Проблемные ситуации как следствие недостаточности и ограниченности прежней стратегии научного исследования.

РАЗДЕЛ 4

ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

ТЕМЫ И ЗАМЫСЛЫ

56. ЧТО ТАКОЕ ДИНАМИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ?

ЗАМЫСЕЛ

1. Динамика как наиболее значимая черта знания.

2. Логический позитивизм: его характеристические черты.

3. Неприятность роста, развития знания как центральная неприятность в современной западной философии науки.

4. Неприятность роста, развития знания как центральная неприятность в современной западной философии науки.

5. Что такое эволюционная эпистемология?

6. Что такое постпозитивизм?

7. Постпозитивистские модели развития науки как частные случаи неспециализированных эволюционных процессов в мире.

8. Вывод.

57. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РОСТА ЗНАНИЯ В

КОНЦЕПЦИИ К. ПОППЕРА

ЗАМЫСЕЛ

1. Как Поппер разглядывает знание в любой его форме?

2. Как Поппер осознаёт эволюцию знания?

3. Для чего К. Поппер применял идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития?

4. Какие конкретно факторы по Попперу мешают научному прогрессу?

5. Что есть по Попперу нужными средствами роста науки?

6. Три главных требования к росту знания.

7. Какой схемой Поппер изображает модель роста научного знания?

58. Познание Т. КУНОМ И И.

ЛАКАТОСОМ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ

ЗАМЫСЕЛ

1. Два главных этапа историко-научного процесса по Т.Куну.

2. Что, по Куну, происходит с правилами-предписаниями («дисциплинарная матрица») на протяжении развития науки?

3. Какой процесс происходит на протяжении научной революции?

4. Что такое «научно-исследовательская программа» И. Лакатоса?

5. Структура научно-исследовательской программы.

6. Что является ростом зрелой науки по Лакатосу?

7. «Диалектическая струя» в концепции И. Лакатоса о природе научного метода и об механизмах и источниках развитии научного знания.

59. ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ РОСТА ЗНАНИЯ В КОНЦЕПЦИИ П.

ФЕЙЕРАБЕНДА

ЗАМЫСЕЛ

1. Принцип историзма П. Фейерабенда.

2. Как П. Фейерабенд осознаёт историю науки?

3. П.Фейерабенд о взаимодействии и единстве науки, ее истории, ее философии.

4. В чем видит П.Фейерабенд недостаточность неопозитивистского подхода к анализу роста, развития знания?

5. Из чего направляться исходить, по П. Фейерабенду, при построении новой теории развития науки?

6. Как П.Фейерабенд подходит к трансформации в науке «методологических директив»? Его методологическое кредо.

7. Как П.Фейерабенд воображает науку?

60. ЧТО ТАКОЕ КУМУЛЯТИВИЗМ И АНТИКУМУЛЯТИВИЗМ?

ЗАМЫСЕЛ

1. Два крайних подхода к анализу динамики развития научного знания.

2. Что такое кумулятивизм?

3. Как приверженцы кумулятивизма воображают развитие научного знания?

4. Что такое антикумулятивизм?

5. Как истории науки представляется представителям антикумулятивизма?

_________________________________________________________________________________________

61. ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

ЗАМЫСЕЛ

1. Какую роль в научном познании играется модель?

2. субъект и Модель научного познания?

3. Первичные модели научного познания как метафоры.

4. Евклидова программа как программа тривиализации знания.

5. Эмпиристская программа как программа, располагающая истину «внизу».

6. Индуктивистская программа как следствие попытки создать канал «течения» истины «снизу-вверх».

7. Последний удар К. Поппера по индуктивной логике.

8. В чем состоит основная изюминка теоретических схем по В.С. Степину?

9. Каковы серьёзные характеристики теоретической модели?

10. Важность положения К. Поппера для процесса формирования первичных теоретических моделей.

11. формирование и Выдвижение гипотезы первичных теоретических моделей.

12. Абстрактные объекты (теоретические конструкты) как «кирпичики» научной модели.

13. Какие конкретно смыслы передают теоретические объекты?

14. Каковы особенности логики формирования первичных теоретических моделей, дающих новое знание?

62.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОВ

ЗАМЫСЕЛ

1. На что показывает понятие «закон»?

2. В чем состоит отличие законов как норм людской сосуществования от законов естественных наук?

3. Статистические и динамические законы.

4. На что нацелены законы науки?

5. Как осознавали законы науки Кеплер, Коперник, Кант, А. Пуанкаре и Э.Мах?

6. Что предполагает формирование законов?

7. Что реально осуществляется на всех стадиях научного изучения?

8. В.С. Степин о двух стадиях построения в хорошей физике частных теоретических схем как догадок?

9. Неспециализированные законы как цель научного изучения.

63. ЗНАЧЕНИЕ АНАЛОГИЙ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ПОИСКЕ

ЗАМЫСЕЛ

1. Из-за чего в современном ходе научного изучения ощутимой делается роль аналогий?

2. Какие конкретно аналогии выделяют современные интерпретаторы?

3. Что разрешает делать умозаключения по аналогии?

4. Из-за чего вопрос о достоверности аналогии?

5. Виды аналогии.

6. В чем состоит отличие аналогии от дедуктивного умозаключения?

7. Фальшивые аналогии.

8. Аналогии в технических науках.

9. аналогия и Изобретение.

64. СПЕЦИФИКА ПРОЦЕДУРЫ ОБОСНОВАНИЯ НАУЧНЫХ

ЗНАНИЙ

ЗАМЫСЕЛ

1. Как трактуется процедура обоснования научных знаний?

2. Аналитические (расчленяющие) и обобщающие (синтетические) процедуры.

3. В связи с чем К. Гемпель поднимает проблему обоснования?

4. В то время, когда, по Гемпелю, теоретические понятия становятся излишними?

5. Как возможно представлена «Задача теоретика»?

6. Что предполагает процедура обоснования?

7. предсказания и процедур Структурное равенство обоснования.

8. Опора на неспециализированные законы как значительная черта обоснования.

9. Принцип причинного обоснования.

65. Возможно ЛИ СКАЗАТЬ О ЛОГИКЕ НАУЧНОГО ОТКРЫТИЯ?

ЗАМЫСЕЛ

1. Осуществима ли задача разработки логики научного открытия?

2. Чему отводится громадное место в логике открытия?

3. Как воспринимается эвристика?

4. Поддается ли логика открытия формализации?

5. Междисциплинарность как характерный показатель логики открытия?

6. Этапы процесса научного открытия?

7. Три группы теорий, отражающих эвристические стратегии.

8. «Мозговая атака» А.Ф. Осборна.

9. Элементарные модели эвристической деятельности.

10. Специфика эвристических постулатов.

11. Какие конкретно постулаты причисляют к классу эвристических постулатов?

12. Какими способами обогащает исследователя эвристика?

13. Модели, полученные при анализе процесса научного открытия.

66. РАЗВИТАЯ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ИСХОДНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ЗАМЫСЕЛ

1. Процесс построения научной теории.

2. Отношение теории к определенной предметной области действительности.

3. Чем есть теория по форме?

4. Три особенности построения развитой научной теории.

5. Роль языка в ходе построения развитой научной теории.

67. ОТЛИЧИЯ ХОРОШЕГО И НЕКЛАССИЧЕСКОГО

ВАРИАНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ

ЗАМЫСЕЛ

1. Борьба теорий как свидетельство развития научного познания.

2. Идеал дедуктивно выстроенных теорий — хорошая стадия развития науки.

3. На разновидности и какие системы сложных объектов ориентируется неклассический вариант формирования теории.

4. Конфликт параметров в рамках неклассического этапа формирования теории.

5. Принцип фальсифицируемости К.Поппера как альтернатива принципу верификации.

6. Неравнозначность разных уровней теоретической организации знания.

7. Лингвистический поворот, характерный для неклассического этапа развития научно-теоретического знания.

8. Типы научного языка.

9. Язык логического анализа как сущность процесса построения теории (Рассел, Витгенштейн, Фреге, Кантор, Куайн).

68. Как УНИВЕРСАЛЬНЫ ПРОБЛЕМНЫЕ ОБСТАНОВКИ И

КАКУЮ РОЛЬ ОНИ Играются В НАУКЕ?

ЗАМЫСЕЛ

1. Этап проблемного осмысления как этап формулировки главной проблемы научного изучения.

2. Этап выдвижения догадки как нужного основания создания теоретической модели.

3. Проблемная обстановка как нужный этап развития научного познания.

Проблемные обстановки как ограниченности и следствие недостаточности прошлой стратегии научного изучения.

5. Проблемные ситуации как свидетельство столкновения программ изучения.

6. Что есть симптоматикой проблемных обстановок в науке?

7. В то время, когда появляются проблемные обстановки?

8. О чем свидетельствуют проблемные обстановки в науке?

9. преодоление и Точность репрезентации проблемных обстановок.

10. эксперимент и Проблемные ситуации.

11. Какую роль в научном изучении играются проблемные обстановки?

68. Как УНИВЕРСАЛЬНЫ ПРОБЛЕМНЫЕ ОБСТАНОВКИ И

КАКУЮ РОЛЬ ОНИ Играются В НАУКЕ?

ЗАМЫСЕЛ

1. Этап проблемного осмысления как этап формулировки главной проблемы научного изучения.

2. Этап выдвижения догадки как нужного основания создания теоретической модели.

3. Проблемная обстановка как нужный этап развития научного познания.

4. Проблемные обстановки как ограниченности и следствие недостаточности прошлой стратегии научного изучения.

5. Проблемные ситуации как свидетельство столкновения программ изучения.

6. Что есть симптоматикой проблемных обстановок в науке?

7. В то время, когда появляются проблемные обстановки?

8. О чем свидетельствуют проблемные обстановки в науке?

9. преодоление и Точность репрезентации проблемных обстановок.

10. эксперимент и Проблемные ситуации.

11. Какую роль в научном изучении играются проблемные обстановки?

69. ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА ВКЛЮЧЕНИЯ НОВЫХ

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КУЛЬТУРУ

ЗАМЫСЕЛ

1. В чем состоит важность включения новых теоретических представлений в культуру?

2. Две плоскости неприятности включения новых теоретических представлений в культуру.

3. Влияние микроконтекста и макроконтекста науки на процесс включения новых теоретических представлений в культуру.

4. Что свидетельствует термин «процесс включения новых теоретических представлений в культуру»?

5. Античность: связь понятий «культура» и «техне».

6. О чем свидетельствует начальное этимологическое значение термина «культура»?

7. Как понимается культура в нюансе интеллектуальной составляющей?

8. Этический нюанс решения проблемы включения теоретических представлений и новаций в культуру.

9. Оценка культуры страны на основании процесса включения новых теоретических представлений в культуру.

10. Какие конкретно качества культивирует в человеке культура?

70. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ВКЛЮЧЕНИЯ НОВЫХ

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В КУЛЬТУРУ В СФЕРЕ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

ЗАМЫСЕЛ

1. Мысль начальной ассимиляции научных и культурных влияний Запада в мыслях над спецификой развития отечественной научной мысли.

2. Начало XVIII в. Появление первых российских ученых.

3. В чем состояла неприятность «книжной учености»?

4. Рвение к построению широких обобщающих конструкций, масштабность и размах проектов, как специфика отечественной установки.

71. ЗАВИСИМОСТЬ ДЕФОРМАЦИИ НАУКИ ОТ ИДЕОЛОГИИ

ЗАМЫСЕЛ

1. Период деформации университета науки в связи с системой и тоталитарным режимом репрессивно-террористического контроля.

2. Необходимость противодействия «элементам и вражеским проискам» как своеобразный механизм тоталитарного управления наукой.

3. 60-е годы XX в.: ликвидация урона.

72. НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ

ЗАМЫСЕЛ

1. Преемственность в развитии научных знаний.

2. Единство количественных и качественных трансформаций в развитии науки.

3. интеграция и Дифференциация наук.

4. Сотрудничество их методов и наук.

5. Углубление и компьютеризации процессов и расширение математизации.

6. Теоретизация и диалектизация науки.

7. Ускоренное развитие науки.

8. Свобода критики, недопустимость догматизма и монополизма.

9. Новые тенденции и закономерности развития современной науки.

ЭНТОНИ РОББИНС — Энергия и ЗДОРОВЬЕ ДЛЯ ЖИЗНИ (Аудиокнига)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: