Проблемы «негативного отбора» и «морального риска» на товарных, финансовых рынках и рынках услуг

Лекция 2: ЕЕ Влияние и Асимметрия ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКИ

асимметрия и Неполнота информации

Неполнота информации – это отсутствие исчерпывающей информации, в особенности в тех случаях, в то время, когда действия одной стороны не смогут быть проконтролированы вторыми сторонами. Одной из разновидностей неполноты информации есть ее асимметрия.

Асимметрия информации – это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. В большинстве случаев продавец знает о товаре больше, чем клиент, не смотря на то, что вероятна и обратная обстановка.

Отечественная экономическая судьба протекает в условиях асимметричного распределения информации. Это указывает, что кто-то из участников сделки владеет большей информацией, а кто-то – меньшей. Те, кто владеет большей информацией, пробуют взять пользу, информация дает им преимущества в ходе сделки. К примеру, продажа дома со скрытыми от клиента недостатками (частично уничтоженный фундамент, систематично заливаемый весной либо во время обильных дождей подвал), о которых знает продавец, но не догадывается клиент, разрешает продавцу взять пользу в виде большей суммы денег от продажи, чем в том случае, в то время, когда клиент имеет ту же данные о его дефектах и доме, что и продавец.

Асимметричная информация растолковывает многие институциональные правила, сложившиеся в обществе, к примеру: компании устанавливают для в первый раз нанимаемых работников испытательные сроки, заключают договора; компании по установке дверей и окон предлагают гарантию на собственную работу.

Несовершенство информации относительно качества товара: модель Дж. Акерлофа

Ассиметричная информация не редкость двух видов, любой из которых влечет за собой определенную экономическую проблему. Один из таких видов характеризуется наличием скрытых черт, причем как со стороны продавца, так и со стороны клиента. В 1970 г. Дж. Акерлоф внес предложение прекрасно известную на данный момент модель, названную рынка «лимонов».

В рамках данной модели рассматривается рынок поддержанных машин, что представлен машинами хорошего качества, и качества, которое возможно охарактеризовать как «ниже среднего». Продавцы хороших машин готовы реализовать их по определенной цене, но эта цена выше цены нехороших машин. Продавцы нехороших машин желают реализовать собственные авто по цене, которая ниже, чем у хороших машин желают, но о качестве товара знают лишь они и не знают клиенты – асимметрия информации на лицо. На рынке устанавливается некая усредненная цена, которая не устраивает обладателей хороших машин, и они покидают рынок. Остаются одни «лимоны» (американский жаргон), для обладателей которых сформировавшаяся цена превышает ожидаемую. И эти машины будут приобретены, не смотря на то, что уровень качества их не соответствует цене кроме того продавцов, о чем они, само собой разумеется, молчат, а клиент получает по завышенной цене нехорошей автомобиль, по причине того, что не владеет информацией о его качестве.

Вместе с тем обладатель автомобиля, пользовавшийся им какое-то время, способен лучше разобраться в том, что за машина ему досталась, т.е. он присваивает новую возможность тому, что его автомобиль — лимон. Эта новая оценка более правильна, чем начальная. Так, появляется асимметрия дешёвой информации, потому, что продавцы (т.е. обладатели) сейчас знают о качестве автомобилей больше, чем клиенты. Одновременно с этим и хорошие, и нехорошие машины все равно будут продаваться по одной цене, потому что клиент не имеет возможности отличить хорошую машину от нехорошей.

Неприятности «негативного отбора» и «морального риска» на товарных, рынках услуг и финансовых рынках

Для начала направляться разобраться в сущности таких понятий как моральный риск и негативный отбор.

Негативный отбор — это обстановка, при которой не информированная сторона рынка имеет дело совсем не с теми людьми, с которыми ей хотелось бы заключить контракт (т.е. она проводит негативный отбор информированных сторон). Это явление – не информированная сторона не желает иметь дела с кем бы то ни было из тех, кто желает иметь дело с ней — появляется на многих рынках со скрытыми качествами. Неприятность негативного отбора тесно связана с риском недобросовестного поведения. Представим себе, что производитель не имеет возможности выбирать уровень качества собственной продукции – его товар имеет либо высокое, либо низкий уровень качества. В случае если клиент не имеет возможности отличить товар высокого качества от низкокачественного товара , продавец высококачественного товара .

Вторая черта обстановок со скрытыми действиями, появившаяся в связи с тем, что информированная сторона может предпринять «неправильные» действия стала называться моральный риск. На различном отношении людей к риску получают другие участники рынка: мошенники – на склонности к риску, страховые компании – на не расположенности к риску.

Приведем самый распространенные неприятности «негативного отбора» и «морального риска» на товарных, рынках услуг и финансовых рынках:

— клиенты в момент приобретения (а время от времени и позднее) не в состоянии оценить уровень качества получаемых им товаров либо одолжений;
— страховые компании не в состоянии оценить возможность наступления страхового случая у лица (либо компании), обратившегося за страховкой;

— банки не в состоянии оценить возможность невозврата кредитов заемщиками;

— наймодатель не имеет возможности оценить уровень качества нанимаемых работников;
— регулирующий орган не владеет достаточной информацией об уровне издержек регулируемых компаний;

— обладатель патента не полностью может оценить выигрыш вероятных клиентов патента от его применения.

6 3 Теория агентских взаимоотношений Моральный риск Мониторинг 03 03


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: