Процедуры структурализма

ГЛАВА XI. СТРУКТУРАЛИЗМ, ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ

КАК ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО

ПОЗНАНИЯ

Структурализм – исследовательский подход, способ социально-гуманитарного познания, который связан с описанием и обнаружением структур в разных областях культуры, социальной жизни. Термин «структура» в структуралистском контексте определяется как реально существующая форма мышления, схема перемещения мысли,укорененная в подсознательных пластах психики человека. Для того чтобы рода структуры квалифицируются как порождающая база социальных, культурных, процессов и антропологических явлений. Соответственно, методологический стандарт структурализма базируется на принципе структуралистского редукционизма – сведения социокультурной и антропологической действительности к действительности структурной. Эвристические возможности структурализма оцениваются его адептами высоко — он квалифицируется как метод объяснения непонятных явлений культуры. Структурализм не исчерпывается открытием ментальных структур, лежащих в основании разного рода антропологических, социальных, культурных феноменов, в его рамках сформулирована уникальная концепция человека, общества, культуры.

Главные идеи, правила и исследовательские

процедуры структурализма

Разглядим исследовательские процедуры и основные принципы структуралистского подхода.

Исходным теоретико-методологическим положением структурализма есть представление о наличии у человека универсальных инвариантных, бессознательных ментальных структур, организующих и упорядочивающих общества и жизнедеятельность человека и выступающих в роли главных механизмов реакции человека на комплекс действий природной и культурной среды.Физический мир, в структуралистской картине мира, имеется сырье, которое перерабатывается универсальными психофизическими механизмами человека в артефакты. Бессознательное, выступающее как комплекс ментальных структур, рассматривается структуралистами как база порядка, что задается людьми в ситуациях и вещах, как внутренний закон. Бессознательные ментальные структуры действуют как механизмы, регулирующие деятельность человека.

Наиболее значимый постулат структурализма- бессознательные структуры объективируются в символические формы. Знаком именуется объект, стереотип поведения, слово, показывающее на некую значимую для человека область действительности – природную либо созданную людьми. Процессы порождения знаков обозначаются как кодирование. Любая область социокультурной судьбы имеет собственную символизацию. Свойство к формированию знаков – неотъемлемое уровень качества человека, а правила образования символических объектов универсальны для человека. Человек – маркер, однообразные явления он метит однообразными символами. Так, культура имеется совокупность знаково-символических совокупностей.Она формируется в результатенаполнения безлюдных бессознательных структур, каковые имеется культурное a priori, знаково-символическим содержанием. Культурное творчество рассматривается как символотворчество, а сама культура как совокупность текстов. Язык, мифология, религия, мастерство, традиции квалифицируются как знаково-символические совокупности, как тексты, выстроенные исходя из универсальных структурных закономерностей. На первом месте в совокупности гносеологических ориентиров структурализма стоит язык как знаково-символическая совокупность. Структурализм направляет упрочнения, первым делом, на постижение организованных объектов через изучение структур их понятийного аппарата – языка. Язык служит не только моделью, но и базой смысла. Одна из фундаментальных идей структурализма — слово учреждает действительность. Соответственно, наиболее значимый структуралистский принцип – принцип языкового редукционизма.

Основной принцип структурализма — принцип выделения универсальных способов внутренней организациикультуры, общества, человека. С позиций структурализма — структуры рассматриваются как формы мышления одинаковые для всех типов культуры, общества. Отталкиваясь от данной идеи, структурастраницы выдвигают тезис: культуры нереально классифицировать с позиций единой шкалы развития, потому, что они имеется вариации, обусловленные наложением разных конфигураций «безлюдных структур» на неоднородный «природный материал». Культурная динамика квалифицируется структуралистами как следствие постоянной верификации человеком представлений об окружающем мире и трансформации в следствии данной верификации правил комбинаторики в подсознательных структур, но не самих структур.

Структурализм отличает рвение сделать строго-научным социально-гуманитарное знание. Структуралисты отказываются от иррациональных подходов к изучению бессознательной умственной деятельности. Последняя, в их представлении, владеет структурной упорядоченностью. Соответственно упрочнения исследователя должны быть направлены на изучение общих законов и схем деятельности людской интеллекта. Структуралистское исследование культуры предполагает наличие строгой научной базы, применение правильных способов естественных наук, математического моделирования, формализации, компьютеризации. Основной идеолог структурализма К. Леви-Стросс утверждал, что: «Нет правильных и естественных наук, с одной стороны, социальных и гуманитарных наук – с другой. Имеется два подхода, из которых лишь один имеет научный темперамент – подход правильных и естественных наук, изучающих человека как часть мира. Второй подход (социальных наук) значим постольку, потому, что только применяет техники правильных наук, но отношения, их связывающие, — внешние, а не внутренние. Если сравнивать с правильными естественными науками социальные находятся в положение клиентов, а гуманитарные пробуют стать учениками». Но когда ученики подрастают, делается ясно, что «науками они смогут стать, лишь прекратив быть гуманитарными» (1).

В рамках структурализма сформировалось особенное направление исследовательской мысли, в русле которого не человек, но безличные структуры оказались в центре внимания. Структурализм, так, имеется дегуманизация науки. Человек рассматривался как пункт пересечения структур, направляющих его деятельность. Цель структуралистских изучений содержится в том, дабы найти за осознаваемыми образами, при помощи которых человек осознаёт историческое становление инвентарь бессознательных, неизменно ограниченных по числу возможностей структур. Леви-Стросс полагал, что конечная цель гуманитарных наук не в том, дабы создать человека, а в том, дабы его растворить.

Цель структуралистской методике — научное познание и выявление бессознательных мыслительных структур методом сравнительного структурного анализа знаковых совокупностей, осознаваемых как культурные тексты. Эта цель реализуется при помощи решения следующих задач: раскрытия комбинаторных механизмов, преобразующих внешние действия — стимулы среды — во внутренние личные представления — концепты; экспликация механизмов, регулирующих преобразование концептов в символы и знаки, которыми человек отвечает на действие среды; выделение нужных концептов; соотнесение их с коммуникативной обстановкой; использование и выбор знаковых средств для создания знака. Структурализм ориентирует исследователя на поиск неспециализированных правил культурного упорядочения людской опыта, осознаваемого как построение знаковых и символических совокупностей; обнаружение логики порождения, функционирования и строения сложных объектов человеческой духовной культуры. Он тесно связан с семиотикой — наукой о символах и семантикой — наукой о значениях.

Главные процедуры структуралистской методике:

а) Анализ разных культурных текстов, направленный на обнаружение за знаковым и смысловым многообразием структурного единства текстов, порожденного универсальными для человека правилами образования символических объектов.

б) Выделение из всего корпуса культурных знаковых систем и текстов тех, в которых возможно заметить определенные сходные черты, предполагающие наличие внутренней структуры.

в) Выделение минимальных элементов структуры — пары оппозиционных концептов, связанных устойчивыми отношениями. Концепт – суть, представление.

г) Сравнительный анализ выделенных элементов — сегментов либо оппозиций, направленный на экспликацию стабильных правил преобразования в и между оппозициями, чтобы в будущем моделировать применение этих правил на всех вероятных вариантах оппозиций данного комплекса текстов.

д) Верификация, взятых методом аналогичного анализа комбинаторных механизмов на более широком круге знаковых культурных текстов и систем чтобы в итоге образовать структурированный комплекс правил, инвариантных для любой знаковой совокупности (текста), а, следовательно, максимально приближенный к искомым глубинным психологическим структурам.

Структурализм выдвигает тезис: история имеется итог объективации бессознательных структур. Структуралистское познание истории основано на идее, в соответствии с которой история не имеет смысла, потому, что в ней правят не люди, а бессознательные структуры.

14 5 Структурализм


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: