Принцип дополнительности в социальной педагогике

Принцип дополнительности сформулировал выдающийся датский физик Нильс Бор в связи с необходимостью интерпретации квантовой механики.

Как метод описания при анализе других, противоречивых обстановок принцип дополнительности начал применяться в разных сферах познания, превратившись в общенаучный методологический принцип.

Применять принцип дополнительности в педагогике внес предложение В.Д. Семенов для нахождения выхода за пределы ведомственного подхода к воспитанию человека.

В социальной педагогике принцип дополнительности, кроме того скорее лежащая в его основе мысль, имеет громадное значение, потому что позволяет упорядочить знания и поменять угол зрения в рассмотрении большого круга неприятностей. Его использование предполагает:

подход к формированию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов — природного, культурного, социального и др., каковые определяют темперамент, содержание и результаты его социализации;

описание и изучение социализации как совокупности стихийного, частично направляемого, довольно социально контролируемого процессов развития человека, и его самоизменения;

изучение и выявление взаимодополняющих факторов социализации разного уровня: мега — космос, планета, мир; макро — страна, этнос, общество, государство; мезо — регион, средства массовой коммуникации, субкультура, тип поселения; микро — семья, соседство, группы сверстников, воспитательные, религиозные и иные организации, микросоциум;

подход к изучению воспитания как одному из социальных институтов, что, например, включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (домашнее, социальное, религиозное, коррекционное, диссоциальное), совокупности воспитания разного уровня (национальную, региональные, муниципальные, локальные) и воспитательные организации разных типов и видов;

рассмотрение социального воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов (к примеру, организации социального опыта, образования, личной помощи), создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;

признание того, что содержательно процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя не смотря на то, что и противоречивые, но объективно взаимодополняющие системы ценностей (западных и восточных культур, классических для России и характерных для советского периода ее истории, города и деревни, провинции и центра, разных социальных, опытных и возрастных субкультур и пр.), что и требует реализации правил гуманизации, природо- и культуросообразности, вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности, незавершимости в социальном воспитании.

Все это далеко не исчерпывает возможности применения принципа дополнительности в социальной педагогике, по мере развития которой будут раскрываться все новые и новые нюансы углубления с его помощью социально-педагогического знания.

Задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте содержание социальной педагогики как отрасли знания.

2. Раскройте связь социальной других отраслей и педагогики педагогики, человеко- и обществознания.

3. Охарактеризуйте функции социальной педагогики и принцип дополнительности.

Литература для независимой работы

1. Наторп П. Социальная педагогика. — СПб., 1911.

2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. — С. 5-21.

3. Семенов В.Д. современность педагогика: и Социальная история. — Екатеринбург, 1995.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ………………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ…………………………………………………………… 5

ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК В ходе СОЦИАЛИЗАЦИИ………………………………………………………………………………………………………… 11

ГЛАВА IV. МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КОСМОС, ПЛАНЕТА, МИР…………………………………………………………………… 17

ГЛАВА V. ГЛАВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЛИЯНИЯ МАКРОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ…………………………………… 19

§ 1. СТРАНА…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 19

§ 2. ЭТНОС…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 20

§ 3. ОБЩЕСТВО…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 23

§ 4. ГОСУДАРСТВО………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 28

ГЛАВА VI. ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЛИЯНИЯ МЕЗОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ЧЕЛОВЕКА…… 31

§ 1. РЕГИОН…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 31

§ 2. СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ……………………………………………………………………………………………………………………. 34

§ 3. СУБКУЛЬТУРЫ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 36

§ 4. ТИП ПОСЕЛЕНИЯ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 40

4.1. СЕЛЬСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 40

4.2. ГОРОД………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 41

4.3. НЕБОЛЬШОЙ ГОРОД…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 44

4.4. ПОСЕЛОК……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 45

4.5. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………………………………………………. 46

ГЛАВА VII. ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МИКРОФАКТОРОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ…………………………………………………….. 50

§ 1. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ и Семья……………………………………………………………………………………………………………………………….. 50

§ 2. СОСЕДСТВО…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 54

§ 3. ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 55

§ 4. РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ и РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………………………… 58

§ 5. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ и ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………………. 60

§ 6. КОНТРКУЛЬТУРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДИССОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ…………………………………………………………….. 63

§ 7. МИКРОСОЦИУМ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 65

ГЛАВА VIII. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ДУХОВНО-ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ…………………………………………………………………………………………………………………………………… 69

§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА………………………………………………………………………………………………………………………….. 69

1.1. БЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………………………………………………………………. 69

1.2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………………………………. 72

1.3. ОБУЧЕНИЕ и Организация Сотрудничеству В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………….. 77

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 82

§ 3. Личная ПОМОЩЬ………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 85

§ 4. ЛОКАЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ…………………………………………………………………………………………………………………. 87

ГЛАВА IX. СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ. КУЛЬТУРНОСТЬ……………………………………………………………………………………………… 91

ГЛАВА Х. ИЗДЕРЖКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ…………………………………………………………………………………………………………………………………. 94

ГЛАВА XI. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ……………………………………………………………………………….. 101

СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. 105

Учебное издание

Философия Монтессори: Целесообразные занятия ребёнка


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: