Проблема субстанции и метода познания в философских учениях нового времени: ф.бэкон, р.декарт, б.спиноза, г.лейбниц.

Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для собственного существования ни в чем, не считая самого себя. Таким качеством владеет лишь одна субстанция и ею возможно лишь Всевышний, что вечен, не сотворим, неуничтожим, всемогущ, есть причиной и источником всего.

Будучи Творцом, Всевышний создал мир, кроме этого складывающийся из субстанций. Сотворенные Всевышним субстанции (единичные вещи, идеи) так же владеют главным качеством субстанции — не нуждаются в собственном существовании ни в чем, не считая самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны только по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Всевышнему они производны, вторичны и зависят от него (потому, что сотворены им).

Все сотворенные субстанции Декарт дробит на два рода:

• материальные (вещи);

• духовные (идеи).

Это значит, что все материальные субстанции владеют неспециализированным для всех показателем — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции владеют свойством мышления и, напротив, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных особенностей и были названы Декартом модусами. (К примеру, модусами протяжения являются форма, перемещение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — эмоции, жажды, ощущения.)

Человек, согласно точки зрения Декарта, складывается из двух, хороших друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это разрешило ему возвыситься над природой.

В целом учение Декарта о субстанции возможно выразить следующей схемой:

С позиций дуализма Декартом решается и главный вопрос философии: спор о том, что первично — материя либо сознание, тщетен. сознание и Материя соединяются лишь в человеке, а потому, что человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не смогут быть первичны — они существуют неизменно и являются двумя разными проявлениями единого бытия.

Суть философского гносеологического способа Декарта в том, что в ходе познания опираться лишь на полностью точные знания и посредством разума, применяя всецело точные логические приемы, взять (выводить) новые, кроме этого точные знания. Лишь применяя дедукцию как способ, согласно точки зрения Декарта, разум может достигнуть точного знания во всех сферах познания.

Декартовскую линию гносеологического рационализма продолжили Т.Гоббс в Англии, Б.Спиноза в Голландии, Г.Лейбниц в Германии.

Спиноза, но, наряду с этим преодолевает декартовский дуализм и формирует цельную монистическую концепцию онтологического и гносеологического пантеизма. Сердцевина его философии – учение о субстанции. Он принимает декартовское определение субстанции как вещи, которая для собственного существования не испытывает недостаток ни в какой второй вещи. Поэтому субстанция едина, безотносительна, вечна, нескончаема, неизменна, она «обстоятельство самой себя», имеется Бог и природа.

мышление и Протяжение, бывшие в декартовской философии независимыми свободными субстанциями, у Спинозы – атрибуты, основные особенности единой субстанции. В единой нескончаемой субстанции господствует полная упорядоченность, строгая, причем не механическая, как у Декарта, а закономерность и логическая необходимость, исключающая случайность и всякую неопределённость, каковыепо мнению Спинозы, имеется только проявление отечественного незнания глубоких обстоятельств вещей. «связь и Порядок идей те же, что связь и порядок вещей», — формирует Спиноза основополагающий принцип гносеологического рационализма.

Основное рвение души, уверен Спиноза, если она руководствуется разумом, — это познание. Соответственно, «самое нужное в жизни – совершенствовать собственный познание либо разум, и в этом одном состоит высшее счастье либо счастье человека. Но для монистического пантеиста Спинозы свойственная людской душе «познавательная любовь к всевышнему», «та отечественная часть, которая определяется как познавательная свойство, другими словами лучшая отечественная часть», реализуется не в противном случае, как через познание вещей. А так как для Спинозы тело и душа – это модусы, состояния единой субстанции, то «людская душа способна к восприятию очень многого и (прошу особенного внимания) тем талантливее, чем в большее число разных состояний может приходить ее тело». Наряду с этим, в противоположность Декарту, наделившему, как мы не забываем, душой только человека, Спиноза, последовательно придерживаясь собственной концепции субстанции как природы либо всевышнего, делает вывод, что в ней все вещи, «не смотря на то, что и в разных степенях, но все же одушевлены». Людская же душа как «часть нескончаемого разума всевышнего». Тут «мы имеем адекватные идеи и общие понятия о особенностях вещей», и «от адекватной идеи о формальной сущности каких-либо атрибутов всевышнего» интуитивно приходим «к адекватному познанию сущности вещей.

Декарт, Спиноза, Лейбниц


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: