Психологические понятия и терминология

Любое речевое нарушение по-различному, но обязательно, находит собственный отражение в психологической деятельности человека. Осознание собственного речевого дефекта и различное отношение к нему, конечно, может порождать и последовательность необычных личностных особенностей и качеств поведения, может отражаться в межличностных отношениях с окружающими, в социальном положении логопата в обществе. При сложных речевых нарушениях психотерапевтические изюминки логопата входят в понятие сложной структуры его речевого недостатка.

К тому же, обращение человека — понятие не только лингвистическое, но, не в меньшей мере, и психологическое, разглядываемое как явление (акт, процесс либо

Таблица логопедической классификации расстройств речи

Лингвист. Хар – ка Клинич. Хар — ка Стороны (компоненты) устной речи Письменная обращение
Клинич. Хар-ка Фонетическая Лексико-грамматическая Мелодико-интонационная Темпо-ритмическая Чтение Письмо
I. Физиологические (возрастные) обстоятельства Физиологические дислалии Задержка развития речи Детский голос. Изменение голоса при мутации Физиологические итерации. Торопливый темп Изюминки письменной речи во время обучения
П. Патологические
обстоятельства А) Переферические расстройства -органические -функциональные Органические дислалии Ринолалии. Функциональные дислалии Задержка развития речи при нарушениях слуха Голос ларингоэкто-мированых. Дисфонии Ринофонии Задержки формирования чтения при нарушениях зрения. Дислексии Задержки формирования письма при нарушениях зрения. Дисграфии
Б) Расстройства ЦНС -органические -функционал ьные Дизартрии Алалии. Афазии. Задержка развития речи при нарушениях психики и интеллекта Фонастении. Афонии Брадилалия. Тахилалия. Пол-терн. Баттаризм. Заикание Алексии Аграфии

вид) психологической деятельности человека. В этом отношении различают главные функции речи: сообщения и побуждения к действию. Как психотерапевтическое явление обращение входит в состав коммуникации и мышления, помогает формированию познавательной деятельности, участвует в эмоционально-волевых процессах и др. Различают обращение внутреннюю (для себя) и внешнюю (для окружающих).

Исходя из этого в полной мере закономерно, что для образования логопедического понятийно-терминологического аппарата нужны психотерапевтические познания (и, соответственно, владение психотерапевтической терминологией)из многих психотерапевтических дисциплин: неспециализированной и возрастной психологии, нейропсихологии, психологии речи, психолингвистики, особой психологии, патопсихологии, медицинской психологии, педагогической и социальной психологии.

Знание баз неспециализированной психологииполагает образование понятий о психике человека и неспециализированных закономерностях психологической деятельности:

¦ о особенностях психики (либо регуляции): поведения и функциях отражения и деятельности;

¦ о психологических явлениях (актах): процессах, состояниях, особенностях;

¦ об лично-типологических изюминках: темпераменте, личности, характере, свойствах;

¦ об условиях зависимости формирования и психического развития психологической деятельности: от состояния ВНД, темперамента, соматического здоровья, от воспитания и условий жизни, от различных видов практической деятельности;

¦ о роли и участии речи в психологической деятельности человека;

¦ о психотерапевтических способах изучения психологических явлений: лонгитюдном и сравнительном способах, эксперимента и наблюдения, изучения и бесед продуктов деятельности, тестов и анкетирования, альтернативном и корреляционном анализе, способах логопедического обследования; о научной надежности применяемых психотерапевтических способов, их валидности, достоверности, репрезентативности.

Знания баз возрастной психологииформируют понятия:

¦ о роли биологического созревания (как условия) в психологическом развитии человека;

¦ о динамике и постепенном развитии психики, о становлении и развитии разных психологических процессов и психологических особенностей личности в различные возрастные периоды: дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском, зрелом;

¦ о физиологическом и психологическом возрасте, возможном несовпадении физического и психического развития ребенка;

¦ о связи возрастных изюминок развития речи ребенка с условиями формирования его психических процессов, поведения и личностных качеств в социальном окружении;

¦ о негативном влиянии недочётов речи на формирование психологических явлений и индивидуально-типологических особенностей личности и напротив: онегативном влиянии недочётов психологического развития на формирование речи. Вышеназванные психотерапевтические понятия уточняются, углубляются и трансформируются под опредроблённым углом зрения при изучении баз нейропсихологии, нейролингвистики, психолингвистики и психологии речи,разглядывающих внутренние стороны речевой деятельности:

¦ о мозговых механизмах высших психологических функций, о связи психологических процессов с совокупностями головного мозга;

¦ о мозговых механизмах тех изменениях и речевой деятельности в речи, каковые появляются при локальных поражениях головного мозга, о системном анализе речевых нарушений и др.;

¦ о процессах восприятия и порождения речевых высказываний, о процессах их кодирования и декодирования;

¦ о связи речевой деятельности индивида с личностными изюминками его речевых партнеров и др.;

о проблемных ситуациях и внутренних состояниях, появляющихся при общении между речевыми партнерами в случаях нарушенной речи одного из них.

Сведения из медицинской психологиидают представления и понятия о психогенных их влиянии и факторах на происхождение, лечение и течение различных соматических и психологических заболеваний и связанных с ними мерами по психопрофилактике и психогигиене.

Патопсихология— формирует психотерапевтические представления и понятия о закономерностях распада психической свойств и деятельности личности, об искажениях отражательной деятельности мозга, о конкретных нарушениях личности индивида, его восприятия, памяти, мышления, умственной работоспособности и др.

Педагогическая психология— формирует конкретные понятия и общие представления о психологической базе педагогики и воспитания методик и частных обучения:

¦ о закономерностях процесса усвоения (присвоения) индивидом накопленного общечеловеческого социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности;

¦ о психотерапевтической базе самого процесса учения (ассоциативно-рефлекторная теория, теория поэтапности формирования умственных действий, способы моделирования, системного анализа и др.), о формировании знаний и связанных с ними умений и навыков;

¦ о психотерапевтической базе процесса воспитания, о формировании разных сторон личности, о закономерностях: усвоения нравственных принципов и норм, развития и приобретения эстетического вкуса, формирования убеждений, мировоззренческих позиций и др.

На базе знания баз социальной психологииобразуются понятия о закономерностях и особенностях деятельности и поведения человека в различных социальных группах: сверстники, дети и взрослые, родители и дети, коллектив класса либо возрастной группы дошкольного учреждения, коллектив по виду совместной деятельности и т. д.

Среди различных отраслей психологии особенное для дефектолога место занимает особая психология— своеобразная отрасль психологии, исследующая особенности и закономерности психологической деятельности лиц (в основном детей) с различными отклонениями в психофизическом развитии: с недостатками интеллекта (олигофренопсихология), речи (лого-психология), слуха (сурдопсихология), зрения (тифло-психология), моторики (психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с детским церебральным параличом), с задержками психологического развития. Наличие того либо иного недостатка (странности, нарушения) в психофизическом развитии индивида порождает необходимость представлений о своеобразии его специфических условий и психического развития, нужных для верного формирования его личности, познавательной и эмоционально-волевой деятельности, социального поведения. Особая психология органично стыкуется с коррекционной педагогикой как воспитания и психологическая основа обучения аномальных детей.

Принципиально ответственным и нужным для образования понятий и представлений по особой психологии оказывается опора на основообразующие знания неспециализированной, возрастной и других отдельных отраслей психологии, логическая последовательность которых (их примерная схема) продемонстрированы нами выше.

Содержательная сторона особой психологии определяется ее главными задачами (в данном случае и ее практическими формами выражения): психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики. Задачи психодиагностикиопределяют необходимость понятий:

¦ о сложной структуре самого недостатка, его внешних и внутренних проявлениях (физических и психических факторах), их соотношениях (первичных и вторичных нарушений) и обстоятельствах происхождения (биологического либо социального, врожденного либо купленного, эндогенного либо экзогенного характера);

¦ об неспециализированных и своеобразных закономерностях аномального развития ребенка, о психотерапевтических характеристиках дизонтогенеза: задержанном либо преждевременном развитии, дефицитарном, искаженном либо дисгармоничном развитии;

¦ об отражении недостатка в психологической деятельности индивида, о наличии, степени и своеобразии выраженности определенных психологических признаков: навыков, умений, свойств, психологических процессов, состояний, мотивов, заинтересованностей, черт личности, взаимоотношений и особенностей поведения с окружающими и др.

¦ об адекватных психотерапевтических способах исследования, вариантах их применения и умении строить диагностические и прогнозирующие суждения, обосновывающие выбор и диагноз в каждом конкретном случае нужных условий, средств и направленности психокоррекционной и коррекцион-но-педагогической работы.

Реализация задач психокоррекционной работыпредполагает познание процессов формирования личности у различных категорий аномальных детей методом применения особых способов, приемов, средств и обучения и условий воспитания. Значительно значимыми тут выясняются психотерапевтические понятия:

¦ о компенсации и коррекции нарушенных психических функции, социальной адаптации личности индивида, реабилитации поведения, о вернительном и развивающем воспитании и обучении;

¦ о приёмах и методах психокоррекции, психологической психотерапии и саморегуляции: релаксации, аутогенной тренировки, сенсорного репродуцирования образов, суггестивных и рациональных способах и т. д.;

об средствах и условиях психокоррекционного действия: личных и групповых, прямого действия (разъяснение, убеждение, внушение, обучение) и косвенного, опосредованного действия (окружающая ситуация, социальная среда, различные виды деятельности: игра, труд, учебные занятия), об применении различных видов ис кусства (литературы, живописи, музыки) и различных технических средств (аудиовизуальных, механических и др.);

¦ об участии в психокоррекционной работе с аномальным ребенком различных экспертов (практического психолога, дефектолога, воспитателей и учителей, медицинских работников) и семьи.
Психопрофилактика,разглядываемая в целом как совокупность мер по сохранению и охране психического здоровья, предполагает в этом случае наличие понятий: о существующей связи между физическим и психологическим здоровьем индивида, о неблагоприятных факторах (и мерах по их предупреждению) для обычного физического, психосоциального и личностного развития ребенка: отягощенная наследственность, неблагополучные роды и беременность, травмы и болезни в раннем периоде развития, негативное влияние окружающей среды, социальных и бытовых факторов, недочёты воспитания ребенка и др.;

¦ об задержках и изменениях психологического развития аномального ребенка под влиянием имеющегося первичного недостатка и мерах по их предупреждению в семье и в детских общеобразовательных учреждениях;

¦ об органичной связи психопрофилактической, психокоррекционной и коррекционно-педагогической работы при обучении и воспитании аномальных детей;

¦ о формах профилактической работы с населением, родителями, персоналом общеобразовательных и особых детских учреждений: консультирование, беседы, обучение, пропаганда и др.

¦ Как видно из вышесказанного, логопсихология (как часть особой психологии) тесно связана с различными отраслями психотерапевтических знаний, сфокусированных и трансформированных по отношению к личностям с различными видами речевых нарушений: дислалиями, ринолалиями и дизартриями, афазиями и алалиями; дисфониями, фонастениями и афониями; тахилалиями, брадилалиями и заиканием; дислексия-ми и дисграфиями и др.; с нарушениями речевого развития при недочётах интеллекта, опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, задержках психического развития. В число своеобразных и главных задач логопсихологии входит изучение изюминок психологической деятельности этих индивидов и поиски оптимальных дорог психокоррекционной работы с ними. Профессионально значимыми тут оказываются психотерапевтические понятия о закономерностях и особенностях психологического развития детей с нарушенной речью:

¦ о закономерностях усвоения языка: о развитии свойства осознавать языковые значения различной степени обобщения; о синхронности приобретения артикуляционных, лексических и грамматических навыков; о развитии чувствительности к выразительности лексических и грамматических единиц на фоне развития эмоционально-волевой сферы; о развитии эмоции языка, интуитивного либо сформированного владения всеми его компонентами;

¦ о влиянии речевых нарушений на психологическое развитие детей: на познавательную и эмоционально-волевую деятельность; на формирование общеобразовательных знаний, навыков и умений; на формирование социально-личностных качеств и складывающихся взаимоотношений с окружающими людьми, определяющими их социальный статус; на особенности их действий, поступков и поведения в различных видах деятельности и в различных обстановках общения;

¦ о надежных психотерапевтических способах дифференциальной диагностики в совокупности речевых нарушений и психологической деятельности ребенка;

¦ о психотерапевтических условиях, средствах и приёмах, направленных на коррекцию познавательной и эмоционально-волевой деятельности, на социальную реабилитацию и адаптацию поведения ребенка с нарушенной речью;

¦ о профилактических мерах, направленных на предупреждение у ребенка речевых расстройств и связанных с ними нарушений психологической деятельности: психологических процессов, состояний, особенностей поведения и свойств личности. Напоследок необходимо заметить, что в логопедической практике необходимость психотерапевтического изучения и коррекционного действия на обращение, поведение и личность ребенка-логопата часто носит декларативный темперамент, а логопедические приемы и упражнения традиционно ограничиваются лишь функционально-физиологической, тренировочно-речевой направленностью.

В это же время, как раз психотерапевтическая часть логопедической работы (как ее психотерапевтическая база) образовывает необходимое условие целостного и одновременного интегрально-личностного коррекционного действия на ребенка-логопата в ходе его всестороннего и гармоничного воспитания и обучения, в ходе формирования его социальных позиций для полнокровного и хорошего участия в общественной жизни.

Базы неспециализированной психологии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: