Программа учебной дисциплины (модуля)

«ФИЛОСОФИЯ»

Закреплена за кафедрой Философских и гуманитарных наук
Направления подготовки Теория искусств
Квалификация бакалавр
Форма обучения очная
Неспециализированная трудоемкость 2,4 ЗЕТ
Часов по учебному замыслу
А также аудиторных
Виды контроля в семестрах Экзамен -4

Автор-составитель – к. ф. н., ст. преп. А.А. Шипицына

Петербург

2016

Пояснительная записка

«Из всех наук философия самая ненужная, но лучше ее нет ни одной»

Аристотель

Дисциплина (модуль) «Философия» относится к базисной части программ специалитета/бакалавриата всех направлений подготовки Института. Это связано с тем, что философия во всем многообразии собственной проблематики (онтология, гносеология, этика, эстетика, техники и философия науки, общества, человека и т.п.) формирует нужный для выпускника высшей школы мировоззренческий фундамент: содержит знания о человеке и мире, культуре и обществе. Исходя из этого усвоение духовного философского опыта поколений разрешает более удачно ориентироваться в личной и опытной судьбе.

Философия (др.-греч. ?????????, дословно — «любомудрие», «любовь к мудрости») – имеется история мысли, история человеческого духа, которая оформляется в виде определенного понятийного тезауруса. Применяя категории и понятия, а время от времени и метафоры, философия обрисовывает определенные аксиологические (ценностные) ориентиры в развитии социальной и личной судьбе той либо другой эры. К примеру, аксиологические Нового мира и картины Античности времени хороши, не смотря на то, что всегда присутствуют в философской аксиологии фундаментальные понятия Блага (Хороша), Красоты, Истины, о которых направляться не забывать всегда. Современное общество живёт в состоянии погони за цивилизационными благами, материя (бытие) начинается стремительнее сознания общества, из этого и всевозможные кризисы эры потребления. Развитие общегуманитарной эрудиции, которому содействует изучение трудов мыслителей, разрешит человечеству развиваться по пути синергии природного, публичного и личного. А современные мировые проблемы, которые связаны с научным прогрессом, экологией культуры и природы, применением космоса в мирных целях нереально решить, отбросив триединую ценностную базу философии.

Курс изучения философии имеет кое-какие своеобразные черты. Во-первых, он обязан сопровождаться необходимым чтением философских текстов, по крайней мере, их отрывков. Студент сходу почувствует отличие между философской и художественной литературой (кроме примеры, в то время, когда философия оформляется как литературное произведение, к примеру, эссе экзистенциалистов). Он познакомится с новым методом выражения: логически строгим, оперирующим категориями и абстрактными понятиями – и содержания: раскрывающим с новых ракурсов неприятности бытия, существования человека, развития культуры (науки, искусства, моральных норм и т.п.). Знакомство с текстами организует навык установления причинно-следственных связей явлений, а также, в сфере культуры; научит ставить сущностные вопросы о природе вещей, о вероятных дорогах их развития, прогнозировать последствия событий, происходящих в культуре и обществе. Итак, курс философии направлен на формирование свойства абстрактного логического мышления, и конструирование доказательного знания в вопросах культуры и развития искусства.

Философия настраивает идея студентов (архитекторов, художников, графиков, скульпторов) на осознание сущности собственной творческой деятельности: феномена воодушевления, интуиции, процесса проникновения в предмет, изюминок образного выражения. самые интересными для них окажутся разделы, которые связаны с пониманием материи и диалектики идеи, содержания и формы, взаимоотношений творческой личности к современной культуре и традиции.

Программа запланирована на обратную сообщение, вовлеченность в общение обучающихся. Она предусматривает лекционные занятия, усердную независимую работу, итоги которых подводятся на протяжении промежуточных и итоговой аттестации, и демонстрируются на ежегодной отвлечённой студенческой конференции. Тематика доклада на конференции, значительно чаще, актуализирует философские вопросы выбранной студентами опытной области деятельности: природа художественного творчества; философские неприятности живописи, скульптуры, архитектуры; неприятности, появляющиеся между реципиентом и создателем художественного произведения; современные этические и эстетические неприятности мастерства.

В целом, дисциплина «Философия» оказывает помощь организовать рациональную базу для предстоящей научно-теоретической и творческо-практической деятельности студентов Института: живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов.

  1. Цель и задачи курса

Цель курса:

— обучение базам философских знаний; изучение философских идей от Античности до современности, многообразия тенденций, направлений и школ в современной отечественной и зарубежной философии.

Задачи курса:

— научить студентов критически осмысливать, разбирать, обобщать разнородные источники знания;

— организовать неспециализированную культуру полемического диалога и критического мышления;

— заложить фундамент гуманистического мировоззрения и позитивной системы ценностей;

— оказать помощь будущему эксперту трезво соотносить собственные профессионально-научные знания с интересами и общечеловеческими ценностями.

  1. Компетенции обучающегося, формирующиеся в следствии освоения дисциплины (модуля)
а) общекультурные компетенции (ОК):
— свойство к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
— свойством применять базы философских знаний для создания активной творческой и мировоззренческой позиции (ОК- 2);
— владение культурой мышления, свойством к обобщению, анализу, восприятию информации, выбору путей и постановке цели её успехи (ОК-10);
— свойство разбирать социально-процессы и значимые проблемы, познание роли творческой личности в устойчивом развитии полноценной культуры общества и среды жизнедеятельности (ОК-13);
— познание значения гуманистических сокровищ для развития и сохранения современной цивилизации (ОК-15).
б) опытные компетенции (ПК):
— свойством собирать, обрабатывать, разбирать и трактовать данные из разных источников с применением современных технологий и средств (ПК-9);
— свойством к осмыслению процесса развития материальной изобразительного искусства и культуры в историческом контексте и в связи вторыми видами литературы и искусства, неспециализированным развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретных исторических периодов (ПК-10);
-свойством вырабатывать собственное мировоззрение и философию эстетических взоров на процессы, происходящих в искусстве и современном обществе на базе изучения исторических качеств развития всемирный культуры, религии, эстетики и философской мысли (ПК-13).
  1. В следствии изучения философии студент обязан:

— осознавать предмет философии, ее роль в истории людской культуры;

— знать главные этапы развития всемирный философской мысли;

— иметь представление о учениях и важнейших школах выдающихся философов;

— обнаруживать знакомство с хорошими философскими текстами, охватывающими традиции и различные эпохи;

— обладать философской терминологией и с уверенностью её применять, не нарушая нормы языка;

— иметь неспециализированное представление об главных отраслях философского знания;

-знать понятия и фундаментальные принципы, составляющие базу философских концепций бытия, познания, социальной философии, роли культуры и сущности человека в жизни общества;

— мочь соотносить знания философских неприятностей онтологии, гносеологии, этики, эстетики, философии науки и техники, социальной и антропологической философии с практической судьбой.

  1. Главные понятия курса

Мировоззрение, метафизика, материализм и идеализм, разум и вера, космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, онтология, гносеология, бытие, сущность, экзистенция, трансцендентальность и трансцендентность, эмпирическое и рациональное, понятие, суждение, умозаключение, законы диалектики, апперцепция и перцепция, номинализм, русская мысль, соборность, западничество и славянофильство, культурно-исторический тип, софиология, русский космизм, воля к власти, интуиция, публично-экономическая формация, бессознательное, архетип, позитивизм, структурализм, герменевтика, дегуманизация, общество потребления, симулякр, массовая культура, творчество, добро, красота, истина, культуры и экология мышления.

  1. Организация независимой работы

– консультации;

– библиографические советы;

– обучение навыкам работы со справочной литературой.

  1. Контроль качества усвоения материала

a. Текущий контроль:

– собеседование по понятиям курса и основным проблемам;

– промежуточная аттестация в форме аудиторных письменных работ.

Вебинар по работе с ПО \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: