Проблема: возникновение,

Декан факультета

_________________________

« ____ » ____________200 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По ФИЛОСОФИИ

Для студентов, обучающихся по профессии (направлению)

________________________________________________________________________________________

наименование и номер профессии (направления)

Факультет ___________________________________________________

Кафедра _____________________________________________________

Курс ________________________________________________________

Семестр _____________________________________________________

Лекции: 34 час.

Практические (семинарские) занятия: 34 час.

Реферат 18 час.

Независимая работа 34 час.

Всего 120 часов.

Экзамен курсовой.

Г.

ББК 87я73

Р 134

Р 134 Рабочая программа составлена на основании ТРЕБОВАНИЙ

(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ) к уровню подготовки и обязательному минимуму содержания БАКАЛАВРА и ДИПЛОМИРОВАННОГО ЭКСПЕРТА по циклу «Неспециализированные гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в национальных образовательных стандартах высшего профобразования второго поколения.

Индекс ГСЭ.Ф.10 ФИЛОСОФИЯ

Рабочая программа утверждена на совещании кафедры философии «02» октября 2001 г., протокол № 8

Программу составил:

кандидат философских наук, доцент В.В. ГЛУХАЧеВ

Заведующий кафедрой:

профессор философии ,

доктор наук В.В. КРЮКОВ

Важный за главную

образовательную программу: Н.С. БЕЛЫЙ

ББК 87я73

© Новосибирский национальный

технический университет, 2003

Особенности курса

  • Настоящий курс выстроен в соответствии с ГОС и предлагается в качестве базы философского образования бакалавров. Курс адресуется дневной и заочной формам обучения всех профессий.
  • Главная цель курса для студента: приобрести знания баз философии, достаточные для построения логики предметного видения, нужной для ответа практических задач. На базе обобщения логики предметного видения науки организовать сознательное отношение к окружающему миру и самому себе.
  • Ядрокурса представлено логикой предмета развёртывания и определением философии предметного видения. В тематическом материале нашли собственный отражение главные философские направления, творчество выдающихся философов, работы которых сыграли большую роль в создании «образцов» миропонимания. Это указывает уяснение смысла бытия природы, человека, познания, социальной практики, политики, права, искусства, религии, науки, техники с позиций предмета философии.
  • Для успешного изучения курса студенту нужно располагать знаниями общеобразовательных дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного циклов, мочь строить собственное отношение к окружающему миру и самому себе на базе элементарного обобщения.
  • Уровень требований в сравнении с ГОС увеличивается переходом от введения в философию к приобретению навыков философствования. Больше внимания уделяется диалектической логике в ее соотнесенности с формальной. Дается представление о вкладе философии и процессе понимания в развитие этого процесса.
  • Обеспечение изучения последующих дисциплин как общеобразовательных, так и особых навыками обобщения, логического анализа в рамках сознательного отношения и философского подхода к окружающему миру, процессу обучения и самому себе.
  • Практическаячасть предполагает исполнение реферата по теме, которую выбирает сам студент в соответствии со достигнутым уровнем и своими интересами понимания философских неприятностей.

задачи и Цели курса

Номер цели Содержание цели
представление и Студент
о предпосылках происхождения философии, ярких условиях ее появления в античном мире, необходимости выделения из протознания частных наук, и необходимости философского частных знания и взаимосвязи наук;
об главных направлениях развития философского знания и их представителях, связи отдельных направлений в зависимости от сложившихся социальных условий;
об главных этапах развития философского знания, их главных и эпохах представителях;
о необходимости и логике перехода от одной эры развития философского знания к второй;
научных революциях в философии 17-18 столетий;
о германской хорошей философии, ее главных их вкладе и представителях в развитие философской мысли;
о философии марксизма, ее публично-исторических предпосылках, ее представителях, значении и основных этапах;
о русской философии, ее особенностях и основных представителях и традициях;
о современной западной философии: неопозитивизме, прагматизме, экзистенциализме, философской антропологии, персонализме и неотомизме;
о проблемах развития философской мысли в Российской Федерации в связи и постсоветский период их с появившейся социальной обстановкой
Студент будет знать
предпосылки происхождения философского знания;
объект и предмет философии, отличие научной философии от ненаучной, содержание философского подхода и необходимость философского видения мира;
о содержании философской теории познания, природе философских неприятностей, объяснении и философском понимании;
о значении философии для публично-исторической практики, культуры и главных функциях философии;
о месте философии среди вторых наук;
философское определение материи, ее связи с категорией бытия, движения и связи материи, главные формы перемещения материи;
философское содержание неприятности происхождения, сущности и природы сознания;
диалектику как науку о самые общих законах развития природы, мышления и общества и основанного на этом способе преобразования и познания мира;
содержание и проблематику философской теории познания, ее главные формы, учение об истине, понятие науки;
предмет философии в анализе публичной судьбе, самые общие базы публичной судьбе, движущие силы и источник развития публичной судьбе;
предмет философии в анализе людской существования и проблематику людской бытия, понятие культуры;
содержание исторического прогресса и философскую интерпретацию мировых проблем человечества
Студент будет мочь
обнаружить предмет философского анализа при рассмотрении любых явлений; выстраивать логику философского подхода в анализе явлений;
давать философское определение явлениям и соотносить их с определениями вторых наук;
отличать научный и ненаучный подходы в ответе философских неприятностей;
обобщать многообразие особенностей вещи, обнаруживая общее свойство;
соотносить в определении вещи общие, неспециализированные и единичные особенности;
раздваивать единое на противоположные стороны и воображать существование вещи как следствие связи противоположных сторон;
различать в описании вещи абстрактное и конкретное содержание;
выстроить логику понимания любого явления;
разбирать публичные явления на базе неспециализированного и общего;
соотносить объективное и субъективное в анализе суждений;
обосновывать связь философского и естественнонаучного знаний

Структура курса

Содержание курса и осуществляющие контроль

Материалы

Тема 1.Философия, ее предмет, структура

И функции

Цели: 12, 15, 23

Предпосылки философского знания. миропонимание и Мироощущение. Мифология. Религия. Любовь к мудрости.

наука и Философия. Философия как наука. объект и Предмет философии. Природа философского знания. Предметное видение мира философией.

познание и Философия. Главный вопрос философии. Его две стороны. Агностицизм. Структура философского знания. Природа философских неприятностей. Содержание философского подхода. Главные направления, школы и этапы исторического развития. Философская герменевтика: понимание и объяснение. Необходимость философского понимания в практике и науке.

Философия и публично-историческая практика. Предназ-начение философии. Философия в совокупности культуры. Место философии в публично-историческом бытии социального субъекта. Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая. Место философии среди вторых наук.

Содержание практических занятий

1. Публично-исторические предпосылки появления наук и философского знания естественнонаучного цикла.

2. Природа философского знания и его место в публичной практике.

3. Необходимость философского осмысления мира. Специфика философского понимания. Знать и осознавать: неспециализированное и особое.

4. Понятие мировоззрения. Специфика философского мировоззрения. Философия как база теоретического мировоззрения.

5. Философия как неспециализированная методика. метод и Теория. метафизика и Диалектика как направления философской методике.

6. Философия как теория познания. Специфика философского познания. Философия: логика мышления, преобразования и познания мира.

Контрольные вопросы

1. Что такое наука? Назовите критерии научности знания?

2. Что изучает философия?

3. В чем научность философского знания?

4. В чем состоит различие философского и естественнонаучного подходов в познании мира?

5. Что такое мировоззрение и какова его необходимость?

6. Чем задается тот либо другой вариант мировоззрения?

7. В чем специфика функций философии?

8. Необходимость главного вопроса философии для практики и науки?

9. Что означает осознавать и чем может оказать помощь в этом философия практике и науке?

10. Совпадают ли содержательно понятия «знать» и «осознавать»?

11. Как связаны общие, неспециализированные и единичные особенности вещи, направляться ли из данной связи устройство мира?

12. Какова логика понимания мира, процесса, явления?

Отвечая на вопросы, студент:

– поймёт основания отличия научной совокупности знаний от ненаучной;

– сравнивает научность философского знания и естественнонаучного;

– знакомится с их основаниями и вариантами мировоззрения, получая возможность оценить собственный собственное;

– получает возможность отличить содержание понятий «знать» и «осознавать»;

– обучается выстраивать логику мышления и понимания мира.

Проблемные задания

1. В переводе с древнегреческого философия свидетельствует любовь к мудрости. Взял ли отражение в переводе предмет философии? К примеру: в случае если умный человек – это опытный все (в противном случае его от простого человека не отличить), а все знать нереально, то и сама мудрость делается неосуществимой. Тогда о любви к чему идет обращение? Гераклит говорит: «Многознание уму не научает», тогда что же научает мудрости и уму?

2. Философия одна на всех либо у каждого собственная? Возможно ли в этом отношении сравнивать другие науки и философию? Какой суть вкладывается в заглавия: «Русская философия», «Германская хорошая философия» и т. д.?

3. есть ли философия наукой? Совершите анализ существующих точек зрения в современной литературе, книжках, хрестоматийных сборниках.

4. Кто философствует? К примеру, философствует обыватель, т. е. человек, не имеющий философского представления и образования о философии по большому счету?

5. Выясните философские основания для ответов на вопросы о смысле судьбы, о месте человека в мире, что имеется личность, что такое красота и т. д.

6. Как можно понять М. Хайдеггера: «Философия – это тяга везде быть дома»?

Тут и потом: делая проблемные задания, студент находит собственный собственное отношение к проблеме.

Тема 2.История философии

Цели: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Философия как нужная составляющая исторического развития людской общества. Неприятность многообразия исторических типов философии. Классификация философских учений по методу ответа главного вопроса философии, ее назначению, месту в развитии философской мысли.

Философия Древнего Востока: джайнизм (Индия), конфуцианство, даосизм, моизм, легизм. Неприятность бытия и не-бытия: их взаимосвязь и сущность. Человек в культуре и философии Древнего Востока.

Древняя философия: космоцентризм. Космологизм и онтологизм древней классики. атомистическая трактовка и Проблема бесконечности бытия. Учение об идеях. Этический рационализм Сократа. тела и Проблема души у Платона. Философия Аристотеля: учение о сущности, представления о человеке, душе. воли и Проблема разума. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм.

Средневековая философия как синтез двух традиций: античной философии и христианского откровения. Полемика номинализма и реализма. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики. Специфика средневековой схоластики: неприятность разума и воли, тела и души, истории и памяти. Сакральность исторического бытия.

Философия ренесанса. Антропоцентризм как выражение философии ренесанса. Пантеизм как своеобразная черта натурфилософии Восстановления. Диалектика в философии Николая Кузанского. Нескончаемая Вселенная Коперника и
Д. Бруно. Гелиоцентризм.

Научная революция в философии 17 века. Философия Ф. Бэкона: эмпиризм и номинализм. Декарт: очевидность как критерий истины. материализм и Номинализм Т. Гоббса. Учение Спинозы о субстанции. Множественность субстанций Лейбница. Неприятность связи гносеологии с онтологией в философии.

Философия эры просвещения. Социально-исторические предпосылки. Публично-правовой идеал Просвещения. Просветительская трактовка человека.

Германская хорошая философия. необходимость и Всеобщность научного знания в философии Канта. Неприятность разума и рассудка. вещь и «явление-в-себе», свобода и природа. Субъективный идеализм Фихте. Натурфилософия Шеллинга. философская система и Диалектический метод Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха.

Философия марксизма. Публично-исторические предпосылки происхождения философии марксизма. содержание философии и Основные этапы К.Маркса. Философский анализ политической экономии. Новая концепция истории. Отношение К. Маркса к Гегелю и обоснование материалистической диалектики. Место Ф.Энгельса в становлении марксизма. Развитие марксистской философии В.И. Лениным: «эмпириокритицизм и Материализм», законы исторического развития, учение о стране, неприятности диалектического способа.

Русская философия: традиции и особенность. Дохристианский и христианский этапы развития философской мысли в Российской Федерации. Эра Ренессанса русской философии 18 века. Возможность примирения научного и религиозного толкований мира в философии М. Ломоносова. цели и Проблема смысла людской бытия в философии Г.С. Сковороды. Неприятность совершенного страны в философии А.Н. Радищева. Критика самодержавно-крепостнического строя в философии П.Я. Чаадаева. Славянофильство: И. Киреевский, А. Хомяков и др. Русские революционные демократы. Философия народничества.

Современная западная философия: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм. Философская антропология. Персонализм и неотомизм.

Содержание семинарских занятий

1. Философия Древнего Востока. места человека и Проблема познания в мире.

2. Главные этапы развития философской мысли Запада.

3. Марксистская философия. Место в истории философской мысли.

4. Русская философия. Особенность русской философии и ее современное значение.

Контрольные вопросы

1. Значение идеи первовещества древней философии в развитии философской мысли.

2. В чем состоит главное достижение школы Платона?

3. Чего больше в атомарной догадке: философии либо физики?

4. Каковы философские истоки теоцентризма?

5. Каковы философские истоки монотеизма?

6. Имеет ли креационизм научное обоснование?

7. Какие конкретно черты средневековой философии сохранили актуальность ?

8. Имеются ли объективные основания для объединения
Н. Кузанским религиозных и математических представлений?

9. Каково философское значение Ньютона и открытий Галилея?

10. В чем состоит фундаментальный принцип трансцендентального идеализма Канта?

11. В чем главное значение идеализма Гегеля?

12. В чем главное значение диалектического материализма К. Маркса?

13. В какой степени состоятельна диалектика?

14. В чем содержится вклад в развитие философской мысли герменевтов?

15. Каковы неспециализированные черты западников и философии славянофилов?

16. Сохранила ли актуальность философия всеединства?

17. Вероятна ли интеграция Востока и философии Запада?

18. О каком вкладе в развитие философской мысли возможно сказать, в случае если учесть работу советской школы?

Отвечая на вопросы, студент:

– знакомится с истоками философского знания;

– приобретает представление о необходимости и философском содержании эпох их последовательной смены;

– находит неспециализированное и особое в учениях выдающихся философов;

– сравнивает варианты философствования: Запад и Восток, Русскую философию и германскую хорошую, материалистическую и идеалистическую, ветхую и новую, собственную и предлагаемую учебным курсом.

– поймёт личный вариант философствования.

Тема 3.Философское учение о материи

Цели: 16, 27

Категория бытия в философии. Бытие как общее, неспециализированное и единичное. небытие и Бытие. субстанция и Бытие. Бытие вещей, состояний и процессов. Бытие человека в мире вещей. Специфика людской бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия.

Материя как философская категория. его особенности и Определение материи. Главные этапы становления категории материи. Принцип материального единства мира. Современные концепции категории материи.

Понятие перемещения. движения и Связь материи. Неприятность многообразия форм перемещения материи. Диалектика перемещения. развитие и Движение. Понятия пространства и времени. Связь материи, перемещения, пространства и времени. Неприятность многомерности пространства и времени. Диалектика конечного и нескончаемого.

Методологическое и мировоззренческое значения понятия материи для естественных наук. Базы понимания материи. индетерминизм и Детерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Содержание семинарских занятий

1. Развитие представлений о материи.

2. Древние школы материализма.

3. Познание природы в средние века.

4. Естествознание Нового времени и механистический материализм.

5. Концепция объективной действительности в диалектическом материализме.

6. Развитие представлений о бытии.

7. Перемещение как метод существования.

8. Развитие как метод становления.

9. время и Пространство как формы существования.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия и действительность?

2. Что обозначает понятие бытия?

3. В чем диалектика бытия?

4. Какова неспециализированная структура бытия?

5. Существует ли небытие?

6. Что обозначает понятие материи?

7. Что такое философская категория?

8. диалектика материи и Какова структура?

9. Материальное и совершенное: неприятность единства мира.

10. Перемещение как философская категория.

11. Развитие представлений о перемещении.

12. Что высказывает диалектика перемещения?

13. В чем философское содержание категорий пространства и времени?

14. Что образовывает движения понимания и основу материи?

15. Какое значение для частных наук имеют категории материи, перемещения, пространства и времени?

Отвечая на вопросы, студент:

– приобретает представление о содержании понятия «бытие»;

– сравнивает содержание понятий «материя» и «бытие»;

– знакомится с предельно широкими множествами, которыми пользуется философия в описании объекта собственного изучения;

– сравнивает содержание понятий перемещения, пространства и времени, трактуемых естественными науками и философией;

– обнаруживает связь материи, перемещения, пространства и времени;

– приходит к выводу о диалектичности окружающего мира из диалектики перемещения;

– учитсяпонимать существование материи, перемещения, пространства и времени.

Проблемные задания

1. Из-за чего вопрос «Из чего состоит все?» есть философским?

2. Существует ли материя как таковая? Как решает современная философия проблему единого и многого, единства многообразия и т. д.?

3. Предполагает ли движения сознание и обыдённое существование материи?

4. Возможно ли, развивая обыденное представление о материи, прийти к философскому, а в философском найти то, что присутствует в обыденном представлении?

5. Как соотносятся обыденное, естественнонаучное и философское представления о материи?

6. Содержание понятия материи прошло узнаваемый путь собственного развития. Возможно ли считать, что ленинское определение материи не есть последним?

7. В каком отношении к пониманию мира находятся понятия материи, перемещения, пространства и времени?

Тема 4.Сознание как философская

неприятность: происхождение,

структура и Сущность

Цели: 17, 24

Неприятность сознания в истории философии. Содержание философского подхода в анализе неприятности сознания. Отражение как общее свойство материи. Этапы развития отражения. Закон соответствия формы отражения уровню организации материи. Сознание как верховная форма отражения материи. Совершенное
и различие: и материальное тождество. Труд как база происхождения сознания. Публично-историческая сущность сознания. Самосознание. Структура сознания. мозг и Сознание. Психологическое и физиологическое. язык и Мышление. Логика мышления. Творческий темперамент сознания. Опережающее отражение. Неприятность моделирования мышления. Понятие информации.

Содержание семинарских занятий

1. Сознание как философская неприятность. Формулирование неприятности. Варианты решения проблемы.

2. Неприятность происхождения сознания. Философский и естественнонаучный подходы решения проблемы. Варианты объяснения сущности сознания.

3. Сознание как функциональная совокупность. Структура сознания. Связь элементов структуры.

4. Неприятность моделирования функций сознания.

Контрольные вопросы

1. Предмет философии в анализе сознания?

2. Что такое отражение?

3. В чем необходимость привлечения понятия отражения в объяснении явления сознания?

4. Что в ходе труда определяет происхождение сознания?

5. В чем отличие сознания человека от психики животных?

6. Как связаны материальное и совершенное? Возможно ли сказать об их тождестве?

7. Какова структура сознания?

8. Какое свойство в структуре сознания можно считать определяющим?

9. Идеально либо материально сознание (идея)?

10. В чем отличие человека и общения животных?

11. Что высказывают понятия публичного и личного сознания?

12. Какова функция самосознания?

13. Может ли машина мыслить?

Отвечая на вопросы, студент;

– приобретает представление о предметном видении философией явлений сознания;

– обучается философской постановке неприятности на примере философского анализа сознания;

– сравнивает философское представление о сознании и обыденное;

– поймёт исходную обстоятельство сознания психики человека и отличия животных;

– пробует осознать, что такое сознание;

– обобщая материал темы, находит основания для ответа на вопрос о мыслительных возможностях автомобили.

Проблемные задания

1. Что обусловило происхождение сознания и ограниченность предшествующей формы отражения? Употребляется ли последняя в практике людской существования?

2. Возможно ли все проявления людской существования растолковать своеобразием процесса труда? Осталось ли у человека что-либо от животного? Дешёв ли животным процесс труда?

3. Сознательное и бессознательное. Интуиция. Понятие бессознательного по З. Фрейду.

4. Совершенное и его становление на протяжении эволюции отражения. Психофизиологическая неприятность и совершенное. Информация и совершенное. Неприятность соотношения материального и совершенного в мышлении.

5. Неприятность моделирования мышления. машины возможностей и Соотношение человека в ходе мышления. Существуют ли принципиальные ограничения в развитии свойства автомобилей к мышлению?

Происхождение неприятностей из-за отсутствия ЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: