Психодиагностический метод и диагностические подходы

Развитие психотерапевтической диагностики ведет к появлению особенного исследовательского способа – диагностического.

В связи с тем, что в психотерапевтической литературе обычно видимся с различным содержанием, вкладываемым в понятия «методика» и «метод», сходу определим отечественную позицию. Мы исходим из того, что узнаваемые методологические правила психологии приобретают собственную первичную конкретизацию в исследовательском способе.

Общепринято деление исследовательского способа на неэкспериментальный (описательный) и экспериментальный. Неэкспериментальный способ образует различные виды (методики) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности. Экспериментальный способ основывается на направленном создании условий, снабжающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию трансформаций, которые связаны с его действием, и не исключают вероятность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. На базе этого способа строятся бессчётные и классические для психологии методики лабораторного и естественного опыта, и особенная их разновидность – формирующий опыт.

Диагностические методики (тесты) время от времени рассматриваются в рамках экспериментального способа. Многие уверены в том, что должен быть выделен психодиагностический способ, имеющий в полной мере определённые изюминки и обобщающий множество конкретных методик.

Главной изюминкой психодиагностического способа есть измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счёт которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления. Это делается вероятным путём следования определённым требованиям, характерным для психодиагностического способа.

Одно из наиболее значимых требований – стандартизация инструмента измерения, в базе которой лежит понятие формы, потому, что личная оценка, к примеру успешности исполнения задания, возможно взята методом сопоставления с результатами вторых испытуемых. Не менее важно да и то, что каждая диагностическая методика (тест) обязана соответствовать валидности и требованиям надёжности. Понятия нормы, надёжности и валидности – те «три кита», на которых покоится применение и разработка диагностических методик. Твёрдые требования предъявляются и к процедуре изучения (правильное соблюдение инструкции, строго определённые методы представления стимульного материала, ограничения во времени и недопустимость вмешательства экспериментатора и т.д.). Анализ психодиагностического способа разрешает выделить своеобразные мотивы, определяющие активность субъекта, особенную стратегию его поведения, особенности обстановки – как социальной (сотрудничество психолога и обследуемого), так и стимульной (к примеру, с различной степенью структурированности).

Характеризуя диагностический способ, не хватает ограничиться указанием на его измерительно-испытательную направленность. В другом случае приоритет объяснения отдаётся экспериментальному способу. В конечном итоге диагностическое изучение в собственном законченном виде должно включать элементы объяснения, раскрытия обстоятельств, наконец выработку соответствующих рекомендаций.

Психодиагностический способ конкретизируется в трёх главных диагностических подходах, каковые фактически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы смогут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный».

Объективный подход – диагностика осуществляется на базе успешности (результативности) и/либо метода (изюминок) исполнения деятельности.

Субъективный подход – диагностика осуществляется на базе сведений, информируемых о себе, самоописания (самооценивания) изюминок личности, состояния, поведения в тех либо иных обстановках.

Проективный подход – диагностика осуществляется на базе анализа изюминок сотрудничества с снаружи нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределённости (слабоструктурности) объектом проекции.

Существует два типа методик, разделение которых стало классическим. Это методики для диагностики фактически личностных изюминок и тесты интеллекта. первые направлены на «измерение» неинтеллектуальных изюминок личности, вторые – на установление уровня интеллектуального развития.

Психологические особенности человека образуют две фундаментальные группы: способности и характерологические свойства. Первая несколько особенностей связана с побудительной (мотивационной) регуляцией поведения, а вторая снабжает исполнение и организацию. Сохранение за личностными проявлениями, с одной стороны, и интеллектом – с другой, относительной самостоятельности разрешает более глубоко пробраться в сущность этих психологических образований.

Диагностика уровня интеллектуального развития представлена бессчётными тестами интеллекта (тесты неспециализированных свойств). Личностные методики, выделяемые в границах объективного подхода, возможно условно подразделить на «тесты действия» («целевые личностные тесты») и «ситуационные тесты». Самый распространённые целевые личностные тесты – это разнообразные перцептивные тесты, к примеру обнаружения замаскированных фигур. В ситуационных тестах испытуемый помещается в обстановку, подобную/схожую с той, какая может появиться в жизни. Наконец, в объективном подходе образуются ещё две большие группы тестов: тесты особых свойств, предназначенные для измерения уровня развития отдельных психомоторных функций и сторон интеллекта, снабжающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений, каковые выявляют степень владения определёнными знаниями, умениями, навыками.

Субъективный подход представлен бессчётными опросниками. Эти распространённые диагностические инструменты в самом неспециализированном виде смогут быть подразделены на личностные опросники, настроения и опросники состояния, и опросники анкеты и опросники — мнений. Три последние группы опросников предназначены для получения об обследуемом информации, не имеющей, в большинстве случаев, яркого отношения к тем либо иным его личностным изюминкам, действительно, опросники мнения, каковые просты в социологических, социально-психотерапевтических изучениях и конструируются под многообразные конкретные задачи, смогут в известной мере отражать и личностные изюминки опрощеных.

Для методик, созданных в рамках проективного подхода, предлагались разные классификации. самоё простым и достаточно эргономичным есть их деление на: моторно-экспрессивные, перцептивно-структурные и апперцептивно-динамические.

Психодиагностика. Все лучшие способы работы психолога Натальи Кучеренко. Лекция № 36, факультатив.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: