Природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ.

Маркс : «Низы не смогут, верхи не желают» — эксплуатация одних слоев общества вторыми, и как следствие – смена базиса либо надстройки. Чаще – надстройки, по причине того, что революцией командует кто-то из теперешней власти, и по окончании революции жизнь идет фактически так же (если не хуже ) чем до нее.

Валлерстайн: «Золотой миллиард отбирает все ресурсы у остальных людей. Остальные люди за это его жутко ненавидят, и пробуют вернуть собственный назад (о миграционных конфликтах)».

Ранее все социальные конфликты происходили из-за какого-либо неравенства, мнимого либо подлинного. К примеру, неравенство прав буржуазии и пролетариата было одним из пусковых механизмов демократических революций, ущемление в правах обитателей колоний стало причиной их отделению (войны либо реформы).

На данный момент неприятности провоцируются из-за «равенства на словах», т.е номинально у всех людей, выпустившихся, к примеру, из Института, имеется равные шансы отыскать себе респектабельную и высокооплачиваемую работу по профессии. Реально же данный шанс имеют только единицы, поскольку предприятию удачнее брать на перспективную работу специалиста со стажем, а не новичка сходу из учебки. Студентов берут лишь при отсутствия главного эксперта на производстве в принципе, либо вслучае, в то время, когда предприятию удачнее иметь текучку кадров, чем платить повышенную заработную плат специалисту.

Помимо этого, [Валлерстайн] ключевую роль играется социальное положение («стартовая ступень»), в частности круг привычных молодого его родителей и специалиста. Как мы знаем, экспертам-кадровикам значительно эргономичнее и психологически легче брать на работу молодого человека, что знаком ему (либо давешним привычным) с детства, и все качества которого известны, чем какого-либо человека с улицы, пускай и с красным дипломом.

Вторым источником неприятностей (маловероятно, что революций) есть перенаселение в городах, и старение населения. Человек как биологический объект устроен так, что при определенной плотности населения срабатывает механизм уменьшения численности. В живой природе эти неприятности решились бы легко: ветхие особи скоро вымирают (в природе не платят пенсию), молодежь разбредается кто куда (ни прописки, ни регистрации животным не нужно).

С позиций логики – патовая обстановка: биологическим законам регуляции численности населения не позволяют работать из-за совести, человечности, жажды сохранить жизнь человека любой ценой. За этим сохранением забывают о человеке как о биологическом виде.

Эти высказывания о влиянии плотности населения как такой на появление социальных неприятностей подтверждается тем, что в местах, где плотность населения не столь громадна, как в городах, (к примеру, деревни, отдаленные районы территории), социальных неприятностей, появляющихся из-за перенаселения, намного меньше. Особенно заметен сниженный уровень агрессии по отношению к ближним и меньшее количество суицидов как результатов неосуществимости урегулировать вопросы с жильем и отсутствия возможностей.

Так, основной обстоятельством революций есть явное либо мнимое неравенство различных слоев населения в отсутствие легальных и морально-приемлемых способов его устранения, а обстоятельствами социальных противоречий есть высокая плотность населения, низкий уровень судьбы, отсутствие возможностей развития, зависть к людям

Вопрос 11. проблема и Глобализация сохранения цивилизационной идентичности.

На данный момент существует пара десятков определений понятия «глобализация».

Глобализация — это процесс формирования единого (мирового, но в один момент — имеющего четкие и достаточно узкие границы) военно-политического, экономического и информационного пространства, функционирующего практически только на базе высоких и компьютерных разработок.

С позиций технического прогресса — глобализация знаменует собой как следует новый этап развития современной цивилизации и носит довольно закрытый темперамент, обусловленный концентрацией интеллектуальных высоких технологий и ресурсов в нескольких государствах — фаворитах глобализации

Социальная природа глобализма очень разнородна. В культурно-историческом определении глобализм предстает как общечеловеческая культура, охватывающая национальные культуры во всех формах собственного проявления. В конце XIX в. осознание общности людской истории и судьбы получило собственные очертания в разных культурологических теориях как факт образования глобальной цивилизации.

Сейчас глобализм предстает как процесс становления нового мирового порядка, как современный этап колонизации мира. Колониализм, т.е. передел мира в начале XX в империалистическими державами Западной Европы, в 50-х годах сменился неоколониализмом, что стремился поработить мир экономическими средствами. В конце XX в новой формой колониализма предстал глобализм, что расколол мир на «золотой миллиард» и другую часть человечества.

Глобализация купила основание и устойчивый характер (см. вопрос 9, раздел I). Ее экономические преимущества так очевидны, что технократия пытается максимально преодолеть фактор национальных границ и тем самым получить доступ к огромному потребительскому и информационному рынку.

Универсализация жизнедеятельности человечества играется культурные общности и актуализирует проблему идентичности, прежде всего цивилизационной идентичности, за которой прячется фактор самодостаточности социокультурной совокупности (геополитической, экономической, религиозно-духовной).

Цивилизация знаменует национально-политический уровень консолидации социокультурной общности. Имея нужный арсенал защитных средств, ресурсов цивилизационная общность культивирует собственную идентичность а также пытается к освоению трансграничных цивилизационных пространств. В этом смысле цивилизационная активность напоминаеттектоническую. Любая из цивилизаций имеет свою и эти плиту время от времени находятся в весьма активном сопряжении.

Неприятность цивилизационной идентичности содержится в том, что устойчивость ее испытывают не только внешние факторы в виде той же глобализации, но и внутренние, связанные неоднозначной цивилизационной сродностью этических групп, часто симпатизирующих близлежащим цивилизациям и глобалистским сокровищам.

В любой цивилизации благодаря этого имеет место этнический сепаратизм (ирландский, баскский, корсиканский, албанский, крымский, чеченский и т.д.).

В случае если цивилизация утрачивает идентичность, то в ней начинаются процессы распада, которые связаны с утратой периферии. Ядро цивилизации кроме этого может подвергнуться разрушению. Но это до тех пор пока только одно из догадок, потому, что глобализация хронологически занимает маленькой исторический период и его очевидно не хватает для завершения определенных цивилизационных циклов. До тех пор пока в научной литературе выражаются только опасения по поводу позванной глобализацией консолидации цивилизаций и связанной с этим эрой столкновения цивилизаций (Е. Хантингтон).

Вопрос 12. Диалектическая и синергетическая методика развития социокультурного бытия.

Эта концепция начала разрабатываться в древней философии. В её обосновании учавствовали Гераклий, Платон, Аристотель. В ХVІІІ – ХІХ столетиях к её предстоящему обоснованию приступили представители германской хорошей философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Маркс, Энгельс). Совсем концепция диалектики была оформлена Гегелем в работе “Наука логики”. Энгельс и Маркс осуществили научно-материалистическое истолкование диалектики как методологии и теории познания. В конечном счете выявилась следующая структура диалектики как учение о развитии: правила; законы; категории.

Правила – это исходные положения, на которых строится теория либо концепция.

В базе диалектики, как концепции, лежат следующие правила:

— объективности;

— взаимодействия и взаимосвязи;

— системности;

— развития.

Принцип объективности показывает на то, что концепция диалектики строится на базе существующей свободной от сознания людей действительности.

взаимодействия и Принцип взаимосвязи подчеркивает ту особенность, что диалектика строится на тезисе не просто существования дискретных материальных тел, а их отношения, обусловленного особенностями бытия.

Принцип системности ( материального единства мира) показывает на то, что диалектика на тезисе существования материального бытия как целостности, имеющей определенную организационнуюсоставляющую в виде энергии.

Принцип развития фиксирует динамику бытия в её направленности.

Законы диалектики отражают закономерности развития материального бытия, которые связаны с :

— источником развития, заключенном в борьбе и единстве противоположностей;

— механизмом развития, выражающимся во обоюдном переходе количественных и качественных трансформаций;

— преемственностью развития и её обусловленностью, выражающимся в детерминизме и отрицании отрицания.

Законы диалектики имеют различные реакции формулирования. Но независимо от семантических тонкостей обращение постоянно идёт о трех законах:

— борьбы и единства противоположностей;

— обоюдного перехода количественных и качественных трансформаций;

— отрицание отрицания.

Любой закон имеет определенную концептуальную интерпретацию, связанную с категориями. Закону единства (тождества) и борьбы противоположностей применимы категории тождества, несоответствия, противоположности, борьбы. К закону обоюдного перехода количественных и качественных трансформаций – категории количества, качества, меры, скачка; отрицания отрицания – отрицания, преемственности.

Категории в диалектике, не считая функций связанных с итерпретацией законов и принципов, делают функцию отражения закономерностей развития разных сфер бытия и человеческой социальной (сферы и деятельности познания. Эти категории по преимуществу имеют парный темперамент. Среди них возможно выделить следующие:

— единичное и всеобщеее;

— явление и сущность;

— форма и содержание;;

— случайность и необходимость;

— свобода и необходимость;

— следствие и причина.

Диалектика как концепция характрна тем, что применима в онтологии, антропологии, гносеологии, социальной философии, т.е. во всех разделах философии. В этом отношении её возможно разглядывать как универсальную методику. На подобный статус в начале ХХІ века начала претендовать ещё одна концепция развития – синергетическая. В ней акцентировано внимание ученых на развитие с позиций системного подхода. Бытие трактуется как некая целостность, характеризующаяся динамикой самоорганизации и хаоса совокупностей.

Концептуальное оформление синергетики происходило в 60-70-х годах ХХ века. В данной работе принимали участие ученые Бельгии, Германии, России, занятые междисциплинарной тематикой. К числу основоположников этого перемещения относят Хакена Г. и Причакина И.

Системный подход существенно дополняет картину развития мира. Но две концепции не только сосуществуют по принципу дополнительности, но и находятся в несоответствии между собой, в то время, когда речь заходит об интерпретации процессов обусловленности, причинности. В диалектике громадная роль отводится динамическим закономерностям, в которых господствует необходимость. В синергетике акцент делается на случайность, хаос, возможность, замечаемую на уровне диссипативных структур.

Появление синергетики наровне с диалектикой говорит о том, что настоящие процессы развития бытия намного разнообразнее, чем одна-две концепции развития этого же бытия. Быть может, философия придет на каком-то этапе к синтезу концептуальных построений и возьмёт возможность разработки достаточно полной научной картины развития бытия.

Так, во второй теме рассмотрены наиболее проблемы онтологии, касающиеся динамики и статики бытия; рассмотрена структура бытия в форме свойственных ему атрибутов; динамика отражена на уровне неприятности развития и отражающих её концепций – диалектической и синергетической.

Вопрос 13. Наука как наиболее значимая форма познания Сейчас.

Понятие науки в наше время отражает совокупность разноплановых явлений, исходя из этого его содержание всегда уточняется и модернизируется. В самом широком общеупотребительном смысле термин «наука» употребляется в трёх главных значениях:

Наука – это вид людской деятельности, направленный на производство новых знаний (строгих, непротиворечивых и доказательных).

Наука – это кроме этого и социальный университет, призванный обеспечить постоянный прирост знаний; существует сообщество учёных, разные структуры и научные организации, каковые конкретно заняты ответом этих задач.

Наука – это, одновременно с этим, совокупность знаний, обобщающая и систематизирующая результаты деятельности её ведущих представителей. В этом смысле говорится о существовании отдельных научных дисциплин, науки подразделяются на естественные и гуманитарные и т.п.

Главные формы рефлексивного осмысления научного познания включают в себя теорию познания, методику и логику науки. Теория познания (гносеология)- это раздел философии, что отвечает на вопросы: познаваем ли мир, и в случае если познаваем, то какими средствами (различные представители философской мысли по-своему решают эту проблему). Методика и логика науки – заняты поисками параметров научности, универсальных способов познавательной деятельности, каковые были бы приложимы к самым различным отраслям научной деятельности.

Наука играется наиболее значимую роль в жизни современного общества, через развитие техники даёт человеку власть над окружающей природой, увеличивает его жизнеспособность, изучает наиболее значимые закономерности социального бытия. Наука формирует творческую личность исследователя, ведёт человечество к новым достижениям.

Предпосылки науки создавались в классических древневосточных цивилизациях – Египте, Вавилоне, Индии, Китае. В них был накоплен громадный массив эмпирического знания о природе и обществе, появились «зачатки» астрономии, медицины, математики, геометрии, других наук и географии. Но познавательная деятельность классических цивилизаций была ориентирована на обыденный опыт, носила рецептурный темперамент. В ней отсутствовала теоретическая организация знаний, их обоснованность и доказательность, формы развития.

Предверием техногенной цивилизации была древняя культура. В середине первого тысячелетия до н.э. в древней Греции появляется демократическая форма правления с присущей ей борьбой. В натурфилософии появляются первые образцы теоретической науки: геометрия Евклида, физика Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея и пр.

В античном мире громадное внимание уделяется обоснованности и доказательности знания, взявшим собственное развитие в риторике и логике. Происходит общая рационализация мышления, освобождение от метафоричности, оперирование категориями и абстракциями. Величайшим достижением Аристотеля было то, что правила дедуктивной организации и развития научного знания он связал с основными правилами бытия – причинностью, иерархичностью, всеобщностью, составляющими ядро объяснительных схем современной науки. Эти правила и созданная Аристотелем совокупность категорий являлись основанием универсальной гносеологической и методологической ориентации, сформировавшейся в античном мире – эссенциализма. Эссенциализм – это учение в теории познания, в соответствии с которому итогом верно организованной познавательной деятельности есть постижение сущности вещей как базы, определяющей все их принимаемые и вероятные особенности.

В средние века оттачивается логический аппарат рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются антитезис и тезис, контраргументы и аргументы. Но в античном мире и в средние века по большей части имело место философское познание мира. Понятия «философия», «знание», «наука» практически совпадали. Все знания существовали в виде единого целого, традиционно именуемого философией. Во время позднего средневековья (XII – направляться вв.) в разных городах Европы (Болонья, Париж, Оксфорд) появляются первые университеты, создаются школы. В них наровне с изучением классических дисциплин грамматики, риторики, диалектики, математики, геометрии, музыки и астрономии, создаются благоприятные условия для развития естественных наук. В трудах Р.Гроссетеста (1175 — 1253), Р.Бэкона (ок. 1214 — 1292), У.Оккама (ок. 1285 — 1349) и других схоластов высказываются идеи о том, что умозрительные науки не смогут обойтись без экспериментальных изучений, талантливых открыть законы Вселенной. В этот период приобретает распространение алхимия и магия, как своеобразные формы умелого познания.

Восстановление подготовило научную революцию XVI в., открыло бесконечность Вселенной, значимость причинно-следственной закономерности, роль активного познающего субъекта. Эти идеи разрабатывали Николай Кузанский, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Н.Коперник, Галилео Галилей, И.Кеплер и др. Особенное значение для создания техногенной цивилизации имели:

-формирование антропоцентрического понимания мира. Человек делается творцом, он наделён свободной волей, способен стать мастером;

-обоснование гелиоцентрической картины мира, уничтожившей древне-средневековое представление о мироустройстве;

-разработка гипотетико-дедуктивной методологии познания.

Становление новоевропейской науки связано с идеями самодостаточности природы, ведущей роли законов природы, предполагающих не только научное открытие, но и его применение.

Философия эмпиризма (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк) и рационализма (Р.Декарт, Б.Паскаль, Б.Спиноза, Лейбниц) создала правила, способы, формы эмпирической и теоретической деятельности. Созданная Ньютоном и Галилеем классическая механика есть первой картиной мира и естественнонаучной теорией.

Вопрос 14. Междисциплинарные интегративные тенденции в различии креативного стиля и науки мышления

В ходе развития науки происходит все более тесное сотрудничество естественных, социальных и технических наук. Этапы развития науки характеризуются как тенденциями дифференциализации так и тенденциями интеграции.

Для зарождающейся философии и науки практически 2500 лет назад у греков, и вдобавок раньше у древних египтян характерен способ формирования знаний, что был нужен прежде всего в их хозяйственной деятельности. И в большинстве случаев все выделившиеся «науки» того времени объединялись по этому принципу.

Но в Греции начала уже тогда формироваться наука обосновывающая. Как и на Востоке наблюдения за небом производились в чисто практических целях, но исходя из изюминок представлений о мире и мировоззрения греков, и особенности греческого мышления нужно было еще разобраться в смысле замечаемых явлений и включить ее в неспециализированную совокупность тогдашнего мироздания. Греческая натурфилософия того времени, не смотря на то, что и представляла собой в основном только неспециализированное философское умозрительное истолкование природы (вода, пламя, воздушное пространство и т.д), но разглядывающая мир в целостности- это очевидный прообраз, подготовивший нужный фундамент первой обобщенной научной картины мира, зревшей в течении Возрождения и эпохи Средневековья, и организовавшей целостное представление о мире. Числа представлялись как особенные объекты, каковые нужно было постигать разумом, изучать их свойства и связи, а после этого, исходя из этих знаний об связях и этих свойствах, растолковывать замечаемые явления. Познание отношений и свойств чисел сейчас мыслилось как гармонии и познание начал всего Космоса. Эта тенденция характеризует переход от чисто эмпирического познания количественных взаимоотношений к теоретическому изучению.

Механический этап науки вышел из ренесанса, где под действием тогдашней натурфилософии и идей пантеизма и частично некоторых религиозных установок внешний во многом активности и мифологический источник развития заменяется внутренним. Таковой метод построения знания методом систематизации и абстрагирования предметных взаимоотношений наличной практики снабжал предсказание ее результатов в границах уже сложившихся способов практического освоения мира .Наряду с этим ученые не просто ставили опыт , они создавали наряду с этим натурфилософские концепции , где полученные знания соотносились с существующей картиной мира, внося в последнюю нужные трансформации.В базе механической картины мира лежит частично и метафизический подход к изучаемым явлениям, каковые представлялись в определенной степени не связанными между собой, не изменяющимися и не развивающимися.

В неклассической введение объектов осуществлялось по пути математизации, которая выступает главным индикатором идей в науке, приводящих к созданию теорий науки и новых разделов. Математизация ведет к увеличению уровня абстракции теоретического знания, что влечет за собой утрату наглядности. Изменяется познание предмета знания: им делается не действительность в чистом виде, как она фиксируется созерцанием, а некоторый срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств их обнаружения. Обнаружение относительности объекта к научно-исследовательской деятельности повлекло за собой то, что наука начала ориентироваться не на изучение вещей как регулярных, а на изучение тех условий , попадая в каковые они ведут себя тем либо иным образом. Так как исследователь фиксирует лишь конкретные результаты сотрудничества объекта с прибором то что порождает некий разброс в конечных итогах изучения. Происходит отказ от изоляции предмета от окружающих действий якобы для признания зависимости и чистоты рассмотрения определенных особенностей предмета от комплексности и динамичности его функционирования в познавательной обстановке, динамизация представления о сущности объекто-переход от изучения равновесных структур к анализу неравновесных, нестационарных, ведущие себя как открытые совокупности. Это ориентирует исследователя на изучение объекта как сосредоточения комплексных обратных связей, появляющихся как следствие действия разных контрагентов и агентов.

В этап постнеклассической науки, формирующейся в 70-х годах 20 века, по большому счету делается нереально решить последовательность научных задач без комплексного применения знания разных научных дисциплин и не учитывая места и роли человека в исследуемых совокупностях. Сейчас начинается генные разработки , основанные на способах молекулярной биологии и генетики, каковые направлены на конструирование новых, ранее не существовавших генов. Намечается еще большее усиление математизации естествознания. Начал намечаться кризис физики элементарных частиц, и наметилась достаточно четко прослеживаемая неприятность контакта матмодели с действительностью. Потому, что объектом изучения все чаще делается совокупности , экспериментирование с которыми в простых условиях затруднено, на выручку приходит единственно средство- матмодели. Матмоделирование оказывает помощь «насчупать» извне тот класс объектов для которых значительны т.н. «мостики» между «живым» организмом и мёртвой природой, достраиванием нелинейно эволюционирующих структур и высшим проявлением творческой интуиции человека. На этапе постнеклассической науки преобладающими становятся идеи синтеза научных знаний – рвения выстроить общенаучную картину мира на базе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универс. Эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, взятых в рамках конкретных научных дисциплин, и вместе с тем включает в свой состав последовательность философско-мировоззренческих установок. Довольно часто универсальный либо глобальный эволюционизм знают как принцип знают как принцип , снабжающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы деятельности и рассмотрение неживой , живой и социальной материи.

Становление постнеклассической науки не ведет к уничтожению познавательных установок и методов хорошего и неклассического исследователя. Они будут продолжатся употребляться в соответствии с обстановкой, а постнеклассическая наука четко определяет область их применения.

Вопрос 15. Понятие научной рациональности. Хороший, неклассический и постклассический типы научной рациональности.

Научная рациональность – это соответствие теоретических построений средствам познания, нормам, совершенствам, каковые приняты наукой и ведут к объективной истине. Параметрами научной рациональности являются логические законыи правила, философские допущения, существующие картины мира, способы, категории, понимания и схемы объяснения, правила построения научных теорий, образцы ответа исследовательских задач. Смена типов рациональности связана с характером исследуемых системных объектов и используемых средств познания, норм и идеалов науки.

Хорошая наука (XVII в. – финиш XIX и начало XX в.) ориентирована на жёстко детерминистический стиль изучения, исключающий из нормативов объяснения и научного описания всё, что относится к процедурам и субъекту его познавательной деятельности; формируется в Новое время.

Второй тип – неклассическая рациональность формируется к началу ХХ века, в то время, когда физика вышла на освоение микрообъектов. В соответствии с неклассической рациональностью научное изучение действительности предполагает учёт применяемых средств (устройств, совокупностей отсчёта, обоснования и способов описания). Стала очевидной искусственность раздела между естественными и техническими науками. Объекты стали рассматриваться не только в качестве подчинённых законам природы, но и в качестве «естественно-неестественных» совокупностей, поставленных в зависимость от средств изучения.

В работах Н.Беккереля, Дж.Томпсона, М.Планка, Н.Бора, А.Эйнштейна и многих вторых учёных закладываются базы неклассической рациональности. Их упрочнениями создаётся квантово-релятивистская картина мира. Неклассический этап в развитии науки продолжался в течение двух первых третей ХХ столетия.

Третий тип – постнеклассическая рациональность предполагает, что знания об объекте соотносятся не только с материальными средствами, но и ценностями и социальными целями. Прочный статус покупают категории – субъект, цель, знание, сокровище и пр. Данный тип рациональности характерен для сложных саморазвивающихся совокупностей. Методикой изучения таких объектов есть синергетика. Она разглядывает мир как сотрудничество порядка (информации) и хаоса (энтропии), каковые нестабильны и смогут переходить приятель в приятеля. Тенденция роста информации характерна для открытых совокупностей, а энтропии –для закрытых, изолированных совокупностей. Но понятие «закрытая совокупность» достаточно условно, потому что зависит от выбранной совокупности координат. В сфере постклассической рациональности формируются знания о современных биотехнологиях (прежде всего генной инженерии), медико-биологических объектах, больших экосистемах, биосфере, совокупностях ИИ и т.д. Тут поиск истины затрагивает гуманистические сокровища. Особенную роль в освоении таких совокупностей играется знание запретов на кое-какие стратегии сотрудничества. Итак, создаётся новая база для глубокой интеграции естественнонаучного, технического и социально-гуманитарного знания.

Вопрос 16. Эволюция организационных форм науки.

развитие и Становление науки как особой формы и социального института людской деятельности, направленной на выработку новых знаний об окружающем мире, исторически прошло последовательность стадий.

Становление теоретической науки как особенного социального университета относится к эре Старой Греции, где в городах-полисах 5 – 4 вв. до н.э. преобладала демократическая форма правления (в негативных природных условиях переход к земледелию изначально был связан с развитием торговли и ремёсел).

в течении Нового и эпохи Возрождения времени наука как социальный университет неспешно обособилась от религии, начала ориентироваться на развитие техники в условиях промышленного переворота. В 15 – 16 вв. новая христианская конфессия протестантизма забрала за базу правила личной свободы и веры совести в демократическом обществе. Церковь и латинизированная схоластика подверглись критике, богослужебные книги переводились на живой народный язык и тиражировались типографским методом. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом около 1440 года явилось серьёзной вехой в развитии науки. Издавались не только религиозные, но и научные книги; учёные взяли возможность оперативно обмениваться информацией, обширно популяризировать новейшие открытия.

В 14 – 15 веке в городах Италии, а позже и в других государствах Западной Европы показалось много исследователей, каковые не являлись представителями католической церкви , а средства к судьбе добывали, занимаясь наукой, философией, мастерством. Леонардо да Винчи, Рафаэль были разносторонними личностями, каковые видели собственную цель не только в создании выдающихся художественных произведений, но и в восстановлении древнего научного наследия (исходя из этого историческая эра именуется Восстановлением). Овладев более идеальным инструментарием, наука Ренессанса продвинулась существенно дальше античности; в частности, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей создали базы гелиоцентрической космогонии (в отличие от геоцентрической совокупности Птолемея). Через творчество И.Кеплера, И.Ньютона незаметно осуществляется переход к естествознанию современного типа.

Потому, что в университетских центрах сейчас всё ещё господствует католическая схоластика, начинают появляться академии, где наука переведена на светскую базу, учёные занимаются изучением природы посредством экспериментальных способов. Одна из первых – Академия деи Личеи, созданная в 1603 г. в Риме, участником которой был Галилей. В 1660 г. в Англии основано Английское королевское научное общество, которое с 1665 г. издаёт издание «Философские записи». Учёные начинают оперативно публиковать полученные эти, знакомятся в печати с новейшими научными разработками, ведут на страницах специальных изданий живую полемику по наиболее вопросам . В Российской Федерации основание первых университетов

Университеты в Лейпциге, Гейдельберге открывают первые научно-исследовательские лаборатории, где производство научных знаний ставится на коллективную системную базу. Начинают оказаться новые организации и научные школы, в 1856 г. создаётся «Альянс германских инженеров». В Российской Федерации в 1872 г. по инициативе А.Г.Столетова учреждается научная лаборатория при Столичном университете. Потом многие лаборатории были преобразованы в научно-исследовательские университеты (НИИ).

В конце 19 – начале 20 века развитие коммуникации поставило мир в условия научно-технической глобализации. Первоначально это стало причиной мировых войн и ракетно-ядерного противостояния. Все враждующие стороны в равной степени стремились поставить науку под контроль страны, полностью применять её потенциал для разработки новых, всё более разрушительных, типов оружий. В годы «холодной войны», в частности, СССР уделял громадное внимание формированию прикладных изучений, были созданы отраслевые НИИ в стратегических сферах производства; проводились фундаментальные изучения на отвлечённом уровне. Не отставали и Англии в 1916 г. «Управление по научным и промышленным изучениям». и в Соединенных Штатах «Национальный исследовательский совет

В 60 – 70 годах эти процессы отразились в понятии «невидимый колледж», которое было введено в философский обиход Д.Берналом, в будущем развёрнуто Прайсом, Крэйн и другими исследователями. Подразумеваются некие неинституализированные группы учёных, каковые, тесно общаясь между собой, смогут согласованно трудиться над той либо другой неспециализированной проблемой. Становление аналогичных исследовательских направлений и программ возможно условно подразделить на четыре стадии:

1) обычная фаза – характеризуется ещё довольно разобщённой деятельностью отдельных учёных, интересующихся, однако, сходной по смыслу тематикой.

2) развития сети и фаза формирования – предполагает появление научных связей между отдельными их группами и исследователями. Появляется единая совокупность коммуникаций, не смотря на то, что её ещё нельзя рассматривать в качестве особенного научного университета,;

3) фаза интенсивного развития нового направления отличается тем, что в рамках созданной коммуникационной сети выделяется сплочённая несколько учёных, которая акцентирует внимание на маленьком числе наиболее вопросов (в совершенстве – ограничивается одной узкой проблемой).

4) фаза институализации новой профессии завершает процесс становления инновационного научного направления, подводит результат коллективным упрочнениям открытой группы учёных. Полученные результаты создают базис для формального признания со стороны международного научного сообщества.

Параллельно с «невидимым колледжем» появляются технопарки – структурные формы, осуществляющие территориальную интеграцию науки, образования и промышленности, разрешающие оперативно осуществлять экономическое внедрение научно-технических разработок. Их отличительными чертами являются плотная концентрация научных кадров высокой квалификации; развитая исследовательская, информационная и экспериментальная база; прикладной темперамент изучаемых научных неприятностей, их тесная сообщение с экономикой и производством. Технопарки имеют много возможностей внедрять передовые научные разработки конкретно в производство, в некоторых государствах (Сенегал, Гондурас и др.) на их базе создаются свободные экономические территории. На аналогичных примерах возможно видеть, что в наше время наука находит всё новые институционные формы, делается серьёзным причиной стабилизации интернациональных взаимоотношений, даёт человечеству новые возможности для преодоления глобальных техногенных неприятностей, для предстоящего успешного развития.

Вопрос 17. динамика и Структура научного познания.Наука как совокупность фундаментальных и прикладных изучений.

В структуре научного познания выделяют эмпирический и теоретический уровни, каковые между собой тесно взаимодействуют. Эмпирический уровень связан с поиском фактов: учёный замечает те либо иные явления действительности, создаёт опыты, фиксируя взятую данные в форме «протокольных высказываний». Потом он обобщает замеченное, создаёт научную концепцию, призванную растолковать глубинные обстоятельства замечаемых явлений. Это и имеется теоретический уровень научного изучения. В будущем наличие работоспособной теории разрешает угадать новые факты, акцентировать и интенсифицировать последующий научный поиск.

Совокупность замечаемых фактов, отражающих соответствующую предметность, образовывает эмпирический базис научной дисциплины. Теория не должна выходить за рамки этих фактов, в противном случае она будет иметь эфемерный фантастический темперамент. Одновременно с этим, учёный должен быть готов усовершенствовать существующую теорию, или вовсе от неё отказаться, если она не имеет возможности растолковать снова открытые факты. В отличие от незыблемых религиозных догматов, наука имеется саморазвивающаяся и самообновляющаяся совокупность: приобретая более идеальный интрументарий, более правильные устройства, учёные всегда открывают новые факты, расширяют её эмпирический базис. За этим они вынуждены разрабатывать инновацион

Клим Жуков — религиозные войны, часть 2: военная революция


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: