Работа по теме урока. работа с текстами и презентацией.

литературы русского и Учитель языка МОУ «Первомайская СОШ» Лямбирского муниципального района РМ

Макарова Е.С.

Урок литературы в 10 классе.

Теория Раскольникова. Истоки бунта.

«Тварь ли я дрожащая либо право имею»

Цель урока: Раскрытие сути теории Раскольникова

Задачи урока:

  • Образовательные:

1. Сформулировать предпосылки происхождения теории Раскольникова;

2.Сформулировать мотивы совершения правонарушения;

  • Развивающие:

1. Вырабатывать умение разбирать эпизод текста;

2. Вырабатывать умение делать обобщения и выводы на базе текста;

3. Формирование умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом;

4. Совершенствовать монологическую и диалогическую обращение обучающихся;

  • Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные качества обучающихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним;

2. Содействовать духовно-нравственному формированию обучающихся;

3. Формирование умения производить личную позицию ученика на базе прочтённых художественных произведений.

4. 4.Разрешить возможность научиться обработке информации, систематизации и анализу художественного произведения.

Тип урока: урок-семинар

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, личная.

Вечный спор Демона и Ангела происходит

В отечественной собственной совести. И страшнее

Всего, что мы ни при каких обстоятельствах не знаем, кого из них

Любим, кому больше хотим победы.

Д.С. Мережковский

1. Организационный момент:

Для чего человек рождается на свет… Какова цена людской судьбе… В чем эта истина и где ее искать… Ответы на эти вопросы мы постараемся отыскать в романе Ф.М. Достоевского «наказание и Преступление». Федор Михайлович Достоевский оказывает помощь нам ответить на вопрос, что зародился в один момент с судьбой на Земле. Может ли человек ставить себя выше себе аналогичных? Может ли человек ставить опыты над живыми людьми? Сообщите, парни, по этим вопросам вы уже додумались, какова тема отечественного сегодняшнего урока? (дети отвечают)+ 1 слайд Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в конце занятия. А до тех пор пока обратимся к эпиграфу урока.

Вечный спор Демона и Ангела происходит

В отечественной собственной совести. И страшнее

Всего, что мы ни при каких обстоятельствах не знаем, кого из них

Любим, кому больше хотим победы.

Д.С. Мережковский

Каковы же “Демоны” и “Ангелы” Родиона Раскольникова? Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах судьбы главного храбреца? Кто же он – тварь дрожащая либо право имеющий… Право убивать… (демонстрация видеоролика из сериала «наказание и Преступление» — сцена убийства старая женщина-процентщицы)

Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания храбреца, как борются чувства и разум Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же — убийство.

Что такое правонарушение? И что имеется наказание для убийцы?

Что имеется правонарушение Раскольникова? И что имеется его наказание? Сейчас выясните вы сами.

Актуализация знаний обучающихся.

— Сообщите, прошу вас, каким компонентом в композиции романа есть сцена убийства? (Кульминация)

Но перед тем, как решится на подобный ход. гл. храбрец испытал на себе большое давление. Давление это происходило с внешней стороны и с внутренней. Исходя из этого, дабы преступить к главному этапу урока, мы должны актуализировать собственные знания, ответив для себя, на два вопроса. Ответы на эти вопросы должны быть краткими, поскольку шире эти два вопроса мы разглядим в течение урока.

— Какую роль играется Санкт-Петербург в романе? (Описание Санкт-Петербурга в романе Ф.М.Достоевского играется весьма громадную роль. Оно даёт нам полное представление о том, как смотрелся город, какими были люди, живущие в нём. «Раскольников не имел возможности в том месте пребывать. Данный город его угнетал и злил. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было нереально, поскольку у него было через чур мало денег.» — на слайде)

— Каковы отношения Раскольникова с окружающими его людьми? (С семьей его связывают утепленные отношения, с Разумихиным он дружит, но он ненавидит собственную квартирную хозяйку, которой обязан, он испытывает отвращение к «мерзкой старушонке», он сочувствует Мармеладову, он раздражен тем, что около бедность, нищета, нет социальной справедливости. И, наконец, он влюбляется в Соню)

Работа по теме урока. Работа с презентацией и текстами.

Итак, парни, узнав для себя ответы на эти два вопроса , мы переходим к главному этапу урока. Давайте, сперва поразмышляем над смыслом двух слов , каковые составляют базу всего романа. Они обозначены в заглавии. Это преступлениеи наказание. (На слайде написаны эти два слова. Дети пробуют разгадать их семантическую, другими словами внутреннюю форму. Давайте подумаем, как возможно истолковать эти слова, совершим маленькой анализ.

(Правонарушение- преступить, переступить через что-то.

Преподаватель: А что означает – преступил? (перешагнул)

Наказание — 1) от казнь, взять казнь, 2) взять наказ на будущее)

— Парни, мы узнали, что в случае если человек совершил правонарушение, значит, он преступил линии. А как вы думайте, какие конкретно три черты преступил Раскольников? Давайте составим таблицу, в которой будут три столбца, заглавия до тех пор пока у таблицы не будет, а три столбца мы озаглавим следующим образом: нравственность, философия, социальные черты.

(Дети говорят, что нравственного он преступил, что философского, что социального: он преступил нравственные черты – он убил человека, он преступил философские черты – он создал собственную теорию, дробящую людей на 2 разряда, он преступил социальные черты – он совершить правонарушение)

(запись в тетради) Давайте взглянуть в отечественном книжке, имеется и упоминание об этих чертах.(Наблюдают учебник, находят в том месте упоминание)

Прекрасно парни, значит мы с вами на верном пути. Мы с вами узнали, какие конкретно черты преступил Раскольников, совершая правонарушение. А сущность наказания мы узнаем позднее. Сейчас нам предстоит громадная работа по анализу теории Раскольникова.

Вы видите, что отечественная доска поделена на две части. В каждой части написано лишь одно слово ТЕОРИЯ.

Что бы это имело возможность означать? (отв. Быть может, пара точек зрения и т. д.)

Начинаем работу по первой части. Давайте обратимся к тексту № 1. (ч.3, гл.5) Просматривают текст, отвечают на вопрос.

— В чем же суть данной теории?

(дробит людей на обычных и неординарных.)

Текст № 1.

— Нет, нет, не совсем потому, — ответил Порфирий. — Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на обычных и неординарных. Обычные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, по причине того, что они, видите ли, обычные. А неординарные есть в праве делать всякие правонарушения и всячески преступать закон, фактически вследствие того что они неординарные.

Итак, значит, в теории имеется обычные и неординарные люди. Кто они? Разделитесь, прошу вас, по парам. Я предлагаю первой паре (Аделина, Виталий) проанализировать, какие конкретно по теории Раскольникова люди обычные, в вторая пара (Вова, Кристина)исследует людей неординарных. Поработайте, прошу вас, с текстом и выпишите на страницы , раскрывающие сущность теории.

Что должно оказаться у 1 группы:

  • Я лишь в основную идея мою верю. Она как раз пребывает в том, что люди, по закону природы, разделяются по большому счету на два разряда: на низший (обычных), другими словами, так сообщить, на материал, служащий единственно для зарождения себе аналогичных…

Подразделения тут, очевидно, нескончаемые, но отличительные черты обоих разрядов достаточно резкие: первый разряд, другими словами материал, говоря по большому счету, люди по натуре собственной консервативные, чинные, живут в послушании и обожают быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, по причине того, что это их назначение, в этот самый момент решительно нет ничего для них унизительного.

  • Первый разряд неизменно — господин настоящего,
  • Первые сохраняют мир и приумножают его численно;

Что должно оказаться у 2 группы:

  • … и фактически на людей, другими словами имеющих дар либо талант сообщить в среде собственной новое слово.
  • Второй разряд, все преступают закон, разрушители либо склонны к тому, если судить по свойствам. Правонарушения этих людей, очевидно, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в очень разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но в случае если ему нужно, для собственной идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он в себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, но, по идее и по размерам ее, — это увидьте. В этом лишь смысле я и говорю в моей статье об их праве на правонарушение.

Парни зачитывают прикрепляют собственные выводы на доску в первой части ТЕОРИИ («обычные» и «неординарные» люди)

— Молодцы, парни. У нас осталась безлюдной вторая добрая половина доски. И в том месте также написано «теория». Сущность теории Раскольникова вы уже раскрыли. Сейчас, парни, вам необходимо раскрыть обстоятельства её происхождения. (дроблю половину ещё на 2 части). Их две – внешние и внутренние.

Как мы с вами понимаем, в начале урока мы не просто так отвечали на два вопроса, не забывайте? Что мы выясняли? (Роль Санкт-Петербурга в романе и отношения Родиона с окружающими его храбрецами)

— Вы заявили, что Санкт-Петербург – это среда, в которой жил отечественный храбрец. Может ли окружающая среда оказывать влияние на поступки и мысли человека? (да, само собой разумеется, может). Значит, внешнюю среду Раскольникова, т.е. Санкт-Петербург – мы отнесем к внешним либо внутренним предпосылкам рождения теории? (к внешним, поскольку это – окружение храбреца, другими словами то, что воздействует на него извне)

Парни, кроме этого вы разбирали отношения Раскольникова с другими храбрецами. К каким обстоятельствам мы отнесем их? (к внутренним)

Из-за чего? (переживания, эмоции по отношению к этим храбрецам происходят в душе Раскольникова, другими словами в него)

Молодцы, парни. Сейчас вы осознаёте, что есть внешними, а что внутренними обстоятельствами рождения теории. Перед вами тексты. Так же, трудясь с текстом в парах, заполните, прошу вас, вторую половину доски. 1 несколько исследует внешние обстоятельства, вторая – внутренние.

Что обязана отыскать 1 несколько:

На улице жара стояла ужасная, к тому же духота, толкотня, везде известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь узнаваемая каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом не очень приятно потрясло и без того уже расстроенные нервы парня. – ч.1, гл.1

Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в узких чертах молодого человека. (ч.1, гл.1)

Как сделать презентацию в Power Point


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: