Пробное и пилотажное исследования

Под социальным изучением направляться осознавать такое изучение, в котором социальные факты разъясняются через несоциальные.

В одних случаях новое направление изучений никак не именуется, в других оно приобретает независимое наименование, статус и предмет.

ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО Изучения

Эмпирическое изучение–это совокупность логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: взять точные информацию об изучаемом явлении либо ходе для их последующего применения в практике.

В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют пара видов эмпирического изучения.

По серьёзности анализа социальной масштаба и проблемы охвата событий различают пробное, описательноеи аналитическоеисследования.

По используемому способу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов, опыт.

По цели изучения – изучается статика либо динамика явления – выделяют еще два вида социологического изучения: точечноеи повторное.

По количеству охвата объекта изучения типы изучения делятся на сплошныеи выборочные.

По месту проведения в социологии и антропологии выделяют полевые (естественные), и лабораторныеисследования.

Пробное и пилотажное изучения

Поисковое (разведывательное) и пилотажное – два главных подвида пробного изучения.

Поисковое (разведывательное) изучение проводится с целью уточнения неприятности, более выдвижения и корректной постановки задач обоснованных догадок. Разведывательное изучение – самый простой вид социологического анализа: круг задач ограничен, число опрошенных мало, инструментарий и программа очень упрощенные; эти нерепрезентативные.

Поисковое изучение может проводиться следующими способами: интервью (лучше неформализованное) с потенциальными респондентами; наблюдение; фокус-группа по центральной проблеме изучения; опрос специалистов; изучение документов, статистических данных, содержащих нужные сведения по выдвинутым гипотезам и задачам. Вариантом разведывательного изучения выступают экспресс-опросы.

Пилотажное изучение предназначено для отработки технических приёмов и процедур, значительно чаще – для апробации вопросника.

При проведении пилотажного изучения нужно учитывать правила:

¦ Количество выборки в пилотажном изучении не имеет четкого методического обоснования. В большинстве случаев полагают достаточным опросить около 30 опрощеных. Принципиально важно лишь, дабы они представляли все значительные категории планируемого объекта изучения.

¦ Малая выборка в пилотаже вовсе не обязательно должна быть репрезентативной по отношению к главной совокупности. Куда серьёзнее второе ее уровень качества – разнообразие: она обязана включать те группы опрощеных, каковые способны реагировать на инструментарий по-различному.

¦ В пилотажную выборку включают тех опрощеных, каковые воображают самые важные для темы опроса социально-демографичекие показатели (пол, возраст, образование, стаж работы, содержание труда и т.п.).

Пилотаж нужен для: а) тестирования инструментария, в котором исследователь в полной мере уверен, б) усовершенствования инструментария в ситуации, в то время, когда предмет изучения хуже известен исследователю. В первом случае инструментарий проходит предварительное опробование в собственном окончательном варианте. Во втором исследователь может захотеть поэкспериментировать с различными вариантами (макетами) инструмента, дабы определить, какой из них эргономичнее в работе, Предварительное тестирование для того чтобы типа может включать в себя:

1. Тестирование разных словесных форм и формулировок вопросов.

2. Опробование анкеты, предназначающейся для независимого заполнения респондентом, в личном интервью, дабы в ходе живого общения с респондентом выявились вероятные трудности ее заполнения.

3. Потребление открытых вопросов для обнаружения обычных ответов, каковые после этого возможно будет включить в комплект ответов на закрытые вопросы, с тем дабы применять последние в окончательном варианте.

4. Тестирование разных видов инструментария (почтовых анкет, очных интервью, телефонных интервью) с целью определения годности каждого из них.

Пилотаж проводится в двух вариантах. В первом — всю группу опрощеных приглашают в отдельную помещение, где на столах разложены анкеты. Опрощеных «вводят» в обстановку пилотажа, т.е. растолковывают его задачи и цели, инструктируют по технике заполнения анкеты и просят высказать по окончании заполнения критические замечания, поболтать о неясностях и о тех вопросах, каковые затрудняют работу с анкетой. Заполненные анкеты опускаются в опечатанные урны, по окончании чего начинается групповое обсуждение содержания опроса в целом. Показателями, разрешающими оценить пригодность анкетного вопроса, выступают число неответивших на характер и вопрос распределения ответов по шкале, применяемой в вопросе.

Второй вариант пилотажного опроса предполагает приглашение группы из 3-4 опрощеных для дискуссии анкеты по мере ее заполнения: опрашиваемые делают пометки о качестве вопросов. Перед началом пилотажа их вводят в обстановку экспертного опроса, растолковывая, что содержание ответов не анализируется, поскольку опрос преследует лишь методические цели.

Пилотажные материалы сохраняются в особенных папках опросной компании. Они включают в себя начальный вариант вопросника, протоколы, фиксирующие замечания опрощеных и социологов, и доработанный вариант анкеты. Со временем накапливается необычный «банк» методических ответов, появляется навыки и опыт анализа обычных методических неточностей, доработки инструментария.

Видеоклип \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: