Проблемы философии как науки

Во-первых, онтологические (греч. ontos – бытие и logos – учение). Эти неприятности связаны с изучением самые общих вопросов бытия:
• что небытие и такое бытие;

• как осознавать материальное и духовное бытие, чем отличается бытие природы, человека и общества;

• каковы обстоятельства развития настоящего мира;
• что время и такое пространство как формы бытия;
• существуют ли законы развития природы, мышления и общества.
Во-вторых, аксиологические (греч. axios – сокровище и logos – учение). В этом разделе философия предстает как целостное учение об главных сокровищах судьбы людской общества и хорошего либо отрицательного отношения к ним людей:

• добро и красота;

• равенство, свобода, справедливость;

• надежда, вера, любовь;

• культура и антикультура;

• ценности и антиценности;

• идеи и совершенства.

В-третьих, социальные (лат. societas – общество). Предметный раздел философии, изучающий публичную судьбу. Он стал называться «социальной философии». В этом разделе происходит анализ самые общих вопросов происхождения, развития и функционирования общества:
• происхождение людской общества;

• сферы публичной судьбе;

• виды и типы социальных общностей (раса, этнос, народ, нация, страты,

группы, классы);

• виды и типы социальных взаимоотношений людей, и организаций и общественных институтов.

В-четвёртых, антропологические (греч. anthropos – человек и logos – учение). Данный раздел философии касается всех основополагающих вопросов бытия человека:

• происхождение человека;

• основные черты и сущность человека;

биологическое и социальное в человеке;

сущность понятий: «человек», «индивид», «индивидуум»,

«индивидуальность», «личность», «персона»;

• социализация человека (образование, обучение, воспитание);

• способности и потребности человека;

• виды деятельности и основные типы человека;

• межличностные отношения людей: дружба, любовь, брак, семья,

верность, преданность, взаимность, их антиподы и поддержка.

В-пятых, гносеологические (греч. gnosis – знание, познание и logos – учение). В этом разделе философии раскрывается учение о познавательной деятельности человека:

• способен ли человек познать мир;

этапы познания (чувственное, логическое, практическое);

• способы научного познания;

• что такое истина и её главные показатели (абстрактна и конкретна, относительна и безотносительна, субъективна и объективна);
• что есть критерием истины, какова роль практики в познании.
В-шестых, методологические (греч. metod – путь, метод и logos – учение). Это ответственный раздел философии, принципиальная философская неприятность, поскольку философская методика универсальна по сути собственной и применима в произвольных областях научного знания и действительности.

К вопросам философской методике относятся:
• главные способы познания, изучения, творчества человека;

• метафизика и диалектика;

• моделирование и эксперимент;

• синтез и анализ;

• способы аналогии, наблюдения и другие.

Перечисленная проблематика образовывает содержание философских учений на всех этапах развития людской общества.

По аналогии с философскими проблемами выделяются функции философии (лат. functio – выполнение), другими словами круг её деятельности, назначение, роль.

Итак, предмет философии выяснен – это совокупность взаимоотношений «мир – человек», а правильнее «универсум – человек», по причине того, что понятие «мир» уже употребляется рядом вторых наук и есть, поэтому, частным. Всё противостоящее человеку обозначают как вселенную, космос, природу, мир, материю, имея в виду что-то сущее, данное, наличное. Человек же находится в отношении не только к наличному, но и к тому, что было и что будет. Он живет в трёх временах: прошлом, настоящем и будущем. Это и имеется универсум: будущее (и потенциальное прошлое) и актуальное (настоящее) бытие. Каков же круг деятельности философии, её функции?

Функции философии

Онтологическая – функция формирования у личности целостного представления о мире, о его строении и мироздании.
Аксиологическая – функция ценностной ориентации человека в мире с историческим противостоянием культуры и антикультуры, сокровищ и антиценностей, хорошего и низменного.

Социальная – функция формирования гражданского сознания, гражданской культуры личности, её способности разбираться в сложных социальных процессах (политических, правовых, экономических, нравственных, экологических, научных, педагогических, оборонных…) для адекватного включения в совокупность общества со всеми его университетами, функциями и отношениями.
Гносеологическая – функция познания; в совокупности философии индивид как личность отыщет знания о чувственном и логическом, интуитивном и эвристическом освоении мира, о методах познания, о параметрах подлинного и фальшивого знания.
Методологическая – функция философии, которая вооружает любого человека, независимо от его типа и профессии деятельности, способами познания, изучения, построения догадки, теории, концепции, программы, теории, способами теоретической и практической деятельности.

Типы мировоззрений

Мировоззрение – целостный взор на место и мир в нём человека через совокупность взаимоотношений «мир – человек», «универсум – человек».

Имеется «мир» и имеется «человек». Возможно изучать «мир», возможно изучать «человека», но возможно изучать три предмета: «мир», «человека» и их «отношение». Это и имеется совокупный предмет всех типов мировоззрения (Л. Зеленов).
Через означенную совокупность возможно характеризовать шесть типов мировоззрения:
• мифологическое – символическое мировоззрение;

• религиозное – догматическое мировоззрение;

• народное – классическое, другими словами основанное на народном сознании,

народной психологии и исторических традициях;

• художественное (мастерство) – образное мировоззрение;

• научное – помологическое мировоззрение;

• философское – концептуальное мировоззрение.

Вследствие этого сделаем кое-какие пояснения, касаемые роли и общества философии как концептуального мировоззрения.

Общество – это люди в совокупности взаимоотношений в совокупности сфер публичной судьбе и областей профессиональной деятельности; общество – это определённая совокупность материальных (технические и экологические совокупности) и духовных (люди, социум) процессов. В этом замысле мы не отнесём философию к материальному производству, поскольку её продукты – идеи, теории, концепции, учения. Философия выступает духовной формой судьбы общества.

В духовной сфере существует множество вторых форм творчества и видов деятельности, относящихся к искусству и религии, к педагогике и науке, к экономике и политике, к разным областям знаний на уровне теорий, концепций, законов и т. п.

Исходя из этого нужно отделить философию от вторых видов духовной деятельности. Для этого целесообразно учитывать два аналитических момента:
• первый – философия отличается от всех иных видов духовного творчества тем, что она есть неспециализированным, универсальным типом. В случае если этика изучает нравственные явления, функционирования – закономерности психики и психология развития как особенной формы жизнедеятельности, политология – политический процесс, химия и физика соответственно, химические процессы и физические явления и т. п.
Философию же интересует всё: этическое и психологическое, политическое и физиологическое, физическое и химическое, нравственное и правовое, человеческое и внечеловеческое, материальное и духовное, земное и внеземное… Об этом говорит вся история философии. Но в этом всём её интересуют не частности, не подробности, не конкретика, а неспециализированные закономерности, неспециализированные процессы, неспециализированные структуры, неспециализированные особенности, другими словами всё то, что роднит эти явления, то, что у них неспециализированного;

второй – философия отличается и от тех типов духовного творчества, каковые также интересуются общим: религия, мастерство, наука, мифология, народное либо обыденное сознание.

Вот тут конкретизируем приведённые рассуждения понятием мировоззрение через отношение «мир – человек»:

• мифология воображает мир, человека и их отношение;

• религия изучает мир, человека и их отношение;

• народное сознание осваивает мир, человека и их отношение;

• мастерство отражает мир, человека и их отношение;

• наука исследует мир, человека и их отношение.

Неспециализированное основание у всех типов мироосвоения – это единая совокупность. Совокупность «мир – человек», «космос – человек», «среда – человек», «Всевышний – человек», «внеземные цивилизации – человек», «универсум – человек».

Несложнее говоря, имеется внечеловеческое (мир, природа, космос…) и имеется человеческое (социальное), имеется «Я» (человек) и имеется «не Я» (внечеловеческое). Их отношение – главной вопрос любого мировоззрения, мироосвоения.
Всё дело в том, с каких позиций доходить, что конкретно интересует, какой нюанс, какой ракурс избирается.

Итак, неспециализированный мировоззренческий предмет один – совокупность отношения «мир – человек», «не Я – Я». Какие конкретно же мировоззренческие изюминки в каждой из форм мироосвоения и каковы базы их зарождения?
Мифология – символическое мировоззрение, совокупность знаков, представление настоящего как ирреального. Она появилась вместе с человечеством и есть первой синкретической (архаично соединённой) формой человека освоения и духовного мира в их связи и многогранных отношениях. Теоретическое отражение мифологического материала достаточно богатое – мифы, легенды, сказки, сказания, былины, пословицы, поговорки, другими словами символические формы освоения внечеловеческой действительности человеком. Специфика мифологического мировоззрения в том, что природное представляется как человеческое, а человеческое как природное. Мифология – начальная стадия бытия человечества, донаучная, дорелигиозная, дофилософская форма духовного освоения совокупности «универсум – человек».

Религия – догматическое мировоззрение, новый уровень мировоззрения за мифологией, это совокупность догм, постулатов, принимаемых на веру, это фиксация сверхъестественного в совокупности «универсум – человек». Религия базируется на вере, по причине того, что не пытается обосновывать а также являть, что неизбежно придает всем положениям религии темперамент догм, а сама она предстает как совокупность догматов.

Народное сознание – классическое мировоззрение, совокупность традиций, фиксация исторически непреходящих сокровищ в данной совокупности через призму житейского опыта.

Мастерство – образное мировоззрение, совокупность образов, отражение совокупности «не Я – Я» в образной форме. Образ, образное моделирование, образное отражение в мастерстве – это отражение судьбы в формах самой жизни (Н.Г. Чернышевский). Понятие «образа» кроме этого принципиально важно для мастерства, как понятие «знака» для мифологии либо «догмы» в религии. Отход от образа, изменение образных построений в мастерстве в разных направлениях модернизма и постмодерна – это художественное экспериментирование, не смотря на то, что и достаточно увлекательное. Время от времени и модерн даёт толчок к созданию нового образа, что неспешно входит в обыденную жизнь как факт бытия.

Наука – помологическое мировоззрение (греч. nomos – закон), совокупность законов, отражение закономерного в совокупности «универсум – человек». Этот тип мировоззрения либо мироосвоения достаточно точен через призму конкретной науки – математики, физики, химии, анатомии, физиологии, психологии, политологии и других.

Философия – концептуальное мировоззрение, мироосвоение, совокупность концепций, понятийно-содержательное, аналитическое осмысление совокупности «универсум – человек».

Основное для философа – не продуцировать знаки, не постулировать догмы, не утверждать традиции, не творить образы, не открывать законы, а формулировать, строить, генерировать концепции: концепцию универсума, концепцию социума, концепцию общества, концепцию личности, концепцию науки, концепцию обороны, концепцию публичной безопасности, концепцию религии, концепцию семьи и т. п.

Неприятности философии техники.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: