Психодиагностические задачи

Неспециализированная психодиагностика в известной степени отвлекается от специфических диагностических задач, появляющихся в разных нередокных областях психодиагностики. Но психодиагност обязан представлять себе эти задачи, потому, что они значительно определяют ограничения в применении способов.

Одно из ответственных различий относится не только к задачам, но ив целом к обстановкам психодиагностики. Это различение обстановки клиситуации и ента экспертизы.

В первой ситуации человек обращается за помощью к психологу, он с радостью идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции максимально совершенно верно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя либо фальсифицировать результаты. Во второй ситуации человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать «экзамен», а для этого в полной мере осознанно осуществляет контроль собственный свои ответы и поведение так, дабы предстать в максимально выигрышном свете (либо добиться собственной цели кроме того ценой расстройств и симуляции отклонений).

В ситуации клиента к диагностическому инструменту возможно предъявлять значительно менее твёрдые требования довольно его защищенности от фальсификации благодаря сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы.

Психодиагностические задачи (и ситуации психодиагностики в целом) возможно различать кроме этого с позиций того, кто и как будет ответственность и диагностические данные психодиагноста за выбор способов вмешательства в обстановку обследуемого. Коротко обрисуем эти ситуации.

1. Эти употребляются экспертом-смежником для постановки непсихологического диагноза либо формулирования административного решения. Эта обстановка обычна для применения психодиагностических данных в медицине. Психолог выносит суждение о специфических изюминках мышления, памяти, личности больного, а доктор ставит медицинский диагноз. Психолог не несет ответственности ни за диагноз, ни за то, какое как раз лечение будет совершено больному доктором. По аналогичной схеме происходит применение психодиагностических данных при психодиагностике по запросу суда, комплексной психолого-психиатрической экспертизе, психодиагностике опытной компетентности работника либо профпригодности по запросу администрации.

2. Эти употребляются самим психодиагностом для постановки психотерапевтического диагноза, не смотря на то, что вмешательство в обстановку обследуемого осуществляется экспертом другого профиля. Такова, к примеру, обстановка психодиагностики применительно к поиску причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психотерапевтический (либо

психолого-педагогический) темперамент, а работу по его реализации в судьбу выполняют учителя, родители, другие воспитатели[6].

3. Эти употребляются самим психодиагностом для постановки психотерапевтического диагноза, а последний помогает ему основанием (либо основанием для действий его коллеги-психолога) для разработки путей психотерапевтического действия. Такова обстановка психодиагностики в условиях психотерапевтической консультации.

4. Диагностические эти употребляются самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения и т. п. В данной ситуации психолог отвечает за корректность данных, за этические, деонтологические нюансы «диагноза» и только частично — за то, как данный диагноз будет использован клиентом.

Не смотря на то, что и не существует твёрдого соответствия между характером задачи и психодиагностическим способом, все же необходимо отметить некоторую предпочитаемость тех либо иных способов в конкретных случаях.

Так, в обстановках 1 и 2 способы должны давать «стратегическую» данные о клиенте, т. е. снабжать более либо менее долгосрочный прогноз, они кроме этого должны разрешать соотнесение обследуемого с другими людьми, т. е. предполагать стандартизацию. Исходя из этого в данных обстановках чаще всего употребляются тесты и объективные тесты-опросники, причем последние время от времени основаны не на психологических категориях, а на категориях (совокупности понятий) клиента. Таковы, к примеру, узнаваемый Миннесотский многофакторный личностный его модификации и опросник.

В ситуации 3 информация обычно запланирована на регулирование тактики практической работы самого психолога, соотнесение с «нормой» имеет меньшее значение, исходя из этого чаще употребляются идеографические техники, проективные и диалогические способы.

В ситуации 4 основное требование к способам — легкость перевода приобретаемых с их помощью данных на язык самого обследуемого.

Этому условию удовлетворяет, к примеру, тест 16PF Р. Кеттелла, но не хорошо соответствует MMPI, диагностические описания которого вычислены на психиатра.

задачи и Функции психодиагностики Психотерапевтический диагноз


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: