцев, за пара центов
тут же создающих портреты жителей.

Римская живопись, отталкиваясь конкретно от греческих образцов,
применяла разные возможности для пластического изображения: цветовая и
воздушная возможность, свет и тени создавали иллюзию пространства. Живописцы
довольно часто изображали сцены из повседневной судьбы и натюрморты. О живописи эры
Римской империи мы можем делать выводы в первую очередь по фрескам, покрывавшим стенки
домов знати. Само по себе мастерство декорирования восходит к греческой
традиции расписывания обустройства и стен внутренних двориков скульптурами.
Орнаментальная живопись интерьеров в течение I века до н. э. вытеснялась
имитацией архитектурного декора и свелась в итоге к скульптуре и живописи
«тромлей», что отражало тяготение к пышности.

Хорошо сохранились фрески нескольких вилл города Помпеи, засыпанных пеплом
в следствии извержения вулкана Везувия. Они говорят о том, что живописцы
вольно владели всеми красивыми средствами, (богатой палитрой, игрой
света и тени, правильным рисунком и т. п.). Станковая живопись не сохранилась,
но из письменных источников как мы знаем, что ведущим жанром был портрет. Наряду
с жилищем римляне расписывали -посуду и домашнюю мебель.

В отличие от Греции и Египта, мастерство употреблялось римлянами не для
выражения возвышенных идей и чувств, а больше для демонстрации достатка,
престижа, статуса.

Ключевые принципы древнеримской архитектуры, как и древнеримского мастерства,
сформировались ко времени республики (IV—I вв. до н. э.).

Архитектурные памятники на данный момент кроме того в развалинах покоряют собственной мощью. Римляне
положили начало новой эре мирового зодчества, в котором главное место
принадлежало сооружениям публичным, вычисленным на огромные количества
людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки. В
список строительных сооружений Рима направляться включить и культовые: храмы,
алтари, гробницы. Во всем старом мире римская архитектура не имеет себе
равных по высоте инженерного мастерства, многообразию типов сооружений,
достатку композиционных форм, масштабу строительства. Римляне ввели
инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы)
как архитектурные объекты в муниципальный, пейзаж и сельский ансамбль, применили
новые конструкции и строительные материалы. Они переработали правила
греческой архитектуры, и в первую очередь ордерной совокупности: соединили ордер с
арочной конструкцией. Не меньшее значение в развитии римской культуры имело
мастерство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к городским и грандиозным
масштабам центрам. Но гуманистическое начало, гармония и благородное
величие, составляющие базу греческого мастерства, в Риме уступили место
тенденциям возвеличить власть императоров, военную мощь империи. Из этого
масштабные преувеличения, внешние эффекты, фальшивый пафос огромных
сооружений.

Глобальную известность купили римские дороги, не утратившие собственного
значения до сих пор. Они разделялись на три вида (по степени и стоимости
значимости): армейские либо национальные, находившиеся в ведении центральной
власти, малые, находящиеся в собствености общинным магистратам, частные и полевые.

масштабы строительства и Разнообразие сооружений в римской Империи существенно
изменяются если сравнивать с Грецией: возводится много
огромных строений. Все это потребовало трансформации технических баз
строительства. Исполнение непростых задач посредством ветхой техники стало
неосуществимым: а Риме разрабатываются и приобретают широчайшее распространение
принципиально новые конструкции — кирпично-цементные, разрешающие решать
задачи перекрытия громадных пролетов, многократно ускорять строительство, и —
что особенно принципиально важно — сократить использование квалифицированных мастеров,
переместив строительные процессы па плечи малоквалифицированных и
неквалифицированных рабочих-рабов.

Приблизительно в IV в. до н. э. в качестве связующего материала начинают использовать
раствор (сперва в бутовой кладке), а ко II в. до п. э. сложилась новая
разработка возведения монолитных стен и сводов на базе мелкого камня и
растворов-заполнителя. Был взят неестественный монолит методом песка
и смешивания раствора с каменным щебнем называющиеся «римский бетон».
Гидравлические добавки вулканического песка — пуццолана (по заглавию
местности, откуда он вывозился) сделали его влагонепроницаемым и весьма
прочным. Это стало причиной переворот в строительных работах. Такая кладка выполнялась
скоро и разрешала экспериментировать с формой. Римляне знали все
преимущества обожженной глины, изготавливали кирпичи разнообразных форм,
использовали металл вместо дерева для обеспечения пожаробезопасности строений,
рационально применяли камень при кладке фундамента. Кое-какие секреты
римских строителей не разгаданы до сих пор, к примеру, раствор «римская
мальта» для химиков есть тайной и по сей день.

Древнеримским архитекторам были привычны тонкости числовых закономерностей,
они знали три вида чертежей: ихнографию, скенографию и ортографию. Их
отличие содержится в закономерностях и особенностях линейки и применения
циркуля при исполнения очертаний замысла на поверхности почвы.

По значимости самый главным типом построек был храм. Вершиной храмового
строительства стал Пантеон — храм всех всевышних, выстроенный в 118—125 гг.
Пантеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре ни по композиции, ни
по конструктивному ответу. Это грандиозный кругли храм, перекрытый чашей
купола диаметром практически 43 м. Вход сделан в форме глубокого многоколонного
портика, увенчанного фронтоном. Выстроенный методом применения
кирпично-цементных конструкций, храм в был отделан полихромными
мраморами. Дневной свет попадает в храм через круглый световой проем в
зените купола (диаметр 9м).

Базилика делала роль административного строения, в котором римляне
проводили солидную часть дня. Вторая часть дня была связана с отдыхом и
проходила в термах. Термы представляли собой сложное сочетание помещений и
корпусов, которые связаны с отдыхом, гигиеной и спортом. В них пребывали
помещения для занятий атлетикой и гимнастикой, залы для отдыха, бесед,
выступлений, библиотеки, врачебные кабинеты, бани, бассейны, торговые
помещения, сады а также стадион. Термы вмещали в себя около тысячи и более
человек. Термы были связаны с потреблением громадного количества воды, исходя из этого
к ним подводилось особое ответвление водопровода — акведуки
(мост-водопровод). Подогрев производился котельными установками в подвалах.
Акведуки подводили воду к Риму на расстояние в пара десятков
километров. Переброшенные через русла рек, они воображали необычную
картину целой ажурной аркады — одноярусной, двух- либо кроме того время от времени
трехъярусной. Сложенные из камня, владеющие силуэтом и чёткими пропорциями,
сооружения эти являют собой превосходные образцы единства архитектурных
конструкций и форм.

Среди публичных зданий Древнего Рима многочисленную группу составляют
зрелищные постройки. Из них самый известен до наших дней Колизей —
амфитеатр, круглая в плане огромная постройка в виде чаши. В центре
пребывала арена, а под трибунами — помещения для выступающих. Колизей был
выстроен в 70 — 90-х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей.

Преподаватель в законе 1 сезон (2007)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: