Рационализаторские предложения

Наровне с полезными моделями и изобретениями громадную роль в совершенствовании используемой техники и разработок играются рационализаторские предложения, каковые являются самым массовым объектом технического творчества. Посредством рационализаторских предложений вносятся усовершенствования в уже узнаваемые технические ответы, осуществляется модернизация действующего оборудования и его приспособление к конкретным условиям производства, устраняются отдельные неточности проектировщиков и конструкторов и т.д. По приводимым в литературе данным, на долю рационализаторских предложений в недавнем времени приходилось практически 70% неспециализированной экономии, взятой от рационализаторских предложений и использования изобретений в народном хозяйстве России.

В соответствии с п. 63 Положения об открытиях, рационализаторских предложениях и изобретениях 1973 г. рационализаторским предложением признавалось техническое ответ, являвшееся новым и нужным для предприятия, организации либо учреждения, которому оно подано, и предусматривавшее изменение конструкции изделий, технологии производства и используемой техники либо изменение состава материала. В данном легальном определении не только находились показатели охраноспособности, но и перечислялись конкретные виды ответов, каковые признавались рационализаторскими. Показателями рационализаторского предложения считались: а) техническое ответ; б) новизна; в) полезность.

На данный момент рационализаторским возможно признано техническое, организационное или управленческое предложение, являющееся новым и нужным для данного предприятия.

В первую очередь, предложение, вносимое в качестве рационализаторского, должно не просто ставить задачу, а раскрывать конкретные средства ее решения. Рационализатор в собственном предложении обязан дать конкретные указания относительно того, что и как необходимо сделать, для получения желаемого результата. Не будут считаться ответом задачи такие предложения, каковые только констатируют ту либо иную потребность, ограничиваются указанием на целесообразность того либо иного мероприятия или на хороший эффект, что возможно взят от его реализации, и т.п. Рационализаторское предложение должно содержать как минимум принципиальное ответ, конкретизированное так, дабы оно не нуждалось в предположениях и догадках, раскрывало сущность авторского плана и не потребовало для его исполнения дополнительной доработки творческого характера. Это условие считается выполненным, в случае если в предложении и поясняющих его материалах имеются эти, нужные и достаточные для практического осуществления предложения посредством известных приемов конструирования (проектирования)1.

Ответ задачи в рационализаторском предложении может обеспечиваться техническими, организационными и управленческими средствами или их сочетанием. Среди рационализаторских предложений технического характера преобладают те из них, каковые связаны с трансформацией конструкции изделий, технологии производства, используемой техники либо трансформацией состава материала. В отличие от изобретений, каковые имеют собственными объектами новые устройства, вещества и способы, рационализаторские предложения направлены на усовершенствование и модернизацию уже используемых объектов техники, веществ и технологий. Само собой разумеется, не исключается признание рационализаторскими предложениями и таких ответов, каковые предусматривают внедрение новой для предприятия техники либо технологии.

Управленческие рационализаторские предложения снабжают получение хорошего результата за счет мероприятий организационного характера либо рационализации управления. К ним относятся предложения по совершенствованию планирования, учета, материально-технического снабжения, рационализации документооборота, расстановки рабочей силы, трансформации ремонта и графиков работы техники и т.п.

Рационализаторское предложение может носить и организационно-технический темперамент, сочетая в себе организационные и технические элементы (более рациональное размещение оборудования, улучшение состояния рабочих мест, совмещение (разделение) рабочих операций и т.п.).

Так, первый показатель рационализаторского предложения пребывает в том, что им возможно признано любое техническое, организационное либо управленческое ответ, которое осуществимо и содержит все нужные для этого эти.

Вторым показателем рационализаторского предложения есть его новизна. В отличие от полезных моделей и изобретений, каковые должны владеть всемирный новизной, к рационализаторским предложениям предъявляется требование местной новизны, т.е. новизны в пределах тех фирм, которым они подаются. В соответствии с п. 3 Методических рекомендаций рационализаторское предложение есть новым, в случае если до подачи заявления оно не было известно на предприятии в степени, достаточной для его применения. Очевидно, в случае если конкретное предложение владеет всемирный новизной, это не будет препятствием для его квалификации как рационализаторского, в случае если не известно почему оно не оформляется в качестве изобретения и полезной модели. Но изучение новизны заявленного рационализаторского предложения проводится только в масштабах конкретного предприятия, а не довольно мирового уровня техники.

Новизна рационализаторского предложения определяется на определенный момент времени. Применительно к рационализаторским предложениям употребляется понятие первенства, а не приоритета. Первенство устанавливается по дате поступления на предприятие верно оформленного заявления на рационализаторское предложение. Иными словами, первенство согласится за автором, что первым подал в соответствии с правилами предложение, кроме того , если предложение было первоначально отклонено и это отклонение не было обжаловано автором. Предложению автора смогут быть противопоставлены только такие сведения, раскрывающие сущность данного либо тождественного ответа, каковые стали известны предприятию до вышеуказанной даты первенства.

Третьим показателем рационализаторского предложения есть его полезность. Предложение согласится нужным для предприятия, которому оно подано, в случае если его применение на данном предприятии в условиях, каковые существуют либо должны быть созданы в соответствии с утвержденными замыслами, дает возможность приобрести экономический, технический либо другой хороший эффект. Полезность предложения определяется на базе сравнения результата, что должен быть взят от применения предложенного ответа, с результатом, создаваемым известными на данном предприятии либо практически используемыми им ответами той же задачи. Хороший эффект от применения предложения может заключаться, к примеру, в увеличении производительности труда, качества, надежности и экономии и долговечности изделий материальных и трудовых ресурсов, улучшении условий труда и техники безопасности и т.п.

Определенную сложность на практике много лет воображал вопрос, который связан с признанием рационализаторскими тех предложений, эффект от применения которых приобретают не предприятия, каковые их внедряют, а иные предприятия либо потребители. К примеру, предложения, снижающие затраты на ремонт либо техобслуживание изделия, улучшающие его эксплуатационные характеристики либо увеличивающие его долговечность и т.п., дают экономическую пользу потребителям, а не фирмам, каковые их принимают и применяют. В условиях централизованной плановой экономики фирмам-изготовителям подобные предложения были экономически не удачны, а часто приносили прямые экономические утраты. Исходя из этого, не обращая внимания на то, что эти предложения, непременно, владели полезностью, признание их рационализаторскими и особенно внедрение в производство сталкивалось с громадными трудностями. на данный момент, в то время, когда предприятия сами определяют цены на собственную продукцию с учетом ее потребительских качеств, а между изготовителями ведется борьба за потребителя, эта неприятность естественным образом потеряла собственную остроту.

Лицензионный соглашение

Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему необыкновенным правом на итог интеллектуальной деятельности либо на средство индивидуализации любым не противоречащим существу и закону для того чтобы необыкновенного права методом, а также, методом его отчуждения согласно соглашению второму лицу (соглашение об отчуждении необыкновенного права) либо предоставления второму лицу права применения соответствующих результатов интеллектуальной деятельности либо средства индивидуализации в установленных контрактом пределах (лицензионный соглашение).

В соответствии с гражданским законодательством под контрактом понимается соглашение двух либо нескольких лиц об установлении, трансформации либо прекращении гражданских прав и обязанностей.

Лицензионный соглашение — это соглашение, по которому одна сторона – обладатель необыкновенного права (лицензиар) передает либо обязуется дать второй стороне (лицензиату) право применения для того чтобы результата в предусмотренных соглашением пределах.

Сторонами лицензионного соглашения смогут являться:

1) физические лица;

2) юридические лица.

Со своей стороны физические и юридические лица смогут выступать при заключении соглашения или лицензиаром, или лицензиатом.

Лицензиар(правообладатель) — обладатель необыкновенного права на итог интеллектуальной деятельности.

Лицензиат (приобретатель) — приобретатель необыкновенного права на итог интеллектуальной деятельности

Обладателю имущественных прав на объект ОИС в собственности необыкновенное право правомерного применения этого объекта по собственному усмотрению в любой форме и любым методом.

Главной формой передачи прав в сфере интеллектуальной собственности есть соглашение.

Соглашение обязан содержать предмет контракта, фиксировать участников, определять их права и обязанности, сроки действия, ответственность за нарушение контракта, определяемых участниками. Лицензионные контракты подлежат регистрации в Роспатенте.

Заключение соглашения об отчуждении прав свидетельствует полную передачу правообладателем всех имущественных прав второму лицу, которое делается обладателем этих прав со всеми вытекающими последствиями. Происходит, так, смена правообладателя.

Лицензионный соглашение является соглашением , по которому одна сторона – обладатель имущественных прав (лицензиар) предоставляет второй стороне (лицензиату) право (разрешение) на применение объекта интеллектуальной собственности на условиях, предусмотренных контрактом. Наряду с этим лицензиат принимает на себя обязательство вносить лицензиару предусмотренные контрактом платежи (роялти).

Существуют и иные методы передачи прав на результаты ОИС, к примеру, соглашения подряда, предметом которых есть передача и создание объекта творческой деятельности клиенту (контракты на еще не созданные ОИС, а также авторские контракты).

Особенного внимания заслуживают контракты на исполнение инжиниринговых работ (авторский соглашение). Само понятие «инжиниринг» свидетельствует исполнение на коммерческой базе одолжений научного, экономического либо иного характера.

Инжиниринг включает предоставление комплекса либо отдельных видов одолжений инженерно-технического характера: изучение, проектирование, строительство, освоение и разработка новых технологических процессов, поставка комплектного оборудования, исполнение монтажных работ, организация и освоение производства.

В инжиниринговой деятельности выделяют такие виды, как проектно-консультационная, подрядная и управленческая.

Одной из форм предоставления определенных прав, привилегий и льгот по договору есть франчайзинг (соглашение комплексной лицензии).

В соответствии с ГК согласно соглашению комплексной предпринимательской лицензии одна сторона (правообладатель) обязуется дать второй стороне (пользователю) за вознаграждение комплекс необыкновенных прав (лицензионный комплекс), включающий право применения фирменного наименования правообладателя и защищаемой коммерческой информации, и вторых объектов необыкновенных прав (товарного символа, символа обслуживания и т.п.), предусмотренных контрактом, для предпринимательской деятельности.

Франчайзинг (англ. – право, привилегия) либо более распространенный термин «франшиза» (франц. – льгота, привилегия) есть отдельным типом организации бизнеса методом создания широкой сети однородных фирм, имеющих единый товарный символ, однообразные организационно-технологические условия, методы и оказания продажи услуг и формы товаров, единые требования к их цене и качеству товаров. Франшизу возможно выяснить как контракт, по которому одно лицо, обладатель франшизы (франчайзер), имеющий созданную совокупность ведения определенной деятельности, разрешает второму лицу – пользователю франшизы (франчайзи) применять эту совокупность в соответствии с требованиям франчайзера за вознаграждение . Базой соглашения на франшизу есть лицензия на пользование совокупностью франшизы, включая право на применение товарного символа, символа обслуживания, фирменного наименования, фирменной технологии ноу-хау и др. объектов необыкновенных прав, выданная обладателем франшизы.

Самый распространенными видами деятельности согласно соглашению франшизы являются рестораны стремительного обслуживания (Макдональдс), кафе, гастрономы , парикмахерские, разные виды одолжений. Наибольшими экспортерами франшизы являются корпорации «Кока – кола», «Пепси», «Фанта», «Хилтон». Налаживает собственную сеть и электронный франчайзер «компьютерленд».

На основании делаемых функций специалисты ВОИС выделяют три типа франшизы:

— франшизы на переработку (производство);

— франшизы на услуги (сервис);

— франшизы на оптовую торговлю (распределение).

Соглашение франчайзинга является видом предпринимательской сделки и есть взаимообязывающим. Соглашение носит комплексный темперамент, потому, что его предметом есть предоставление деловых услуг и технологического комплекса, снабжающих осуществление предпринимательской деятельности, включая права на ОИС, ноу-хау и другую данные, нужную для производства либо оказания услуг и продажи товаров потребителям.

Сторонами согласно соглашению смогут быть организации и личные предприниматели. Фома соглашения – письменная. Контракт регистрируется по месту регистрации правообладателя, а при, в то время, когда правообладатель зарубежное лицо, соглашение регистрируется по месту регистрации пользователя резидента.

В случае если предметом соглашения есть объект, защищаемый патентным законодательством, он подлежит регистрации в патентном органе. При несоблюдении этого условия контракт считается ничтожным.

В переводе с латинского «лицензия» свидетельствует право, разрешение.

Предоставление лицензии на объект интеллектуальной собственности представляет собой торговую сделку, которая оформляется в виде лицензионного соглашения.

Под лицензией понимается предоставление прав на применение изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и других научно-технических достижений обладателем этих прав – лицензиаром второму заинтересованному лицу – лицензиату за обусловленное вознаграждение и на определенных условиях.

1) По количеству передаваемых прав лицензии бывают:

  • неисключительные (простые),
  • необыкновенные
  • отчуждения;
  • открытые..

При несложной (неисключительной) лицензии лицензиар, на согласованных условиях, предоставляет лицензиату право на продажу и использование определенной продукции на определенной территории и за вознаграждение, но в также время такие же права оставляет и за собой. Это указывает, что лицензиар может выдать пара несложных лицензий на одной и той же территории и, помимо этого, сам может осуществлять все права по распоряжению объектом лицензии.

При необыкновенной лицензии предоставляется право монопольного применения объекта лицензии одному лицу на конкретном рынке в количестве, определяемом условиями контракта. Причем лицензиар не вправе применять предмет лицензии на данной территории в течение указанного в контракте срока, и предоставлять лицензии вторым лицам.

Лицензия отчуждения дает лицензиату право на применение объекта лицензии без срока действия и ограничения территории (на объекты промышленной собственности на целый срок действия патента).

2) По методу правовой охраны лицензии смогут быть:

  • патентные, в случае если передача прав осуществляется на запатентованные изобретения, нужные модели, промышленные образцы, защищенные свидетельствами товарные символы и др. объекты промышленной собственности,
  • беспатентные, в то время, когда объектом лицензии являются незапатентованные ответы, ноу-хау, техдокументация и т.п.

3) В зависимости от степени самостоятельности:

  • так именуемые «чистые лицензии» — в рамках независимого лицензионного соглашения,
  • «сопутствующие лицензии», к примеру — в составе вторых коммерческих сделок (соглашения на поставку комплектного оборудования, исполнения инжиниринговых работ, строительства объектов).

При согласии лицензиара лицензиат может дать право на применение объекта лицензии третьим лицам – сублицензию на условиях, каковые должны быть оговорены по большей части лицензионном контракте между лицензиатом и лицензиаром.

4) в зависимости от формы установления платежей:

  • лицензионные соглашения на базе роялти (платежи осуществляются иногда);
  • лицензионные контракты на базе паушальных платежей( платеж взимается единовременно).

Текст лицензионного контракта, в большинстве случаев, включает следующие разделы:

1. Преамбула. В преамбуле должны быть отражены полные наименования сторон соглашения и их юридические адреса, намерения сторон. Преамбула заканчивается «стороны договорились о нижеследующем».

2. Определение терминов, применяемых в тексте. В этом разделе приводятся определения понятий, применяемых в соглашении, чтобы не было неоднозначного толкования. К примеру, «продукция по лицензии», «технологический процесс» и т.п.

3. Предмет соглашения. Тут должны быть четко выяснены объект лицензии, вид лицензии (необыкновенная, неисключительная), территория, территории экспорта, право продажи сублицензии и т.д.

4.Техдокументация. Раздел содержит сведения о сроках предоставления техдокументации, количестве экземпляров, требования к стандартам и т.д.

5.улучшения и Усовершенствования. В этом разделе определяются взаимоотношения сторон лицензионного соглашения при создании новых технических ответов, относящихся к продукции по лицензии, технологическому процессу либо особому оборудованию.

6. Гарантии и ответственность. Содержит патентно-правовые, технические и экономические обеспечения, предоставленные лицензиаром, гарантии лицензиата и ответственность сторон за нарушение обеспечений.

7. Техпомощь в освоении продукции по лицензии. В разделе определяются объём и виды техпомощи, которая связана с освоением производства продукции по лицензии на фирмах лицензиата.

8. Платежи (расчеты сторон). есть главным разделом, предусматривающим денежную часть лицензионного соглашения: сумму вознаграждения, вид, сроки и порядок выплаты платежей.

9. налоги и Сборы. Раздел касается уплаты сборов и налогов, которые связаны с выполнением и заключением лицензионного соглашения, переводом платежей и обменом валюты на счет лицензиара.

10. отчётность и Информация. В этом разделе устанавливается порядок и обязанность предоставления лицензиатом информации об применении лицензии за отчетный период , которая включает сводные бухгалтерские информацию о произведенной, реализованной либо использованной продукции по лицензии, продажные стоимости.

11. Обеспечение конфиденциальности. Предусматриваются обязательства сохранять конфиденциальность взятых от партнера сведений, техдокументации, знаний, опыта.

12. Защита передаваемых прав. В разделе оговаривается признание действительности прав лицензиара, вытекающих из патентов или других охранных документов, обязательства по принятию мер сторонами при противозаконного применения защищенных охранными документами объектов промышленной собственности.

13. Реклама. Тут предусматриваются обязательства лицензиата рекламировать за собственный счет создаваемую продукцию для обеспечения ее больших продаж, показывать в рекламных материалах и на продукции, что она произведена по лицензии лицензиара.

14. Разрешение споров. Раздел регулирует условия и порядок разрешения всех вероятных споров.

15. условия действия и Срок договора его разрешения. В разделе приводятся срок действия, условия вступления контракта в силу, последствия расторжения окончания и порядок договора срока действия либо досрочного прекращения контракта.

16. Другие условия. В разделе определяется, право какой стороны соглашения будут применять в отношении партнеров по вопросам, каковые не были урегулированы, возможность передачи взятых по лицензионному соглашению прав, другие условия.

Неотъемлемым элементом лицензионного соглашения являются приложения, примерный список которых приведен ниже:

— список патентных заявок и патентов;

— список ноу-хау;

— список техдокументации;

— список особого оборудования;

— гарантированные технико-экономические показатели;

— условия оказания техпомощи.

Текс лицензионного соглашения заканчивается указанием места совершения (подписания), даты, листов и количества экземпляров, языка, на котором составлен текс, адресов мест регистрации партнеров.

Рационализатор – слесарь ФОК МГОКа Владимир Муравьёв


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: