Проблема происхождения философии. основные философские проблемы и направления.

Философия — это такая область духовной деятельности, которая основывается на особенном, философском типе мышления, лежащем в базе философского познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не владеет таким же предметом как к примеру естеств. науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той либо другой конкретной области знания как к примеру биология, геология… Но предмет у философии имеется, и принципиальная невозможность указанной его локализации образовывает его своеобразную изюминку.

Эта та область дух. деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, формами и целью и в конечном итоге над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, другими словами сущностных взаимоотношений человека к миру.

Философия появилась с перенесением главного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение данной неспециализированной специфики философского предмета много раз обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но неизменно в базе философского знания лежала установка на выяснение связи между миром и человеком, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и преобразования мира и способов познания человеком.

Философия — это, так, не просто новая дисциплина, и вдобавок и своеобразный тип мышления а также собственного рода философский эмоциональный настрой, совокупность мировоззрения эмоций.

Имеется ли внутреннее деление философской проблематики, в целом ориентиованной на обнаружение отношеий человека с миром? Еще в античном мире такое деление было намечено, не смотря на то, что оно и не сходится с соврем. структкрой философского знания, и в первую очередь вследствие того что древняя философия включала в себя тот состав знания, что в последствии отошел к естественным наукам.

И все же уже в античном мире говорилось о ОНТОЛОГИИ — учении о бытии и о ГНОСЕОЛОГИИ либо ЭПИСТЕМОЛОГИИ — учении о познании, и о ЛОГИКЕ — учении о формах мышления.

Философские вопросы. есть ли сладость объективным свойством сахара либо это только субъективное чувство человека? В собственности ли красота предмету природы, людям… либо она продиктована эмоцией красивого, людской свойством принимать красоту? Вопрос о людской свободе. Связан ли прогресс общества только с объективными показателями темпов экономразвития либо же включает и субъективные, человеческие нюансы? Все эти вопросы затрагивают одну неспециализированную проблему: сознания и соотношение бытия, объективного и субъективного, человека и мира.

Бертран Рассел: “разделен ли мир на дух и материю, а вдруг да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, либо он владеет свободными свойствами? Имеет ли вселенная какое или единство либо цель? Начинается ли вселенная по направлению к какой или цели? Вправду ли существуют законы природы, либо мы в них благодаря только присущей нам склонности к порядку? Необходимо ли добру быть вечным, дабы заслуживать высокой оценки, либо же к добру необходимо стремиться, даже в том случае, если вселенная неотвратимо движется к смерти? Изучить эти вопросы, если не отвечать на них, — дело философии.”

Громадная многоплановая неприятность “ мир-человек”, по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение фактически любой философской неприятности. Вот из-за чего она возможно в определенном смысле названа главным вопросом философии.

Специфика философского знания. Главные методы философствования.

Философия имеет последовательность качеств. В первую очередь, ее интересуют неприятности бытия. Что такое сущее и имеет ли суть существующий мир? Возможно ли, изучая человека, выйти на тайны бытия? Раскрываются ли в человеке истоки существования?

Для Аристотеля бытие — основная философская неприятность, и ею обязана заниматься метафизика. Потому, что для него первичен божественный разум, форма форм, постольку неприятность бытия получает умозрительный темперамент.

Первый нюанс философии — онтологический. Под влиянием естествознания в восемнадцатом веке Кант доказал, что метафизика как учение о потустороннем (трансцендентном) неосуществима. С этого момента учение о бытии разрабатывается онтологией. Проблему бытия самым тесным образом связывают с научным и жизненным опытом, с возможностями и границами познания действительности.

Второй нюанс философии — антропологический. Он формировался за счет осознания изюминок бытия человека, его особенной предметности. Для него характерно активное отношение к природе, на базе которого формируются лишь ему способности и присущие потребности. Потребности должны быть удовлетворены. И для их сатисфакции помогают свойстве.

В конце XIX века германский философ Р. Лотце выделяет сокровище как особенную сферу действительности. Ценности необходимы обществу для удовлетворения его потребностей. Ценностный подход был ранее прерогативой религии, но уже древние мыслители, не выделяя понятия «сокровище», в рамках этических размышлений вспоминали о природе и происхождении главных сокровищ и об их содержании.

С момента собственного становления философия обращает внимание на соотношение материально-вещественных и нравственно-религиозных сокровищ, научных знаний и материального богатства. Один из древнегреческих мудрецов Аристипп сказал: «Лучше быть нищим, чем невеждой: в случае если первый лишен денег, то второй лишен образа человеческого».

Для древнегреческих философов особенное значение в качестве сокровищ имели истина, добро и красота. Их интересовали базы этих сокровищ.

Религиозно-христианская идея в качестве незыблемой базы сокровищ внесла предложение Всевышнего, а основной сокровищем — спасение души.

Философия Нового времени подобающим образом оценила эту ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. Рвение людей спасти собственные души имеет оборотной стороной презрение к материальным сокровищам, собственному здоровью, продолжению рода, познанию и труду.

Само собой разумеется, мы не можем свести философию лишь к теории сокровищ — аксиологии, но направляться признать, что ценностный нюанс философии и в частности — этика — ценностная ее сторона, которую никак не нужно отдавать на откуп религии.

Третий нюанс философии — познавательный (гносеология). Как человек может познавать мир, посредством каких средств и методов?

Еще в Античности сформировался скептицизм. Его приверженцы сомневались в возможности познания действительности и призывали к пассивности. К счастью, скептики не составляют большинства в философском сообществе. Философия содействует познанию общества и природы, пробуждая в исследователях заинтересованность и любопытство в истине. Но еще большее значение философии для научного познания в том, что она разбирает познавательные возможности ученого, его способы изучения. Наиболее значимым средством познания есть мышление.

Итак, в философии различают последовательность дисциплин: метафизику (онтологию), гносеология и аксиология. Любая из этих дисциплин располагает своим комплектом понятий и характеризуется собственной проблематикой.

Не считая перечисленных философских дисциплин, различают философию природы (натурфилософию) и общества (социальную философию), философию науки и техники, философию права и религии и т.д. Все эти теоретические построения — продукт сотрудничества философии с другими формами публичного сознания. Они не занимаются фактически философскими вопросами, а являют собой применение логико-гносеологических средств для ответа мировоззренческих и методологических неприятностей науки, религии, искусства и т.д.

3 .

6. ПЛАТОН Платон (428/427 — 348/347 до н.э.). Учение Платона представляет собой самоё полное развитие идеалистической тенденции, кроме Сократа очень сильно прослеживается пифагорейское начало.

Следуя идеям Сократа, большая часть произведений Платона — диалоги. Платон — создатель этого жанра в философской литературе. Данный жанр просуществовал до XIX века, а, может, и до отечественного времени.

Пифагорейское начало включено в Платоновское познание картины мира. Возможно выделить три концепции: о сущности мира, о познании, об совершенном обществе.

В базе — представление о резком разделении мира на сущностный мир, и эмпирический мир.

Эмпирический мир в понимании Платона внимания не заслуживает, в различных произведениях он выглядит по-различному.

Сущностный мир — мир вечный, неизменный, мир совершенных объектов. Следуя Сократу, очень сильно акцентирует внимание на единстве. Мир совершенных объектов одновременно и множественен и един. Складывается из множества отдельных совершенных объектов, строго организованных в совокупность. Мир иерархичен как пирамида. На вершине пирамиды — мысль блага. Благо, по Платону, выглядит вызывающе большие сомнения. Мир совершенных объектов есть сущностным по отношению к совершенным объектам.

Время от времени эмпирический мир, по Платону, это ничто. По-гречески то мэон.

В этом ничто как-то отпечатывается мир сущностный. Время от времени Платон высказывается, что эмпирический мир — это материя, но и к материи он использует термин ничто, не смотря на то, что это и необычно. Психологически ясно, если сравнивать с совершенным миром, мир эмпирический ничтожен ( ничто = ничтожество). Эмпирический мир создан некрупным демоном по имени Демиург. на данный момент Демиург — звучит уважительно, у Платона это ремеследнник. В платоновской картине мира, вообще-то, места демиургам нет. J

Материя — что-то косное, неотёсанное, инертное…(…начало, нет начало сказать запрещено, материя не может быть началом).

То, что образует эмпирический мир, не имеет возможности осознать сложность и всю тонкость идельного мира. Потому, отпечаток — это не подобие, а гнусная карикатура.

Несоответствие: людская душа в собственности совершенному миру, но она каким-то образом попала в эмпирический мир.

Будучи объектом совершенного мира, душа принимала совершенным мир, а попав в мир эмпирический, она утрачивает это знание. Познание — это воспоминание душой того, что она знала в совершенном мире — амнезис.

По окончании смерти душа опять возвращается в совершенный мир. Бывают случаи, в то время, когда она попадает в ногого человека и данный новый человек не будет умнее погибшего, поскольку душа не попадала в совершенный мир и не поднабралась в том месте мудрости.

Познание в эмпирическом мире Платон вычисляет неосуществимым. Эмпирический мир все время изменяется, соответственно — не подлежит познанию Объектом познания возможно лишь вечное и неизменное.

Фактически говоря, то, что мы познаем — инварианты отечественного мира. Выделение инвариантов начинается во младенчестве. Структуры мозга, в которых закрепляются инварианты похожи на математические группы.

Гейзенберг в собственных философских трудах придерживался платоновской идеи совершенных инвариантов.

Метафора Платона ставшая очень известной: Люди уподоблены пленникам, прикованным в пещере, спиной ко входу. За спиной что-то происходит, а они видят лишь тени на стене. Эти тени так искажают сущностный объект, что сообщить о нем ничего запрещено. Кто-то освобождается, ему удается повернуться, он видит, пробует передать это слушателям, но они не знают. Мысль Платона в том, как добиться освобождения сознания.

Громадное внимание Платон уделяет математическому подходу — познанию мира совершенных объектов.

Математические теоремы принадлежат миру совершенных объектов. К примеру существование углов треугольника равна двум прямым, но в случае если нарисовать треугольник и измерить углы, то двух прямых не окажется. По Платону, это демонстрирует различие между эмпирическим треугольником и совершенным, поскольку эмпирический треугольник — это неотёсанное отражение совершенного треугольника.

Платон разворачивает геометрическую картину (геометрический нюанс) совершенного мира. В центре интереса — верные многоугольники — такие, которыми возможно заполнить плоскость (3,4,6 — вторых нет).

Платон занимается верными многогранниками. Его интересует симметрия верных многогранников, которыми возможно заполнить весь обьем. Это учение оказало весьма сильное влияние на развитие математики и не только математики. Идеи симметрии мира употреблялись в эру Ренессанса. Ярый платонист — Кеплер, идеи Кеплера оказали влияние на мировоззрение Галилея. Верные многогранники в современной математике именуются платоновыми телами.

В философию Платона принципиально входит его понятие об обществе: устройстве и устройстве общества совершенного страны. В государства Платона и концепции общества представлены две серьёзных идеи.

1. эмпирический мир очень несовершенное отражение мира идеаальных обхектов

2. общество должно быть неизменным, любое изменение имеется порча.

Неизменность обязана обеспечиваться иерархичностью общества ( совершенный мир кроме этого пирамидально-иерархический, наверху находится мысль Блага). Такое устройство общества обеспечит большую неизменность.

Комбинация сословно-иерархического военной организации и общества Египта Спарты — пример для того чтобы общества.

Платон — не только основатель жанра философского диалога, но и основатель жанра философской утопии. Картина совершенного устройства общества — утопия. Утопия переводится как нигдения ( у= не, топос = место). В отечественном языке утопия — картина общества, квалифицируемая как желательная. Антиутопия — нежелательная.

С моей точки зрения, мысль общества Платона — ужасная антиутопия для нас, и для древнего общества также.

В совершенном стране Платона люди жестко поделены на сословия.

Внизу стоят рабы — это не люди, это говорящий скот.

Позже идут не рабы, но значительно неполноправные — аналог спартанских пилотов.

Уделом этого слоя есть физический труд, торговля и земледелие.

Дальше идут настоящие члены общества — чиновники и воины.

В то время, когда ребенок- солдат рождается, его исследуют не недостатки, в случае если недостатки имеется — его выбрасывают со скалы.

До одного года ребенка выкармливает мать. По окончании одного года его отбирают. До пяти лет девочки и мальчики воспитываются совместно. С пяти лет мальчиков воспитывают солдаты, они занимаются упражнениями, готовящими ребенка к воинской работе. По достижении половой зрелости, солдат ведет к ребенку самку. Второй функций у дамы в обществе Платона нет.

В то время, когда солдат стареет, он делается государственным служащим.

На вершине общества стоят мудрецы, не подчиненные никаким законам — управители, диктующие собственные законы вторым — мудрецы с рождения.

скромность и Трудолюбие — добродетели низшего слоя, храбрость, бессмертие — добродетели солдата, справедливость — мудреца. Рвение к власти очень плохо.

Общество замкнуто, за границу запрещено, лишь по делам. Возвратившихся нужно подвергнуть освидетельствованию на предмет вредных мыслей и промыть им мозги.

Писарев: Кроме того самому сумасбродному тирану не приходило в голову одним росчерком пера поставить собственный государство на один уровень с конным заводом. Это пришло в голову лишь генералу от философии Платону.

Платон осознаёт, что его совершенное общество утопично. Нужна Платон и монархия недвусмысленно намекает, что монархом должен быть он.

Собственный проект Платон кроме того пробовал реализовать в Сиракузах. В том месте довольно часто сменялись тираны.

деспот и Тиран в отечественном языке — ожесточённые правители. В Греции человек, что пришел к власти методом политического переворота, именовался тираном. А в Византии жестокий правитель был всего лишь национальной должностью.

Все тираны в Сиракузах были в большинстве случаев из одного семейства — Дионисий.

Архимед — родственник последнего тирана, каковые послал его в научную командировку в Александрию, а позже назначил военным министром. По легенде, армейские автомобили хватали вражеские суда за шнобель и переворачивали, а руководить ими возможно было в одиночку. В то время, когда обитатели города спускали со стенки бревно на веревке, неприятели бежали с криками: Вот оно!, а один из вражеских полководцев сообщил: А не пора ли нам прекратить вести войну с этим сторуким гигантом.

По легенде, тиран Дионисий реализовал Платона в рабства и поклонникам было нужно выкупать его за 1,5 тонны золота. Реализовали Платона то ли за то, что все его проекты проваливались, то ли за то, что Платон надоел собственными рекомендациями. Но, в соответствии с легенде, попытка внедрить собственную модель страны у Платона была.

Карл Поппер вычисляет Платона злым гением человечество, соблазнившим людей тоталитарной моделью устройства общества. Действительно, тоталитарные общества существовали и до Платона.

Книга Поппера Открытое его враги и общество излагает идеи устройства общества от Платона до Маркса.

. Неприятность разума и соотношений веры в средневековой философии. (Философия Фомы Аквинского. разум и Вера. Доказательства бытия всевышнего.)

Фома Аквинский (Аквинат) (1225 — 1274 ) богослов и средневековый философ, систематизатор орто-доксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений — томизма.

веры и Области науки у Аквинского совсем светло выяснены. Задачи науки сводятся к объяснению зако-номерностей мира. Аквинский признает кроме этого возможность успехи объективного, верного знания и отвер-гает такие представления, в соответствии с которым настоящим считается только деятельность человеческого ра-зума. Познание должно быть направлено в первую очередь на объект, но ни за что не вовнутрь, на субъектив-ные формы мышления.

И не смотря на то, что познание объективно и действительно, оно не имеет возможности охватить все. Над царством философского, метафизиче-ского познания находится второе царство, которым занимается богословие. Ко мне нельзя проникнуть естест-венной силой мышления. Область значительнейших таинств христианской веры остается для Аквинского вне познания и философского разума ( к примеру, триединство, воскресение и т. д.) Речь заходит об истинах сверхъестественных, таких, как божественное откровение, благая весть, каковые находятся лишь в вере.

Но между верой и наукой нет несоответствия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противо-речит разуму. Истина возможно только одна, потому что происходит от всевышнего. Доводы, каковые выдвигаются про-тив христианской веры с позиций людской разума, противоречат высшему, божественному разуму, а средств, которыми владеет человеческий разум для для того чтобы противостояния, очевидно не достаточно. Философия обязана помогает вере, теологии тем, что религиозные истины воображает и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает как фальшивые доводы против веры. Данной ролью она и ограничивается. Философия сама не имеет возможности доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выставленные против нее доводы. Познание роли философии как орудия теологии находит у Аквината самое идеальное выражение.

Бытие всевышнего возможно доказано, в соответствии с Аквинату, разумом. Он отвергает онтологическое подтверждение всевышнего, которое дал Ансельм. Выражение Всевышний существует не есть для разума очевидным и врожденным. Оно должно быть доказано. У Аквинского 5 доказательств, каковые взаимосвязаны между собой. Первое ос-новано на том, что все, что движется, движимо чем-то вторым. Запрещено, но, данный последовательность продолжать до беско-нечности, потому что при таких условиях не существовало бы первичного двигателя, а следовательно, и того, что им движимо, поскольку следующее движется только вследствие того что оно движимо первым. Этим определяется необходи-мость существования первого двигателя, которым есть всевышний.

Второе подтверждение исходит из сущности действующей обстоятельства. В мире имеется последовательность действующих обстоятельств. Но нереально, дабы что-то было действующей обстоятельством самого себя, по причине того, что тогда оно должно бы быть раньше самого себя, а это нелепо. При таких условиях нужно признать первую действующую обстоятельство, кото-рой и есть всевышний.

Третье подтверждение вытекает из взаимоотношения случайного и нужного. При изучении цепи данной связи кроме этого нельзя идти до бесконечности. Случайное зависит от нужного, которое имеет собственную необходимость, или от иного нужного, или в самом себе. В итоге узнается, что существует первая необходимость — всевышний.

Четвертым доказательством помогают степени качеств, следующие приятель за втором ,каковые имеется везде, во всем сущем, потому обязана существовать наивысшая степень совершенства, и снова ею есть всевышний.

Пятое подтверждение — телеологическое. В его основе лежит полезность, проявляющаяся во всей природе. Все, а также кажущееся случайным и ненужным, направляется к некоей цели, имеет суть, полезность. Следова-тельно, существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели, им и есть всевышний.Разносторонняя философско-теологическая совокупность Фомы Аквинского явилась вершиной в развитии ортодок-сальной схоластики. Начиная с 14 века и до наших дней, учение Аквинского выступает как ведущее направле-ние философии католицизма.

Предмет философии: понятие, развитие и эволюция, роль и место, неприятности предмета философии


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: