Психологический компонент основных функций сми

В глобальном информационном пространстве появилась новая медиареальность, так сообщить, психотерапевтическая terra incognita.

Е.П. Пронин

СМИ сейчас все чаще принято именовать средствами массовой коммуникации, а кое-какие футурологи предлагают принять как данность предположение о том, что телевизор, компьютер становятся продолжением нервной совокупности человека. Вправду, последние достижения науки и техники разрешают, к примеру, избавить человека от необходимости не только деятельно функционировать при просмотре телевизора, но и в принципе принимать ответ о выборе программы. «Умный» телевизор сам изучит, проанализирует ваши интересы, а позже включится тогда, в то время, когда в сетке вещания найдёт необходимый вам компонент. Это – уже действительность. О масштабе будущих изменений возможно лишь догадываться. Неудивительно исходя из этого, что в аналогичных условиях классические функции СМИ активизируют собственную психотерапевтическую составляющую. Причем, оставаясь средствами массовой информации, они повышают ее значимость не только в личном, но и в социальном нюансе. В случае если обратиться к тем функциям СМИ, каковые традиционно именуются исследователями, нетрудно будет подметить психотерапевтическую базу каждой из них.

Коммуникационная функция изначально связана с понятием психологии. Прямо – психологии социальной, опосредованно – психологии личности. Достаточно представить себе, с какими психотерапевтическими трудностями мы столкнемся в ходе коммуникации, в случае если нам будет отказано в доступе к массовой информации. Весьма многие модели коммуникации сейчас выстраиваются с учетом СМИ как канала ее реализации. Один из самых броских, возможно, примеров – политическая коммуникация, учитывающая принцип: «Если тебя нет на TВ, тебя нет в политике». Но лишь на политической сфере эта функция не замыкается. Излишне растолковывать, как тесно коммуникационная функция связана с ориентационной потребностью человека. Чтобы ощущать себя уверенным, человек обязан сравнивать собственную точку зрения с позициями вторых людей, обращаясь к необычной публичной «камере эталонов». И данной «камерой» все чаще делается медиаконтент. Помимо этого, СМИ сейчас являются одним из эргономичных каналов осуществления различных коммуникации и видов. По такому типу коммуникации выстроена, к примеру, телепередача «Ожидай меня».

Само собой разумеется, частенько СМИ реализуют коммуникативную функцию компенсаторно, снабжая потребителю видимость коммуникации. Подобный эффект мы замечаем, к примеру, в то время, когда общение с экранными персонажами (значительно чаще с храбрецами сериалов, реже – с ведущими) делается ответственнее общения с настоящими людьми либо вовсе вытесняет его из судьбы человека. По мере расширения сектора электронных СМИ, в особенности с возникновением сетевых СМИ, эта тенденция делается все более заметной и не имеет возможности не приводить к тревоге с позиций психотерапевтической безопасности.

Информационная функция кроме этого связана с психологией человека. Доказано: полная информационная изоляция в зависимости от длительности ведет к разным и время от времени весьма важным нарушениям психики. А такие категории, как информационный голод[5] либо информационное отравление[6], напрямую продуцируемые СМИ, сейчас без шуток изучаются в рамках психиатрии. Учеными отмечается масса негативных эффектов, которые связаны с агрессивным информированием СМИ – в частности, в нюансе визуального действия. Цветодинамика экрана, звуковой рисунок радиоматериала смогут нанести значительный урон психике аудитории и с данной точки зрения нуждаются в важной экспертизе.

Конкретно-организаторская функция кроме этого во многом выстроена на знаниях психотерапевтических коллектива развития и законов общества. Журналистика, легализируя многие организационные ответы, упрощает процесс их принятия обществом и сводит к минимуму кризисную реакцию. Либо – напротив.

Подобное происходит и при исполнении средствами массовой информации идеологической функции. В ее реализации журналисты, непременно, опираются на знания психологии. Учитываются успехи разных школ и направлений, теории влияния. Общество без идеологии не существует нормально. Не имеет возможности осуществиться и социализация личности. Не существует личность как таковая. Идеологическая составляющая личности оказывает активное действие на психологическое состояние человека, а потому и в осуществлении данной функции психотерапевтический компонент очевиден.

Культурно-просветительская функция содержится в том, что журналистика выступает одной из форм передачи опыта (информации) от одного поколения к второму. Сообщение осуществляется как за счет религиозных догм и традиций, так и через устоявшиеся формы поведения людей. Тут сразу же появляется множество психотерапевтических неприятностей («не сотвори себе кумира», «дети и отцы» и другие).

Утилитарная функция не есть исключением. Человеку характерно ориентироваться на вывод большинства, прислушиваться к рекомендациям авторитетов. И не смотря на то, что мы так довольно часто осуждаем прогнозы метеорологов, ответ о том, забрать либо не взять с собой зонт, мы принимаем с учетом их «предсказаний». Очевидно – доверие к СМИ на утилитарном уровне во многом связано с психотерапевтическим нюансом отечественной жизнедеятельности.

Рекреативная функция — в базе которой потребность в отдыхе — все чаще сейчас реализуется за счет просмотра телепрограмм, прослушивания любимой радиостанции. Психотерапевтическая безопасность для того чтобы метода «релаксации» ставится под вопрос. Но факт остается фактом: мы разрешаем отдохнуть отечественному организму, «переключиться», переключая кнопки каналов.

Так, кроме того беглый взор на главные функции журналистики разрешает сказать о большой роли психотерапевтического компонента. Но кроме того, что важная психотерапевтическая составляющая присутствует во многих функциях журналистики, последней свойственны и конкретно психотерапевтические и социально-психотерапевтические функции.

С позиций информационно-психотерапевтической безопасности СМИ смогут делать функции агента действия, агента контрвоздействия, и пассивного, активного и нейтрального агента рефлексии. Эти функции характерны СМИ при всех типах управления страной и организации власти.

Когда журналист начинает убеждать собственную аудиторию, он делается агентом действия. Для данной функции характерно активное убеждение аудитории в продвигаемой идее при помощи погружения в проблему. Особенная роль отводится частоте и наполненности информационных и аналитических сообщений с одновременным исключением нежелательных аргументов и фактов. Задача таких целенаправленных действий связана с формированием у аудитории устойчивого мнения о поставленной проблеме. Конечной целью аналогичной стратегии есть выработка убежденности в истинности продвигаемой идеи. Функцию агента действия делали, к примеру, американские СМИ перед вторжением США в Ирак.

Приступать к исполнению функции агента контрвоздействия (пробовать переубедить аудиторию) вероятно лишь при наличии достаточной свободы действия в информационном поле, поскольку процесс переубеждения сам по себе требует намного больших психотерапевтических упрочнений, чем процесс убеждения. Последний предполагает включение представлений и новых знаний в уже существующую в сознании человека матрицу действительности – включение их в как бы свободную «ячейку» сознания. Переубеждение же предполагает еще и изъятие из данной матрицы фрагмента, что занял уже в ней определенное место и вступил во сотрудничество с другими структурами. Исходя из этого нет ничего необычного в том, что механизмы реализации функции агента контрвоздействия очень разнообразны – от несложных контраргументов до многоуровневого опровержения, основанного на анализе фактов, событий, статистических данных. Лишь по окончании таковой непростой «работы» будет принята замещающая информация.

В отдельную группу возможно выделить функции, основанные на рефлексиифактов, состояний и событий публичного мнения. Такая рефлексия возможно активной, пассивной и нейтральной.

Изюминкой проведения активной рефлексии в средствах массовой информации есть оценка событий и фактов через мнения личностей, участников общества. Для СМИ делается ответственным удержать тему в плоскости активного массового дискуссии, и тут на помощь приходят механизмы демократического дискуссии социально значимых вопросов, в обилии появляются публицистические материалы, побуждающие аудиторию к реагированию, сопереживанию, соразмышлению. Пассивная рефлексия связана с тем, что СМИ продуцируют мнения компетентных специалистов, не втягивая аудиторию в дискурс неприятности, предоставляя ей самой возможность решать, увлекательна ей неприятность либо нет. Читатель, зритель, слушатель занимает позицию собственного рода «судьи», выслушивающего разные мнения и решающего, на чьей стороне правда. Нейтральная рефлексия — самая сложная. Аудитории предоставляется информация, складывающаяся из шепетильно подбираемых событий и фактов с таким условием, дабы при оценке самостоятельно решить по проблеме без возбуждения публичного дискуссии.

Помимо этого, с позиций психологии и на фоне реализации обозначенных ранее функций, СМИ, в большинстве случаев, делают еще одну серьёзную функцию – функцию так называемой «неврачебной психотерапии». Так, кое-какие теле- и радиопрограммы способны компенсировать чувство одиночества, предложить путь к самораскрытию. Согласно точки зрения Е.В. Поберезниковой, зритель-участник телевизионного сотрудничества может удовлетворить широкий последовательность психотерапевтических потребностей: осуществить социальное сравнение («Я – сама»), снять чувство вины («Моя семья»), преодолеть застенчивость («Символ качества»)[7]. Все эти потребности удовлетворяются средствами массовой информации компенсаторно. Другими словами значительно более целесообразно, с позиций психологии, сравнивать себя с настоящими людьми, а не с экранными персонажами, обмениваться мнениями со привычными, снимать чувство вины в беседе с родными, преодолевать застенчивость в ситуации настоящего общения. Исходя из этого СМИ, не смотря на то, что и позволяют снять частично внутреннее напряжение и решить психотерапевтические неприятности, в один момент становятся собственного рода ловушкой для психологически некомпетентной аудитории: так как для того чтобы рода «терапия» может принимать во внимание только заместительной и полностью неприятности человека не решает.

4.9 СМИ в политической совокупности #128218; ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ подготовка с НУЛЯ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: