Процедуры постструктурализма

Постструктурализм (постмодернизм) — теоретическая рефлексия культуры постмодерна, общеметодологическая база постмодернистских концепций культуры, общества, человека. Постструктурализм (неоструктурализм) — направление, сложившееся на базе развития, отрицания и преодоления структурализма, полагающее в центр внимания не структуру, но несистемное, неструктурируемое желание, осознаваемое как источник всех форм культурной действительности. Ведущие теоретики постструктурализма – М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт — сначала собственной деятельности выступали как приверженцы структуралистской парадигмы. Теория постструктурализма есть выражением релятивизма и скептицизма, наиболее значимый ее принцип — принцип методологического сомнения по отношению ко всем хорошим истинам, убеждениям и установкам. Специфика постструктурализма как современного типа знания содержится в том, что он существует не как комплект определенных истин, а как полемическое пространство, где в постоянном диалоге сосуществуют разнородные концепции. Постструктуралистский метод мышления характеризуется программной неметодичностью манеры аргументации.

Разглядим исследовательские процедуры и основные принципы постструктуралистского подхода:

Наиболее значимым теоретико-методологическим положением постструктурализма есть мысль деструктурации — отрицание структуралистского понимания бессознательного. Структурализм – предмет инвектив постструктурализма. Бессознательное, в постструктуралистской интерпретации, не есть универсальные упорядочивающие структуры, но разомкнутая хаотичная «магма» жажд, «автомобили жажд». В понимании человека на первое место выходят несисчёрные, неструктурируемые явления, их источником представляется его субъективность, личные изюминки психики, воля. Ключевой категорией, характеризующей человека, есть категория «желание», осознаваемое как универсальная форма проявления рвения человека к коммуникации с окружением, определяющая все формы личного и коллективного действия, социальной и культурной действительности.

Главное положение постструктурализма – идеядецентрации, тотального плюрализма. С позиций постструктурализма знаково-символические структуры – не универсальны, но историчны, они порождены нововременным европейским структурирующим разумом, модернистской метафизической и научной традицией. Базой данной традиции есть лого-фоно-фаллоцентризм – маскулинно-патриархальная и тоталитарная по собственной сути направленность на подчинение людских жажд заданной смысловой схеме. Для того чтобы рода направленность рассматривается как проявление «воли к власти», как способ манипулирования сознанием человека. Воля к власти имеется рвение к упорядоченности, устойчивости, структурированности, которая характеризуется такими терминами как закрытость, завершенность, центрированность, отсутствие динамики.

Альтернативой принципа лого-фоно-фаллоцентризма, в видении представителей постструктурализма есть принцип мировоззренческого хаоса, метафорически выраженный в понятии «мир-ризома». Господствующим признаком ризоматичной картины мира есть эклектизм, что достигается при помощи принципа нонселекции – приема создающего эффект фрагментарного, лишенного смысла мира. Наиболее значимое требование нонселекции – требование культивирования хаоса, т.е. отказа от любого рода иерархии смыслов, смысловых обобщений – мета-повествований, мета-смыслов, мета-рассказов и перевода неприятности смысла с уровня коллективного и объективного мифа на уровень чисто личной перцепции. Постструктурализм противопоставляет метафизике и науке культуру, осознаваемую как свободная стихия творчества, игры, реализации жажды. Постструктуралисты развивают тезис — адекватное постижение действительности доступно не правильным наукам, но интуитивному «поэтическому мышлению».

Подобно структурализму постструктурализм уподобляет самосознание личности, и культуру как таковую некоей сумме текстов. Но сам подход к тексту радикально изменяется. Для постструктурализма становятся серьёзными в тексте не структурируемые элементы, сближающие его с другими текстами, в противном случае неповторимое несистемное маргинальное, что реализовалось в тексте внесознательно и понимается интуитивно. Интерпретация текста – это понимание в нем того, что вынесено за скобки и выводит за пределы самого текста в мир жажд, такое познание имеется неизменно процесс. Объектом анализа является, так, во-первых, контекст – совокупность смыслов стоящих за текстом и определяющих его; во-вторых, динамика, изменчивость, нивелируемая при структурном анализе; в-третьих, несистемные, нерасчлененные элементы текста, несводимые к дихотомическому делению.

Понятие «текст» отождествляется постструктуралистами не с устной речью как у структуралистов, но с письменным текстом как единственно надежным средством его фиксации. Панъязыковая и пантекстуальная позиция постструктуралистов, редуцирующих сознание человека до письменного текста и разглядывающих как текст культуру, литературу, мастерство порождает концепцию смерти субъекта, смерти автора.Постструктуралистов интересует не авторская позиция, но то, что привнесено в него последующими интерпретациями.

Разоблачение понятий «структура», принципа центрации влечет за собой «семантическое аннулирование» (Бодрийяр) «кастрацию» (Барт) действительности, критику принципа репрезентации, замену репрезентативной модели симулятивной. В постструктурализме осуществляется разоблачение классической структуралистской схемы символа как единства означающего и означаемого. Постструктуралисты утверждают, что существует пропасть между означаемым и означающим, наряду с этим означающее господствует над означаемым. Символ, в постструктуралистском понимании, ничего не свидетельствует либо свидетельствует лишь самого себя. Знакесть фикция — симулякр, не копирующий действительность, но моделирующий ее. Соответственно, означение, создание текста имеется «производство фикции» либо «процессия симулякров». На смену действительности приходят«репрезентации» и «симуляции». Симулякры, детерминируя человека, становится полем, где реализуется дискурс власти.

Постструктурализм дискредитирует концепцию универсализма, в его рамках объяснительные схемы либо обобщающие конструкции определяются как «маска догматизма», а принципа рациональности — как проявления «империализма рассудка». В современном, обществе, в представлении постструктуралистов, происходит борьба разных идеологических совокупностей за «власть интерпретации». «Господствующие идеологии», завладевая СМИ, навязывают индивидам собственный язык, мышление. Постструктуралисты проповедуют отказ от идеи универсализма в пользу текстов и идеи. Постструктурализм стремиться растолковать сходство текстов не структурной универсальностью, а взаимовлиянием текстов, заимствованием, неосознанным косвенным цитированием, коллажами. Для постструктурализма повторяемость и устойчивость элементов текста и, стоящих за ними представлений, есть не свидетельством структурной универсальности, но проявлением диффузии либо мимесиса — подражания второму тексту.

Цель постструктурализма – деконструкция текста, осознаваемая как демонтаж процесса порождения текста, обнаружение тех элементов, из которых он собран, обнажение не структуры, но технологии создания текста, обнаружение его интертекстуальных зависимостей, анализ двоичных оппозиций, направленный на нивелирования их противостояния.

Главные процедуры деконструкции:

а) «Разборка» текста на элементарные формы во всех замыслах – композиционном, сюжетном, стилистическом, психотерапевтическом.

б) «Сборка» текста — интерпретация, направленная на обнаружение того, что внесено в данный текст конкретным контекстом его создания, жаждой его создателя и дискурсом власти.

В рамках постструктуралистского феминизма начинается мысль «женского письма», которое противопоставляется лого-фоно-фаллоцентризму патриархальной рациональной модернисткой традиции. Женское письмо – интуитивно-поэтическое, подчиненное «логике» жажды — рассматривается как свободное от упорядочивающего действия тотализирующего логоса проявление человеческого Я.

15 5 Структурализм


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: