Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, в соответствии с Э.Ф.Зеер, пять стадий:

— «оптация» (лат. optatio —желание, избрание) — формирование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом лично-психотерапевтических изюминок;

— «опытная подготовка» —формирование опытной направленности и совокупности профзнаний, навыков и умений, приобретение опыта теоретического и практического ответа опытных задач и ситуаций;

— «опытная адаптация» — вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, опытное самоопределение, формирование личностных и опытных качеств, опыт независимого исполнения профессиональной деятельности;

— «профессионализация» —формирование опытной позиции, интеграция личностных и профессионально умений и важных качеств в довольно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное исполнение профессиональной деятельности;

— «опытное мастерство» — полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип, способ) на базе подвижных интегральных психотерапевтических новообразований.

Профессионализм как одно из ведущих слагаемых социальной работы базируется и формируется на базе личностных и опытных качеств, ценностных ориентации и заинтересованностей социального работника. Формированию этих образований и качеств, вхождению в настоящую модель профессиональной деятельности содействует ответ следующих задач:

— развитие личностного интереса к выбранной профессии;

— формирование начальных представлений об базах опытной работы;

— формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;

— формирование профессионально-личностной «Я-кон-цепции».

Так, профессионализация — наиболее значимый этап судьбы человека, который связан с ответом профессиональной адаптации и профессионального самоопределения. Дабы определиться в собственной будущей профессии, молодому человеку нужно организовать вектор опытной цели, т. е. ответить на следующие вопросы:

— чего он желает в собственной профессии;

— что он обязан предпринять в собственной профессиональной деятельности, дабы добиться успеха;

— что он может (обязан) сделать, дабы реализовать личные интересы и личностные качества?

Задача опытного становления возможно решена только при помощи реализации «личностно ориентированной педагогики образовательного процесса» (Н.А.Рыбакова). На социального работника возлагается особенная миссия, выполнить которую он может лишь при условии формирования особенных личностных качеств. Достаток его личности получает публичную значимость, делается условием развития как производственных, так и социальных взаимоотношений.

Миссия социального работника добропорядочна, но условия ее исполнения далеки от совершенных: решая «чужие» неприятности, считая это своим опытным долгом, с одной стороны, и своим назначением, с другой, социальный работник оказывает помощь социально больным обществу и людям освободиться от негативных явлений: непродуктивных жизненных позиций, несовершенства публичных взаимоотношений, поведенческих стереотипов, негативных установок, не отыскавшей выхода агрессии, социальной напряженности, страхов и т.д. Обучая людей самостоятельно решать собственные неприятности, социальный работник поднимает тем самым публичное сознание на новый уровень; он применяет собственные опытные и личностные возможности, дабы оказывать влияние на рост самосознания конкретной личности, общности, нации, человечества и общества. Выполнить эту миссию способен лишь личностно зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к ответу стоящих перед ним соцвопросов.

Личностная зрелость проявляется в умении соединять, соотносить собственные личные изюминки, статусные и возрастные возможности, личные притязания с требованиями окружающих и общества. Личностная зрелость предполагает зрелость социальную, в то время, когда уже развита свойство приспособиться к типам общения и различным ситуациям. Исходя из этого в ходе формирования личности социального работника, включающего целый спектр социальных влияний, и самоформирование человека столь ключевую роль играется опытное воспитание.

В широком смысле опытное воспитание — это функция трудовой и публичной судьбе; в узком смысле — функция учебного заведения, намерено создающего условия для решения проблемы подготовки высококвалифицированных экспертов — социальных работников, гуманистически ориентированных, талантливых осуществлять собственную деятельность в условиях неизменно изменяющегося мира и в нестандартных обстановках.

Подготовка таких экспертов обязана отвечать следующим своеобразным требованиям:

— создание условий для свободной, чувств обучающихся и естественной реализации разума социальной работе как базы способов принципов проявления и освоения гуманизма человеколюбия;

— усиление творческой направленности процесса обучения и, как следствие, личности каждого обучающегося;

— подготовка обучающихся к вхождению в совокупность профессиональной деятельности «человек — человек» и успешной адаптации в ней;

— создание условий для обучения способам саморегуляции, самоменеджмента, самоорганизации;

— создание условий для неповторимости личности и поощрения уникальности будущего социального работника как базы свободного проявления личного стиля работы — становления мастерства;

— создание условий для создания хорошей «Я-кон-цепции» личности позитивного образа и каждого обучающегося опытного будущего как базы самореализации;

организация учебного процесса, в котором учебная несколько делается условием развития и формирования особенностей души, экспериментальной лабораторией для развития навыков сообщения, сотрудничества, согласия, действенной коммуникации.

Опытное воспитание социальных работников в качестве начальной стадии включает в себя профориентацию, завершающуюся фактом опытного выбора, в то время, когда происходит осознанный выбор деятельности в совокупности «человек — человек», специфика которой содержится в направленности на оказание помощи обществу и людям в их упрочнениях стать свободными людьми в свободном обществе. Потом в опытном воспитании следуют такие этапы, как подготовка к сознательному осуществлению намеченной цели, овладение профессией, начало независимой трудовой деятельности, наставничество и непрерывное повышение квалификации.

Воспитательная функция фактически учебного заведения пребывает в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) преобразовывается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития. Цели и мотивы опытного самовоспитания социального работника обусловлены конкретно-стремлением и исторической ситуацией занять в обществе активную жизненную позицию. Учебная, публичная, трудовая деятельность в рамках процесса профобразования должна быть организована так, дабы обучающийся осознавал социальную значимость будущей деятельности, те требования, каковые она к нему предъявляет, собственные возможности, недостатки и свои достоинства. В этих условиях человек начинает осознавать необходимость работы над собой.

Теория опытного воспитания, так, начинается в следствии интеграции понимания труда как ценности; отношения к профессии социального работника как к особенному виду духовной культуры и духовно-практической деятельности; овладения теорией опытного становления как единства самоопределения личности и социального заказа; понимания самоопределения как самопроектирования жизни, выработки жизненной стратегии личности на базе ценностно-смыслового самоопределения; реализации творческого подхода к проблемам формирования субъекта. Опытное воспитание нужно разглядывать как целостный процесс, снабжающий приобщение обучающихся социальной работе к профессиональному труду в качестве субъекта данной деятельности. Это определяет личностно-ориентированную направленность воспитания и профессионального обучения, в частности:

— опытное становление будущего социального работника в равной мере затрагивает как внешний, так и внутренний мир индивида, а опытное воспитание выступает как средство, снабжающее это единство;

— основной проблемой обучающегося социальной работе в свете опытного воспитания есть опытное самоопределение, что подразумевает нахождение собственной экологической ниши в профессиональной деятельности через самопознание, осознание потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионально-социального статуса, выработку философско-жизненной стратегии и мировоззренческой позиции;

— задача восстановления России, признание приоритета общечеловеческих сокровищ и ориентация на личные культурные традиции обусловливают необходимость поиска принципиально новых подходов к проектированию совокупностей учебных курсов и профессионального образования в рамках этих совокупностей;

— учебный процесс обязан строиться на базе инноваций и согласованности традиций, применения активных форм обучения, предполагающих как использование проблемных способов и модульно-ролевого контроля, так и индивидуализацию обучения, разработку эластичных теоретических и методических схем (разработок) образовательного процесса;

— практическое освоение профессии «социальная работа» начинается в учебной группе, где общение делается причиной развития личности, благодаря которому преодолевается «ограниченность личного бытия» (Б.Ф.Ломов).

К правилам опытного воспитания возможно отнести следующие:

1. Принцип творческого саморазвития личности:

— сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;

— осуществление собственного саморазвития через постоянное самосовершенствование ;

— распространение знаний и собственного опыта.

2. Принцип самопознания:

— ориентация на рефлексивное мышление;

— осознание собственных сильных и не сильный качеств;

— опора на собственные сильные качества, признание не сильный и работа над ними;

— применение тестов, самоконтроля, контрактов с самим собой, самонаблюдения, самоанализа;

— анализ обстоятельства собственных неудач и успехов.

3. Принцип приоритета практики:

— признание необходимости изучения теории с сознанием того, что критерием истины есть практика;

— практическая реализация собственных идей;

— изучение теории не только с целью её понимания, но и последующего применения.

4. Принцип обучающегося и сотворчества преподавателя как творческих и саморазвивающихся личностей:

— проявление доверия, искренности, терпимости, демократичности;

— ответ неспециализированных задач, помогая вторым и принимая их помощь.

5. Принцип историзма:

— изучение социальной работы и истории общества, применение опыта прошлых поколений;

— анализ прошлого хорошего опыта социальной работы с целью его применения на данный момент.

Опытные изюминки социальной работы. (Н.С.Данакин).

Принципиальной изюминкой социальной работы как профессии есть ее пограничный темперамент. Социальный работник — в некоем смысле универсал, не смотря на то, что его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных неприятностей клиента и вероятными дорогами их решения. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на базе взаимообмена информацией, инструментарием, разработками.

Еще одна серьёзная изюминка социальной работы как профессии проявляется в ее посредническом характере, что есть следствием ее на ориентации и целостного человека на жизненные неприятности настоящих людей.

Главные направления посредничества:

— между клиентом и разными социальными университетами;

9. Теория социальной работы

— между другими специалистами и клиентом;

— между вторыми экспертами, завлекаемыми к ответу жизненных неприятностей клиента;

— между клиентами.

Роли социального работника в учреждениях социального обслуживания. типология и Классификация ролей. Неприятности ролевого репертуара профессиональной деятельности социального работника в свете требований национальных стандартов подготовки социального работника предполагают рассмотрение таких вопросов: к каким опытным ролям должен быть в первую очередь подготовлен эксперт? Каков приоритет этих ролей в зависимости от склонностей, заинтересованностей, свойств будущего социального работника? Какие конкретно функции включает любая опытная роль эксперта социальной сферы? Ответы на эти вопросы предполагают соотнесение навыков и умений, нужных эксперту, с каждой функцией и с каждой опытной ролью. Наряду с этим специализация возможно ориентирована не только по месту (социальная работа, психотерапевтическая консультация, отделы управления и т.д.) и по характеру работы (с семьей, калеками, детьми, лицами с наркологической либо алкогольной зависимостью и т.д.), но и по той роли, которую им предстоит делать на будущей работе.

Рассмотрение опытной роли как социальной (ср. с межличностной), обусловленной не только местом индивида в совокупности объективных социальных взаимоотношений, но и совокупностью осуществляемых им функций, позволяет обозначить уровни профессиональной деятельности социального работника (И.А.Зимняя). К ним относятся: практическая социальная работа с клиентом; координация и организация данной работы с клиентом; управление социальной работой на уровне социальных работ, департаментов и т.д.; обучение социальной работе; супервизорство в социальной работе; изучения в социальной работе. Соответственно, возможно выделить следующие группы опытных ролей: практический социальный работник, организатор, управленец, учитель, супервизор, исследователь. Любая из этих опытных ролей предполагает, во-первых, своеобразные свойства (к примеру, учитель); во-вторых, любая роль определяет приоритетную сокровище формируемых в ходе подготовки умений (к примеру, функция «посредника» требует иных навыков, чем функция исследователя); в-третьих, любая опытная роль имеет комплект конкретных функций, реализуемых исполнителем (к примеру, коммуникативная функция активного слушания входит в функционал практического социального работника).

Возможно более детально разглядеть функционал некоторых опытных ролей.

В первую очередь социальный работник выступает посредником между социумом и клиентом (Н.С.Данакин). Он содействует, с одной стороны, действенной адаптации клиента в этом социуме, с другой — процессу преодоления отчуждения социума от забот настоящих людей.

Осуществление этих функций вероятно при определенных условиях:

— познание социальным работником неприятностей клиента;

свойство социального работника к представлению репрезентации и адекватному (выражению) жизненных неприятностей клиента;

— знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают организации и различные учреждения;

— знание социальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к ответу жизненных проблемклиента;

— наличие согласия разных экспертов и их действенное сотрудничество, готовность социального работника стать посредником в их общении;

— делегирование клиентом социальному работнику представительных полномочий;

— делегирование социальному работнику полномочий со стороны национальных организаций и учреждений;

— признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий;

— доверие сторон посреднику, что достигается его профессионализмом.

Опытные роли социального работника смогут быть классифицированы и более дифференцированно. Доктор наук Зимняя И.А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 опытных ролей, содержание которых описывается через функционал:

— Социальный работник, что устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кризисной обстановке) либо находящихся в опасности быть подвергнутыми некоему насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника есть установление факторов окружения, создающих неприятности. Эта роль возможно названа «Определитель клиента» (Outreach Worker).

— Брокер (Broker) — социальный работник, направляющий людей в существующие работы, каковые смогут быть им нужны, с целью позволить людям применять совокупность социальных работ и связать эти работы.

— Посредник, «буфер» (Mediator) — социальный работник, что находится между двумя людьми, группой и человеком либо двумя группами, с тем дабы оказать помощь людям решить спорные вопросы и продуктивно трудиться совместно.

— Юрист, защитник (Advocate) — социальный работник, что борется за права и преимущество людей, нуждающихся в данной помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за трансформацию в законах либо имеющейся практике с позиции целого класса людей и/либо сегмента общества.

— Оцениватель (Evaluator) — социальный работник, что собирает данные; оценивает неприятности людей, групп, сообществ; оказывает помощь решить для действия.

— Мобилизатор (Mobilizer) — социальный работник, что собирает, приводит в перемещение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих либо (по окончании того, как их соберет) новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на личном уровне.

—Преподаватель (Teacher) — социальный работник, что передает знания и информацию и оказывает помощь людям развивать умения.

— Корректор поведения (Savior Charger) — социальный работник, что трудится над тем, дабы внести трансформации в поведенческие стереотипы, восприятия и навыки людей либо групп.

— Консультант (Consultant) — социальный работник, что действует совместно с другими работниками либо агентствами с целью оказать помощь им усовершенствовать их умения в ответе неприятностей клиента.

— Проектант сообществ (Community Planner) — социальный работник, планирующий развитие программ деятельности сообществ.

— Менеджер информации (Data manager) — социальный работник, что собирает, классифицирует и разбирает информацию о социальной среде.

— Администратор (Administrator) — социальный работник, что руководит агентством, учреждением, программой (проектом) либо социальной работой.

— Практик (Caregwer) — социальный работник, что снабжает конкретную постепенную помощь, заботу (физическую, бытовую, денежную) или в учреждении, или на местах.

Функционал этих ролей достаточно узок и ограничен, но при проекции его на конкретные условия практической работы — с детьми, детьми, пенсионерами, безработными, калеками и т. д. появляется возможность увеличения эффективности профессиональной деятельности социального работника.

Организация инклюзивного обучения в сфере образования


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: