Профессиональная этика психолога-консультанта

Психотерапевтическое консультирование как процесс психологической помощи строится на этической базе, поскольку морально-нравственные правила занимают важное место в жизни каждого человека и постоянно носят лично-личностный темперамент. Как уже упоминалось, в силу специфики собственной профессии консультант довольно часто сталкивается со непростыми этическими неприятностьми, время от времени создающими препятствия для работы.

В консультативном ходе участвуют, как минимум, два человека — клиент и консультант, исходя из этого направляться различать этику каждого из них. Консультанту нужно не забывать, что, помимо его собственных нравственных правил, существуют профессиональные этические нормы при оказании помощи психолога. У клиента кроме этого имеется личные этические правила, в соответствии с которыми он сооружает собственную жизнь. В ситуации консультирования происходит соприкосновение этических норм и клиента и принципов психолога.

В большинстве государств созданы и используются кодексы этических правил, в которых выяснены границы ответственности и конфиденциальности психолога, его опытная компетентность, рекламы вопросов и решение оплаты. Мы приведем фундаментальные этические правила.

1. Конфиденциальность. Это одно из главных правил, позволяющее клиенту ощущать себя в безопасности в ситуации консультирования. В случае если психолог желает наладить с клиентом доверительные отношения, ему нужно мочь выполнять правило конфиденциальности. В том случае, в то время, когда психолог желает провести аудио- либо запись сессии, наблюдение третьими лицами через зеркало одностороннего видения, ему нужно взять

предварительно письменное разрешение клиента. В соглашении нужно указать цель применения записи: лишь для супервизора; для занятий со студентами; для конференции; для публикации в качестве иллюстрации и др.

Существуют определенные границы применения принципа конфиденциальности. В большинстве государств он считается нарушенным в следующих случаях:

S существует угроза для жизни клиента или других людей;

S психолог получил данные о противозаконных действиях;

s совершается принуждение (ожесточённое обращение, развращение и др.) над несовершеннолетними детьми;

s клиент болен и испытывает недостаток в госпитализации.

2. Ответственность психолога перед клиентом. В то время, когда психо
лог начинает трудиться с клиентом, он принимает на себя ответ
ственность за личные услуги, которая включает в себя:

^установку психолога на доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

•f отказ от превышения собственных полномочий (к примеру, выдачи готовых рекомендаций и советов клиентам);

*/ принятие клиента таким, какой он имеется, независимо от его пола, возраста, вероисповедания, национальности;

S направление клиента к вторым экспертам, в случае если психолог не имеет возможности либо не желает оказывать опытную помощь;

s ориентация на протяжении консультирования не на социально правила и принятые нормы, а на идеалы клиента и жизненные принципы;

^ разграничение психологом опытных и личных отношений.

3. Опытная компетентность психолога. Уровень про
фессиональной подготовки психолога-консультанта обязан соот
ветствовать опытным стандартам. Психологу нужно
адекватно оценивать пределы и уровень собственной опытной
компетентности, четко осознавать границы собственных профес
сиональных возможностей и не пробовать решать неприятности в тех
сферах, где он может оказаться некомпетентным. Психолог дол
жен обратиться с просьбой о помощи к супервизору либо коллеге в следую
щих случаях:

^ он столкнулся с этими собственными нерешенными проблемами либо конфликтами, каковые мешают проведению консультирования;

s неприятность клиента выходит за рамки его опытных возможностей.

Психолог-консультант обязан повышать уровень собственной профессиональной квалификации: изучать опытную литературу, принимать участие в опытных семинарах, конференциях, съездах, обучающих программах и др.

4. Вопросы оплаты. В отечественной республике существуют центры, где клиент может взять бесплатную помощь психолога. Одновременно с этим начинается рынок платных психотерапевтических услуг. Психолог может заключать денежные соглашения с клиентами с учетом как собственной квалификации, так и платежной способности клиента1. Цена одолжений психолога оговаривается в начале консультирования. Психолог-консультант не должен завышать стоимость собственных одолжений, и потребовать плату за направление клиента к сотрудникам либо вторым экспертам.

5. Реклама профессиональной деятельности. Психолог обязан объективно информировать клиентов и работодателей о себе и характере предоставляемых одолжений. В характеристике (резюме) нужно показывать только те знания, умения и навыки, каковые психолог взял в соответствии с утвержденными программами образования2. При появления неточной информации нужно внести коррективы, соответствующие настоящему положению дел. Реклама профессиональной деятельности в периодических изданиях, буклетах, визитках обязана отражать опыт работы и уровень квалификации психолога, его координаты, часы приема, стоимость одолжений.

Не обращая внимания на то, что практически во всех государствах существуют кодексы опытной этики психолога, имеются объективные причины, затрудняющие «всегда-и-везде» направляться этическим принципам и нормам. В качестве этих обстоятельств Р. Джордж и Т. Кристиани именуют следующие:

S любой консультативный контакт неповторим, исходя из этого сложно выполнять однообразные нормы поведения в любых случаях консультирования;

1 В большинстве государств услуги психолога (как и докторов) оплачиваются через
страховые компании.

2 На сегодня в Республике Беларусь отсутствуют учебные заведе
ния, в которых психолог-консультант имел возможность бы повысить собственную квалификацию
либо подтвердить дипломы (сертификаты), полученные в других государствах.
Исходя из этого любой психолог с дипломом любого примера на сегодняшний
сутки может заявить себя «психоаналитиком», «домашним консультан
том», «гештальт-терапевтом» и начать опытную деятельность,
не приобретая лицензии и не подтверждая собственной квалификации.

S в случаях, в то время, когда консультант трудится в каком-либо учреждении (школе, поликлинике, центре и др.), ценностные ориентации учреждения смогут не совпадать либо вступать в несоответствие с этическими нормами консультанта;

S существуют такие этически противоречивые обстановки, в которых консультант, придерживаясь одной нормы, в обязательном порядке нарушает другую, т.е. этические нормы нарушаются’при любом выборе.

Такие задачи говорят об ограниченности кодексов опытной этики в профессиональной деятельности психолога-консультанта.

На данный момент в Беларуси отсутствуют общепринятые профессионально-этические нормы деятельности практических психологов. Существуют только методические советы Министерства образования, где излагаются этические нормы, которыми обязан руководствоваться педагог-психолог. Но сообщество психологов (и общество в целом) до тех пор пока еще не поняло необходимость правовой, этической и опытной регуляции деятельности психологов-консультантов.

Этика в работе психолога


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: