Проблема сознания в философии (онтология)

Теоретические вопросы семинара

1. Неприятность сознания в истории философии. Природа, функции и структура сознания.

2. Самосознание. Сознательное и бессознательное.

3. Публичное сознание, его структура и природа.

Методические указания

При рассмотрении первого вопроса направляться подчернуть, что неприятность сознания постоянно привлекала внимание философов, потому, что роли человека и определение места в мире, специфика его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагают выяснение природы людской сознания. Охарактеризуйте сознание как субъективную духовную действительность и как условие воспроизводства людской культуры. Продемонстрируйте, что представление о сознании как целенаправленном отображении действительности, на базе которого осуществляется регулирование поведения человека, складывалось в долгом ходе. Разглядите, как изменялись подходы к понятию сознания в историко-философском ходе. Выделите, что познание философией сознания определялось неспециализированным мировоззрением эры (космоцентризм древней философии, теоцентризм средневековья, дуализм Декарта, психофизический параллелизм Лейбница, окказионализм Мальбранша, интеракционизм и т.д.).

Проанализируйте соотношение понятий совершенное и материальное. Продемонстрируйте, что они неразрывно связаны между собой и определяются, в большинстве случаев, приятель через приятеля. Обратите внимание, что совершенное отличается от материального в том замысле, как идея о том либо другом предмете и сам предмет. Выделите, что совершенное выступает как совокупность взаимоотношений между свободными от воли и сознания человеком и объективными явлениями, талантливым эти явления воспроизводить и преобразовывать в ходе собственной теоретической и практической деятельности. Будучи производным от материального, совершенное получает относительную самостоятельность, становясь активным началом жизнедеятельности.

Проследите генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Раскройте понятие сознания как высшей формы отражения, появляющейся на социальном уровне перемещения материи. Изложите теорию отражения, и назовите главные виды отражения в живой и неживой природе («след», раздражимость, ощущения, восприятие)

Укажите, что сознание – главная философская категория – имеет сложную структуру, в него входят как образы действительности (понятия), так и образы воображения (цели, идеи, замыслы, грезы, совершенства, иллюзии), эмоции. Сознание полиструктурно. В нем принято выделять: уровни, стороны, элементы.

Значение сознания для человека определяется через его наиболее значимые функции. Назовите и охарактеризуйте каждую из них.

В заключении сделайте вывод о том, что сознание — одно из главных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее свойство совершенного воспроизведения действительности, конечно формы и специфические механизмы для того чтобы воспроизведения на различных его уровнях. В силу сложности феномена сознания любая из комплекса изучающих его наук вносит определенную специфику в самый подход к определению сознания.

Во втором вопросе обратите внимание на то, что с сознанием в широком смысле слова, связывают и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории людской сознания, где самосознание получает известную самостоятельность. Но осознать его происхождение возможно лишь на базе рассмотрения существа сознания в целом. Выделение собственного «Я» из природы, его противопоставление природе и имеется начало сознания. Наряду с этим направляться осознать, что данный этап в сознании не есть самосознанием. Сознание делается самосознанием, в то время, когда «Я» приходит к осмыслению того, что все определения внешнего мира принадлежат не только ему как таковому, но и принимающему его «Я». Нужно уяснить главное: самосознание — это процесс, в то время, когда «Я» обнаруживает собственную яркую причастность к знанию о мире. Сознание как самосознание — это такое состояние, в то время, когда человеку в один момент дешёв и внешний мир, и он сам. Потом остановитесь на структуре самосознания. Перечислите главные компоненты (убеждения, самооценка, самоконтроль) и охарактеризуйте их. В заключении сделайте вывод о том, что самосознание — это ценностный показатель личности.

Потом отметьте, что в двадцатом веке кроме самосознания и проблемы сознания поднимается неприятность бессознательного. Обратите внимание, что сознательное и бессознательное – другие понятия, определяемые одно через второе. Но и то и другое являются особенностями людской психики как целостного образования. Бессознательное не представлено сознанию. Непредставленность сознанию показывает на относительную самостоятельность данного феномена, но это еще не говорит о его полной независимости от сознательных процессов психики. Структурная иерархия сознательного и бессознательного динамична. Бессознательное в ходе психологической деятельности проявляется,оно только не представлено конкретно.Но,влияя на формирование целей, мотивов поведения, выбор ответов, оно потом может оцениваться сознанием по итогам. Назовите главные классы проявления бессознательного. Продемонстрируйте связь между бессознательным и интуицией. Отметьте, что в истории философии понятие интуиции имело различное содержание. В психологии и современной философии интуиция не образовывает особенного пути познания, идущего в обход ощущений, мышления и представлений. Она представляет собой необычный тип мышления, в то время, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более либо менее бессознательно, а предельно светло осознаётся как раз результат мысли – принимаемый как «истина», c более высокой возможностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.

Интуиции не редкость достаточно для усмотрения истины, но её не хватает, дабы убедить в данной истине вторых и самого себя. Для этого нужно подтверждение.

В третьем вопросе направляться разглядеть структуру и природу публичного сознания, продемонстрировать, что оно является совокупностью идей, теорий, взоров, принципов и идеалов, настроений и желаний людей, отражающих данную природную и социальную действительность, и находится в постоянном сотрудничестве с публичным бытием, зависит, в конечном итоге, от него. Раскройте структуру публичного сознания, его формы и уровни, и выясните функции данного феномена.

Практические задания

1. Вся материя отражает.Вся материя чувствует. Эквивалентны ли эти суждения?

2. Многие студенты довольно часто рассуждают так: «В случае если материя – это объективная действительность, эта нам в ощущении, тогда сознание другого человека по отношению ко мне кроме этого есть объективной действительностью, потому, что оно существует независимо от моего сознания и через язык, поведение воздействует на мои органы эмоций, приводя к ощущению. Так, сознание вторых людей имеется для меня материя». Где допущена неточность в этом рассуждении?

3. «Мозг выделяет идея, так же как печень выделяет желчь. Мозг материален, печень материальна, желчь материальна, значит, и идея должна быть материальна». Из-за чего эта аналогия выясняется неверной?

4. Какие конкретно факты вы имеете возможность привести в подтверждение положения о том, что сознание не есть продуктом лишь биологического развития человека, а есть социально-историческим продуктом?

5. В чем недочёт следующего определения сознания: «Сознание – это такое свойство совокупности, которое определишь, в то время, когда сам являешься данной совокупностью» (С. Лем)*. Возможно ли тогда по большому счету делать выводы о сознании объективно?*

6. Чем отличается отражение от несложного сотрудничества либо трансформации?

7. В чем значительное различие процессов отражения в неживой и в живой природе?

8. Владеет ли только что появившийся ребенок сознанием?

9. Р. Киплинг сочинил сказку о Маугли, что грудным младенцем был в джунглях ибыл вскормлен и «вежлив» дикими животными. В то время, когда Маугли вырос, он наровне с повадками животных усвоил и мышление и человеческое сознание. Вероятна ли такая история в реальности?

10. Выделите среди предложенных ниже положений такое, которое высказывает верное понятие отражения.

а) Отражение – это любое изменение одного объекта в следствии воздействияна что другого объекта.

б) Отражение – это всякое сотрудничество объекта.

в) Отражение – это полная копия отражаемого объекта отражающим.

г) Отражение – это воспроизведение структуры, особенностей отражаемого объекта в отражающем объекте.

11. Что в перечисленном перечне входит в философское понятие «сознание»?

а) ощущения; б) язык; в) мышление; г) биотоки мозга; д) воля; е) представления; ж) воображение; з) эмоции; и) темперамент; к) память; л) понятия; м) нервные импульсы; н) инстинкты; о) мировоззрение; п) цели и желания; р) нейроны; с) рефлексы.

12. Принято выделять следующие функции самосознания: самопознание, самонаблюдение, саморегуляция и самооценка. Раскройте их значение. Какая из этих функций, на Ваш взор, есть основной?

13. Выясните, какое неклассическое содержание сознания высвечивается в позиции Л. Витгенштейна: «Границы моего языка – сущность границы моего мира»?*

14. В каком суждении верно выражена публично-историческая сущность сознания?

а) Сознание не можетне отражать публичную судьбу.

б) Публичная жизньне оказывает влияния на сознание.

в) Сознание есть продуктом социальной среды и не появляется вне общения.

г) Сознаниечеловека определяет публичную судьбу.

15. Выделите среди нижеперечисленных явлений духовной судьбы общества те, каковые относятся к теоретическому уровню публичного сознания, и укажите, какие конкретно относятся к обыденному сознанию.

а) публичная психология; б) привычки; в) традиции; г) политические теории; д) приметы; е) слухи; ж) настроения; з) научные трактаты; и) моральные кодексы; к) народная медицина.

Контрольные вопросы

1. Из-за чего «сознание» есть одним из главных понятий философии?

2. В чем различие в понимании сознания между идеализмом и материализмом?

3. Что такое отражение как неспециализированное свойство материи и как изменяется свойство материи к отражению на различных её уровнях?

4. Что такое сознание? Какова его структура?

5. В чём содержится идеальность сознания и в чём проявляется публичная и историческая сущность сознания?

6. В чём содержится специфика субъективной действительности?

7. Как знают сознание объективные и субъективные идеалисты?*

8. Какую роль в происхождении сознания сыграл труд? Какова роль языка в развитии и возникновении сознания?

9. Чем отличается сознание человека от психики животных?

10. Что имеют в виду, в то время, когда говорят о биосоциальной природе сознания?

11. Как соотносятся сознание и бессознательное?

12. Какой вклад в изучение сознания и бессознательного внесла глубинная психология (в частности, психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К.-Г. Юнга, трансперсональная психология)?*

13. Какова структура личности (психики) по Фрейду?

14. Каковы вероятные дороги познания бессознательного?

15. В каких публичных явлениях находит воплощение публичное сознание?

16. Чем отличаются друг от друга публичное и личное сознание и как они взаимодействуют

17. В чем состоит специфика совершенного и каковы его функции в жизнеднеятельности общества и человека?

3.1 Онтология в структуре философского знания — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: