Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.

Проверка показаний на месте сочетает в себе элементы последовательности следственных действий. Ближе всего по собственной психотерапевтической характеристике оно относится к осмотру и допросу места происшествия, по большей части сочетает в себе психотерапевтические изюминки этих следственных действий. Сам по себе повторный рассказ обвиняемого (либо другого очевидца) о событии правонарушения на месте его совершения, конечно, никакой дополнительной доказательственной силой не владеет. Основная цель воспроизведения показаний — взять дополнительную данные, не считая той, которая уже была взята на протяжении допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению.

При проверке показания на месте у допрашиваемого методом ассоциативных связей улучшается память. На месте происшествия, пребывав среди вещей и предметов, о которых на протяжении допроса говорилось только по памяти, человек может отыскать в памяти такие факты, о которых в кабинете следователя он просто забыл.

Следователь на протяжении проверки показаний на месте может получить данные намного большую, чем при допросе, по причине того, что он не только слушает, но видит и сравнивает..

На протяжении проверки показаний на месте следователь часто ставит перед собой задачи проверки достоверности той либо другой версии, выдвинутой им самим либо обвиняемыми.

На протяжении проверки показаний на месте довольно часто выявляются несоответствия в собранных по делу доказательствах, каковые иным методом распознать было тяжело либо нереально.

Потому, что проверки показаний на месте производится лишь с согласия допрошенного лица, от следователя требуется показать большие коммуникативные качества для успешного поддержания контакта во время этого сложного следственного действия.

Значительно чаще видятся следующие основания с целью проведения проверки показаний на месте:

— Необходимость обнаружения места происшествия.

— Необходимость установления пути следования.

— Установление местонахождения имеющих значение для следствия предметов.

— Установление малоизвестных следствию лиц.

— уточнение и Установление отдельных событий происшествия.

— Установление событий, содействующих совершению правонарушения.

— Установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отдельных объектов либо маршрута.

Успешная проверка показаний на месте требует от следователя организаторских свойств. Он обязан в один момент руководить многочисленной группой людей (эксперты, конвой, осознанные и др.), принимать большое количество информации, разбирать ее, направлять движение следственного действия, и достаточно полно зафиксировать всю собранную данные.

В первую очередь необходимо, дабы следователь прекрасно изучил психологию центральной фигуры следственного действия — лица, чьи показания проверяются. Это окажет помощь в налаживании нужного психотерапевтического контакта, разрешит возможность избежать ненужных распрей и взять на протяжении проверки максимум нужных доказательств.

Следователь не должен забывать и об отрицательном влиянии, которое оказывают подчас на позицию лица, чьи показания подлежат проверке, его окружающие (сокамерники, соучастники, иные заинтересованные в финале дела лица).

Имеется люди, каковые с радостью говорят о идеальных правонарушениях либо проступках следователю наедине и вместе с тем испытывают громадные трудности говоря об этом же самом группе людей. Разумеется, предполагая это, нужно заблаговременно совершить с допрашиваемым определенную работу — разъяснить порядок проверки показаний на месте, поведать, кто участвует в следственном действии, какие конкретно функции все будут делать.

Особенно большое количество внимания требует проведение проверки с несовершеннолетними. Само собой разумеется, громадную помощь следователю может оказать участвующий в проверке педагог, с которым имеется суть побеседовать до проверки об изюминках психики ребёнка, дабы внимание ребёнка было сконцентрировано на демонстрации и рассказе того, что образовывает существо проверки показаний на месте. направляться заблаговременно детально поведать ему о порядке проведения этого следственного действия, о его участниках, о задачах, каковые стоят перед ребёнком.

На протяжении самой проверки нужно минимизировать отвлекающие моменты (к примеру, наличие посторонних лиц, быть может, привычных либо родственников, ненужная для данного действия аппаратура и т. д.).

Последовательность неприятностей психотерапевтического замысла направляться иметь в виду и в отношении вторых участников разглядываемого следственного действия. Подбирать участников нужно заблаговременно, а не за полчаса до начала проверки

В случае если речь заходит о подозреваемом либо обвиняемом, участники проверки должны быть предотвращены о недопустимости проявления вовне эмоций презрения, негодования, жалости и т. д., потому, что одно небрежно кинутое слово может мгновенно уничтожить воздух доверия к следователю и .сделать неосуществимым предстоящее проведение следственного действия.

Определенные трудности появляются тогда, в то время, когда проводится проверка показаний на месте при громадном разрыве во времени с событием правонарушения. Изменяется растительность: вчерашние кустики стали высокими деревьями. Старое строение магазина уничтожено, выстроено новое — в ста метрах от ветхого и т. д. В этом случае крайне важно, не спеша, принять всевозможные меры чтобы оживить у допрашиваемого ассоциативные связи, оказать помощь ему отыскать в памяти те либо иные события, подробности и т. д., каковые предоставит шанс верно оценить результаты проверки.

Сейчас в практике разоблачения организованных преступных группировок употребляется так называемый «своевременный опыт».

Серьёзен подбор участников следственного опыта. К проведению опытов в большинстве случаев привлекается большой круг лиц. Не считая следователя и осознанных в опытах смогут учавствовать: обвиняемый (подозреваемый), потерпевший, свидетель, эксперты разных отраслей знания, и технический персонал, помогающий фактически выполнить те либо иные умелые действия.

Много участников проведения этого следственного действия влечет за собой, с одной стороны, неизбежность влияния социально-психотерапевтических факторов, а иначе, фактора личных изюминок, потому, что любой из участников опыта владеет собственными, лишь ему свойствами и присущими качествами, каковые накладывают отпечаток на раследование и не учитывая которых нельзя быть уверенным в достоверности данных, взятых экспериментальным методом.

Нужное условие достоверности результатов следственного опыта — воспроизведение в опыте событий расследуемого события должно быть максимально приближено к контролируемому. Это относится и применяемых в опыте материальных объектов и условий, в которых они должны показать те либо иные свойства и свои качества.

В большинстве случаев при опытах используются те предметы материального мира, каковые появились в орбите интересующего следствие события. Это в громаднейшей мере снабжает получение экспериментальным методом того же результата, что и при фактическом развитии контролируемого события. Но время от времени этого сделать не удается: одни значительные для дела предметы выясняются очень сильно поврежденными или вовсе стёртыми с лица земли событием правонарушения; другие с течением времени поменяли собственные свойства и первоначальные качества, третьи недостаточны по количеству. Во всех этих случаях следователь должен при постановке опытов заменять настоящие предметы их моделями.

Модель в этих условиях выступает как аналог оригинала. А дабы быть принципиально пригодным средством применения вместо оригинала, она должна быть сходна с ним во всех свойствах и существенных признаках. Исходя из этого возможно заявить, что моделирование в опыте представляет собой опосредованное изучение объекта методом оперирования с его моделью.

Производство следственного опыта


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: