Принципы организации б.р. и формы б.р.

организации и Предприятия независимо от их правовой и организационной формы обязаны хранить финансовые средства в банках на расчётных квитанциях. Все платежи и расчёты в стране осуществляются учреждениями банков в соответствии с определёнными правилами:

1. Все платежи и расчёты проводятся на базе законодательно утверждённых правовых норм. Это обусловлено ролью платёжной совокупности как главного элемента всей совокупности, гражданских правоотношений в современном обществе. Главные документы – ГК Российской Федерации, гражданский процессуальный кодекс, арбитражный процессуальный кодекс, законы о подзаконные акты («О ЦБ», « О банковской деятельности и банках», «О безналичных расчётах», «О чеках», «О векселях»). Основной регулирующий орган ЦБ РФ. На ЦБ возложены обязанности:

1. По устранению правил, стандартов и сроков осуществления расчётов и используемых наряду с этим документов, по координации, лицензированию и регулированию организации расчётных и клиринговых совокупностей.

2. осуществление расчётов по банковским квитанциям, их наличие, как у плательщика, так и получателя – необходимое требование расчётов. Для расчётного обслуживания содержится контракт, в котором должны быть указаны

— ставки по вкладам и кредитам, депозитам,

— цена банковских одолжений,

— сроки их исполнения,

— ответственность сторон за нарушение соглашения, а также за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей,

— другие условия и порядок расторжения.

Банки и другие кредитные учреждения для расчётов между собой открывают корреспондентские квитанции и обязательно в учреждениях ЦБ (РКЦ).

3. поддержание ликвидности на уровне, снабжающем бесперебойное осуществление платежей

4. наличие акцепта плательщика на платёж. Данный принцип реализуется путём применения

а) соответствующего платёжного инструмента, содержащего распоряжение обладателя счёта на списание средств (чеки, платёжные поручения, векселя)

б) особого акцепта документов, выписанных получателями средств (платёжных требований, поручений, переводной вексель)

Время от времени законодательством допускается неоспоримое списание средств.

5. срочность платежа

6. контроль всех участников расчёта за правильностью их совершения, за соблюдением установившихся порядка и положений их проведения. Контроль реализовывают бухгалтерские работы, налоговая администрация, банки. Часто банки принимают на себя целый контроль за проведением расчётов и берут на себя обязанности по управлению финансовой наличностью,

— составляют кассовые сметы,

— выполняют инкасацию чеков, векселей;

— руководят и смотрят за размещением и движением средств на рынке свободных ресурсов.

На западе плата за эти услуги банк образовывает большую часть доходов банка.

7. Имущественная ответственность за несоблюдение договорных условий.

Формы безналичных расчётов.

Безналичные расчёты проводятся на основании расчётных документов установленной формы и с соблюдением соответстующего докментооборота в зависимости от характера расчётных документов, организации документооборота и способа платежа. В банке различают следующие формы б.р.

1. платёжное поручение

2. аккредитивная форма

3. расчёты чеками

4. расчёты платёжными требованиями

5.расчёты по инкасса

Выбор формы б.р определяется

1.Темперамент хозяйственных связей.

2. его доставки и Особенности продукции и приёмки, местонахождение сторон сделки

3. Денежное положение юридических ли.

Банк обязан и в большинстве случаев рекомендует, какую форму избрать.

Критерии выбора

1.Скорость

2.Простота

3.надёжность

4.Цена

5.Исключение встречного перемещения.

Платёжное поручение

П.п. – поручение предприятия-плательщика обслуживающему банку о перечислении определённой суммы со собственного счёта на счёт получателя. Самый распространённая форма расчётов. Такие расчёты проводятся

— за услуги и товары,

— плановые платежи при регулярных поставках,

— за нетоварные платежи,

— платежи в доходы бюджета,

— к органам страхования,

— переводы сумм наличной выручки,

— перечисление з/п работникам на квитанции в другие банки.

П.п. дейстителен в течение 10 ней. Принимается от плательщика к выполнению лишь при наличии средств на его счёте, в случае если иное не оговорено п.п. Они смогут быть срочные, досрочные, отсрочные.

Поставщик
Получатель
Банк поставщика.
Банк получателя

Расчеты чеками. При расчетах чеками обладатель счета (чекодатель) дает письменное распоряжение плательщику (банку,выдавшему расчетные чеки) уплатить определенную сумму денег,указанную в чеке,получателю средств . Банк гарантирует незамедлительное зачисление обладателю чека упомянутой в нем суммы, при условии соблюдения порядка, установленного для пользования чеками. Такая гарантия обеспечивается тем, что банк, выдавая чековую книжку хозяйственной организации либо гражданину, определяет условия выписки чеков из данной книжки, депонируя при необходимости соответствующие средства на отдельном счете в банке либо разрешая выдачу кредита на оплату чеков. Сфера применения чековой формы безналичных расчетов приблизительно та же, что и в расчетах платежными поручениями. Громаднейшее распространение они взяли в расчетах за услуги транспорта, при приобретении товаров в порядке мелкооптовой торговли, а также в расчетах населения с национальными, кооперативными и другими организациями. Чеки употребляются как физическими, так и юрлицами, являются платежным средством и смогут использоваться при расчетах в любых ситуациях, предусмотренных Законами РФ. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Чек имеет хождение лишь на территории РФ. Чек есть полезной бумагой. Бланки чеков изготавливаются по единому примеру и являются бланками строгой отчетности. Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течении 10 дней, не считая дня его выдачи. Расчеты чеками существенно ускоряют документооборот, создают наилучшие условия для проверки качества приобретаемой продукции либо оказания услуг. Одновременно с этим расчеты отдельными чеками имеют неудобство, заключающееся в том, что по условиям данной формы расчетов цена взятых товарно-материальных сокровищ либо одолжений обязана совпадать с суммой чека.

Расчеты аккредитивами. Аккредитивная форма расчетов,не смотря на то, что и занимает маленькой удельный вес в платежах за продукцию,имеет громадные преимущества перед расчетами платежными поручениями. Аккредитив –поручение банка клиента банку поставщика оплачивать квитанций этого поставщика за отгруженный товар либо сделанные одолжения на условиях,предусмотренных в аккредитивном заявлении клиента. Аккредитив используется в иногородних расчетах за товары, в основном при разовых поставках. Смогут раскрываться следующие виды аккредитивов:

— покрытые либо непокрытые;

Покрытыми считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет личные средства плательщика либо предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика на отдельный балансовый счет на целый срок действия обязательств банка-эмитента. При установлении между банками корреспондентских взаимоотношений непокрытый аккредитив может раскрываться в выполняющем банке методом предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

— отзывные либо безотзывные. Любой аккредитив обязан светло показывать, есть ли он отзывным либо безотзывным. При отсутствии для того чтобы указания аккредитив есть отзывным. Безотзывной аккредитив не может быть поменян либо отменён без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Аккредитив возможно рекомендован для расчетов лишь с одним поставщиком.В заявлении об открытии аккредитива пла- тельщик обязан указать:

— номер соглашения, по которому раскрывается аккредитив;

— срок действия аккредитива;

— наименование поставщика;

— наименование банка, выполняющего аккредитив;

— место выполнения аккредитива;

— наименование документов, против которых производяться выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления; —

— вид аккредитива;

— для отгрузки каких товаров раскрывается аккредитив;

— сумма аккредитива;

— метод реализации аккредитива.

Для получения средств по аккредитиву поставщик,отгрузив товары, воображает реестр квитанций, отгрузочные и другие документы. Не принимаются к оплате реестры квитанций без указания в них даты отгрузки, номеров товарно-транспортных документов, номеров либо дат приемо-вида транспорта и сдаточных документов. К недочётам аккредитивной формы расчетов относиться задержка грузооборота, отвлечение средств из хозяйственного оборота клиента, замедление оборота средств у поставщика, поскольку отгрузка готовой продукции не имеет возможности производиться до открытия счета аккредитиваВсе это ограничивает сферу применения названной формы расчета.

Расчеты платежными требованиями-поручениями. Расчеты платежными требованиями-поручениями самый целесообразны при расчетах за услуги и товары. Платежное требование — это расчетный документ, содержащий требование получателя средств плательщику об уплате определенной суммы, на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов, стои- мость поставленной согласно соглашению продукции, выполненных работ, сделанных одолжений. Суть данной формы расчетов-акцепт (согласие) клиента на оплату предъявленных поставщиком платежных требований. Плательщик обязан представить в банк платежное требование- поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Обязательства сторон по акцептной форме расчетов появляются с момента отгрузки поставщиком материальных сокровищ в адрес клиента. Поставщик, имея транспортные документы об отгрузке, выписывает платежные платежные требования на имя клиента и сдает их в собственный отделение банка на инкассо. Банк поставщика пересылает их в банк клиента для взыскания и акцепта платежа. Платежные требования эргономичны поставщику, поскольку банк осуществляет инкассирование платежных требований, смотрит за взысканием денег с клиента. Клиент имеет возможность по документам контролиро- вать соблюдение поставщиком договорных условий, отказаться от акцепта, в случае если эти условия нарушены. Акцепт не редкость предварительный либо последующий. При предварительном акцепте банк списывает средства со счета плательщика, не получив от него в поставленный срок отказ от акцепта. Так, предотвращается неправомерное списание средств с бюджетных и некоторых вторых квитанций, не смотря на то, что наряду с этим перемещение денег задерживается на пара дней. При последующем акцепте банк списывает средства сходу, но после этого восстанавливает их на счете, в случае если плательщик в установленный срок заявит отказ от акцепта. Тут списание средств, соответственно перемещение их главной массы, ускоряется. Учитывая, что отказы от акцепта составляют всего пара процентов от общего объема платежей, возврат средств и свя- занная с этим задержка их перемещения очень малы. Плательщик в праве всецело отказаться от акцепта в случаях, в случае если услуги и товары не предусмотрены соглашением, товары поставлены досрочно без согласия клиента, документально установлена недоброкачественность либо некомплектность товаров, не согласована цена товаров, предъявленное требование оплачено раньше либо поступило требование, по которому практически не случилась отгрузка либо не сделаны одолжения. Частичный отказ от акцепта разрешается в случаях отгрузки незаказанных товаров, либо отгрузки их в большем количестве,чем указано в счете,либо более низкой сортности, либо недостача товаров. Об отказе всецело либо частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение трех дней. Требования-поручения вместе с приложенными извещением и отгрузочными документами об отказе в оплате возвращаются конкретно поставщику. Недочётами расчетов платежными требованиями являются возможность возникновения и длительный документооборот неплатежей из-за отсутствия средств у плательщика. Так, формы и сроки платежей оказывают яркое влияние на состояние финансов и платежеспособность фирм.

Источники международного права


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: