Профессиональная этика психолога.

Условно возможно выделить два фундаментальных уровня этических правил:

1. Очевидные (самоочевидные), а также в чем–то «очевидные» правила, типа «не повышай голос на клиента», «не бей клиента», «не плюй в клиента», «не наноси ему увечий» и т. п. Для того чтобы рода правила являются само собой разумеющимися, но время от времени и они нарушаются.

К примеру, психолог–консультант неоправданно оскорбляет клиента, доводя его до истерики, либо применяет в некоторых случаях совсем не адекватные способы (был случай, в то время, когда один очень «солидный» эксперт в профконсультации под видом «инноваций» применил способ иглоукалывания, к тому же в затемненной помещении, при свечах и с полуобнаженным телом ошарашенного ребёнка).

Исходя из этого выделение для того чтобы «самоочевидного» уровня все–таки правомерно.

2. Традиционно выделяемые этические правила, о которых ниже и отправится обращение.

В психологии на сегодня нет единой, общепризнанной совокупности этических правил, не смотря на то, что попытки создания таких совокупностей много раз предпринимались и предпринимаются. Кодекс опытной этики… ВНР, 1983; Опытный кодекс этики для психологов… ФРГ, 1990; Опытный кодекс этики для психологов… Мадрид, 1990; Толстых, 1988 и др.). На основании обобщения и анализа различных этических совокупностей возможно выделить чаще всего упоминающиеся этические правила, и потому, что эти правила в начальном звучании время от времени приводят к вопросам, имеется суть кое-какие из этих правил прокомментировать.

1. Не навреди! Применительно ко многим направлениям практической психологии (к примеру, к практике опытного консультирования) данный принцип относится скорее к очевидному уровню, это как само собой разумеющееся. Было бы необычно, если бы профконсультанты отчитывались за собственную работу тем, какое количество людям они «не навредили». Потому, что опытное самоопределение по сути собственной конструктивно, в отличие от психотерапии и психиатрии, тде успехом считается кроме того стабилизация заболевания, то для профконсультанта возможно было бы обозначить этот принцип пара в противном случае: сделай лучше!

2. Не оценивай! Потому, что по большому счету без оценок (среди них и хороших) трудиться немыслимо, время от времени данный принцип уточняют: «не навешивай ярлыков»\ Но возможно было бы сообщить еще легче: не произноси отрицательных оценок вслух! А значительно лучше так организовать работу, дабы на каком–то ее этапе сам «прозревший» клиент начал говорить о собственных недочётах, а психолог–консультант еще бы и растолковывал ему, что, дескать, «не все так уж и не хорошо».

3. Принимай человека таким, каков он имеется. Данный принцип все–таки испытывает недостаток в особенном комментарии. Л. А. Петровская, разбирая подходы К. Роджерса, пишет: «В то время, когда у Роджерса речь заходит о таковой установке терапевта, как «абсолютное хорошее принятие», направляться иметь в виду, что она относится к эмоциям «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения. Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных эмоций без риска утратить уважение психолога, терапевта» .

Наряду с этим человек (клиент) может владеть вправду ужасными качествами и «абсолютное хорошее принятие» для того чтобы клиента смотрелось бы легко самообманом (у К. Роджерса исходя из этого и сообщено — «не предполагает одобрения всего его поведения»). В русской традиции слово «принимать» обязывает ко многому.

К примеру, в толковом «Словаре русского» С. И. Ожегова приводятся и такие значения этого слова: «дать согласие с чем–нибудь, отнестись к чему–нибудь положительно»; «признать, счесть»… Но в русском языке имеется и второе слово — «осознать», что не всегда предполагает «положительного» отношения «и признания», к примеру, «осознать» подлеца.

Исходя из этого мы думаем, что несложнее (чтобы не было всяких спекуляций и недоразумений при «толковании») было бы пара переформулировать данный принцип: «Психолог легко обязан осознать каждого доверившегося клиента».

4. Выполняй опытную тайну (принцип конфиденциальности). Но и данный принцип не нужно осознавать практически.

К примеру, в условиях работы профконсультанта в школе все–таки приходится информировать какие конкретно–то результаты собственной работы (самого неспециализированного замысла) администрации, которая кроме этого в праве знать, что именно делает психолог–консультант со вверенными ей (администрации) обучающимися. Но категорически запрещается информировать сведения о школьниках, каковые смогут нанести им хоть какой–или ущерб, кроме того тогда, в то время, когда сами школьники будут заявлять, что им «все равно, что о них будут говорить».

Но дабы разобраться, что может повредить клиента и что не нанесет ему вреда, нужен профессиональное чутьё и «опыт» (прочувствование ситуации).

5. Уважай собственных сотрудников по работе, их право на самостоятельный выбор и профессиональное творчество способов работы. дискуссии и Критика должны проводиться аргументированно, тактично и конструктивно. Совершенный вариант конструктивной критики — оказать помощь собственному коллеги из до тех пор пока еще несовершенной новой методики (либо психолого–педагогического приема) сделать что–то действенное и увлекательное. Но на это не каждый способен, поскольку в этом случае нужно будет преодолеть в себе зависть по отношению к тому, кто «осмелился творить», и выйти за рамки существующих стереотипов работы а также в не сильный до тех пор пока еще идее суметь заметить перспективные моменты.

6. Не выясняй взаимоотношений с сотрудниками по работе в присутствии клиентов и обучающихся. Само собой разумеется, в случае если такое выяснение проводится с Вами в неотёсанной форме, то клиент (либо ученик, студент) осознает, что Вас оскорбляют, но и доверие к Вам кроме этого может пара понизиться, поскольку Вы допускаете по отношению к себе такое обращение. В любом случае в первую очередь направляться увести собственного сотрудника в второе помещение, с глаз клиента…

7. Принцип опытной компетентности: не передавай сложные психотерапевтические методики неподготовленным экспертам и сам не применяй методики, которыми в должной степени не обладаешь. В случае если же появляется необходимость подключить к собственной работе сотрудников–смежников (заинтересованных педагогов, социальных работников и др.), то психолог обязан подготовить их к независимому применению некоторых собственных способов и всецело нести ответственность за корректность их применения в работе.

8. Выполняй меру обоюдного откровения с клиентом, не разрешай ему говорить о себе самые сокровенные собственные тайны (у каждого человека неизменно обязан оставаться хоть маленький тайничок души, недоступный никому), и сам сохраняй некую расстояние с клиентом, в противном случае возможно утратить его доверие и уважение.

9. Не отнимай у клиента права самому нести ответственность за собственные права и поступки. Серьёзной целью помощи психолога есть не просто ответ конкретной неприятности клиента, но рвение организовать у него способности и чувство ответственности за собственную судьбу. Только лишь в том случае, в то время, когда клиент очевидно не готов к таковой ответственности (либо психолог поймёт, что он сам не готов в этом оказать помощь данному клиенту), то лишь тогда психологу нужно будет взять главную ответственность за решения на себя. Но и эта ответственность реально не заменяет ответственность самого человека за собственную жизнь. Так как не психологу же нужно «будет держать ответ перед Самим Господом Всевышним» либо перед Собственной Совестью…

10. Не выставляй собственные знания напоказ, стремись помогать клиенту сперва самостоятельно формулировать те либо выводы и иные положения. Конкретно данный принцип может проявляться хотя бы в том, что психолог обязан мгновенно замолкать любой раз, в то время, когда клиент захочет что–то сообщить, кроме того тогда, в то время, когда сам психолог «еще не договорил», и тогда, в то время, когда клиент желает сообщить «какую–то глупость».

11. Не дезинформируй клиента. Время от времени психолог для «сохранения чести мундира» либо для «поддержания собственного «имиджа» говорит о том, чего сам не знает, опасается рассказать о ранеесказанной неправде и т. п. Это может привести к принятию клиентом неверных ответов и очень сильно осложнить для него жизнь. Похожий принцип выделяется в различных этических совокупность, например, в «Этическом стандарте» психологов Испании: «Пункт 36. В случае если условия опыта требуют дезинформации либо обмана испытуемого, психолог обязан убедиться в том, что это не приведет к какое количество–нибудь долгому ущербу для участников опыта, и в любом случае необходимость обмана и экспериментальный характер должны быть раскрыты при окончании экспериментальной программы». Но в психотерапевтическом консультировании появляются обстановке, в то время, когда «откровенная правда» (к примеру, «действительно, сообщённая в глаза») смогут очень сильно травмировать клиента и усложнить для него жизненную обстановку. Этот принцип (отказ от дезинформации клиента) вступает в некое несоответствие с другими серьёзными правилами, к примеру, с принципом «Не навреди!», либо с принципом «Не оценивай клиента!» («Не навешивай на клиента ярлыков!»). Этот принцип перекликается с другим принципом: «Не обманывай клиента». Примечательно, что не все мыслители прошлого отвергали «нужную неправда».

12. Выполняй принцип добровольности участия клиента в психотерапевтических процедурах. Полная реализация данного принципа в условиях школы может привести к тому, что у простого (не сверхталантливого!) психолога большая часть обучающихся просто не будет приходить на психотерапевтические и профориентационные занятия (через чур велик для школьников соблазн «добровольно» заняться чем–то вторым, а дел у подростков, как мы знаем, довольно много). Исходя из этого этот принцип лучше мало уточнить: сочетай принцип добровольности (при проведении личных профконсультаций, личностных опросников, игровых и психотерапевтических форм работы) с принципом обязательности (при проведении неспециализированных лекционных форм и семинаров работы). Для самих школьников меньше будет терзаний по поводу того, куда «возможно не ходить», а где «нужно быть в обязательном порядке». Конечно, что при консультировании взрослых клиентов принцип добровольности обязан реализовываться более полно (за исключением случаев необходимого прохождения собеседования с профконсультантом, где у клиента кроме этого остается право добровольно выбирать ту либо глубины рассмотрения и иную степень откровенности собственных неприятностей с психологом).

13. Уважай себя как человека и как эксперта! Довольно часто возможно услышать следующие прекрасные слова: «Основное средство работы психолога — это его личная личность». Но личность есть высшей сокровищем и исходя из этого она не должна выступать в качестве «средства». В качестве средства успехи каких–или человек и целей, и его личность выступают только при извращенном понимании рыночных взаимоотношений, в то время, когда все, что угодно (и личность, и любовь, и дружба) возможно товаром, средством для обогащения либо для получения каких–то благ. Перефразируя фразу Э. Фромма «Я таковой, какой я вам нужен», где человек самостоятельно берет на себя роль товара на «рынке личностей», возможно было бы сообщить так: «Моя личность будет таковой, какой она нужна для ответа ваших неприятностей, но не таковой, какой она нужна мне для собственного развития». В случае если эксперт–человековед к самому себе относится как к «средству», то может ли он полноценно помогать вторым людям? А в качестве средств все–таки должны выступать особые психотерапевтические методики, в том числе и без того именуемые внутренние средства профессиональной деятельности психолога (его знания, опыт, вербальные и невербальные средства общения и др.). Уважая себя, мы начинаем лучше осознавать и уважать отечественных клиентов.

IIIЗаключительная часть

Подвести итоги лекционного занятия. Ответить на вопрос были ли достигнуты цели лекции. Поинтересоваться у студентов о том, какие конкретно вопросы у них появились. Дать задание на дом, дать литературу по подготовке к домашнему заданию, дать подробную инструкцию по его исполнению и указать главные неприятности, каковые смогут появиться по подготовке к семинару. Завершить занятие и проститься.

Литература:

1. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог» Учеб. пособие- 3-е издание., — М.: «МОДЭК», 2004 – 464с.

2. Занковский А.Н.. Введение в профессию: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕОАИ,2009. – 71 с.. 2009

3. Карандашев В.Н. Введение в профессию. М.: Суть, 2000. — 288 с.

4. Климов Е.А. Психология специалиста. М.: Изд-во «Университет практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: