Принципы формирования содержания

Анализ громадного количества отечественных и зарубежных дидактических источников разрешает выделить следующие неспециализированные правила формирования содержания школьного образования:

1. Гуманистичности, снабжающей приоритет общездоровья человека и человеческих ценностей, свободного развития личности.

2. Научности, проявляющейся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.

3. Последовательности, заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на прошлое и вытекает из него.

4. Историзма, означающего воспроизведение в школьных направлениях истории развития той либо другой отрасли науки, людской практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

5. Систематичности, предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в совокупности, построение всех учебных направлений и всего содержания школьного обучения как совокупностей, входящих приятель в приятеля и в неспециализированную совокупность людской культуры.

6. Связи с судьбой как метода верификации (проверки) действеннности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования настоящей практикой.

7. Соответствия уровню подготовленности и возрастным возможностям школьников, которым та либо другая система знаний, умений предлагается для освоения; в случае если материал, которым обучающиеся овладевают, через чур легок, то и знания, и познавательные силы растут медлительно, несоразмерно с их возможностями.

8. Доступности, определяемой структурой учебных планов и программ, методом изложения научных знаний в учебных книгах, и порядком введения и оптимальным числом изучаемых научных терминов и понятий.

В программах обучения должны находиться сведения, учитывающие публичные и личные потребности, отражающие главное современное содержание большой воспитательной и познавательной ценности. Содержание должно быть подобрано так, дабы преподаватели имели возможность индивидуализировать собственную учебно-воспитательную работу с учетом способностей и интересов обучающихся. В рамках так называемых родственных дисциплин обращается внимание на связь отдельных разделов и тем. Содержание должно заключать в себе богатые воспитательные возможности. В него направляться вводить материал, облегчающий опытную ориентацию молодежи.

Содержание учебного процесса как совокупность может иметь I разную структуру изложения (представления). Элементы структуры — это отдельные знания либо их элементы (шаги, порции), каковые смогут «сцепляться» между собой разным образом. Самый распространенными на данный момент являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют постоянную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, в большинстве случаев, лишь один раз. При выборе такой структуры изложения особенно принципиально важно придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. Эта структура оправдывает себя при изложении истории, языков, литературы, музыки и т. д.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Одинаковый вопрос повторяется некакое количество раз, причем его содержание неспешно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, каковые по роста накопления и меря знаний познавательных возможностей углубляются и увеличиваются. Эта структура обширно употребляется при изложении физики, химии, биологии.

Характерной изюминкой спиральной структуры изложения есть то, что обучающиеся, не теряя из поля зрения финалную проблему, неспешно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В спиральной структуре нет перерывов, характерных для концентрической структуры, нет в ней и одноразовости в изучении знаний, которая отличает линейную структуру. самая эффективной спиральная структура выясняется при организации содержания публичных, педагогических, психотерапевтических наук.

Составители учебных книг сейчас все больше применяют возможности смешанной структуры, являющейся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части разными методами.

При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, особенности и характер изучаемых знаний, и, по возможности, особенности тех групп обучающихся, которым будет направлено разрабатываемое содержание.

Улей лежак Владимирский — Ключевые принципы пчеловодства


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: