Психологические способы воздействия сми на аудиторию

Они достаточно разнообразны, но главными, на отечественный взор, являются следующие.

1. Заражение как особенный метод действия, в некотором роде интегрирующий громадные веса людей… Заражения возможно выяснить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психологическим состояниям. Заражение появляется как следствие некритического усвоения образцов чужого поведения либо мнения и улучшается за счет эмоционального сотрудничества массового характера.

2. Внушение как метод целенаправленного стимулирования сферы подсознания индивида, приводящий к трансформации его поведения по заблаговременно заданной программе.

3. Подражание как воспроизведение индивидом изюминок поведения вторых индивидов. Свойство индивидов к подражанию используется массовыми коммуникациями для создания определенных моделей поведения аудитории при помощи демонстрации ей поведения тех либо иных индивидов, пользующихся у массовой аудитории авторитетом и доверием.

Достижению поставленной цели по действию на массовую аудиторию подчинены все звенья коммуникативного акта, каждое из которых делает определенную роль в ходе информационно-психотерапевтического сотрудничества. Коммуникатор представляет собой то звено, которое осуществляет опосредствованный СМИ контакт с массовой аудиторией. Коммуникатор возможно безличным (издание, канал либо передача) и персонифицированным, выступающим как конкретный журналист, ведущий, комментатор и т.д.

Роль персонифицированного коммуникатора в ходе коммуникативного действия определяется тем, что аудитория довольно часто принимает его не как выразителя позиции канала, а как выразителя собственного мнения. Поэтому он может нравиться либо не нравиться аудитории независимо от ее отношения к каналу. В деятельности персонифицированного коммуникатора реализуется пара типов действия на аудиторию. самые подходящими нам кажутся типы, выделенные коллективом исследователей во главе с Л.В. Матвеевой при изучении телевизионной коммуникации:

  • Вторжение — тип активного действия на зрителя не учитывая того, как он готов к восприятию информации. Этот тип действия характерен для обстановки отсутствия информации о установках и характере аудитории…
  • Уход — тип действия, характеризующийся обоюдной отчужденностью аудитории и коммуникатора: зритель не пробует осознать автора передачи, что со своей стороны не торопится пробраться в душу зрителя…
  • Самораскрытие — тип действия, характеризующийся активным самовыражением коммуникатора, чья позиция адресуется зрителю, но не как второму, а скорее как самому себе, в форме монолога. В следствии для того чтобы авторского самопредъявления зритель отстранен… Тут, но, вероятно вовлечение при помощи ассоциации и аналогии, в случае если, само собой разумеется, реципиент настроит собственный восприятие так…
  • Вовлечение — тип действия, предполагающий единство зрителя и коммуникатора, т.е. их соучастие, сотворчество и содействие, единый темп деятельности, единое переживание прошлого, настоящего и будущего.

Эти типы действия смогут быть найдены при рассмотрении любых форм массово-коммуникативного действия. Три первых типа действия носят обычный для массовых коммуникаций субъект-объектный темперамент. Четвертый тип есть особым: имея по сути тот же субъект-объектный темперамент, направленный на массовую аудиторию с целью трансформации ее последующего поведения и установок, по форме он выступает как субъект-субъектное действие, которым характеризуется общение, по сути собственной исключающее однонаправленность и манипулирование и предполагающее совместную выработку сторонами единых духовных значений.

Общение предполагает диалог (не обмен монологами как в 3 случае), при котором одинаково значимы позиции обеих сторон. Стремясь выстроить акт коммуникации, выдав его за межличностное общение, коммуникатор пытается к тому, дабы реципиент раскрылся и включился в выработку новых духовных значений. По существу при применении вовлечения коммуникатору должны быть прекрасно известны установки и позиции массовой аудитории, но они значимы так, как значима необходимость их трансформации. Вовлечение есть самым действенным воздейстием, поскольку устраняется барьер сопротивления действию. Не последнюю роль в этом ходе играются индивидуальные (имиджевые,стилистические…) качества коммуникатора, разрешающие ему налаживать нужный контакт с аудиторией.

В ходе коммуникативного действия на массовую аудиторию громадную роль играется язык коммуникаторов. Использование оценочно окрашенных высказываний, потребление родных, но не всецело совпадающих по значению слов, переименование, детализация… – эти и другие осознанно использованные стилистические «трюки» играют свою роль в конструировании медиа-действительности массовой аудитории.

Еще одним приемом речевого действия возможно назвать коннотацию как устойчивую психотерапевтическую ассоциацию, появляющуюся при столкновении с тем либо иным высказыванием. Так, слово сдержанность как правило вызывает положительно окрашенную ассоциацию, распространяющуюся на все явление, которое характеризуется этим словом. Слово сдержанность придает в массовом сознании оттенок человечности.

В цепочке коммуникативного акта выделяется само сообщение, т.е. то, что передают. Применительно к нему определяющее значение имеют двамомента — отбор событий для сообщения и расстановка выговоров на том либо другом нюансе события. Отбор событий производится или строго с целью реализации ценностных установок субъектов социальных заинтересованностей, или с целью извещения о нейтральных событиях, создающих на массовую аудиторию чувство объективности деятельности массовых коммуникаций, или с целью освещения событий, каковые выглядят оппозиционными по отношению к принятой линии канала либо издания; наряду с этим но оппозиционность, усиливающая видимость беспристрастности массовой коммуникации, может касаться любых сторон главной парадигмы, не считая тех, каковые относятся к ее главным, сущностным чертям.

Канал (имеется в виду печать, радио либо телевидение), по которому актуализируется сообщение, кроме этого воздействует на итоговое восприятие информации, которое зависит не только от имиджевых черт канала, передачи либо рубрики, но и от времени подачи, от номера полосы а также от места на полосе. Все это повышает либо понижает уровень доверия аудитории к информируемой информации.

Последним звеном массово-коммуникативного акта выступает массовая аудитория, вернее, эффект, произведенный на нее, что в конечном итоге есть главной задачей всего создаваемого действия. С целью достижения нужного результата аудитория посредством обрисованных выше способов приводится в психотерапевтическое состояние готовности (либо несопротивляемости) к восприятию показываемой информации. Эксперты по публичному точке зрения ведут регулярные замеры последнего с целью обнаружения взятых эффектов и, при необходимости, коррекции действий для их оптимизации. Этому помогает кроме этого определение разных социально-демографических черт массовой аудитории, изюминок ее ценностных ориентации, стереотипов и установок.

В теории СМИ прекрасно изучены стратегии манипулирования сознанием реципиентов массовой коммуникации. Существует множество работ, по большей части американских, где дается список приемов аналогичного манипулирования. Приведем кое-какие из них, обрисованные известным лингвистом и семиотиком Т.А. ван Дейком и показывающие, какими методами в прессе создаются этнические предубеждения[i].

Сверхобобщение: свойства отдельных событий и лиц принимаются за свойства всех участников данной этнической группы либо всех этнически маркированных социальных обстановок. Скажем, враждебный антирусский настрой приписывается практически всем населения Западной Украины.

Расширение: негативное отношение к какой-либо отдельной линии либо показателю распространяется на все другие показатели и их носителей.

Атрибуция: реципиенту навязывается «необходимое» причинно-следственное отношение.

В советское время анализ приемов манипулирования публичным сознанием был связан с разоблачением «буржуазной буржуазной» журналистики «и пропаганды». Время продемонстрировало, что подобные приемы манипулирования иногда используются и в деятельности русских СМИ. Эти же приемы, обогащенные способами НЛП, употребляются в маркетинге, PR и рекламе. Перед тем как манипулировать на уровне языка, в данных сферах и в сфере журналистики кроме этого изучается массовая аудитория, ее психотерапевтические, социальные и маркетинговые характеристики.

К примеру, дабы обрисовать покупательское поведение аудитории употребляется западная методика определения портрета потребителя по схеме пяти W:

Сегментация потребителей по схеме пяти W

What? Сегментация по типу товара. К примеру: сок в бутылках, упаковке «Тетрапак» и т. д.

Who? Сегментация по типу потребителя. К примеру: мужчины, дамы, дети, дети и т. д.

Why? Сегментация по типу мотивации к совершению приобретения. К примеру: удачные стоимости, ежедневная необходимость и т. д.

When? Сегментация по обстановке, в которой совершается приобретение. К примеру: к празднику, перед работой, на week-end, перед посещением гостей и т. д.

Where? Сегментация по каналам сбыта. К примеру: продажа в магазинах, специальных салонах, вебмагазинах и т. д.

Дабы ответить на эти вопросы маркетологам нужно учесть таких ситуации:

Географические характеристики. Где человек живет, трудится, берёт товар. Это возможно расположение региона, динамика его развития, плотность и численность населения, доступность СМИ, структура коммерческой деятельности, климат, юридические ограничения, развитость транспортной сети.

Демографические характеристики. Возраст потребителя, пол, разделение доходов, размер семьи и семейное положение, профессия, образование.

Психографические характеристики. Типы личности (к примеру, интроверт-экстраверт, прагматик-романтик и т. п.), социальные группы, этапы жизненного цикла семьи.

Поведенческие характеристики. Интенсивность применения товара, опыт его применения, приверженность торговой марке, степень лояльности к бренду и фирме, предлог для совершения приобретения, важность приобретения, адаптация к продукту.

Приступая к работе, журналисту как и маркетологу, нужно поразмыслить о собственной аудитории.

Психотерапевтические действие на человека физическим контактом


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: