Проблемы осуществления стабилизационной политики: активная и пассивная политика государства

Экономическая стабилизация связана со многими трудностями практического характера. К их числу относятся:

а) временные лаги фискальной и монетарной политики;

б) несовершенство экономической информации;

в) изменчивость экономических ожиданий;

г) неоднозначность исторических аналогий.

Внутренний лаг – временной отрезок между моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер экономической политики. Такие внутренние лаги более свойственны для фискальной политики: изменение курса финансово–политики кредитования осуществляется согласно решению Центрального (Национального) банка, в то время как меры бюджетно–налоговой политики предполагают долгое обсуждение в парламенте.

Внешний лаг – временной отрезок между моментом принятия какой–или меры экономической политики и моментом появления результатов от данной меры. Такие внешние лаги свойственны для финансово–политики кредитования в большей мере, чем для фискальной, поскольку финансово–кредитные инструменты воздействуют на совокупный спрос через определенный передаточный механизм.

Потому, что инвестиционные проекты планируются компаниями заблаговременно, то требуется время, в большинстве случаев, от 6 до 12 месяцев, дабы, к примеру, инвестиции в жилищное постройку отреагировали на трансформацию ставки процента. Производственные инвестиции имеют еще более продолжительный лаг.

Так же обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на трансформацию финансовой процентной ставки и массы, изменяется валютный курс, что, со своей стороны, ведет к трансформации импорта и объёмов экспорта и величины чистого экспорта. В случае если, к примеру, в следствии понижения валютного курса какие конкретно–или товары довольно снизились в цене, а другие, напротив, довольно подорожали, то потребители не переключаются срочно на подешевевшие товары кроме того в том случае, в то время, когда они высокого качества – требуется известное время, дабы клиенты нашли их преимущества, поменяли собственные предпочтения и т.д. Эластичность спроса на импортные товары окажется в этом случае одним из основных факторов, определяющих эффективность мер монетарной политики.

В среднем лаги фискальной и монетарной политики составляют 1–2 года. В случае если меры были приняты до начала циклического спада либо на протяжении спада, то пик действия может проявиться в противоположной фазе цикла (другими словами в подъеме) и усилить амплитуду колебаний. Это усложняет проведение активной стабилизационной политики.

Автоматические стабилизаторы экономики частично разрешают эту проблему в индустриальных государствах. Создание действенных совокупностей страхования занятости и прогрессивного налогообложения есть первостепенной задачей и для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, финансово-кредитных и других механизмов экономического регулирования.

Проведение стабилизационной политики кроме этого осложняется тем, что многие экономические события фактически непредсказуемы. Эти сложности экономического прогнозирования частично преодолеваются посредством усложнения и расширения экономических моделей, разрешающих угадать динамику главных показателей экономразвития. Индекс опережающих индикаторов, объединяющий 11 блоков данных, снабжает нужную информацию о вероятных колебаниях экономики.

Выбор между активной и пассивной моделями экономической политики осложняется кроме этого изменчивостью экономических ожиданий. Определяя поведение потребителей, инвесторов и других экономических агентов, ожидания играются в экономике наиболее значимую роль. Проблема заключается в том, что, с одной стороны, от ожиданий сильно зависят результаты экономического регулирования, но, иначе, сами ожидания определяются мерами экономической политики.

В то время, когда в политике правительства и Центрального (Национального) банка происходят трансформации, то изменяются и ожидания экономических агентов, и их экономическое поведение. Чтобы действенно руководить экономикой, нужно прогнозировать эти трансформации, применяя для расчетов достаточно сложные экономические модели. Уравнения моделей должны изменяться в экономической соответствии с трансформациями в политике страны.

Но обратное действие политики на формирование ожиданий весьма сложно формализовать и просчитать. Исходя из этого каждые экономические модели в известной мере несовершенны, и Р. Лукас критически оценивает их применение для оценки эффективности экономической политики. Вследствие этого в современной экономической теории показался особенный термин – критика Лукаса. В самом неспециализированном виде его содержание сводится к тому, что классические способы анализа экономической политики страны не смогут адекватно отразить влияние политических трансформаций на экономические ожидания.

Это особенно значительно для расчетов уровней ожидаемой инфляции и разработок стратегии антиинфляционной политики. Адаптивный компонент ожидаемой инфляции возможно вычислен как сумма всех темпов инфляции прошлых лет, причем коэффициент при каждом следующем слагаемом, характеризующем удаление в прошлое, выясняется меньше, чем у прошлого:

Пе = 0,4П–1 + 0,2П–2 + 0,1П–3 + …. +?

где Пе – ожидаемая инфляция;

0,4П–1 + 0,2П–2 + 0,1П–3 – адаптивный (инерционный) компонент;

? – рациональный компонент;

П–1 – уровень инфляции прошлого года;

П–2 – уровень инфляции двухгодичной давности;

П–3 – давности и уровень инфляции и т.д.

Уравнение ожидаемой инфляции есть составной частью неспециализированной модели равновесия совокупный спрос – совокупное предложение:

1) Y = ? +? *G–y*Ta +M/P (уравнение совокупного спроса);

2) П = Пе – ?(и – и*) + е (уравнение кривой Филлипса, полученное из уравнения кривой AS);

3) Пе = 0,4П–1 + 0,2П–2 + 0,1П–3 + …. + ? (уравнение ожидаемой инфляции);

4) Р = (1 + П) * Р–1 (уравнение уровня стоимостей).

Внешними переменными модели являются национальные затраты G, налоги Та, финансовое предложение М, ценовой шок ?. В следствии ответа модели выводятся вероятностные значения уровней занятости, выпуска, безработицы, инфляции, каковые смогут послужить ориентирами для разработки других стратегий экономической стабилизации.

При долгой инфляции экономические агенты перестают заблуждаться относительно последствий фискальной и монетарной экспансии, они больше интересуются экономической информацией, скоро выявят цели и прогнозируют результаты действий политиков, что разрешает избежать неточностей при выработке собственных ответов. Это указывает, что инерционная составляющая ожидаемой инфляции неспешно значительно уменьшается и со временем вовсе исчезает. В один момент возрастает рациональный компонент ожидаемой инфляции, который связан с трансформациями в экономической политике. Этот компонент самый тяжело количественно оценить, а это указывает, что результаты ответа модели AD–AS не смогут появляться полностью точными, что осложняет выбор мер экономической стабилизации.

Выбор между активной и пассивной экономической политикой зависит и от того, как оцениваются уроки истории. Вывод о стабилизационной политике во многом основывается на представлении о том, какую роль она сыграла в истории: стабилизирующую либо дестабилизирующую. Данный подход есть особенно распространенным в переходных экономиках, где всегда ведутся поиски исторических аналогий сегодняшней обстановке и в данной связи обсуждается опыт НЭПа, опыт реформ Столыпина и другие исторические прецеденты.

Но разные оценки исторических фактов часто противоречат друг другу. История постоянно допускает не одно, а множество толкований, поскольку распознать подлинную обстоятельство экономических колебаний непросто. Исходя из этого обращение к истории не имеет возможности совсем дать добро вопрос о выборе модели стабилизационной политики.

Клим Жуков про рождение революции: становление и победа социализма


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: