Проблемы профессионализма в социальной работе

При деятельности единства и рассмотрении личности как ответственной базы профессионально-личностного развития эксперта социальной работы нужно учитывать такие его сущностные характеристики, как «профессионализм и» профессиональная «компетентность».

Под опытной компетентностью подразумевается организованная в ходе самообразования и обучения совокупность научно-умений и практических знаний, воздействующих на уровень качества ответа опытных задач, и развитые личностно-опытные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при ответе их жизненных неприятностей (К.М.Оганян).

Опытную компетентность социального работника возможно подразделить на два вида:

— управленческая компетентность: включает практические умения и теоретические знания (социальный опыт) работника, нужные как для работы с конкретными клиентами, так и для организации соцзащиты прав человека. Базу этого вида компетентности составляют знания научных баз организации соответствующих национальных структур. Ко мне кроме этого относятся знания разработки социальной работы, баз теории организации управления, в частности труда начальника, этики, психологии управления, культуры речи и т.д.;

— психолого-педагогическая компетентность формируется знаниями педагогики и психологии. Психотерапевтическая компетентность социального работника должна быть высокого уровня, поскольку в ходе деятельности ему приходится решать общепсихологические, дифференциально-психотерапевтические, социально-психотерапевтические, аудиопсихологические и другие неприятности.

«Профессионализм» как понятие еще до тех пор пока отсутствует в большинстве энциклопедий и словарей. Но последовательность ученых уверен в том, что «профессионализм» — это большой, устойчивый уровень знаний, навыков и умений, разрешающий достигать громаднейшей эффективности в профессиональной деятельности. Это не только яркое развитие свойств, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой данный профессионализм проявляется, и нестандартное владение умениями, каковые нужны для успешного исполнения данной деятельности (А.А.Бодалев). Профессионализм кроме этого рассматривается как деятельности и регуляции своеобразная норма поведения, накладывающая на субъекта деятельности определенные обязательства; он связан с личным стилем деятельности, с самореализацией личности, что, со своей стороны, подразумевает наличие большого уровня мотивации относительно достижения высоких результатов (В.Г.Зазыкин).

Так, профессионализм как большой стандарт профессиональной деятельности выражается в первую очередь в результативности и стабильности деятельности и связан с личным стилем деятельности (Н.Б.Шмелева). Анализ изучений по данной проблеме разрешил выделить следующие группы деятельности профессионализма и показателей личности социального работника:

— Показатели объективного и субъективного характера. Объективные показатели: как человек соответствует требованиям профессии, его вклад в социальную практику? В социальной работе объективным критерием должно выступать разрешение и решение неприятностей клиента, оказание помощи, реабилитация разных категорий населения; умения и профессиональные знания, содействующие осуществлению посреднической миссии между государственными структурами и клиентом, разрешающие быть организатором, координатором, технологом соцзащиты клиента, оказывать влияние на социальную политику в обществе, регионе, мочь ее прогнозировать.

Субъективные показатели: как профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, как человек удовлетворен работой? В труде социального работника субъективным показателем профессионализма возможно устойчивая профессионально-гуманистическая направленность, познание значимости профессии, ее ценностных ориентации, совокупность нужных профессионально серьёзных качеств личности, хорошее отношения к себе как к специалисту, отсутствие личностных деформаций.

Так, опытного социального работника характеризует высокая эффективность труда в сочетании с внутренним жаждой оставаться в профессии.

— Процессуально-результативные показатели. Результативные показатели: достигает ли личность желаемых результатов в труде? В современной социальной практике возможно выделить два главных вида оценок деятельности трудящихся экспертов: прямые (либо оценки результатов труда) и косвенные (оценки деятельности работника по качествам). Во втором случае речь заходит о факторах, характеризующих самого социального работника и связанных с результатами его деятельности функциональной зависимостью. В роли таких факторов разглядывают квалификацию, опытные навыки, деловые качества социального работника. Но при наличии четкой отсутствии и конечной цели деятельности адекватных количественных способов анализа действий социального работника на клиента прямая оценка эффективности труда социального работника не представляется вероятной.

В целом параметрами эффективности деятельности социального работника смогут быть: анализ результатов проблем и состояния клиентов их решения; динамика включенности клиентов в разные виды социальной деятельности; динамика в отношении детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базисным социальным сокровищам; результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению условий в социуме; оценка социально-психотерапевтической обстановки, микроклимата в социуме; уровень опытного роста социального работника как эксперта.

Процессуальные показатели: применяет ли социальный работник при достижении собственных результатов в работе современные социальные способы, приемы, технологии?

— Нормативно-этические показатели: усвоил ли социальный работник нормы, стандарты, правила, эталон профессии;

может ли он на практике направляться эталонам профессии на уровне мастерства; может ли выполнять честь и преимущество профессии, поймёт ли ее значимость в обществе?

— Показатели наличного базиса: достигает ли эксперт сейчас высокого уровня профессионализма личности и деятельности? Актуальный уровень опытного развития — это те результаты, каковые на данный момент он достиг в работе. К тому же, это и личностные ресурсы, каковые он использует с целью достижения результата: знания, умения, качества личности.

— Прогностические показатели: имеет ли и ищет ли человек возможности роста, какова территория его ближайшего личностного и опытного развития?

— Показатели опытной обучаемости: пытается ли человек к образованию, увеличению профессиональной квалификации и своего уровня; готов ли он изучать теоретические и методические нюансы социальной работы, обмениваться опытом работы с сотрудниками?

— Показатели конкурентоспособности профессии и социальной активности в обществе: может ли эксперт заинтересовать общество результатами собственного труда, привлечь интерес к насущным потребностям профессии?

— Технологические показатели разрешают характеризовать его деятельности и личность профессионала в большей мере как личностно-технологический показатель деятельности экспертов по социальной работе. К ним возможно отнести: владение самоконтролем результативности и практическим контролем процесса социальной помощи, коррекции, реабилитации человека.

— Показатели инновационного характера: новаторство, индивидуальность, творчество в применении разных разработок в профессиональной деятельности. По собственному инновационному потенциалу новшества делятся на модифицирующие (применение механизмов, приёмов и методов, каковые развивают, совершенствуют и обновляют разработку социальной помощи, коррекции, реабилитации человека, группы лиц и т.д.), комбинаторные (означают лично-личностную позицию социального работника в применении и разработке на практике разных приёмов и методов, самые эффективных в данной обстановке) и радикальные (отказ от укоренившихся взоров, позиций, способов действия в пользу тех, что отвечают требованиям времени и конкретной ситуации) (А.И.Пригожий).

Условия действенного сотрудничества с клиентом. Показателями профессионализма социального работника являются кроме этого:

— нейтралитет и профессиональная объективность. Профессионализм в этом случае выражается в том, дабы сохранить баланс контролируемого эмоционального включения в практическую обстановку. При через чур сильной «солидаризации» социального работника с обстановкой клиента вероятна объективности и потеря перспективы в отношениях. В случае если же социальный работник не покажет достаточную заинтересованность в ответе неприятности клиента, то, соответственно, он не будет способен реализовать ту эмоциональную энергию, которая нужна для трансформации, разрешения существующей обстановке;

— предвидение, использование и активизация возможностей самого клиента. Профессионализм социального работника реализуется не только в привлечении помощи нуждающемуся человеку извне, но и в умении оказать помощь включить его потенциалы и собственные ресурсы с целью выхода из сложившейся тяжёлой жизненной обстановки;

— как следует-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом. Темперамент взаимоотношений между социальным работником и клиентами должен быть адекватным и соответствовать принципам и этическим нормам. В этом случае возможно сказать не только о качестве сделанной одолжения, но и о как следует-действенном уровне взаимоотношений, складывающихся между социальным работником и клиентом.

Позиция «полномочного партнерства» побуждает социального работника «обладать обстановкой», видеть отличие между ролью «заботы и поддержки» и ролью «контроля и регулирования» и в соответствии с этим определять и проявлять активную линию собственного поведения.

Так, специалистом можно считать социального работника, что (Н.Б.Шмелева):

— соответствует требованиям профессии (личностный и опытный потенциал), вносит определенный вклад в социальную практику и социальную политику, осуществляя собственную деятельность по социальной адаптации, помощи, коррекции, реабилитации различных категорий и отдельного человека населения;

— личностно расположен к профессии, имея личностно-мотивационную готовность, профессионально нужные качества, компетентность, и хорошее отношение к себе как специалисту, что пытается к результативности собственного труда;

— достигает желаемых сейчас обществом результатов по социальной помощи, помощи, реабилитации и адаптации людей;

— применяет современные, оптимально-действенные способы, приемы, технологии в целях соцзащиты человека;

— делает нормы, стандарты, эталоны профессии, поймёт ее значимость в обществе;

— привносит в опытную деятельность лично-творческий, новаторский компонент, осознанно развивая собственную личностную и опытную индивидуальность;

— поймёт зону и перспективу собственного ближайшего профобразования, увеличения квалификации, самообразования, изучения отечественного и зарубежного опыта;

— имеет уже сейчас нужный уровень опытных и личностных качеств, умений и знаний;

— социально активен в обществе, ставит и обсуждает вопросы о практике, отношении к профессии, ее статусу; ищет резервы ответа опытных, социальных неприятностей.

Более неспециализированную классификацию правил социальной работы, относящихся к личности социального работника и характеру его взаимоотношений с клиентом, предлагает доктор наук Лавриненко И.М.

Правила, определяющие опытную деятельность социальных работников:

1. Социальный работник обязан сознательно использовать навыки и конкретные знания в конкретной обстановке. Он обязан кроме этого осмысливать и личные находки, сделанные в практической работе. На всех уровнях практики социальной работы умелый эксперт обязан в конкретной обстановке надеяться на существующее знание, прибегая к дополнительной теоретической и эмпирической информации.

2. Социальный работник обязан заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психотерапевтическое, социальное и духовное состояние.

3. Социальный работник должен вести деловые отношения с клиентом, выполняя его преимущество. Нужно принимать клиентов как людей, каковые являются ценностью легко благодаря их людской природы (человеколюбие). направляться избегать всяких оценок их ценности, основанных на личном мнении либо господствующих сейчас публичных настроениях. Терпимое отношение, отсутствие осуждения со стороны опытного ассистента оказывает помощь клиенту понять собственный преимущество, сводя к минимуму ужас быть воспринятым очень плохо либо неточно.

Обслуживание клиентов с’ соблюдением их преимущества оказывает помощь социальным работникам избегать навязывания собственных пристрастий либо стандартов клиентам.

4. Социальный работник обязан видеть в клиенте индивидуальность. Постоянное рвение как возможно глубже раскрыть свойства личности, семьи либо сообщества требует от социального работника осознанных тщательного анализа и усилий. Индивидуализация оказывает помощь социальному работнику верно взаимодействовать с клиентом на основании уважения к его личности.

5. Социальный работник обязан предоставлять клиенту современное видение его неприятности. Успех опытной помощи сильно зависит от верного понимания неспециализированной обстановке и применения различных подходов к имеющимся проблемам. Внося ясное познание и предлагая современные, творческие методы разрешения имеющейся неприятности, социальный работник внушает клиенту готовность и чувство оптимизма к сотрудничеству.

6. Социальный работник должен быть основан знании возможностей клиента. Опытная специализация социального работника формируется на базе изучения разных потребностей человека: физических, психотерапевтических, социальных. Но для определения этих потребностей нужно знать, в какой мере клиент способен противостоять действиям внешней среды. Потому, что изменение в социальном функционировании должно быть в значительной степени самопобудительным, социальный работник обязан оказать помощь клиенту раскрыть и действенно применять его силы.

7. Социальный работник обязан побуждать клиента к все возможным упрочнениям согласно решению его неприятностей. В случае если клиенту нужна помощь в том, дабы выйти из стрессовой обстановки и вернуть личностный и социальный баланс, он должен быть вовлечен в коррекционную деятельность в качестве участник. Социальный работник может это сделать на базе изучения условий его определения и жизни характера нужной помощи. Действенно поменять обстановку вероятно лишь тогда, в то время, когда тот, кто обязан измениться, сам светло осознает такую необходимость и у него появится желание функционировать в этом направлении. Социальный работник обязан оказывать ему содействие, корректируя и подбадривая его.

Задачи, каковые социальный работник может поставить перед клиентом, дабы научить его самостоятельно осуществлять контроль факторы, воздействующие на его жизнь, определяются следующим образом:

— клиент обязан принимать социального работника как временного агента, помогающего ему в ответе одной либо нескольких неприятностей;

— клиент обязан видеть в социальном работнике эксперта, умения и знания которого он может применять в собственных заинтересованностях;

— клиент обязан видеть в социальном работнике равного сотрудника либо партнера в ответе проблемных обстановок;

— социальный работник оказывает помощь клиенту принимать публично-политическую структуру как многополюсную, многослойную, что дает клиенту возможность для сотрудничества в том либо другом смысле.

8. Социальный работник обязан содействовать большому самоопределению клиента. Социальный работник командует процессом оказания помощи, а не самим клиентом. Он оказывает помощь клиенту изучить альтернативы и их вероятное значение, но не диктует окончательный выбор возможностей.

Применительно к клиенту, данный принцип подразумевает:

— клиент в праве и возможность быть свободным в выборе путей и средств ответа собственных неприятностей;

— право свободы ограничено свойствами клиента, властью и законом, и общепринятыми обществом, агентством (второй организацией) инструкциями и правилами;

— это право кроме этого распространяется на людей, имеющих психологические, физические и другие отклонения. Социальный работник призван помогать им применять его на практике.

Ответственность принятия ответов за клиентов социальный работник обязан брать на себя только крайне редко и лишь по окончании тщательного анализа ситуации , имея в виду необходимость возвратить эту возможность клиенту.

9. Социальный работник обязан оказать помощь клиенту купить навыки самоуправления появляющимися обстановками. То, чего клиент достигает в следствии собственного сотрудничества с социальным работником, должно быть использовано им для ответа тяжёлых жизненных обстановок не только в настоящем, но и в будущем. Исходя из этого серьёзным нюансом подготовки клиента к предстоящей судьбе есть обучение тому, как в окружающей действительности обнаружить и применять нужные средства и ассистентов.

10. Социальный работник обязан трудиться с клиентом тайно. Любой социальный работник должен иметь представление о степени конфиденциальности взятой от клиента информации и условиях работы с ней.

В большинстве случаев выделяют две формы конфиденциальности:

— безотносительная — информация, эта клиентом, ни при каких обстоятельствах не может быть распространена дальше социального работника. Социальный работник находится под контролем и защитой определенных национальных органов, законов, каковые дают ему юридическое право привилегированной связи с клиентом, независимого принятия ответов о действиях с взятой информацией;

— относительная — социальный работник может давать слово функционировать ответственно в рамках опытного этического кодекса, существующих законов, и программ агентства.

11. Социальный работник обязан оставаться верным философии нормализации. Многие объекты социальной работы имеют большие умственные и физические ограничения. Благодаря этих недочётов они в определенной мере подвергаются социальной изоляции и дискриминации. Философия нормализации (приведения к норме) способна свести к минимуму изоляцию и интегрировать умственно и физически неполноценных людей в публичную среду с гарантией, что их жизнь будет так сходна с судьбой обычных людей, как это вероятно.

12. Социальный работник обязан всегда оценивать прогресс в деле трансформации людей. Практика социальной работы включает в себя работу с изменяющимися людьми в изменяющихся, обстановках. Исходя из этого цели по оказанию помощи должны быть конкретными и систематично анализироваться на предмет установления их актуальности и важности. Нужно всегда контролировать и оценивать процесс трансформации. Это должны делать как социальный работник, так и сам клиент. С целью этого клиент и социальный работник систематически собирают и фиксируют показатели трансформаций для предстоящей корректировки деятельности. В случае если желаемый итог не достигается, социальный работник обязан применять второй подход либо избрать второй замысел собственных действий. Постоянная оценка прогресса будет неотъемлемым элементом социальной работы.

ТЕМЫ ДЛЯ Дискуссии

1. В чем сущность главных подходов к воспитанию экспертов?

2. проблемы развития и Профессиональное обучение личности.

3. Опытная концепция социального работника: принципы и подходы.

4. Коммуникативная культура эксперта.

5. профессиональной компетентности и Проблемы профессионализма.

6. Ролевой репертуар социального работника.

7. Личность эксперта социальной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демидова Т.Е. Опытное общение социального работника. — М.,1994.

2. Обучение социальной работе: инновации и Преемственность. — М., 1996.

3. подготовка и Социальная работа социальных работников в Англии, Канаде, США. — М., 1992.

4. Социальная работа. — М., 1997.

5. Фирсов М.В. Введение в основы и специальность опытной этики социального работника. — М., 1993.

6. Холостова Е.И. Опытный и духовно-нравственный портрет социального работника.—М.,1993.

7. Шмелева Н.Б. Опытное развитие личности социального работника в совокупности переподготовки и подготовки кадров. — Ульяновск, 1994.

БИБЛИОГРАФИЯ

1Зимняя И.А. функции и Профессиональные роли социального работника (неспециализированные неприятности подготовки эксперта) // Российский издание социальной работы. — 1995. — № 1. — С. 79—82.

2 Зимняя И.А. Функционально-методы и ролевой репертуар социальной работы // Российский издание социальной работы. — 1996. —№ 1. — С. 8 — 16.

3 Курбатов В.И., Поручник И.Ф. практика и Теория общения (коммуникативная профессиограмма социального работника) // Российский издание социальной работы. — 1995. — № 1. — С. 82—87;

4 Данакин Н.С. профессиональные особенности и Смысл социальной работы // Российский издание социальной работы. — 1995. — № 1. — С. 25—32.

5 Шмелева Н.Б. Опытная подготовка студентов — будущих экспертов по социальной работе (акмеологический подход) // Российский издание социальной работы. — 1996. — № 1. — С. 109—113.

6 Шмелева Н.Б. Профессионализм личности социального работника — показатель его деятельности // Российский издание социальной работы. — 1998. — №1.—С. 100-104.

7 Рыбакова Н.А. К вопросу о опытном воспитании: путеводитель опытного становления социального работника // Российский издание социальной работы. — 1996. — № 1. — С. 117—122.

8Лaвpeненкo И.М. профессиональная деятельность и Личность социального работника (интернациональный опыт) // Российский издание социальной работы. — 1996.—№2.—С. 110—119.

Неприятности Сызрани и методы их решения Рабочее заседание Дмитрия Азарова


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: