Принцип природосообразности воспитания

Мысль о необходимости природосооброзности воспитания зародилась в античном мире и дошла до нас в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля.

Принцип природосооброзности воспитания сформулировал в XVII вв. Ян Амос Коменский, и он взял широкое признание в педагогике XVIII-XIX столетий.

Развитие наук о природе и человеке в XX столетии значительно обогатило содержание принципа природосооброзности воспитания. Особенную роль сыграло создание выдающимся отечественным ученым В. И. Вернадским учения о ноосфере.

Ноосфера, т.е. сфера разума, — понятие, отражающее такую стадию развития биосферы, на которой сознательная деятельность человека воздействует на решение и появление мировых проблем.

Современная трактовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что оно должно быть основано научном понимании связи естественных и социальных процессов, согласовываться с неспециализированными законами человека и развития природы, воспитывать его сообразно полу и возрасту, и вырабатывать у него ответственность за развитие самого себя, за дальнейшую эволюцию и состояние ноосферы.

В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека нужно культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к биосфере и планете в целом, и природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. не меньше значительно, дабы воспитание стремилось к тому, дабы человек:

осознавал себя гражданином Вселенной;

осознавал происходящие планетарные процессы и существующие мировые проблемы;

осознавал жизнедеятельности и взаимосвязь ноосферы человеческих сообществ;

имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;

формировал у себя персональную ответственность за ноосферу как продукт и среду людской жизнедеятельности;

осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, разумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизводящего ее.

Вопросы для самоконтроля

1. Космос как мегафактор социализации — это утопия либо непознанная действительность?

2. Kaк сказываются проблемы и глобальные процессы на социализации подрастающих поколений?

3. Какова современная трактовка принципа природосообразности воспитания?

Темы для углубленного изучения

1. человек и Космос как микрокосм.

2. перспективы и Глобальные конфликты их разрешения и обострения.

Литература для независимой работы

1. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997. — С. 168-175, 233-238.

2. Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. — Калуга, 1924.

3. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969. — С. 18-33,186-189.

ГЛАВА V. ГЛАВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЛИЯНИЯ МАКРОФАКТОРОВ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ

СТРАНА

Страна — феномен географически-культурный. Это территория, выделяемая по расположению, природным условиям, имеющая определенные границы. Она владеет национальным суверенитетом (полным либо ограниченным), быть может пребывать под властью второй страны (т.е. быть колонией либо подопечной территорией). На территории одной государства смогут существовать пара стран (отыщем в памяти поделённые Германию и Вьетнам, а сейчас Китай и Корею).

Природно-климатические условия тех либо иных государств различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на их жизнедеятельность и жителей. Географические и климатические условия принуждают обитателей страны много поколений к преодолению существующих трудностей или облегчают труд, и хозяйственное развитие страны (Я. Щепаньский).

Как полагал Мишель Монтень, люди в зависимости от климата того места, где они живут, более либо менее агрессивны, более либо менее умеренны, склонны к послушанию либо непослушанию, к наукам либо искусствам. Это суждение небеспочвенно, не смотря на то, что не нужно преувеличивать влияние климата на поведение человека.

климат страны и Географические условия воздействуют на рождаемость и плотность населения. Так, два острова имеют практически однообразную площадь — Исландия и Куба. Но климат и географическое расположение во многом обусловили то, что население Кубы в двадцать раза больше, чем в Исландии. И это не обращая внимания на то, что уровень судьбы исландцев неизмеримо выше если сравнивать с кубинцами.

Геоклиматические условия воздействуют на состояние здоровье жителей страны, распространение последовательности заболеваний, наконец — на становление этнических изюминок ее обитателей.

В качестве иллюстрации последнего обратимся к характеристике природно-климатических их роли и условий России в становлении изюминок ее обитателей, данной выдающимся русским историком Василием Осиповичем Ключевским:

«Верхнее Поволжье, составляющее центральную область Великороссии… отличается заметными физическими изюминками… обилие болот и лесов, преобладание суглинка в составе земли и паутинная сеть речек и рек, бегущих в различных направлениях. Эти особенности и положили глубочайший отпечаток как на хозяйственный быт Великороссии, так и на племенной темперамент великоросса… своенравна… природа Великороссии. Она довольно часто смеется над самыми осмотрительными расчетами великоросса; почвы и своенравие климата обманывает самые скромные его ожидания и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс обожает подчас, с энтузиазмом, выбрать самое что ни на имеется неисправимое и нерасчетливое ответ, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в успех и имеется великорусский может быть…

…природа отпускает ему мало эргономичного времени для земледельческого труда и… маленькое великорусское лето может еще сокращаться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина торопиться, усиленно трудиться, дабы сделать много в маленькое время и в самый раз убраться с поля, а после этого оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному краткосрочному напряжению собственных сил, привыкал трудиться не так долго осталось ждать, лихорадочно и споро, а позже отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не может к такому напряжению труда ненадолго, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, думается, не отыщем таковой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии…

Невозможность вычислить наперед, заблаговременно сообразить замысел действий и прямо идти к намеченной цели заметно отразилась на складе ума великоросса, на манере его мышления. случайности и Житейские неровности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать предстоящий, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед. В борьбе с оттепелями и нежданными метелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью он стал больше осмотрителен, чем предусмотрителен, выобучался больше подмечать следствия, чем ставить цели, воспитал в себе умение подводить итоги за счет мастерства составлять сметы. Это умение и имеется то, что мы именуем задним умом».

направляться, но, иметь в виду, что выводы В.О. Ключевского не проверялись строго научными изучениями (да и не могли быть проверены). Исходя из этого они увлекательны как размышления крупного историка, иллюстрирующие, но не обосновывающие, влияние природных условий на психологический склад представителей русского этноса.

Так, природно-климатические условия первоначально определяют историческое развитие страны, но нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между географической средой и социально-экономическими процессами, культурным развитием страны, а тем более социализацией человека.

Природно-географические условия — это всего лишь своеобразличные «рамки» процесса социализации. Не играясь в нем самостоятельной роли, они в совокупности с другими факторами определяют кое-какие его своеобразные изюминки. То, как объективные условия страны воздействуют на социализацию человека, во многом определяется тем, как их применяют и учитывают в собственной жизни сложившиеся в стране этносы, государство и общество.

ЭТНОС

Об этносе либо нации. Этнос (либо нация) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, владеющих неспециализированным менталитетом, национальными характером и самосознанием, стабильными изюминками культуры, и осознанием отличия и своего единства от вторых аналогичных образований (понятия «нация» и «этнос» не аналогичны, но мы будем использовать их как синонимы).

поведения и Особенности психики, которые связаны с этнической принадлежностью людей, складываются из двух составляющих: биологической и социально-культурной.

Биологическая составляющая в психологии отдельных целых и людей народов складывалась под влиянием последовательности событий. в течении тысячелетий все нации формировались на собственной этнической территории. (Наличие таковой территории — обязательное условие формирования этноса, но необязательное условие его сохранения — на данный момент многие народы живут в рассеянии.) Столетиями люди приспособились к определенному климату, ландшафту, создавали своеобразный тип хозяйствования для каждой природной территории, собственный ритм судьбы.

Признание биологической составляющей этнической принадлежности, не сопровождаемое утверждениями о превосходстве одной расы над второй, одного народа над вторыми (что есть расизмом, шовинизмом, нацизмом), только констатирует глубинные основания этнических различий, но не утверждает преобладания этих различий в поведении и психике конкретного современного человека. В актуальной жизни намного большую роль играется социально-культурная составляющая поведения и психики людей.

В современных модернизированных государствах национальная принадлежность человека в большой мере, а часто и в основном определяется, с одной стороны, языком, что он вычисляет родным, иными словами, культурой, стоящей за этим языком. С другой — она осознается самим человеком в связи с тем, что его семья относит себя к определенной нации и соответственно ближайшее окружение вычисляет его принадлежащим к ней.

Соответственно, к примеру, русский — тот, кто идентифицирует себя с русской культурой и историей, а тем самым и со страной, в которой все формы социальной судьбе ориентированы в конечном счете именно на эту культуру и на неспециализированные для данной нации историю и систему ценностей.

Другими словами этнос, нация — явление историко-социально-культурное. Роль этноса как фактора социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой — не нужно и абсолютизировать.

Социализация в том либо другом этносе имеет изюминке, которые возможно объединить в две группы — витальные (практически — жизненные, в этом случае биолого-физические) и ментальные (основные духовные свойства).

Витальные изюминки социализации.Под витальными изюминками социализации в этом случае имеются в виду методы вскармливания детей, особенности их физического развития и т. д. самые явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на различных континентах, не смотря на то, что имеется и фактически межнациональные, но менее очевидно выраженные различия.

К примеру, в Уганде, где мать всегда носит младенца на себе и дает ему грудь по первому требованию (это характерно для многих африканских и последовательности азиатских культур и несвойственно, к примеру, европейским), кидается в глаза поразительно стремительное развитие ребенка в первые месяцы судьбы. Трехмесячный кроха уже может пара мин. сидеть без опоры, шестимесячный поднимается, имея опору, девятимесячный начинает ходить и скоро лепетать. Но около восемнадцатимесячного возраста (по окончании того, как его забрали от груди и от матери) ребенок начинает терять опережение в развитии, а после этого отстает от европейских норм, что, по всей видимости, связано с изюминками пищи.

Тесная сообщение физического развития с пищей видна на примере Японии. В то время, когда благодаря стремительного экономического развития и определенной американизации образа судьбы японцы значительно изменили рацион питания, существенно изменилось их соматическое развитие: старшие поколения существенно уступают младшим по показателям веса и роста. Одновременно с этим сохранение в рационе питания японцев громадной доли морепродуктов можно считать одной из обстоятельств того, что у них самая громадная длительность судьбы. Предполагать это разрешает аналогичная обстановка с потреблением морепродуктов норвежцами, кроме этого держащими одно из первых мест в мире по продолжительности жизни.

В ситуации, в то время, когда в развитых государствах быстро уменьшилась в связи с научным прогрессом необходимость в физических упрочнениях человека, громадную роль в физическом развитии людей играется спорт. В тех государствах, где он стал неотъемлемой частью образа судьбы, отмечается лучшее физическое развитие людей. Конечно, что в этих государствах срабатывают оба условия -и улучшение питания, и спортивные занятия, и третье обстоятельство — улучшение медобслуживания.

Недостаточность этих условий в Российской Федерации стала причиной высокой детской заболеваемости и смертности, нехорошему физическому формированию многочисленных детских групп, подростков, юношей, сокращению продолжительности жизни. Так, по разным данным, к середине 90-х гг. XX в. гармонично развитых — с верным телосложением, с соответствием веса и роста — было всего 8,5% всех школьников с I по XI классы. У 40-45% школьников отмечались отклонения на уровне функциональных расстройств, каковые при негативных условиях смогут привести к важным болезням. 25-35% имели хронические болезни. Наконец, только 12-15% юношей могли быть признаны полностью годными для работы в армии.

О менталитете этноса.Влияние этнокультурных условий на социализацию человека самый значительно определяется тем, что принято именовать менталитетом (понятие, введенное в начале XX в. французским ученым Л. Леви-Брюлем).

Менталитет — это глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, свойственный этносу как многочисленной группе людей, сформировавшейся в выясненных природно-климатических и историко-культурных условиях.

Менталитет этноса определяет характерные его представителям методы видеть и принимать окружающий мир и на когнитивном, и на аффективном, и на прагматическом уровнях. Менталитет вследствие этого проявляется и в характерных представителям этноса методах функционировать в окружающем мире.

Так, изучения продемонстрировали, что у населений украины, сформировавшихся и живущих в своеобразных природно-климатических условиях, образно названных Джеком Лондоном «белым безмолвием», отмечается своеобразная традиция восприятия звука, необычный этнический звукоидеал, что воздействует на особенности эмоциональных проявлений у представителей северных этносов и на поведенческом уровне.

Второй пример. Финны стали употреблять в пищу грибы только во второй половине XIX в. Исследователи растолковывают это следующим образом. В течение многих столетий финны, живя в жёстких климатических условиях, думали, что человек добывает все необходимое для жизни тяжелым трудом в борьбе с природой. Грибы же — творение природы — возможно было собирать легко и просто, а раз так, то финский менталитет не рассматривал их как что-то пригодное для жизни человека.

И еще одно свидетельство проявления менталитета в культурных установках, характерных представителям разных наций. Изучение, совершённое в пяти европейских государствах в конце 80-х гг.XX в., распознало очень любопытную обстановку. Среди англичан выяснилось наибольшее число равнодушных к мастерству и больше всего приверженцев «строгих химии» — и наук физики. Родными к британцам в этом нюансе были немцы. А вот среди французов, итальянцев, испанцев (народов романской группы) людей, высоко оценивающих мастерство, намного больше тех, для кого приоритетны химия и физика.

Обобщая разные эти, возможно сделать вывод о том, что менталитет этноса, проявляясь в стабильных изюминках его культуры, определяет в основном отношения и глубинные основания восприятия его представителей к судьбе.

Конкретизируя это положение, возможно сказать о том, что менталитет этноса во многом определяет: отношение его пpeдcтaвителей к труду и своеобразные традиции, которые связаны с трудовой деятельностью; представления об домашнем уюте и удобствах быта; совершенства прекрасного и некрасивого; каноны взаимоотношений членов и семейного счастья семьи; нормы полоролевого поведения, в частности понятия о приличиях в проявлении эмоций и эмоций; познание доброты, вежливости, такта, сдержанности и т.д.

В целом менталитет характеризует оригинальность культуры того либо иного этноса. Как писал французский этнолог Клод Леви-Стросс: «Оригинальность каждой из культур содержится в первую очередь в ее собственном методе решения проблем, перспективном размещении сокровищ, каковые общи всем людям. Лишь значимость их ни при каких обстоятельствах не бывает однообразна в различных культурах».

стихийная социализация и Менталитет.Влияние менталитета этноса весьма громадно во всех качествах социализации человека. Об этом свидетельствуют следующие примеры. В ходе полоролевой социализации влияние менталитета осуществляется благодаря характерным для него женственности «и» эталонам «мужественности». Они подразумевают определенный комплект черт характера, изюминок поведения, эмоциональных реакций, установок и т.д. Эти эталоны относительны, т.е. их содержание не сходится в культурах различных этносов. Крайние варианты расхождения эталонов «мужественности» и «женственности» продемонстрировала американский антрополог Маргарет Мид на примере трех племен Новой Гвинеи. У Арапешей оба пола кооперативны и не агрессивны, т.е. феминизированы по нормам западной культуры. У Мундугуморов оба пола неотёсанны и некооперативны, т.е. маскулинизированы. У Чамбула картина обратная западной культуре: дамы доминантны и директивны, а мужчины эмоционально зависимы.

Громадно влияние менталитета этноса на домашнюю социализацию. Это возможно проиллюстрировать на таком примере. В Узбекистане родительская семья в намного большей мере, чем в Российской Федерации и Прибалтике, является образцом для молодежи — особенно в том, что касается воспитания детей. Различия особенно громадны в брачных установках. До 80% узбеков вычисляют согласие своих родителей на брак необходимым, а развод при наличии детей недопустимым. А около 8,0% эстонцев не вычисляют согласие своих родителей обязательным и 50% в полной мере допускают развод и при наличии детей.

Влияние менталитета этноса весьма выпукло проявляется в сфере межличностных взаимоотношений. Так, этнические нормы в большой мере определяют стиль общения младших со старшими, величину возрастной расстоянии, специфику восприятия ими друг друга по большому счету и как партнеров по общению в частности. В Японии, например, при общении людей различного возраста старший практически сходу присваивает себе форму общения в виде монолога, и младший это принимает как само собой разумеющееся, легко внимая говорящему.

Громадную роль менталитет играется и в формировании межэтнических установок, каковые, зарождаясь в юные годы, будучи очень устойчивыми, часто преобразовываются в стереотипы.

воспитание и Менталитет.Менталитет этноса воздействует на воспитание подрастающих поколений как довольно социально контролируемую социализацию в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции личности и воспитания.

Имплицитные (т.е. подразумеваемые, но несформулированные) теории личности, свойственные каждому этносу, имеется совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на последовательность вопросов: каковы возможности и природа человека? Чем он есть, может и должен быть? и др. Ответы на эти вопросы образуютимплицитную концепцию личности (И.С. Кон).

На воспитание, с моей точки зрения, менталитет воздействует и в связи с тем, что у этноса как естественное следствие наличия имплицитных концепций личности имеютсяимплицитные концепции воспитания. Как раз они во многом определяют, чего взрослые получают от детей и как именно они это делают, т.е. содержание взаимодействия старших и подрастающих поколений, его стиль и средства. Имплицитную концепцию воспитания этноса возможно рассматривать как неосознаваемую центральную ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.

От воспитания и имплицитных концепции личности сильно зависит возможность сбалансированности адаптации и обособления человека в национальной общности, т.е. то, как он может стать жертвой социализации. В соответствии с имплицитными концепциями воспитания и личности этническое сообщество признает либо не признает те либо иные типы людей жертвами негативных условий социализации, и определяет отношение к ним окружающих.

Содержание этих концепций во многом определяет позицию человека как объекта социализации, и ожидаемые и допускаемые в конкретном этносе характер и меру его субъектности и субъективности в ходе социализации.

ОБЩЕСТВО

Понятие об обществе. Общество — понятие по большей части политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных взаимоотношений между людьми, структуру которых образовывает семья, социальные, возрастные, опытные и иные номинальные и настоящие группы, и государство.

Общество представляет собой целостный организм со собственными половозрастной и социальной структурами, экономикой, идеологией и культурой, что владеет определенными методами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

направляться выделить, что намерено сказать об обществе как факторе социализации нужно среди них и вследствие того что в Российской Федерации до самого последнего времени общество и практически, и идеологически отождествлялось, а на уровне обыденного сознания и до сих пор отождествляется с страной. Последние годы идет достаточно непростой, а на практике кроме того мучительный процесс их разделения, разгосударствления общества, возрождения а во многом и создания заново структур гражданского общества Он потому столь тяжёл, что затрагивает коренные базания жизни. Эти кардинальные преобразования общества не могли не обострить ветхих и не породить новых неприятностей социализации подрастающих поколений.

Полоролевая структура общества.Полоролевая структура общества с позиций его характеристики как фактора социализации имеет значение не столько собственными количественными (соотношением супругчин и дам различных возрастов и т.п.), какое количество качественными показателями.

Полоролевая структура общества как следует характеризуется:

социальным статусом полов (матриархат в некоторых архаичных культурах, патриархат в ряде обществ Азии и Африки, декларируемый биархат — равенство полов — в Европе);

различиями в уровне образования (так, в Российской Федерации дамы в среднем имеют более большой уровень образования, чем мужчины);

занятостью внедомашним трудом представителей того и другого пола, мерой его квалифицированности (часть женщин, занятых неквалифицированным трудом и малопрестижной работой, в большинстве случаев, выше);

участием в управлении организациями, в органах местного управления, в управлении страной (в Российской Федерации в Думе, избранной в 1995 г., дам было 10%, в 1999 г. — 5%, а в парлаДании и ментах Норвегии — треть парламентариев).

Качественные характеристики полоролевой структуры общества воздействуют на стихийную социализацию детей, подростков, юношей, первым делом, определяя усвоение ими соответствующих представлений о статусном положении того либо другого пола, полоролевые нормы и ожидания, формирование комплекта стереотипов полоролевого поведения. Качественные изюминки полоролевой структуры общества и их восприятие человеком смогут повлиять на разиндивидуальные нюансы его самоопределения, на выбор сфер и самоутверждения и способов самореализации, на самоизменение в целом.

Возрастная структура общества.Возрастная стратификация (распределение) свойственна любому обществу, любой культуре. Во всех языках понятия «младший», «старший», «ребенок», «парень», «старик» показывают не только на возраст человека, но и на его положение в статусной структуре общества, обозначая некое неравенство (асимметрию) прав и обязанностей, предполагая определенный комплект норм и ожиданий поведения. Возрастная стратификация, будучи стабильной в общем, имеет определенные исторические изюминки с позиций статуса того либо иного возраста.

Дети, дети, юношество, молодежь образуют необычные общества сверстников, играющие в ходе их социализации достаточно независимую роль, с одной стороны, сходную во всех обществах, а с другой — своеобразную в зависимости от уровня развития и культурно-исторических традиций общества.

Самый последовательно значение возрастной структуры общества в социализации (и в стихийной, и в социально контролируемой) подрастающих поколений продемонстрировано в концепции Маргарет Мид. Она выделила три типа обществ в зависимости от темпов их меры и развития модернизированности — традиционности, каковые, согласно ее точке зрения, определяют темперамент межпоколенных взаимоотношений в ходе социализации человека.

В обществах постфигуративного типа (доиндустриальных, а сейчас в архаичных и в очень идеологически закрытых) люди, старшие по возрасту, являются моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поколению.

В обществах кофигуративного типа (индустриальных и модернизирующихся) моделью для людей оказывается поведение их современников. И дети, и взрослые в них обучаются в основном у сверстников, т.е. в межпоколенной трансмиссии культуры центр тяжести переносится с прошлого на настоящее.

В обществах префигуративного типа не только младшие обучаются у старших, не только поведение сверстников делается моделью для людей, но и старшие обучаются у младших. Данный тип характерен для современных развитых государств, потому что Сейчас прошедший опыт не только недостаточен, но и, иногда, возможно вреден, мешая поискам смелых подходов к ответу неприятностей, которых не появлялось ранее.

Согласно точки зрения И.С. Кона, концепция М. Мид верно схватывает зависимость межпоколенных взаимоотношений от темпов научного и социального развития общества. Но не следует абсолютизировать эту зависимость, как и сами темпы культурного обновления, в то время, когда речь заходит о характере межпоколенных взаимоотношений, потому что на них воздействуют и многие другие события.

Помимо этого, нужно иметь в виду, что в одном и том же обществе смогут находиться в разных соотношениях все выделенные М. Мид типы межпоколенных взаимоотношений, но значимость каждого из них в жизни общества и в ходе социализации человека разна в зависимости от характера и уровня развития общества, возрастных, групповых и личных особенностей людей.

Так в обществах переходного типа в периоды нестабильности межпоколенные отношения осложняются тем, что старшие нередко переживают кризис социальной идентичности, а младшие, социализируясь в изменяющихся условиях, выясняются более приспособленными к судьбе, чем старшие.

Социальная структура общества.Социальная структура общества — более либо менее устойчивые соотношение и набор социальных и опытных групп и слоёв, имеющих своеобразные интересы и мотивацию экономического и социального поведения. Для социальной дифференциации современного русского общества характерно образование большое количествочисленных и довольно часто нестабильных по составу опытных групп. Условно их возможно объединить в пара социальных слоев (в зависимости от их имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах разного уровня) — верхний, включающий в себя политические и экономические элиты; верхний средний — менеджеры и собственники больших фирм; средний — небольшие предприниматели, менеджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых частных и ведомств фирм; базисный — массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший — неквалифицированные работники национальных фирм, пенсионеры; социальное дно (Т.И. Заславская).

В ходе социальной разделении в Российской Федерации замечаются, как минимум, четыре тенденции — обнищание (пауперизация) экспертов, люмпенизация и криминализация многих социальных слоев, и образование среднего класса.

Формирование так именуемого среднего класса идет на базе разных слоев. Для него свойственны: сокровище труда как сферы самореализации, отношение к собственности как к сокровищу, устоявшийся образ судьбы «хорошего человека», образования и ценность семьи. основа ценности — и Эти источники самоуважения личностного самопринятия. Но малочисленность среднего класса не разрешает ему сейчас определять моральный климат в обществе. Одновременно с этим именно он в большинстве случаев представляет собой силу, стабилизирующую общество.

Намного большее влияние на моральный климат общества оказывает процесс люмпенизации, что захватил фактически все социальные слои. Люмпен сейчас — это не классический «отброс общества». Современный русский люмпен отличается не имущественным положением, а определенной совокупностью полезностей, сущность которой в том, что отчуждение от труда (труд как «добыча» средств либо повинность) и собственности (она воспринимается как средство сиюминутного удовлетворения потребностей, а не как сокровище для потомков) из ущербной черты, из источника комплекса неполноценности, перевоплощено в сокровище, источник самоуважения. Именно поэтому люмпен не хочет расставаться со своей позицией, она для него самодостаточна (М. Сиверцев). Исходя из этого возможно сказать о том, что имеется люмпен-предприниматели, люмпен-политики, люмпен-интеллигенты и т.п.

Разумеется, что названные тенденции играются значительную роль в социализации детей, подростков, юношей, потому что практически предоставляют им выбор диаметрально противоположных жизненных сценариев.

На стихийную социализацию и самоизменение человека социальная структура, во-первых, воздействует постольку, потому, что каждый социальный слой и отдельные социально-опытные группы в них производят своеобразный стиль судьбы.

Стиль судьбы каждого социального слоя своеобразны воздействует на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юношей. Помимо этого, ценности и стиль судьбы тех либо иных (среди них и криминальных) слоев смогут становиться для детей, чьи родители к ним не принадлежат, необычными эталонами, каковые смогут оказывать влияние на них кроме того больше, чем ценности того слоя, к которому в собственности их семья.

Во-вторых, направляться иметь в виду, что чем более социально дифференцирование общество, тем больше в нем потенциальные возможности для мобильности его участников — горизонтальной и вертикальной.

Горизонтальная социальная мобильность — это изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в рамках одного социального слоя.Вертикальная социальная мобильность — передвижение участников общества из одного социального слоя в второй (как в более большой, так и в более низкий).

Воспитание как социально контролируемая социализация испытывает на себе влияние социальной структуры общества в связи с тем, что разные социальные слои и опытные группы имеют различные представления о том, какие конкретно люди возрастут из их детей. Соответственно они предъявляют различные требования к организации и системе образования социального опыта подрастающих индивидуальной помощи и поколений конкретным людям в ходе воспитания.

социализация и Экономика.Уровень экономразвития общества воздействует на социализацию подрастающих поколений постольку, потому, что определяет уровень судьбы его участников.

Уровень судьбы — понятие, характеризующее степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, что выражается в качестве и количестве потребляемых человеком благ и одолжений, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов долгого пользования, средств передвижения, впредь до самых сложных, «возвышенных потребностей», связанных с удовлетворением духовных, эстетических и иных аналогичных запросов.

На стихийную социализацию и самоизменение человека экономическое развитие воздействует, не только определяя уровень судьбы разных опытных и социальных слоёв и групп, и конкретных людей, но и за счет того, что его вектор (экономический рост, стагнация экономического положения, его ухудшение) воздействует на их ожидания, настроения и поведение. Эта атмосфера во многом определяет или актуальные и перспективные устремления как конкретных участников общества, так и целых групп населения, стимулируя активное рвение улучшать собственный положение, или фрустрацию (подавленность) и, как следствие, антисоциальное поведение (агрессию, вандализм, саморазрушение — алкоголизм, наркоманию).

На воспитание как социально контролируемую социализацию экономическая обстановка в обществе воздействует постольку, потому, что определяет востребованность определенного количества людей тех либо иных профессий и качественный уровень их подготовки. Основное же пребывает в том, что уровень экономического развития общества определяет возможности для условий планомерного развития, прежде всего подрастающих поколений — в целом либо лишь в некоторых социальных слоях.

Чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека в ходе социализации. В качестве иллюстрации возможно привести такие эти. «Цена ребенка» от рождения до 25 лет в стоимостях 1985 г. в Соединенных Штатах была 500 тыс. американских долларов, в Швеции — 700 тыс. американских долларов, а в СССР — 40 тыс. рублей. Эти затраты определяли уровень качества питания, медицинские, образовательные, жилищно-бытовые и культурные различия в возможностях, каковые создавало каждое из названных обществ для развития подрастающих поколений.

Соответственно уровню экономразвития общества складываются и условия социализации человека в зрелом возрасте, определяя возможности и стимулы реализации себя в трудовой деятельности, материальную базу рекреативного поведения и семейного благополучия. Экономика определяет и вероятный уровень судьбы стариков.

социализация и Идеология. Социализация в современной России содержательно значительно изменилась в связи с политико-идеологическими и социально-политическими процессами, происходящими в обществе, в котором на смену идеологии тоталитаризма пришел неустойчивый и очень подвижный плюрализм (многообразие).

Идеологический плюрализм создал во многом новую обстановку стихийной социализации и самоизменения человека. Плюрализм предполагает сознательный и важный выбор человеком собственных нравственных и идеологических ориентиров. Трудность выбора, неудовлетворенность социальной практикой, исторически сформировавшееся у широких слоев населения неумение делать выбор приводят к нежеланию его делать, к отказу от выбора.

Педагогика удивления на уроках английского


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: