Принципы патопсихологических исследований.

Исходя из отечественных патопсихологических изучений стоит выделить следующие правила:

— Психотерапевтический опыт обязан давать возможность изучить психологические нарушения как нарушение деятельности (потому, что психологические процессы рассматриваются в психологии не как врожденные свойства, а как такие, каковые формируются при жизни). Он должен быть направлен на качественный анализ разных форм расстройства психики, на раскрытие механизмов нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления. В случае если речь заходит о нарушении познавательных процессов, то экспериментальные приемы должны продемонстрировать, как распадаются те либо иные мыслительные операции больного, каковые сформировались в ходе его жизнедеятельности, как видоизменяется процесс приобретения новых связей, в какой форме искажается возможность пользования совокупностью ветхих связей, каковые сформировались в прошлом опыте.

— Принцип качественного анализа изюминок протекания психологических процессов больного — принципиально важно не только то, какой сложности либо какого именно количества задания больной осмыслил и выполнил, но да и то, как он осмысливал, чем были обусловлены его затруднения и ошибки. Как раз анализ неточностей, появляющихся у больных в ходе исполнения экспериментальных заданий, есть серьёзным материалом для оценки того либо иного нарушения психологической деятельности больных.

— Одинаковый патопсихологический симптом может обусловливаться различными механизмами и быть индикатором разных состояний. Так, нарушение опосредованной памяти либо неустойчивость суждений смогут появиться благодаря нарушений умственной работоспособности больного, нарушений целенаправленности мотивов, либо быть проявлением дезадаптации действий. Темперамент нарушений не есть своеобразным для данного заболевания. Он есть только обычным для них и возможно оценен в комплексе с данными целостного патопсихологического изучения.

— Патопсихологическое изучение осуществляется посредством таких экспериментальных задач, каковые смогут актуализировать умственные операции, которыми пользуется человек в собственной жизнедеятельности, мотивы, побуждающие эту деятельность. Наряду с этим патопсихологический опыт обязан актуализировать не только умственные операции больного, но и его личное отношение к работе, самому себе, к результату работы и др.

— Строение патопсихологического опыта должно предоставлять возможность обнаруживать не только структуру поменянных, но и сохранение форм психологической деятельности больного. Это принципиально важно для решения проблемы восстановления нарушенных функций. Вопрос о сохранении данных поднимается особенно остро для выяснения, к примеру, возможности и трудоспособности больного продолжать обучение и т.д.

— В патопсихологических изучениях направляться учитывать отношение больного к опыту, зависящее от его больного состояния. Так, здоровые испытуемые стараются выполнить инструкцию, «принимают» задачи, а психически больные время от времени не только не стараются выполнить задание, а неправильно толкуют опыт либо оказывают активное сопротивление инструкции. К примеру, в случае если при проведении ассоциативного опыта со здоровым человеком экспериментатор даёт предупреждение, что будут сказаны слова, в каковые она обязана вслушаться, то здоровый испытуемый деятельно направляет внимание на сообщённые экспериментатором слова. При проведении этого самого опыта по негативистским больным довольно часто появляется противоположный эффект: больной деятельно не желает слушать. При таких условиях экспериментатор должен проводить опыт наподобие «обходным методом»: произносит слова наподобие нечаянно и регистрирует реакции больного. Часто приходится экспериментировать с больным, что интерпретирует обстановку изучения идеями абсурд, к примеру, считает, что экспериментатор действует на него «обмороком», «лучами». Ясно, что такое отношение больного к опыту отражается на методах исполнения задания, он довольно часто делает просьбу экспериментатора умышленно неправильно, оттягивает ответы и т.д. В таких случаях построение опыта должна быть поменяна.

— В патопсихологических изучениях употребляется много методик. Это разъясняется тем, что процесс распада психики не происходит одноуровневый. Фактически не бывает так, дабы у одного больного нарушались лишь процессы анализа и синтеза, а у другого страдала бы только целеустремленность личности. При исполнении любого экспериментального задания возможно делать выводы о разных формах психологических нарушений. Но, не обращая внимания на это, не каждый методический прием разрешает с однообразной очевидностью, достоверностью и чёткостью сказать о той либо другой форме либо степень нарушения. Помимо этого, нарушение психологической деятельности больного не редкость довольно часто нестойким. За улучшение состояния больного кое-какие особенности его интеллектуальной деятельности исчезают, другие остаются. Наряду с этим темперамент распознанных нарушений может изменяться в зависимости от изюминок самого экспериментального приема; исходя из этого сопоставление результатов разных вариантов какого-либо способа, многократно повторяющегося, дает право делать выводы о характере, качестве, динамике нарушений психики больного.

— Патопсихологические обследования детей не должны ограничиваться установлением качественной характеристики психологических нарушений, а обязан выявлять потенциальные возможности ребенка.

Клиническая психология. Способы патопсихологической диагностики


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: