Программа социологического исследования. (общий обзор)

Программа социологического изучения содержит всестороннее теоретическое образование методологических методических приёмов и подходов изучения определенного явления либо процесса. Программа есть необходимым документом методологического изучения.

В первую очередь, разработка программ нужна самому исследователю. Необходимо создать грамотные инструментарий, анкету, пройти все методологические пункты разработки. Программа нужна для вторичного анализа данных социологического изучения.

Любое изучение начинается со вторичного анализа уже совершённых ранее изучений по данной теме.

Программа складывается из следующих стандартных разделов:

1) обоснование и Формулировка неприятности изучения

2) Формулировка объекта, предмета, задачи и цели изучения

3) Логический анализ главных понятий

А) интерпретация понятий (концептуализация понятий)

Б) операционализация понятий

4) Выдвижение догадок изучения

Методологическая часть предполагает опору на уже ранее созданные знания. Методическая часть всецело зависит от самого исследователя. Методическая часть постоянно вытекает из методологической части. Методологическая часть — определение обследуемой совокупности, чёрта применяемых способов сбора первичной социологической информации, логическую структуру инструментария для сбора данной информации, логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Первый пункт программы: обоснование неприятности изучения.

Любое социологическое изучение много стоит. В базе социологического изучения постоянно лежит какая-либо социальная неприятность. Поставленная самой судьбой противоречивая обстановка, носящая массовый темперамент, затрагивающая интересы тех либо иных социальных университетов, социальных групп, именуют социальной проблемой.

Типология социальной неприятности:

1) Гносеологическая неприятность (неприятность, позванная недочётом информации о состоянии, тенденциях трансформации ответственных с позиций управленческих функций)

2) Предметные неприятности (несоответствия, вызванные столкновением заинтересованностей тех либо иных групп населения, социальных университетов , дестабилизирующих их деятельность, побуждающая к активной деятельности)

По собственному носителю неприятность может воображать собой несоответствие, затрагивающее интересы отдельной социальной, национальной, опытной, политической и другой группы, социального университета, конкретной организации, гос.учреждений, учебных учреждений, и т.д.

По масштабам построения социальная неприятность возможно общегосудаственной, региональной, либо носить местный темперамент.

По времени действия. Неприятность возможно кратковременной, среднесрочной и долгой. (Неприятность девиантного поведения, жилищная неприятность)

По глубине противоречий (одноплановые – неприятность, которая затрагивает одну сторону процесса либо явления; системная неприятность — неприятность, которая высказывает дисбаланс какой-либо социальной совокупности)

3) Неприятность функционального характера

Метод исполнения работы по написанию обоснования неприятности изучения:

1) Формулировка темы

2) Обращаемся к предметному каталогу библиотеки

3) Выбор социологической парадигмы, с которой вы планируете работать

4) Поиск малоизученного направления по данной теме

Обоснование неприятности изучения – самая объемная часть изучения (10-15 стр.) Указать какие конкретно авторы изучали проблему, сделать ссылки на источники, в конце обоснования неприятности изучения заключить , что осталось неизученным.

6. Методика социологического изучения.

Методикой именуют совокупность правил научного изучения. Как раз методика определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием знания.

Понятие методика — собирательный термин, имеющий разные нюансы. Всеобщая научная методика включает универсальные правила развития научного знания (к примеру, логического анализа, осуществления научного эксперимента…). Общесоциологическая методика, функцию которой делает социологическая теория, дает указания довольно принципиальных баз создания частных социологических теорий в соотношении с их фактуальным базисом. Последние же, со своей стороны, содержат особенные методологические функции, выступая в качестве прикладной логики изучения данной предметной области.

Понятие методика употребляется и в значении совокупности приемов изучения, к примеру измерения социальных черт. Главная неприятность, которая тут ставится, — вопрос о соотношении между теорией и эмпирическими данными, между разными уровнями научного обобщения.

7. Логический анализ главных понятий.

Логический анализ главных понятий складывается из двух взаимосвязанных процедур:

1) Интерпретация (концептуализация) главных понятий. Они сводятся к тому, что мы даем определение всем понятиям, каковые находятся в объекте, цели и предмете изучения. Для этого рекомендуется применять словари, энциклопедии, монографии. В крайнем случае, какие-то определения вы даете сами.

2) 2) Операционализация понятий. Перевод понятия из теоретической в практическую плоскость.

8. Виды шкал. Обычные неточности при разработке шкал.

Три типа шкалы:

1) Номинальная шкала

2) Ранговая шкала (порядковая)

3) Интегральная

Социологические аргументации основаны на субъективных индикаторах, высказывающих отношение респондента к чему-либо, либо к кому-либо.

Номинальная шкала устанавливает отношения равенства между явлениями, каковые включены в один класс. Возможно двух видов:

К примеру: укажите, прошу вас, на каком фак-те МПУ вы учитесь + дается список фак-тов, каковые не необходим – это пример шкалы с ограниченным числом показателей.

Как вы совершили собственный выходной сутки? – открытый вопрос.

Ранговая (порядковая) шкала устанавливает отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношения последовательности в понятиях больший либо меньший между всеми без исключений классами. Посредством ранговой шкалы измеряется большая часть социальных явлений. Позиции ранговой шкалы находятся в строгом порядке от самый к наименее значимой, и напротив. Помимо этого, они находятся симметрично. Т.е, число позиций с хорошими значениями должно соответствовать числу с отрицательными значениями. А между ними вводится позиция с нулевым значением. Ранговая шкала имеет другой вид. К примеру, возможно ранжировать предпочтения занятий свободного времени. Вопрос для респондента возможно сформулировать следующим образом: нижеприведенные занятия расположите от самоё предпочтительным для Вас к наименее предпочтительным. Чтение, занятия спортом, кино. Тут объекты должны быть выяснены по рангам. В случае если чтение стоит на 1-м месте, а кино на 2-м, значит чтение предпочтительнее. Особенность ранговой шкалы содержится в том, что промежутки между рангами не равны.

Интервальная шкала – не просто дает нам возможность измерить больше либо меньше, а разрешает во какое количество раз одна позиция больше либо меньше второй позиции. Она устанавливает числовые соотношения и сроки между позициями. Она возможно применена к маленькому количеству показателей: возраст, стаж работы, уровень дохода, и т.д. Позиции в таковой шкале смогут быть расположены равными либо неравными промежутками, в зависимости от цели отечественного изучения.

Шкалы имеют собственные характеристики. Они должны удовлетворять особенным требованиям, каковые характеризуют такие показатели, как:

  • Валидность шкалы
  • Полнота шкалы
  • Чувствительность шкалы

Валидность шкалы.

Валидность выражается в том, что применяемая шкала измеряет как раз то свойство либо уровень качества, которое исследователь собирается измерить.

Ответы должны по логике соответствовать вопросу.

К примеру, желают измерить активность населения в грядущих выборах, а задают вопрос: Как вы относитесь к проведению грядущих выборов?

1) Положительно

2) Затрудняюсь ответить

3) Отрицательно

Происходит нарушение валидности, т.к. желают измерить активность, а задают вопросы об отношении. Он может прекрасно относиться к выборам, но учавствовать не будет. Исходя из этого следовало задать вопрос: Станете ли вы учавствовать в грядущих выборах?

1) Да, обязательно

2) Затрудняюсь ответить

3) Определенно нет

Нарушение валидности весьма частая ошибка в разработке анкеты. Часто эта неточность узнается при пилотажном изучении.

Полнота шкал.

Она предполагает, что в вариантах ответа на вопрос учтены все вероятные значения индикатора.

(Как вы любите проводить собственный свободное время? ) Самое простое ответ – сделать вопрос полуоткрытым, но оно не есть самым верным. оптимальнее поступить следующим образом: на протяжении пилотажа выясняют как раз те занятия, каковые характерны данной аудитории.

Чувственность шкалы.

Чувственность шкалы — это ее свойство распознать отношение респондента к изучаемому явлению с той либо другой степенью разделения. Число позиций шкалы выяснено самим исследователем. Чем шкала больше, тем она чувствительнее.

(Удовлетворены ли вы качеством обслуживания в этом магазине?)

9. Исследовательская догадка в программе изучения.

Догадка — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов явлений либо процессов, каковые нужно подтвердить либо опровергнуть.

Догадка – утверждение о противоречивости либо соответствии информации, обратной в данном изучении.

Типология догадок.

Догадки бывают первичные и вторичные. Первичные догадки выдвигаются в начале изучения. Вторичные – по окончании проведения пилотажа.

Догадки смогут быть главными и дополнительными. Главные относятся к главному объекту изучения. Дополнительные – к дополнительному объекту изучения.

Социологическое изучение


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: