Проверка и совершенствование теории

К теории ни при каких обстоятельствах не нужно относиться как к чему-то завершенному. Ее направляться разглядывать в качестве инструмента, иногда требующего постоянного совершенствования и пересмотра. Затевать необходимо с постановки неприятности изучения, которая требует объяснения замечаемых событий. Мы выбираем понятия, нужные для объяснения этих событий, мы связываем эти понятия посредством утверждений, логически выведенных из множества догадок, каковые мы выбираем, дабы обеспечить такое объяснение. Сейчас мы как бы приперты к стенке. Имеет ли отечественная конструкция какую-нибудь пользу? На первый взгляд, она растолковывает то, что мы желаем осознать, но возможно ли это проверить? Можем ли мы испытать ее полезность, с тем дабы не только знать степень отечественной уверенности в ней, но и иметь возможность убедить в ее ценности вторых?

Проверка теории занимает центральное место в ходе изучения. Потому, что отечественные теории разрабатываются на базе фрагментов знаний о настоящих отношениях, проверка теории по большей части содержится в том, дабы, применяя теорию, сформулировать определенные прогнозы относительно остальных взаимоотношений, каковые мы не рассматривали, и после этого проверить, согласуются ли настоящие наблюдения с тем, что мы ожидали заметить. Мы не можем опираться на отношения, каковые уже рассматривались, потому, что демонстрация того факта, что теория заставляет нас ожидать как раз тех взаимоотношений, для объяснения которых она выстроена, вовсе не есть проверкой теории.

Заберём пример с лифтом. Понаблюдав за лифтами в каком-нибудь строении, мы можем быть совсем уверены, что они в этом строении действуют в соответствии с совокупностью настенных кнопок. Возможно, мы кроме того захотим обобщить отечественные наблюдения и заключим , что так трудятся все лифты. Правильность этого вывода возможно какое количество.58] проверить, только испытав другие лифты. Перепроверка лифтов в строении, с которого мы начинали, ничего не позволит, потому, что мы уже знаем, что они реагируют на кнопки, а демонстрация того, что это так и имеется, не прибавляет нам уверенности, что и с другими лифтами дело обстоит так же. Нам нужно будет пойти в другие строения и взглянуть, как в том месте трудятся лифты. Мы ни при каких обстоятельствах не сможем совсем доказать, что отечественная теория работы лифтов верна, потому, что ни при каких обстоятельствах не сможем обследовать все на свете лифты. По мере того как выявляется все больше лифтов, трудящихся как раз так, а не в противном случае, отечественная уверенность в правильности отечественного обобщения будет возрастать. В случае если же мы не найдём больше ни одного лифта, приводимого в воздействие кнопками, мы скоро сделаем вывод, что совершили ошибку, перенеся собственный первое наблюдение на все другие лифты.

Проверка теории в социальных науках подчиняется тем же правилам. Мы должны перейти от того, что мы замечали при разработке теории, к тому, чего мы не замечали, для того что бы узнать, дает ли нам теория верное отражение настоящего мира. Предположим, к примеру, что мы желаем выстроить теорию, растолковывающую поведение на выборах. Мы просматриваем предшествующие изучения на эту тему и обнаруживаем, что при обитателей США высшее образование положительно связано с участием в голосовании. Чем продолжительнее человек обучался, тем выше возможность для того чтобы участия. Основываясь на этом наблюдении, мы включаем в отечественную теорию предположение, утверждающее, что более большой уровень образования содействует более высокой возможности участия в голосовании. Мы знаем, что В США эти факторы взаимосвязаны, а как обстоит дело в других государствах? Возможно ли без всяких сомнений распространять результаты наблюдений, совершённых в Соединенных Штатах, на другие страны?, Не имело возможности ли произойти так, что в совокупности образования США имеется что-то особое, что и порождает эту зависимость? Единственный метод узнать это – совершить изучения за границей.

Из предположения, что образование увеличивает возможность участия в голосовании, мы имели возможность бы сделать вывод, что человек, окончивший колледж, скорее осознает участие в голосовании, чем тот, кто имеет только диплом об [c.59] окончании школы . Мы можем проверить это предположение, взглянув, соответствует ли оно данным последовательности других государств. Чем чаще мы будем убеждаться, что эти согласуются с выдвинутым предположением, тем посильнее будет отечественная уверенность в том, что теория адекватно предвещает поведение людей. Мы ни при каких обстоятельствах не можем быть полностью уверены, что теория “верна”, так как она не в состоянии ни учесть все случаи, ни предусмотреть вероятные трансформации эмпирических связей с течением времени. Но мы можем получить громадную либо меньшую уверенность в применимости теории, сравнив выводимые из нее предположения со собственными наблюдениями. В случае если теория разрешает верно угадать ранее не наблюдавшиеся явления, она нужна.

Теории, воображающие собой множества понятий, утверждений и предположений, ни при каких обстоятельствах не бывают раз и окончательно доказаны либо опровергнуты. Вернее вычислять, что мы получаем уверенность в полезности теории по мере того, как у нас накапливаются наблюдения, согласующиеся с выводимыми из нее ожиданиями, либо догадками. Напротив, по мере того как накапливаются наблюдения, не согласующиеся с догадками, следующими из теории, отечественная уверенность значительно уменьшается. Исходя из этого то, что мы именуем проверкой теории, в конечном итоге сводится к проверке догадок. Совершенствование теории в значительной мере основано на ходе сравнения условий, предвещаемых Догадкой, с действительностью и модификации теории на базе взятых результатов, с тем дабы выводимые из нее догадки все более и более соответствовали тому, что мы замечаем. В данной связи очень принципиально важно учитывать, как стоящие перед нами неприятности преобразуются в догадки, каковые берутся на вооружение при эмпирическом изучении и предоставляют нам сведения, разрешающие установить адекватность теоретических объяснений. [c.60]

РОЛЬ ДОГАДОК

Догадка – это, в сущности, утверждение о том, как, согласно нашей точке зрения, обстоят дела в конечном итоге. Она информирует о том, что мы ожидаем заметить в следствии верно организованных наблюдений за событиями, [c.60] происходящими в реальности. Догадки являются декларативные догадки, обрисовывающие ожидаемые нами связи между явлениями, обозначаемыми отечественными понятиями. В большинстве случаев они формулируются в следующем неспециализированном виде:

Чем выше (ниже, больше, больше, медленнее и т. п.) _______, тем выше (ниже, больше, больше, медленнее и т. п.)______.

Прочерки будут заполнены заглавиями явлений, каковые, как мы ожидаем, изменяются в один момент. К примеру, исходя из теории, модель которой дана на рис.2.2, мы имели возможность бы предложить следующую догадку:

??


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: