Психология человеческих взаимоотношений

ЭРИК БЕРН

ИГРЫ, В Каковые Играются ЛЮДИ

Психология ЛЮДСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ОТ АВТОРА

Настоящее издание первоначально было задумано как продолжение моей книги «Трансакционный анализ в психотерапии». Но я предполагаю, что новое издание можно понять независимо от знакомства с прошлой публикацией.

На моих лекциях слушатели довольно часто обращались прося дать им более подробные описания игр, каковые разрешили бы осмыслить неспециализированные правила трансакционного анализа. Это убедило меня в необходимости написать настоящую книгу. Я признателен всем слушателям и студентам, обратившим мое внимание на новые игры. Они высказали мне большое количество увлекательных мыслей, к примеру об умении человека слушать собеседника и о том, какую сокровище воображает это свойство для всех людей.

Нужно сделать пара замечаний о стиле изложения материала. Из-за компактности игры описываются по большей части от лица супругчины, в случае если, само собой разумеется, они не являются чисто женскими. Исходя из этого основной игрок в книге в большинстве случаев обозначается словом «он». В этом, непременно, нет какого-либо намерения умалить преимущество женщин, поскольку ту же самую обстановку возможно с тем же успехом обрисовать, применяя местоимение «она». В случае если роль дамы в том либо другом примере существенно отличается от роли мужчины, то описание игры дается раздельно. Совершенно верно так же, ничего не хотя выделить, мы именуем психотерапевта «он».

точка и Терминология зрения автора по большей части ориентированы на восприятие читателя, привычного с психиатрией и психологией. Но я надеюсь, книга будет занимательна и нужна представителям разных профессий.

КНИГА ПЕРВАЯ ИГРЫ, В Каковые Играются ЛЮДИ

ПСИХОЛОГИЯ ЛЮДСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ

Процесс общения между людьми мы предлагаем весьма коротко разглядеть в следующем направлении.

Как мы знаем, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в итоге погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный финал. Эти наблюдения подтверждают идея о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребенка стимулов, каковые обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу целыйма нетрудно прийти и на базе повседневного опыта.

Подобный феномен возможно замечать и у взрослых людей в условиях сенсорной депривации. Имеются экспериментальные эти, показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз либо стать обстоятельством временных психологических нарушений. Увидено, что социальная и сенсорная депривации столь же пагубно воздействуют на людей, приговоренных к долгому одиночному заключению, которое вызывает кошмар кроме того у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям.

В полной мере возможно, что в биологическом замысле эмоциональная и сенсорная депривации значительно чаще приводят к органическим трансформациям либо создают условия для их происхождения. Недостаточная стимуляция активирующей ретикулярной ткани мозга может привести, кроме того косвенно, к дегенеративным трансформациям в нервных клетках. Очевидно, это явление возможно и также;татом недостаточного питания. Но недостаточное питание со своей стороны возможно позвано безразличием, к примеру как это не редкость у младенцев в следствии крайнего истощения либо по окончании долгой болезни.

Возможно высказать предположение, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной деприваций через безразличие к смерти и дегенеративным изменениям. В этом смысле чувство сенсорного голода нужно считать наиболее значимым состоянием для жизни человеческого организма, по сути равно как и чувство пищевого голода.

У сенсорного голода довольно много неспециализированного с пищевым голодом’, причем не только в биологическом, а и в психологическом и социальном замысле. Такие термины, как «недоедание», «насыщение», «гурман», «человек с причудами в еде», «аскет», возможно легко перенести из области питания в область ощущений. Переедание — это в каком-то смысле то же самое, что и чрезмерная стимуляция. В обеих областях при большом разнообразии и обычных условиях выбора предпочтение в базном зависит от вкусов и индивидуальных склонностей. В полной мере быть может, что личные изюминки человека предопределены конституциональными особенностями организма. Но это не имеет отношения к обсуждаемым проблемам. Возвратимся к их освещению.

Для психотерапевта и психолога, изучающих проблемы сенсорного голода, воображает интерес то, что происходит, в то время, когда в ходе обычного роста ребенок неспешно отдаляется от матери. По окончании того как период близости с матерью закончен, индивид всю остальную жизнь стоит перед выбором, что в дальнейшем будет определять его судьбу. С одной стороны, он всегда будет сталкиваться с социальными, физиологическими и биологическими факторами, препятствующими продолжительной физической близости того типа, какую он испытывал, будучи младенцем. С другой стороны, человек всегда стремится к таковой близости. Значительно чаще ему приходится идти на компромисс. Он обучается ограничиваться чуть уловимыми, время от времени лишь символическими формами физической близости, исходя из этого кроме того несложный намек на узнавание в какой-то мере может удовлетворить его, не смотря на то, что исходное стремление к физическому контакту сохранит начальную остроту.

Компромисс данный возможно именовать по-различному, но, как бы мы его ни именовали, результатом есть частичное преобразование младенческого сенсорного голода в нечто, что возможно именовать потребностью в признании[1]. По мере того как усложняется путь к достижению этого компромисса, люди все больше отличаются приятель от друга в собственном рвении взять признание. Эти отличия делают столь разнообразным социальное взаимовоздействие и в какой-то степени определяют судьбу каждого человека. Киноартисту, к примеру, бывают необходимы похвалы и постоянные восторги (назовем их «поглаживаниями») от кроме того малоизвестных ему поклонников. Одновременно с этим научный работник может пребывать в красивом моральном и физическом состоянии, приобретая только одно «поглаживание» в год от глубокоуважаемого им коллеги.

«Поглаживание»— это только самый общий термин, что мы используем для обозначения интимного физического контакта. На практике он может принимать самые различные формы. Время от времени ребенка вправду поглаживают, обнимают либо похлопывают, а иногда шутливо щиплют либо легко щелкают по лбу. Все эти методы общения имеют собственные аналоги в разговорной речи. Исходя из этого по интонации и употребляемым словам возможно угадать, как человек будет общаться с ребенком. Расширив значение этого термина, мы будем именовать «поглаживанием» любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека. Так, «поглаживание» будет у нас одной из главных единиц социального действия. Обмен «поглаживаниями» образовывает трансакцию, которую со своей стороны мы определяем как единицу общения.

Фундаментальный принцип теории игр пребывает в следующем: любое общение (если сравнивать с его отсутствием) полезно и выгодно для людей. Данный факт был подтвержден опытами на крысах: было продемонстрировано, что физический контакт благоприятно воздействовал не только на физическое и эмоциональное развитие, вместе с тем на биохимию мозга а также на сопротивляемость при лейкемии. Значительным событием явилось то, что болезненный электрошок и ласковое обращение оказались одинаково действенным средством поддержания здоровья крыс.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Отечественные изучения разрешают сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей — «признание» — имеют громадное значение в жизни человека. Вследствие этого мы задаем вопрос: «Как ведут себя люди по окончании обмена приветствиями, независимо от того, было ли это молодежное «Привет!» либо многочасовой ритуал встречи, принятый на Востоке?» В следствии мы пришли выводу, что наровне с сенсорным голодом и потребностью в признании существует кроме этого и потребность в структурировании времени, которую мы назвали структурный голод.

Прекрасно известна неприятность, довольно часто видящаяся у подростков по окончании первой встречи: «Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?» Данный вопрос возникает часто и у взрослых людей. Для этого достасовершенно верно отыскать в памяти тяжело переносимую обстановку, в то время, когда внезапно появляется пауза в общении и появляется период времени, не заполненный беседой, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, дабы не дать беседе замереть.

Люди неизменно озабочены тем, как структурировать собственный время. Мы думаем, что одна из функций судьбы в обществе пребывает в том, дабы оказывать друг другу взаимопомощь и в этом вопросе. Операциональный нюанс процесса структурирования времени возможно назвать планированием.Оно имеет три стороны: материальную, социальную и индивидуальную[2].

самоё обычным практическим способом структурирования времени есть сотрудничество прежде всего с материальной стороной внешней действительности: то, что в большинстве случаев именуют работой. Таковой процесс взаимодействия мы назовем деятельностью.

Материальное планированиевозникает как реакция на разного рода неожиданности, с которыми мы сталкиваемся при сотрудничестве с внешней реальностью. В отечественном изучении оно весьма интересно только в той мере, в которой подобная деятельность порождает основу «поглаживаний», признания и других, более сложных форм общения. Материальное планирование не является социальной проблемой, оно базируется лишь на обработе данных. Результатомсоциального планированияявляются ритуальные либо полуритуальные методы общения. Его главный критерий — социальная приемлемость, другими словами то, что принято именовать хорошими манерами. Во всем мире родители учат детей хорошим манерам, учат их произносить при встрече приветствия, обучают ритуалам еды, ухаживания, траура, и умению вести беседы на определенные темы, поддерживая нужный уровень критичности и доброжелательности. Последнее умение именно и именуют тактом либо мастерством дипломатии, причем кое-какие приемы имеют чисто местное значение, а другие универсальны. К примеру, стиль поведения за столом на протяжении еды либо обычай осведомляться о здоровье жены может поощряться либо запрещаться местными традициями. Причем приемлемость этих конкретных трансакций находится значительно чаще в обратной связи: в большинстве случаев в том месте, где не смотрят за манерами на протяжении еды, в том месте и не справляются о здоровье дам. И напротив, в местностях, где принято интересоваться здоровьем дам, рекомендуется выдержанный стиль поведения за столом. В большинстве случаев, формальные ритуалы на протяжении встреч предшествуют полуритуальным беседам на определенные темы; по отношению к последним мы будем использовать термин — «времяпровождение».

Чем больше люди определят друг друга, тем больше места в их взаимоотношениях начинает занимать индивидуальное планирование,которое может привести к инцидентам. И не смотря на то, что эти инциденты на первый взгляд кажутся случайными (как раз такими значительно чаще они представляются участникам), все же внимательный взор может обнаружить, что они следуют определенным схемам, поддающимся классификации. Мы думаем, что вся последовательность трансакции происходит по несформулированным правилам и владеет рядом закономерностей. До тех пор пока дружеские либо враждебные отношения развиваются, эти закономерности значительно чаще остаются скрытыми. Но они дают себя знать, когда один из участников сделает движение не правильно, позвав тем самым символический либо настоящий выкрик: «Нечестно!» Такие последовательности трансакций, основанные, в отличие от времяпрепровождения, не на социальном, а на индивидуальном планировании, мы именуем играми.Разные варианты одной и той же игры смогут в течении некакое количество лет лежать в базе домашней и супружеской судьбе либо взаимоотношений в разных групп.

Утверждая, что публичная судьба по большей части складывается из игр, мы совсем не желаем этим сообщить, будто они весьма забавны и их участники не относятся к ним без шуток. С одной стороны, к примеру, футбол либо другие спортивные игры смогут быть совсем не забавными, а их участники — очень важными людьми. Кроме того, такие игры бывают иногда весьма страшными, а время от времени кроме того чреваты фатальным финалом. С другой стороны, кое-какие исследователи включали в число игр в полной мере важные обстановки, к примеру каннибальские пиршества. Исходя из этого потребление термина «игра» по отношению кроме того к таким ужасным формам поведения, как самоубийства, пьянство, наркомания, преступность, шизофрения, не есть легкомыслием и безответственностью.

Значительной чертой игр людей мы вычисляем не проявление неискреннего характера чувств, а их управляемость. Это делается очевидным особенно в тех случаях, в то время, когда необузданное проявление чувств влечет за собой наказание. Игра можег быть страшной для ее участников. Но лишь нарушение ее правил угрожает социальным осуждением.

игры и Времяпрепровождение — это, на отечественный взор, лишь суррогат- подлинной близости. В данной связи их возможно разглядывать скорее как предварительные соглашения, чем как альянсы. Как раз исходя из этого их возможно характеризовать как острые формы взаимоотношений. Настоящая близость начинается тогда, в то время, когда индивидуальное (в большинстве случаев инстинктивное) планирование становится интенсивнее, а социальные схемы, ограничения и скрытые мотивы отходят на второй план. Лишь человеческая близость может всецело удовлетворить сенсорный и потребность и структурный голод в признании. Прототипом таковой близости есть акт любовных, интимных взаимоотношений.

Структурный голод столь же серьёзен для жизни, как и сенсорный голод. Чувство сенсорного голода и потребность в признании связаны с необходимостью избегать острого недостатка сенсорных и эмоциональных стимулов, поскольку таковой недостаток ведет к биологическому вырождению. Структурный голод связан с необходимостью избегать скуки. С. Кьеркегор[3] обрисовал разиндивидуальные бедствия, проистекающие от неумения либо нежажды структурировать время. В случае если скука, тоска продолжаются достаточно продолжительное время, то они становятся синонимом эмоционального голода и смогут иметь те же последствия.

Обособленный от общества человек может структурировать время двумя методами: посредством деятельности либо фантазии.

Как мы знаем, что человек возможно «обособлен» от вторых кроме того в присутствии солидного числа людей. Для участника социальной группы из двух либо более участников имеется пара способов структурирования времени. Мы определяем их последовательно, от более несложных к более сложным: 1) ритуалы; 2) времяпровождение; 3) игры; 4) близость; 5) деятельность. Причем по окончаниидний метод возможно базой для всех остальных. Любой из участников группы пытается взять наибольшее удовлетворение от трансакций с другими участниками группы.

Человек приобретает тем большее удовлетворение, чем более дешёв он для контактов. Наряду с этим планирование его социальных контактов происходит практически автоматически. Но кое-какие из этих «наслаждений» вряд ли смогут быть так названы (к примеру, акт саморазрушения). Исходя из этого мы заменяем ис и терминологиюпользуем нейтральные слова: «выигрыш» либо «вознаграждение».

В базе «вознаграждений», взятых в результате социального контакта, лежит поддержание соматического и психологического равновесия. Оно связано со следующими факторами: 1) снятие напряжения;.2) избегание психологически страшных обстановок; 3) получение «поглаживаний»; 4) сохранение достигнутого равновесия. Все эти факторы много раз изучались и детально обсуждались физиологами, психологами и психоаналитиками. В переводе на язык социальной психиатрии их возможно назвать так: 1) первичные внутренние «вознаграждения»; 2) первичные внешние «вознаграждения»; 3) вторичные «вознаграждения»; 4) экзистенциальные[4]«вознаграждения». Первые три подобны преимуществам, взятым в следствии психологического заболевания, каковые детально обрисованы у Фрейда[5]. Мы убедились на опыте, что значительно нужнее и поучительнее анализировать социальные трансакции с позиций получаемого «вознаграждения», чем разглядывать их как защитные механизмы. Во-первых, наилучший метод защиты — по большому счету не принимать участие в трансакциях. Во-вторых, понятие «защита» лишь частично покрывает первые два типа «вознаграждений», а все другое, включая ко мне третий и четвертый типы, при таком подходе теряется.

Независимо от того, входят ли игры и близость в матрицу деятельности, они являются самый благодарной формой социального контакта. Долгая близость, видясь не так уж довольно часто, представляет собой по большей части сугубо частное дело. А вот серьёзные социальные контакты значительно чаще протекают как игры. Как раз они и являются предметом отечественного исследования.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ АНАЛИЗ ИГР

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, каковые оптимальнее проводить в особых психотерапевтических группах, выявляют, что время от времени различные нюансы поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно изменяются. Поведенческие трансформации в большинстве случаев сопровождаются эмоциональными. У каждого человека некоторый комплект поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психологическим состоянием, довольно часто несовместимым с первым, не редкость связан уже второй комплект схем. изменения и Эти различия приводят нас к мысли о существовании разных состояний Я[6].

На языке психологии состояние Я возможно обрисовывать как совокупность эмоций, определяя ее как комплект согласованных поведенческих схем. По-видимому, любой человек располагает определенным, значительно чаще ограниченным репертуаром состояний собственного Я, каковые сущность не роли, а психотерапевтическая действительность. Репертуар этих состояний мы постарались разбить на следующие категории: 1) состояния Я, сходные с образами своих родителей; 2) состояния Я, самостоятельно направленные на объективную оценку реальности; 3) состояние Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и воображающие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих состояний Я именуются Родитель, Взрослый и Ребенок. В будущем мы будем применять как раз эту терминологию.

Мы думаем, что человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я — Родителя, Взрослого либо Ребенка. Люди с различной степенью готовности смогут переходить из одного состояния в второе.

На базе этих наблюдений возможно прийти к некоторым диагностическим выводам. Высказывание «Это ваш Родитель» свидетельствует: «Вы на данный момент рассуждаете так же, как в большинстве случаев рассуждал один из ваших своих родителей (либо тот, кто его заменял). Вы реагируете так, как прореагировал бы он — теми же позами, жестами, словами, эмоциями и т. направляться.». Слова «Это ваш Взрослый» означают: «Вы только что самостоятельно и объективно оценили обстановку и сейчас в непредвзятой манере излагаете движение ваших размышлений, формулируете собственные проблемы и выводы, к каким вы пришли». Выражение «Это ваш Ребенок» свидетельствует: «Вы реагируете так же и с той же целью, как это сделал бы мелкий ребенок».

Суть этих высказывании возможно пояснить подробнее.

1. У каждого человека были родители (либо те, кто их заменял), и он хранит в себе комплект состояний Я, повторяющих состояние Я его своих родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния Я при некоторых событиях начинают активизироваться. Следовательно, упрощая это понятие, возможно сообщить: «Любой носит в себе Родителя».

2. Все люди (не кроме детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я. На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке имеется Взрослый».

3. Любой человек был раньше моложе, чем на данный момент, исходя из этого он несет в себе впечатления прошлых лет, которые при определенных условиях смогут активизироваться. Возможно заявить, что «любой содержит мелкого мальчика либо девочку».


а) Структурная диаграмма

Мультфильм о людских взаимоотношениях


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: