Программа научного исследования

Исходный пункт изучения– это формирование программы изучения. Результативность изучения сильно зависит от степени ее разработанности. Программа — это теоретико–методологическая база изучения.

Построение программы – это обоснование и изложение логики и способов изучения объекта соответственно решаемым задачам. Программа – это изложение теоретических и методологических предпосылок изучения.

В соответствии с назначением программа изучения делает 3 функции:

1) методологическая функция программы пребывает в:

  • определении научных неприятностей, для ответа которых проводится изучение;
  • формировании задач и цели изучения;
  • фиксировании исходных представлений об объекте;
  • установлении отношения изучения к ранее делаемым изучениям по подобным проблемам.

2) методическая- в программе разрабатывается неспециализированный логический замысел изучения. МФ показывает, как применять способы и методы анализа и сбора информации, разрешает создать процедуру изучения, совершить сравнительный анализ взятых результатов подобных изучений.

3) организационная снабжает разработку четкой совокупности разделения труда между участниками исследовательского коллектива, обучает установлению контроля за процессом и ходом изучения.

С учетом вышеизложенного, программа изучения обязана включать в себя четкое, подробное и завершенное изложение

— методологической части (описание проблемы и обоснование исследования проблемной обстановке; определение предмета и объекта изучения; указание задач и цели; формулировка догадки; интерпретация главных понятий);

-методической части (определение количества выборки, описание применяемых способов сбора первичной информации; логическая структура применяемого инструментария; методика обработки информации).

Количество программы не редкость разным. Она может излагаться коротко, в пара страниц, либо воображать собой солидный том. Все зависит от целей изучения, заинтересованностей клиента, уровня квалификации исполнителей, методологических и методических подходов к изучению.

структура и Содержание программы изучения зависят от основной цели исследовательской деятельности. В социальной работе изучения смогут быть 2 типов:

1) практические (прикладные), направленные на практическое решение проблем опытной практики, с тем дабы предложить конкретные методы действий;

2) теоретико-прикладные, цель – создать новые подходы к более глубокому и всестороннему изучению, интерпретации и объяснению проблемного поля социальной работы, формировании собственного методологического и методического инструментария социальной работы.

Программа изучения строится в зависимости от названных целей. Но какова бы ни была цель, неспециализированная направленность изучения отвечает практическим заинтересованностям. Шепетильно созданная программа – гарантия успеха всего изучения.

Составление программы предполагает осуществление последовательности процедур:

1. постановка неприятности,

2. определение предмета и объекта изучения,

3. описание задач и целей изучения,

4. интерпретация главных понятий,

5. формулировка рабочих догадок,

6. разработка стратегического замысла изучения,

7. описание способов сбора данных,

8. описание схемы анализа данных.

Эффективность изучения, значимость его теоретических и практических выводов, сильно зависит от степени разработанности программы изучения.

Изучение, имеющее сформулированную программу, именуется целенаправленным, в другом случае, оно именуется – дескриптивным.

Этап 1. Предлогом к проведению изучения помогает проблемная обстановка, как реально появившееся несоответствие в развитии социума. Проблемная обстановка складывается из двух компонентов – гносеологического нюанса (знание) и практического.

Проблемная обстановка – это несоответствие между знанием потребностей людей в чем-то и незнанием способов реализовать эти потребности. Предметная сторона – это некое социальное несоответствие, которое требует не только осознания, но и конкретных действий выхода из этих противоречий. Настоящие несоответствия создают социальную проблемную обстановку.

Постановка научной неприятности свидетельствует выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено.

Не всегда социальная неприятность возможно решена в пределах имеющегося знания. В таковой ситуации нужно проведение теоретических и эмпирических изучений чтобы получить новое знания. Невозможность ответа социальной неприятности имеющимися средствами формирует прецедент обращения к науке, которая располагает возможностями ответа противоречий, появляющихся в социуме.

Проблемная обстановка, появляющаяся в ходе практической деятельности, не всегда перерастает в научную проблему. В случае если проблемную обстановку возможно дать добро уже известными методами, то речь заходит о практической проблеме.

Особенность ответа научных неприятностей — получение нового знания. Т.о., ответ научной неприятности — получение нового знания, создание научной модели объяснения социального явления.

Социальная неприятность – это несоответствие между существующем и нужным (желаемым) состоянием в действиях людей и массовом поведении, уровне удовлетворения их потребностей, затрудняющее жизнь социальных групп, общества и общностей в целом и требующее коллективных упрочнений по его преодолению.

Так, проблемной обстановкой смогут выступать конфликтные обстановки, каковые отличаются разногласием участников; трудности в реализации намеченных целей; трудности в преодолении недочётов; трудности в создании действенных методов и форм работы и т.д.

Неприятность изучения субъективна, потому, что она определяется конкретными личностями. А проблемная обстановка – объективна, поскольку появляется в ходе сотрудничества людей между собой и окружающей средой.

Классификация социальных неприятностей

1. В зависимости от цели изучения:

а) теоретическая П. (для собственного решения испытывает недостаток в новом научном знании), пример – социальные последствия распада СССР, его авторитет на различные сферы жизнедеятельности людей в СНГ);

б) прикладная П. (решается в рамках накопленных знаний, но требует вторых подходов с учетом определенных условий), пример, социальные неприятности подростков: негативное влияние нерационально организованного досуга подростков на их интеллектуальное развитие; рост правонарушений среди подростков;

в) смешанного типа (сочетание 2-х прошлых).

2. По масштабам распространенности:

а) общегосударственные (затрагивает интересы всего общества);

б) региональные (затрагивает интересы регионов, этнонациональных общностей, многочисленных социальных групп);

в) местные (затрагивает неприятности некоего коллектива, организации, города, сельского поселения).

3. По времени действия несоответствия:

а) кратковременная (возможно дать добро за маленький срок – неудовлетворенность социальных работников условиями труда в конкретной социальной работе);

б) среднесрочная (ответ требует более долгого времени – адаптация первокурсников в институте);

в) долгая (к примеру, несоответствия, порождающие безработицу, девиантное поведение).

4. По глубине несоответствия:

а) одноплановые (затрагивают одну из сторон социального явления либо процесса – принятие либо непринятие сельскими обитателями идей частной собственности на землю);

б) системные (отражают неуравновешенность всей совокупности элементов целостного процесса либо явления – рост преступности в связи с трансформацией структуры девиантного поведения, приобретением массового характера такими его элементами, как наркомания, пьянство);

в) функциональные (нарушение сложившихся ранее причинно-следственных связей социального явления либо процесса – ломка устоявшихся распределительных взаимоотношений в обществе и тех представлений населения, каковые связаны с расширением частных форм собственности).

Неточности, допускаемые при выдвижении неприятностей

1. Мнимые неприятности, каковые или не отражают настоящую обстановку, или уже решены.

2. Не разграничивают проблематичное (малоизвестное) и непроблематичное (известное – исследователь не имел достаточной информации, не изучил настоящую обстановку).

3. Неприятности широкого замысла, в которой возможно выделить последовательность подпроблем, другими словами пара неприятностей. Это затрудняет и осложняет изучение. Не советуют в рамках одного изучения изучать и решать пара неприятностей.

4. Неприятность носит личный темперамент (не имеет возможности рассматриваться в качестве социальной неприятности, но может стать такой при условии, в случае если целая группа окажется в подобной тяжёлой жизненной обстановке, которую обществу нужно будет дать добро).

5. Социальная неприятность не осознается как публичная потребность. Должен быть «социальные заказ» для изучения по способам и выявлению разрешения социальных неприятностей.

Промежуточным звеном между теоретической моделью и проблемой, есть догадка, которой руководствуется исследователь в течении всего изучения. Формулировка догадки сильно зависит от неприятности. Постановка научной неприятности в начале изучения определяет его направление и задает содержание будущей теоретической модели через догадку. Исходя из этого, нужно избегать постановки так называемых мнимых неприятностей (или не отражающих настоящей социальной ситуации, или в далеком прошлом решенных).

В самом широком смысле под догадкой подразумевается всякое предположение, предположение, основанная или на предшествующем знании, или на фактах. Догадка выступает промежуточным этапом, связующим звеном между практикой и теорией.

В рамках отечественной дисциплины мы разглядываем гипотезукак научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере связей и элементов, образующих эти объекты, о механизме их развития и функционирования. Научная догадка возможно сформулирована лишь в следствии предварительного анализа изучаемого объекта.

Этапы предварительного анализа объекта изучения в социальной работе:

  • рассмотрение объекта изучения в качестве целостной совокупности;
  • обнаружение составляющих элементов данной совокупности;
  • описание функций элементов совокупности;
  • описание сотрудничества элементов совокупности между собой и с совокупностью в целом;
  • рассмотрение условий функционирования всей совокупности.

Процесс установления истинности либо ложности Г — это процесс ее эмпирического обоснования, проверки на протяжении изучения. В следствии для того чтобы изучения догадки или опровергаются, или подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана.

Научно обоснованная Г в изучении обязана соответствовать последовательности требований:

  • догадка не должна содержать не утонченных понятий;
  • догадка не должна содержать ценностных суждений;
  • г. не должна противоречить ранее установленным факторам данной науки;
  • догадка не должна включать большое количество допущений и ограничений;
  • догадка должна быть контролируемой.

Итак, догадка – это логическое обоснованное предположение о структуре и характере связи социального объекта, о сущности связи, факторах, определяющих эти связи. С методологической точки зрения догадка оказывает помощь сформулировать круг факторов, нужных для ответа поставленной цели. Формулирование догадки происходит из следующих источников: на базе прошлых научных изучений, на базе представлений о предмете изучения, на базе наблюдений, на базе здравого смысла. Трудности при построении догадки смогут появиться при сложности и многообразии объекта изучения.

Классификация догадок.

1. По содержанию догадок довольно изучаемого социального объекта:

— описательные Г — содержат предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта.

— объяснительные Г представляют собой предположения о причинно–следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирической проверки.

2. В ходе эмпирической проверки догадки выделяют:

— основныеГ.- отражают главную задачу (цель) социологического изучения;

— неосновные -отражают второстепенные задачи социологического изучения.

3. Также, догадки дробят на:

— первичные- Г, сформулированные до получения информации об изучаемом объекте;

— вторичныегипотезы формулируют по окончании получения дополнительной информации об объекте.

На начальных этапах изучения выдвигаются рабочие догадки, каковые являются исходные догадки о свойствах и характере исследуемых связей объекта.

Табл. 1. свойства и Виды догадок в изучении

Отношение к центральным задачам изучения Место в логической структуре доказательства Степень научной обоснованности
Главные догадки. Показывают на самые существенные связи объекта; снабжают установление способов ответа главных неприятностей изучения Догадки-основания. Догадки, каковые доказываются посредством выводимых из них догадок. Смогут не иметь прямых эмпирических показателей Первичные догадки. Выдвигаются на начальных этапах анализа
Неосновные догадки. Характеризуют побочные, но достаточно необходимые для ответа главных неприятностей связи объекта Догадки-следствия. Догадки, выводимые из главных и служащие средством доказательства. В обязательном порядке предполагают наличие эмпирических показателей, каковые проверяются при помощи измерения Вторичные догадки. Выдвигаются на базе проверки, уточнения первичных догадок

Следующий этап разработки программы изучения включает в себя определение предмета и объекта изучения. Определение программы изучения связано с выбором объекта изучения.

Под объектом изучения понимается то, на что направлен процесс познания: настоящие социальные процессы, явления, несоответствия, совокупности, каковые содержат несоответствия и порождают проблемную обстановку. Также, объект – это деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. В широком смысле, объектом изучения социальных наук есть общество.

Предметом изучения принято вычислять ту из сторон объекта (его свойство, чёрта), которая конкретно подлежит изучению, которая конкретно высказывает социальное несоответствие, а, значит, воображает интерес для изучения.

предмет и Объект изучения совпадают, в то время, когда перед исследователем стоит задача познания всей развития закономерности и совокупности функционирования конкретного социального объекта. В то время, когда же речь заходит об изучении каких – или черт объекта изучения, предметом изучения становятся те стороны, каковые содержат эти характеристики.

В итоге, предмет изучения представляет собой определенную совокупность, которая является основой для ответа процедурных задач, разработки способов фиксирования выделенных их связей и элементов. Элементами самой совокупности, т.е. предмета изучения, выступают разного рода факторы: обстоятельства, следствия, условия, зависимости и т.д. Эти факторы подразделяются на прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные и пр.

связи и Элементы образуют некую упорядоченность, либо структуру предмета изучения. Структура является организованностью элементов предмета по «горизонтали» (на одном уровне) и по «вертикали» (на различных уровнях). Уровни совокупности образуют ее иерархию.

Потому, что социальная совокупность функционирует и начинается, возможно разглядывать структуру в динамике и статике, выделяя наряду с этим механизмы как функционирования, так и развития.

Формулирование неприятности не отвечает на вопрос: какого именно рода итог ожидается от изучения. Для этого нужно сформулировать цель изучения. Это следующий этап построения программы изучения. Цель изучения определяет преимущественную его ориентацию – теоретическую либо прикладную, т.е. отвечает на вопрос, что есть конечным результатом. Программа изучения обязана четко отвечать на вопрос, на решение какой неприятности и на получение какого именно результата ориентируется данное изучение.

Различают три вида целей изучения:

  • теоретические (направленные на получение теоретического знания),
  • описательные (направленные на получение эмпирического знания),
  • методологические (направленные на разработку методологического инструментария).

Планирование ступеней к достижению целей изучения является формулированием задач изучения. Выделяют основныеи неосновные задачи изучения. Главные задачи соответствуют цели изучения. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих изучений, решения методологических вопросов, проверки побочных догадок, не связанных конкретно с данной проблемой и т.д.

Обрисовать объект изучения возможно по-различному, это обусловлено целями исследования и социальной проблемой. Выделение связей и элементов предмета изучения определяет, со своей стороны, выбор анализа и методики сбора данных.

По окончании того как были выяснены задачи и цели изучения нужно приступить к интерпретации главных понятий. Это следующий этап составления программы изучения.

Выделяют теоретическую и эмпирическую интерпретацию понятий. Также, нужно сопоставлять эмпирические данные и теоретические положения для предстоящего эмпирического обоснования догадок. Для решения этих задач употребляются особые логические операции:

  • теоретическая интерпретация – это сопоставление данного понятия с другими понятиями;
  • эмпирическая интерпретация – это сопоставление понятия с эмпирическими данными,
  • операциональная интерпретация – это определение понятия через фиксированные эмпирические показатели.

Табл. 2. виды и Уровни интерпретации

Этап предварительной интерпретации понятий Интерпретация опорных понятий изучения Интерпретация данных изучения
Построение рабочих понятий на протяжении анализа проблемных обстановок Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий на протяжении уточнения цели, задач, объекта, предмета изучения. Выделение состава опорных понятий Интерпретация данных (индексов, показателей) на протяжении проверки эмпирических догадок
Выделение теоретических понятий, раскрывающих сущность неприятностей изучения Теоретическая интерпретация понятий на протяжении концептуального обоснования и выдвижения главных (теоретических) догадок изучения. Эмпирическая интерпретация догадок-следствий (построение эмпирических догадок) Теоретическая интерпретация, эмпирически контролируемых догадок, фактов изучения
Предварительная системная черта модели объекта изучения в понятиях системного анализа. Эмпирическая интерпретация главных системных черт объекта Операциональнализация главных понятий, составляющих эмпирические догадки изучения. Выделение категорий анализа, единиц анализа, единиц счета Теоретическая интерпретация понятий на протяжении построения и обобщения выводов изучения

Со своей стороны, теоретическая интерпретация возможно 3-х видов:

  • интерпретация понятий через установление связей с более категориями и общими понятиями социальной работы, социологии, философскими категориями и других наук как изучаемой предметной сферы изучения;
  • интерпретация главных понятий изучения через понятия меньшей степени общности;
  • теоретическая интерпретация эмпирически установленных показателей, фактов.

Эмпирическая интерпретациявозможна в 2-х вариантах:

  • прямая эмпирическая интерпретация (установление эмпирических показателей, репрезентирующих содержание теоретических понятий);
  • косвенная эмпирическая интерпретация (интерпретация, осуществляемая на базе логических связей установленных эмпирических показателей).

Операциональная интерпретация является установлением операций, благодаря которым возможно произведено: измерение, поиск, логическая связь и регистрация эмпирического показателя и с содержанием главных (опорных) понятий изучения.

Операциональная интерпретация не тождественна операционализации. Операционализация понятий включает в себя экспериментальную обстановку и не есть лишь логической процедурой. Операционализация – это перевод научных понятий в форму переменных.

Переменными понятиями именуют свойства объекта изучения, включенные в совокупность социальных связей и изменяющиеся во времени. Переменные понятия являются рядом эмпирических показателей, каковые перекрывают содержание данного понятия.

Существует пара видов переменных:

  • дискретные– размеры, представленные целыми числами;
  • постоянные– размеры, принимающие дробное либо целое значение;
  • экзогенные – переменные, не входящие в структуру объектов данного класса, так именуемые «внешние» факторы;
  • эндогенные – переменные, входящие в структуру объектов данного класса, так именуемые «внутренние» факторы;
  • свободные – переменные, воздействующие на другие переменные.

Не считая переменных, чертями понятия являются индикаторыили показатели. Индикатор — это дешёвая измерению черта изучаемого объекта. Комбинация индикаторов образовывает индекс.

Выделим последовательность вероятных неточностей при расчленении понятия на индексы:

  • индикатор не охватывает понятие,
  • индикатор шире понятие,
  • индикатор охватывает часть понятия.

5 ТАЙН, каковые наука не имеет возможности растолковать, научные загадки, опыты, документальные фильмы видео


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: