Проблема истины в философии. заблуждение и ложь. критерии истины.

Слово «истина» многозначно. В разных контекстах в него вкладывают разный суть.. Это есть свидетельством того, что одно да и то же слово имеет пара значений.

В гносеологии понятие «истина» употребляется для чёрта не каких-либо вещей, предметов, явлений окружающего мира, а знаний об этих предметах, вещах, явлениях. Понятие истинности применимо лишь к людским знаниям. Иными словами, истина – это черта знания.

В древней философии складывалась позиция, выдвигающая сомнение в надёжности истины.Она стала называться скептицизм (от гр. сомнение). Идеи скептицизма нашли выражение во взорах Пиррона (360 – 280 до н.э.). Он придерживался мнения, что вещи недоступны для отечественного познания. На этом основании необходимо воздерживаться от окончательных суждений. Идеи скептицизма возможно отыскать кроме этого у Протагора, софистов.

В древней философии представлена и оптимистическая позиция по вопросу об истине. Она взяла развитие у Аристотеля, начиная с которого истина определяется как знание, которое соответствует действительности (вещам, предметам, явлениям).

Истина – это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее таковой, какова она в действительности.

Концепция истины Определение истины Критерий истины
Хорошая Истина имеется соответствие мыслей и высказывании действительности Чувственный опыт и/либо отчётливость и ясность
Когерентная Истина имеется согласованность знаний Согласованность с неспециализированной совокупностью знаний
Прагматическая Истина имеется фактически нужное знание Эффективность, практика
Конвенциональная Истина имеется соглашение Общее согласие

Чертями истины являются её абсолютность, относительность, конкретность, объективность, субъективность. Постижение истины является процессом перемещения знаний ко все более адекватному воспроизведению действительности. Но данный результат не окончательный, а в каждом конкретном случае – промежуточный.

Истина как процесс является движением от истины относительной– к истине безотносительной. Под безотносительной истиной понимается полностью правильное, полное, верное, под относительной истиной – довольно правильное, довольно полное, довольно верное отражение действительности в сознании.

Истину характеризует и такое свойство, как ее конкретность. Истина конкретна потому, что она отражает объект или какую-нибудь из его сторон в определенных условиях места – времени.

Лишь в том случае, если оговорены условия, при наличии которых сформулировано то либо иное положение, возможно сказать об истинности либо ложности таких положений. Истина вне учета событий времени и пространства не существует.

Ответственной чёртом истины есть единство в ней объективного и субъективного. Истина объективнапо собственному содержанию и субъективна по форме выражения.

Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее действительности объекта, но принимаемое за истину

Понятие заблуждение схоже по значению с понятием неправда. Анализ философской литературы продемонстрировал, что последовательность создатель ставит понятия заблуждение и неправда в один последовательность и вычисляет их синонимичными.

Заблуждение не есть полным выдумкой, игрой воображения, плодом фантазии. В большинстве случаев, это одностороннее отражение объективной действительности субъектом, что предал забвению методологические замечания Ф. Бэкона о так называемых призраках (идолах) сознания. Помимо этого, заблуждения — это необычная плата за попытку определить больше, чем разрешает уровень теоретической мысли и возможности практики, это плата за обстановку неполной информации. Гносеологическое отношение на уровне недостаточного знания относительно объекта и самого себя неизбежно приводит субъект к заблуждению, потому что он не в состоянии решить проблему сознания, как соотнесения знания о себе и знания об объекте. Нарушение правила сознания снабжает субъекту путь к идолу, другими словами к заблуждению.

Заблуждения имеют и гносеологические и психотерапевтические, и социальные основания. Но их направляться отличать от лжи как нравственно-психотерапевтического феномена.

Неправда — это искажение настоящего состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью возможно, как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи возможно и логически неправильное мышление.

«заблуждение» и «Истина» не должны включать в собственный содержание оценку знаний, отношение к ним субъекта. Оценочный нюанс характерен для второй пары родных им понятий «правда» и «неправда». Под правдой знают истину, содержащую нравственную оценку; правдивое — это не только подлинное, но и верное, честное, честное. Противоположностью правде есть неправда.

Вопрос

5. Неприятность истины


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: