Принадлежность к малой группе

Решающее влияние на настоящее поведение человека в сфере средств массовой коммуникации может оказать факт принадлежности человека к определенной группе, в особенности к той, которая имеет вес и значительный авторитет в глазах человека, к группе, чьи нормы, ценности, установки он одобряет и разделяет (так называемая эталонная либо референтная несколько). К примеру, семья ребёнка либо юноши обожает и ценит хорошую музыку, а его друзья и сверстники являются поклонниками современного джаза. Ориентация ребёнка на радио- и телепередачи определенного типа будет зависеть от того, какая как раз несколько – семья либо приятели – есть для него референтной.

В случае если вывод коммуникатора противоречит групповым установкам, человек просто не воспримет точку зрения передающего. Но в случае если между мнением человека и групповыми нормами имеется расхождения, разногласия, то под действием коммуникатора человек может существенно поменять собственную точку зрения. В аналогичных обстановках действует узнаваемый психотерапевтический механизм – люди чувствуют себя увереннее, в случае если знают о помощи со стороны вторых. Кроме того в то время, когда люди остаются в меньшинстве при ответе спорных вопросов, они ориентируются на мнимую группу, которая, быть может, разделяет их точку зрения. Люди по большому счету более склонны обсуждать противоречивые, спорные вопросы с людьми, подобными им в умственном отношении, либо равными по образованию, либо занимающими те же политические, идеологические и моральные позиции.

Начальная позиция слушателя, зрителя в значительной степени предопределяет успех пли неудачу предлагаемого мнения, сообщения. В случае если различие между позициями оказывается значительным, происходит размежевание взоров (так называемый «эффект контраста»). Подобный дисфункциональный эффект может появиться в аудитории религиозных людей по окончании выступления на атеистические темы психологически слабо подготовленного лектора. При маленьких различиях налицо «эффект ассимиляции» – усвоение точки зрения, которая представлялась чуждой и далекой, согласие с аргументами коммуникатора, принятие его позиции.

Увлекательный опыт был совершён К. Ховлэндом со противниками и сторонниками продажи спиртных напитков. При, в то время, когда в сообщении поддерживалась позиция приверженцев продажи спиртных напитков, собственный вывод поменяли более четверти лиц, прежде занимавших неизвестные позиции, и лишь 4 % соперников этого закона. В то время, когда темой передачи стало введение запрета на продажу спиртных напитков, 14 % «неопределившихся» поменяли собственную установку в пользу коммуникатора, тогда как среди приверженцев продажи спиртных напитков было только 4 % «поддавшихся». Очевидно, что, чем больше различия между позициями, тем меньшими будут трансформации (Howland, 1954).

Наиболее значимыми факторами, определяющими выбор, принятия информации и степень усвоения, степень удовлетворенности человека аудитории, а в конечном счете степень эффективности средств массовой коммуникации, являются свойства реципиентов, их установки, интересы и т. п.

Но существуют ли другие факторы, воздействующие на избирательность в сфере массовой коммуникации? Чем может определяться начальный выбор либо выбор в неизвестной сфере? В дополнение к уже перечисленным возможно указать и другие ответственные факторы.

Фаворит точек зрения

Ответственной побудительной обстоятельством начального выбора может оказаться ориентация на фаворита мнения. В каждой первичной группе имеются люди, более информированные по определенным вопросам, чем остальные члены группы, и более активные по отношению к определенным средствам массовой коммуникации. Как раз их мнения являются ориентирами для участников группы.

Так, к примеру, в случае если человек планирует посмотреть новую постановку приехавшего на гастроли театра, то предварительно он определит вывод А, что, как мы знаем, не пропускает ни одной новой пьесы. Те, кто испытывает интерес к психотерапевтической стороне поединка известных шахматистов, обращаются к Б, что собирает все газетные вырезки и всю вероятную данные, касающуюся шахмат. А по вопросам шитья стоит проконсультироваться с В, которая неизменно в курсе последних трансформаций моды. Ее совет может оказаться для нас более значимым, чем знакомство с выступлениями и журналами мод известных модельеров в печати либо по радио.

Так, фавориты точек зрения – это люди, деятельно собирающие данные по интересующему их кругу неприятностей, оказывающие важное влияние на круг собственных родственников, друзей, друзей и являющиеся необычными «моделями» точек зрения для собственной группы.

Особенно принципиально важно учитывать начальную позицию аудитории и конкретного человека, в то время, когда необходимо организовать у них жёсткие позиции, убеждения, установки по публично ответственным вопросам, а также в сообщениях на острые политические темы. Фактор первенства в сообщении кроме этого играется особенную роль в формировании определенных социальных установок.

Фаворит точек зрения

это таковой член малой группы, что более информирован по определенным вопросам, чем остальные участники группы, более активен и избирателен по отношению к определенным средствам массовой коммуникации, что делает его вывод ориентиром для участников группы.

Ю. А. Шерковин увидел, что: «Опоздание равносильно прямой помощи пропаганде соперника… Первенство в формировании социальной установки… избавляет от необходимости вести контрпропаганду по этому вопросу, экономит средства и силы и разрешает с уверенностью вести за собой общественное настроение и общественное мнение, ставит под контроль циркуляцию слухов, производит доверие и устойчивую привычку к определенному средству массовой коммуникации» (Шерковин, 1969, с. 134).

Как мы знаем, что сообщение, услышанное первым, лучше воспринимается, приводит к большему интересу, а услышанное последним – лучше запоминается.

Роль другого типа и установки предрасположений проявляется в избирательности по отношению к отдельным средствам МК, а также в интерпретации информации. В то время, когда, к примеру, трем группам в различной степени предубежденных лиц внесли предложение истолковать, расшифровать суть карикатур (в которых высмеивались предрассудки, подобные организованным у этих лиц), обнаружилось следующее.

В группе лиц, с громаднейшим предубеждением относящихся к некоторым национальным меньшинствам, преобладали те, кто смысла карикатур не осознал и не желал осознать. Различие в непонимании и понимании предъявленных картин было иным в группе довольно лояльных, терпимых людей – юмор был в полной мере им дешёвым и по преимуществу оцененным.

В группах средней предубежденности различия были малыми.

Такие личностные особенности реципиента, как интеллект, эмоциональность, социально-демографические характеристики (пол, возраст, образование), очень многое растолковывают во взаимоотношениях средств и личности массовой коммуникации. Применение, предпочтение разных средств изменяется в зависимости от образовательного уровня аудитории. Чем выше образование, тем выше опора на печать. И напротив, чем ниже образование, тем больше доверие и тяга к образно-звуковым зрительным средствам. Исходя из этого первыми среди клиентов телевизоров в Америке были те, у кого существовала сильная потребность в готовых развлечениях. Все установленные клиенты телевизора раньше жадно посещали кино и слушали радио.

Как мы знаем, что прямой путь убеждения посредством прекрасно продуманных и доказательных доводов оказывается более действенным, в случае если направляется в адрес мыслящих людей, привыкших все разбирать и взвешивать; косвенный путь (через подсказки и намёки) более пригоден для тех, кто не привык разбирать или мало заинтересован в аналогичной информации. Этим разъясняется следующий интересный факт: те, кто на протяжении передачи занят посторонними делами – говорит, ест, вяжет, – часто лучше запоминают сообщённое, чем те, кто пристально слушал.

Убеждаемость

Что такое убеждаемость? Что означает убедить?

В психотерапевтическом смысле «убедить кого-либо в чем-либо – значит добиться посредством логического обоснования предлагаемого суждения согласия индивида либо группы с определенной точкой такого изменения и зрения если сравнивать с прошлым сознания тех, кто уверен, что они готовься защищать эту точку зрения и функционировать в соответствии с ней» (Шерковин, 1973, с.164-165).

Убедить быть может, только оперируя доводами и опираясь на установки и знания человека, свойство его к сопоставлению и анализу точек зрения, применяя закономерности убеждающей коммуникации.

Готовность людей принять информационное действие, логически обоснованное суждение имеется свойство личности, которое мы именуем убеждаемостью.

Процесс убеждения требует умения оперировать контраргументами и аргументами, разглядывая излагаемую позицию с различных сторон, учитывая сопротивление и возможное несогласие тех, кто находится под действием новых доводов. В качестве доводов время от времени возможно использована и недостоверная, но субъективно убедительная информация.

Ю. А. Шерковин перечисляет разные виды доводов, каковые довольно часто употребляются на практике:

ad populum – апелляция к эмоциям, в первую очередь, солидарности, гордости;

ad ignorantiam – с расчетом на неосведомленность;

ad impossibili – исходя из неосуществимого;

ad hominem – к публике и ее здравому смыслу и чувствам;

ad crumenam – обращение к силе и всемогуществу достатка;

exsilentio – умолчание.

В ряде источников было продемонстрировано, что апелляция к эмоциям страха, иллюстрация и сообщение настоящей угрозы здоровью, самочувствию, престижу стремительнее побуждают к действию, чем апелляция к хорошим эмоциям.

В то время, когда мы говорим об аргументации, неизбежно появляется вопрос, в каких случаях направляться односторонним образом воображать лишь собственную свои доводы и точку зрения, и в то время, когда более успешным окажется предоставление аргументов и одновременное использование противоположной стороны.

В противном случае говоря, если вы решили провести в классе беседу о вреде курения, то достаточно ли указать на негативные последствия курения в виде разных важных заболеваний либо же направляться попутно Обсудить доводы приверженцев курения (курение снимает напряжение, оказывает помощь вписаться в новую компанию и др.) и совместно сделать вывод, что ответственнее? Первый вариант преподнесения информации стал называться «односторонняя аргументация», второй – «двусторонняя аргументация».

На протяжении хороших опытов Карла Ховленда и его сотрудников было обнаружено, что двусторонняя аргументация есть более предпочтительной для грамотного аудитории, и для тех, кто не согласен с мнением коммуникатора. В случае если же установки аудитории совпадают с его установками, и к тому же слушатели имеют неполное среднее образование либо один-два курса высшего, то в этом случае действеннее будет не аргументация.

Убедить

добиться посредством логического обоснования предлагаемого суждения согласия индивида либо группы с определенной точкой такого изменения и зрения если сравнивать с прошлым сознания тех, кто уверен, дабы они готовься защищать эту точку зрения и функционировать в соответствии с ней.

Убеждаемость

готовность личности принять информационное действие, логически обоснованное суждение.

При применении двусторонней аргументации принципиально важно в начале беседы либо выступления умело представить доводы второй стороны, дабы продемонстрировать собственную осведомленность и избежать ситуации «кукиш в кармане» («Говорите-говорите, все равно вы ничего не понимаете и не осознаёте. Мне лучше как мы знаем, что к чему, и меня вы все равно не переубедите!»). Не нужно кроме этого затевать с тех доводов, каковые смогут привести к раздражению в аудитории. Их направляться приберечь к концу выступления, в то время, когда аудитория уже будет вами покорена. В описании изучения К. Ховленда содержится много вторых практических советов (Howland et al., 1953).

Стремительный старт. 11. Принадлежность к группе


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: