Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение — самая популярная форма безналичных расчетов. При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика либо без открытия банковского счета плательщика — физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.

Платежное поручение (рис. 2.) должно содержать необходимые следующие реквизиты:

Рис. 2. Форма платежного поручения

порядковый номер платежного поручения (для платежных поручений используется сквозная нумерация (1, 2, 3, 4 и т. д.) в течение года) и дата его составления;

сумма денежных средств, перечисляемых по этому платежному поручению;

идентификационный номер плательщика налогов (ИНН)18 и код обстоятельства постановки на учет (КПП), и наименование получателя и плательщика денежных средств, и их платежные реквизиты:

номер банковского счета;

наименование банка, в котором открыт этот счет;

корреспондентский счет и банковский идентификационный код (БИК) банка;

основание осуществления платежа (назначение платежа).

Дата составления платежного поручения имеет большое значение, поскольку в соответствии с действующим законодательством оно вправду и возможно предъявлено в банк в течение 10 дней с данной даты.

Для осуществления перевода денежных средств посредством платежного поручения плательщик обязан представить в обслуживающий его банк заполненные платежные поручения числом, нужном с целью проведения расчетов19, на первом из которых ставятся подписи и печать плательщика (каковые должны совпадать с примерами печати и подписей на банковской карточке). В случае если платежное поручение представляется в банк в течение операционного (банковского) дня, что в каждом банке устанавливается раздельно для каждой группы клиентов, то перевод денежных средств по нему осуществляется в тот же сутки, в другом случае — на следующий рабочий сутки. При выполнении платежного поручения клиента на всех его экземплярах ставится отметка банка об выполнении с указанием даты, в которую был осуществлен перевод денежных средств. Наряду с этим последний экземпляр передается клиенту для отражения операций по списанию денежных средств в его бухгалтерском учете. Помимо этого, клиенту предоставляется выписка с его счета о перемещении денежных средств по нему, в которой указывается следующая информация:

номер и наименование клиента его счета;

дата, на которую составлена выписка;

остаток денежных средств на счете клиента на начало дня;

суммы, зачисленные на счет клиента в течение дня, а также через кассу;

суммы, списанные со счета клиента в течение дня по разным расчетным документам и на иных основаниях;

остаток денежных средств на счете клиента на конец дня.

Порядок осуществления расчетов платежными поручениями возможно представить в виде следующей схемы (рис.3):

Рис. 3 Порядок проведения расчетов платежными поручениями

1. Происхождение обязательства Плательщика перед Получателем по оплате определенной суммы денежных средств (купля-продажа товаров или других сокровищ, оказание услуг, иные основания);

2. Плательщик предоставляет в обслуживающий его банк четыре экземпляра платежного поручения о переводе денежных средств Получателю;

3. Банк Плательщика списывает с его банковского счета сумму платежа, ставит на платежном поручении отметку об выполнении и передает четвертый его экземпляр Плательщику;

4. Банк Плательщика переводит сумму платежа в Банк Получателя и передает ему второй и третий экземпляры платежного поручения. Первый экземпляр с печатью и подписями Плательщика и с отметкой об выполнении остается в Банке Плательщика и подшивается в документы дня;

5. Банк Получателя зачисляет полученные финансовые средства на счет Получателя, ставит отметку об выполнении на взятых экземплярах платежного поручения и передает один из них Получателю, а второй подшивает в документы дня.

Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо — это форма безналичных расчетов, при которой клиент дает обслуживающему его банку поручение осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика денежных средств в пользу клиента.

На данный момент расчеты по инкассо осуществляются на основании следующих видов расчетных документов: платёжного требования и инкассового поручения.

Как инкассовое поручение, так и платежное требование являются требованием кредитора (получателя денежных средств) к должнику (плательщику денежных средств) оплатить сумму задолженности на основании документов, направленных в банк, обслуживающий плательщика. Но эти виды расчетных документов отличаются друг от друга порядком и методом их выполнения.

Для осуществления платежа по платежному требованию требуется, дабы плательщик акцептовал его, т. е. согласился на его оплату. Исходя из этого при получении платежного требования банк, обслуживающий плательщика, обязан предъявить его плательщику чтобы получить акцепт. При согласии оплатить платежное требование плательщик оформляет его автографами лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в соответствии с банковской карточкой, и ставит на нем собственную печать. Затем данное платежное требование оплачивается за счет денежных средств, находящихся на счете плательщика. При отказе плательщика в выдаче акцепта платежное требование с приложенными к нему документами возвращается кредитору (получателю денежных средств). В случае если плательщик соглашается оплатить платежное требование-поручение частично, то кроме печати и подписей он в графе «сумма к оплате» проставляет сумму, подлежащую списанию с его счета.

В случае если это предусмотрено действующим законодательством либо соглашением между покупателем и плательщиком, то платеж по платежному требованию возможно произведен без согласия (акцепта) плательщика. Основание для безакцептного списания указывается в платежном требовании в графе «Основание оплаты».

В отличие от платежного требования списание средств со счета плательщика по инкассовому поручению постоянно осуществляется в безакцептном порядке, т. е. согласия плательщика не нужно, а он только уведомляется о совершённой процедуре. Но в силу для того чтобы порядка выполнения инкассовых поручений они смогут выставляться лишь в строго определенных случаях. В соответствии с действующим на данный момент законодательством инкассовые поручения смогут быть выставлены налоговыми и таможенными органами, внебюджетными фондами, фирмами связи, на основании аккуратного страницы арбитражного суда, а также в случае, если безакцептное списание прямо предусмотрено контрактом между плательщиком и получателем. Наряду с этим к инкассовому поручению прилагаются документы, подтверждающие правомочность его выставления.

1. Происхождение обязательства Плательщика перед Получателем по оплате определенной суммы денежных средств (поставка товаров либо иных сокровищ, оказание услуг, аккуратный лист арбитражного суда, неуплата налогов либо таможенных сборов и т. д.);

2. Получатель денежных средств образовывает инкассовое поручение (платежное требование-поручение) и передает его в собственный банк с приложением нужных документов;

3. Банк Получателя передает все полученные документы в Банк Плательщика;

4. Банк Плательщика уведомляет Плательщика о выставленных на его счет расчетных документах и передает их Плательщику (лишь для платежного требования-поручения);

5. Плательщик акцептует выставленные на его счет расчетные документы (лишь для платежного требования-поручения); Банк Плательщика списывает со счета Плательщика сумму платежа;

6. Банк Плательщика переводит сумму платежа в Банк Получателя;

7. Банк Получателя зачисляет полученные средства на счет Получателя.

Расчеты по аккредитиву

Аккредитив — это форма безналичных расчетов, при которой банк, действуя на основании поручения плательщика денежных средств об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется произвести платежи получателю денежных средств. Банк, выставивший аккредитив, т. е. банк, обслуживающий плательщика, именуется банком-эмитентом. Если расчеты по аккредитиву осуществляет банк, обслуживающий получателя денежных средств, то он именуется выполняющим банком. Аккредитив представляет собой самую сложную и дорогую для клиента форму безналичных расчетов. Исходя из этого расчеты по аккредитиву производятся у нас очень редко и используются, значительно чаще, при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с русским законодательством смогут раскрываться следующие виды аккредитивов:

покрытые (депонированные) либо непокрытые (гарантированные);

отзывные либо безотзывные.

Покрытый (депонированный) аккредитив — это аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет сумму аккредитива (со счета плательщика либо в виде предоставленного ему кредита) в распоряжение банка получателя денежных средств (выполняющий банк), что и обязан проводить расчеты с получателем средств в соответствии с условиями аккредитива.

Непокрытый (гарантированный) аккредитив — это аккредитив, при котором выполняющий банк приобретает право списать сумму аккредитива с открытого у него корреспондентского счета банка-эмитента.

Отзывный аккредитив — это аккредитив, что возможно поменян либо отменён банком-эмитентом без предварительного согласия и без уведомления получателя денежных средств. В случае если в аккредитиве не указано, к какому виду он относится, то он по определению есть отзывным. Выполняющий банк обязан проводить иные операции и платежи по отзывному аккредитиву, в случае если к моменту их совершения он не взял уведомление об трансформации условий либо об аннулировании аккредитива.

Безотзывный аккредитив — это аккредитив, что не может быть поменян либо отменён без согласия получателя денежных средств по нему.

порядок расчётов и Срок действия по аккредитиву устанавливаются в соглашении между получателем и плательщиком денежных средств, в котором кроме этого оговаривается следующее:

наименование банка-эмитента;

способ и вид аккредитива его выполнения;

метод извещения получателя денежных средств об открытии аккредитива;

условия раскрытия аккредитива, т. е. полный список и правильную чёрта документов, предоставляемых получателем для получения денежных средств по аккредитиву;

сроки предоставления указанных выше документов.

Для открытия аккредитива плательщик предоставляет в обслуживающий его банк (банк-эмитент) заявление строго установленной формы, в котором, кроме условий, определенных получателем и плательщиком в заключенном между ними контракте, указывается следующая информация:

номер соглашения между получателем и плательщиком;

наименование получателя денежных средств;

наименование выполняющего банка;

обязательства получателя денежных средств, каковые подлежат оплате посредством аккредитива при их выполнении.

Условиями аккредитива возможно предусмотрен акцепт плательщика. В этом случае выполняющий банк, кроме проверки соответствия представленных получателем документов условиям раскрытия аккредитива, для осуществления платежа по аккредитиву обязан взять согласие плательщика на его проведение.

В случае если в течение срока действия аккредитива он не был выполнен, то таковой аккредитив закрывается, и его сумма возвращается на счет плательщика.

1. Получатель и Плательщик денежных средств заключают между собой соглашение (купли-продажи либо оказания услуг), расчеты по которому предусматриваются в форме аккредитива;

2. Плательщик предоставляет в обслуживающий его банк (Банк-эмитент) прошение об открытии аккредитива, на основании которого Банк-эмитент списывает финансовые средства, составляющие сумму аккредитива, со счета Плательщика;

3. Банк-эмитент передает Выполняющему банку экземпляр заявления об открытии аккредитива и переводит ему сумму аккредитива;

4. Выполняющий банк извещает Получателя денежных средств об открытии аккредитива в его пользу;

5. Получатель выполняет собственные обязательства перед Плательщиком согласно соглашению, указанному в пункте 1, т. е. осуществляет поставку товаров либо иных сокровищ либо предоставляет услуги;

6. Плательщик передает Получателю документы, указанные в условиях раскрытия аккредитива;

7. Получатель передает эти документы в Выполняющий банк, что контролирует их правильность и полноту оформления;

8. При соответствии представленных документов условиям раскрытия аккредитива Выполняющий Банк зачисляет сумму аккредитива на счет Получателя.

В случае если выполняющий банк произвел платеж либо осуществил иную операцию в соответствии с условиями аккредитива, то банк-эмитент обязан компенсировать ему понесенные затраты. Указанные затраты, и иные затраты банка-эмитента, которые связаны с выполнением аккредитива, возмещаются плательщиком. В большинстве случаев, плательщик платит банку-эмитенту определенную рабочую группу, которая, кроме компенсации перечисленных выше затрат, включает в себя определенную прибыль банка-эмитента и выполняющего банка за проведение расчетов по аккредитиву.

Расчеты чеками

Чек — это полезная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя обслуживающему его банку произвести платеж упомянутой в нем суммы чекодержателю. Чеки смогут применять как физические, так и юридические лица. Расчеты чеками между физическими лицами не допускаются.

Бланки чеков печатаются на типографии Гознака по единому примеру и являются бланками строгой отчетности. Наряду с этим любой из них имеет собственные неповторимые номер и серию. Чеки, в большинстве случаев, оформляются в виде чековой книжки, содержащей определенное количество бланков чеков, каковые юридические и физические лица берут в обслуживающем их банке.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством расчеты чеками производятся за услуги и товары. Клиент либо клиент (потом — чекодатель) выписывает продавцу либо исполнителю (потом — чекодержатель) чек на сумму цены поставленных товаров либо сделанных одолжений. Чекодержатель предъявляет чек в банк, что осуществляет его оплату. Чекодатель либо чекодержатель смогут запретить оплату чека наличными финансовыми средствами методом проставления на его лицевой стороне надписи «расчетный». Зачеркивание данной надписи не допускается.

На территории РФ чек подлежит оплате в течение:

10 дней — если он выписан на территории РФ;

20 дней — если он выписан на территории стран — участников СНГ;

70 дней — если он выписан на территории иного страны.

Чекодатель может установить определенный банк-плательщик по чеку. Это достигается посредством кроссирования. Кроссирование производится двумя параллельными линиями на лицевой стороне чека, между которыми вписывается наименование банка-плательщика. Банк может принять кроссированный чек к оплате лишь от собственного клиента либо от другого банка. Это указывает, что в случае если чекодержатель не есть клиентом банка-плательщика, то он может предъявить чек к оплате лишь через обслуживающий его банк.

Порядок осуществления расчетов чеками

1. Банк и Чекодатель заключают между собой соглашение, в соответствии с которым Банк обязуется оплачивать чеки, выписанные Чекодателем. Банк выдает Чекодателю чековую книжку;

2. Чекодержатель осуществляет поставку товаров либо оказывает определенные услуги Чекодателю;

3. Чекодатель оплачивает их цена методом выписки чека Чекодержателю на соответствующую сумму;

4. Чекодержатель предъявляет чек в Банк-плательщик для оплаты;

5. Банк выплачивает Чекодержателю сумму, указанную в чеке;

6. Банк и Чекодатель реализовывают между собой расчеты по оплаченным Банком чекам.

Банк может осуществлять оплату чеков, выписанных Чекодателем, за счет следующих источников:

денежных средств, депонированных чекодателем на особом счете;

остатка денежных средств на счете чекодателя, открытом в банке-плательщике;

за счет собственных средств, каковые считаются предоставленными чекодателю в долг. В этом случае банк и чекодатель должны заблаговременно согласовать между собой ставку за пользование этим кредитом и сроки его погашения.

Напоследок напомним, что расчеты чеками как форма безналичных расчетов на данный момент в Российской Федерации фактически не употребляется. Чек низведен до заявления на снятие наличных денежных средств. Кроссирование же производится методом простановки штампа банка на каждом бланке чека при выдаче клиенту чековой книжки.

3. Среди новых форм безналичных расчетов самый распространенной и деятельно применяемой являются расчеты с применением банковских карт.

Платежная (пластиковая, банковская) карта — это средство, предназначенное для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет обладателя карты.

Осуществлять эмиссию платежных (пластиковых, банковских) карт в РФ смогут лишь кредитные организации. Банки смогут производить банковские карты, предназначенные как для физических, так и для юрлиц (корпоративная карта) при условии, что их лицензия разрешает осуществлять расчеты по квитанциям указанных лиц. По виду проводимых расчетов платежные карты возможно поделить на два типа:

1) расчетная карта — банковская карта, разрешающая ее держателю (физическому лицу либо уполномоченному представителю юрлица) распоряжаться финансовыми средствами на намерено открытом для этого счете в пределах расходного лимита, установленного банком-эмитентом, для оплаты товаров, одолжений, расходов и командировочных расходов представительского характера и/либо получения наличных денежных средств. Этот тип карт в интернациональной практике носит название дебетовых карт;

2) пластиковая карта — банковская карта, разрешающая ее держателю (физическому лицу либо уполномоченному представителю юрлица) осуществлять операции в размере предоставленной банком-эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного банком-эмитентом в соответствии с условиями контракта с обладателем карты, для оплаты товаров, одолжений, расходов и командировочных расходов представительского характера и/либо получения наличных денежных средств.

Банк кроме этого может производить дебетно-пластиковую карту, которая разрешает ее держателю распоряжаться как средствами на особом счете, так и кредитом, предоставленным ему банком-эмитентом.

Расходный лимит, упомянутый при описании главных типов платежных (пластиковых, банковских) карт, представляет собой большую сумму денежных средств, дешёвую держателю карты в течение определенного периода времени для совершения операций с применением банковских карт. Также определения в расчетах посредством пластиковых карт употребляется ряд других своеобразных понятий, главные из которых мы предлагаем разглядеть.

Авторизация — процедура выдачи банком-эмитентом разрешения на проведение операции с применением банковской карты. При осуществлении процедуры авторизации появляется обязательство банка-эмитента по оплате расчетных и иных документов, составленных с применением банковской карты (слипов).

Эта процедура может проводиться в двух режимах:

1. On-line, при котором нужна сообщение с банком-эмитентом карты (электронная либо по телефону). Карточки, применяющие этот режим авторизации, именуются магнитно-штриховыми;

2. Off-line, при котором не нужно сообщение с банком-эмитентом карты, поскольку сама карта, правильнее, особое устройство на ней — чип, дает разрешение на проведение операции. Карточки, применяющие этот режим авторизации, именуются чиповыми, либо смарт-картами.

Большая часть платежных карт, применяемых в мире, являются магнитно-штриховыми. Широкое внедрение чиповых карт сдерживается тем, что интернациональные платежные совокупности не смогут договориться о едином стандарте микросхем (чипов), каковые будут в них употребляться.

POS (Point Of Sale) — предприятие торговли либо сферы одолжений, которое в соответствии соглашением с банком-эквайрером принимает в качестве оплаты за собственные товары либо услуги документы, составленные с применение банковских карт.

POS-терминал — устройство, устанавливаемое в точке обслуживания карты (POS), которое предназначено с целью проведения авторизации, передачи и записи информации о совершённых с применением банковской карты операциях в процессинговый центр (и потом в банк-эмитент), выдачи слипов.

Банкомат — многофункциональный банковский автомат, предназначенный для совершения без участия представителя кредитной организации операций по приёму и выдаче наличных денежных средств, составления документов по операциям с применением банковских карт, выдачи информации по счету, осуществления безналичных платежей и т. д. Значительно чаще банкомат употребляется для выдачи наличных денег, совершения платежей либо получения информации по счету. При выдаче наличных денег либо при проведении иных операций посредством пластиковых карт банкомат, кроме этого как и POS-терминал, выдает слип.

Слип (квитанция POS-терминала либо банкомата) — расчетный документ, составляемый посредством банковской карты и подтверждающий проведение операции с ее применением. Слип обязан содержать необходимые следующие реквизиты:

идентификатор POSа либо банкомата;

дата совершения операции;

валюта и сумма операции;

код, подтверждающий авторизацию операции банком-эмитентом;

реквизиты банковской счёта и карты, допустимые правилами безопасности;

подпись держателя карты (отсутствует в слипе, выдаваемом банкоматом). Эквайринг — это деятельность кредитной организации (банка), включающая в себя осуществление расчетов с POSами по операциям, совершаемым посредством банковских карт, и осуществление операций по выдаче наличных денег держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной кредитной организации. Кредитная организация (банк), осуществляющая эквайринг, именуется эквайрером.

Процессинговый центр — юрлицо либо его структурное подразделение, которое снабжает информационное и технологическое сотрудничество между главными участниками расчетов с применением банковских платежных карт (расчетными банками, банками-банками и эмитентами-эквайрерами). Помимо этого, в процессинговом центре осуществляется процессинг, воображающий собой деятельность по сбору, рассылке и обработке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.

Расчетный банк — банк либо другая кредитная организация, которая проводит взаиморасчеты между участниками расчетов по операциям с применением банковских карт.

Платежная совокупность является совокупностью методов и инструментов, используемых для перевода денег, урегулирования долговых и осуществления расчётов обязательств между участниками экономических взаимоотношений. Платежные совокупности для расчетов по пластиковым картам смогут быть локальными (национальными), действующими на определенной территории (в каком-либо стране), либо интернациональными, действующими в нескольких государствах. Платежные совокупности разных государств отличаются друг от друга из-за различий в уровне экономразвития, изюминок обычаев и банковского законодательства делового оборота. Главными интернациональными платежными совокупностями для расчетов по пластиковым картам являются VISA, MasterCard, AmericanExpress, DinersClub и JCBCard. Платежные карты этих платежных совокупностей употребляются и в Российской Федерации (рис. 2.8). Кроме них в Российской Федерации начинают деятельно внедряться для расчетов платежные карты китайской платежной системы UnionPay.

Наравне с платежными картами интернациональных и зарубежных платежных совокупностей в Российской Федерации широко используются и карты русских платежных совокупностей. Громаднейшее распространение взяли карты платежных совокупностей «Золотая корона» и ПРО100 (платежная совокупность УЭК, оператором которой есть Сбербанк России). Помимо этого, и другие частные российские платежные совокупности, видя возможности развития рынка платежных карт, начинают либо планируют выпуск собственных платежных карт. Пионером в данном вопросе явилась небанковская кредитная организация НКО «Яндекс.Деньги», взявшая в декабре 2015 года лицензию на выпуск карт интернациональной платежной системы MasterCard.

Многие платёжные системы и банки в рамках собственных карточных программ производят кобрендовые карты, воображающие собой карты, производимые банками совместно с одной либо несколькими компаниями-партнерами, каковые при их применении разрешают приобретать от этих компаний бонусы и различные скидки. Самый популярен выпуск кобрендовых карт со следующими компаниями, трудящимися в разных отраслях экономики:

с компаниями. Такие карты самый популярны в Российской Федерации. Они разрешают их обладателям приобретать при пользовании баллы (либо мили) в зависимости от суммы совершённых посредством этих карт операций, а позже обменивать эти баллы (мили) на премиальные билеты либо на улучшение класса обслуживания в самолете;

с магазинами, универмагами, супермаркетами и другими большими торговыми сетями. Такие карты при расчетах по ним в партнерских торговых сетях позволяют приобретать скидки либо накапливать баллы, которыми в будущем возможно расплачиваться в том месте же за приобретения;

с сетями бензоколонок. Механизм их действия подобен рассмотренному выше;

с сотовыми операторами. Рассчитываясь такими картами, их обладатель приобретает баллы, каковые может обменивать на бесплатные 60 секунд беседы, СМС-сообщения либо другие услуги, установленные бонусной программой, среди них и на приобретение сотового телефона, смартфона либо планшета. Многие кобрендовые карты предусматривают механизм cash-back, т. е. возврат определенного процента от суммы приобретения, идеальной посредством платежной карты, на карту.

В 2015 году в рамках развития Национальной платежной системы (НПС) России начался перевод клиринга по платежным картам интернациональных платежных совокупностей на расчетно-клиринговую платформу, созданную АО «НСПК» (Национальная совокупность платежных карт). С 1 апреля 2015 года на расчеты по ней перешли VISA и MasterСard. В декабре 2015 года АО «НСПК» начало выпуск национальной платежной карты «МИР». Участниками платежной системы «МИР» на момент ее начала и запуска функционирования стали более 30 российских коммерческих банков. Платежная карта «МИР» обязана взять большое распространение в Российской Федерации, а в будущем предусматривается ее выход за предел методом выпуска кобейджинговых карт с интернациональными платежными совокупностями. Соглашения о выпуске кобейджинговых карт «МИР» подписаны с MasterCard, JCBCard и AmericanExpress.

Кобейджинговая карта представляет собой совместную карту двух платежных совокупностей. В принципе это простая карта, трудящаяся в нескольких (в большинстве случаев, в двух) платежных совокупностям и дающая возможность применять с целью проведения операций инфраструктуры обеих платежных совокупностей. Кобейджинговая карта сводит фактически к нулю возможность неприятностей в расчетах для ее обладателя, поскольку в случае если одна совокупность отключается, то у обладателя остается возможность пользоваться второй.

Чтобы стать обладателем пластиковой (банковской) карты, юридическое либо физическое лицо должно открыть в банке-эмитенте особый банковский счет для расчетов по операциям с применением карт, заключив наряду с этим соответствующий соглашение банковского счета (контракт на расчетно-кассовое обслуживание), контракт вклада, кредитный либо другой соглашение, предусматривающий осуществление операций с применением банковских карт. Наряду с этим банк-эмитент выдает банковскую карту ее обладателю, что приобретает право ее применения, а сама карта остается собственностью банка. При выдаче карты осуществляется ее персонализация, т. е. нанесение данных, разрешающих идентифицировать ее держателя (тиснение, нанесение визуальной (графической) информации, кодирование магнитной полосы либо электронной схемы). Помимо этого, каждой карте присваивается ПИН-код — персональный идентификационный номер, что предоставляет держателю карты возможность ее обслуживания в банкоматах либо POSах. Любая карта обязана содержать логотип и наименование банка-эмитента, и наименование платежной системы, которая осуществляет расчеты по ней.

Порядок осуществления расчетов с применением платежных карт

1. Банк-эмитент заключает с Платежной совокупностью соглашение, на основании которого он получает право эмитировать платежные карты, обслуживаемые данной Платежной совокупностью;

2. Обладатель карты открывает в Банке-эмитенте особый банковский счет и заключает с ним контракт на обслуживание; Банк-эмитент выдает Обладателю карты банковскую карту;

3. Обладатель карты, хотя взять товар, услугу либо наличные деньги, предоставляет в POS либо вставляет в банкомат банковскую карту и вводит собственный ПИН-код;

4. POS либо банкомат осуществляет авторизацию карты;

5. При успешного завершения процедуры авторизации POS-терминал либо банкомат списывает сумму сделки с банковской карты и выдает держателю карты слип (что он, в большинстве случаев, обязан подписать). Обладатель карты приобретает товар, услуги либо наличные деньги; банковская карта возвращается Обладателю карты;

6. В конце каждого рабочего дня POS передает в Банк-эквайрер слипы, каковые являются документарным основанием с целью проведения расчетов; 7. Банк-эквайрер осуществляет расчеты с POSом по предоставленным слипам, зачисляя их общую сумму на счет в банке POSа;

8. Банк-эквайрер передает в Процессинговый центр данные о совершённых им расчетах по платежным картам;

9. Процессинговый центр осуществляет процессинг, т. е. обрабатывает всю взятую за сутки данные, формирует итоговые эти с целью проведения взаиморасчетов между банками-участниками Платежной системы и доводит их до всех участников расчетов;

10. Участники расчетов реализовывают погашение обоюдных обязательств, появившихся при проведении операций с применением платежных (пластиковых, банковских) карт;

11. Банк-Владелец и эмитент карты реализовывают между собой расчеты по операциям по платежной карте, принадлежащей Обладателю карты:

по расчетной (дебетовой) карте Банк-эмитент списывает финансовые средства с банковского счета Обладателя карты;

по пластиковой карте Обладатель карты погашает предоставленный ему кредит и уплачивает проценты по нему (это происходит с определенной периодичностью, в большинстве случаев, один раз в тридцать дней).

направляться очень подчернуть, что средства, списанные со особого банковского счета юрлица, значительно чаще считаются выданными под отчет держателю корпоративной карты. Наряду с этим последний обязан отчитаться об их применении и/либо осуществить возврат неизрасходованных средств. Запрещается применение корпоративных карт для выплаты заработной платы и других социальных выплат.

Раздельно разглядим вопрос прибыли, которую приобретают платежная совокупность, процессинговый участники и центр расчетов. Эта прибыль складывается из рабочей группы, которую они приобретают за проведение и организацию расчетов по операциям с применением пластиковых (банковских) карт. Зарубежом плательщиками данной рабочей группе являются сферы услуг и предприятия торговли (POSы), так как они заинтересованы в росте торговых оборотов, что отмечается при применении платежных карт при расчетах с клиентами. POSы уплачивают рабочую группу в виде торговой скидки, которую они перечисляют банку-эквайреру, а тот распределяет ее между остальными участниками. Так как в Российской Федерации аналогичных преимуществ от платежных карт у сферы услуг и предприятий торговли не отмечается, то плательщиками данной рабочей группе являются обладатели карт.

4.

В связи с тем что обычно получатель и плательщик денежных средств обслуживаются в различных банках, при проведении расчетов между ними появляются так именуемые межбанковские расчеты, т. е. расчеты между банками, участвующими в их проведении. Проведение межбанковских расчетов, в соответствии с действующему банковскому законодательству, вероятно тремя дорогами:

1) по корреспондентским квитанциям, открытым в учреждениях Банка России;

2) методом межбанковских корреспондентских взаимоотношений;

3) с применение межбанковского клиринга.

На данный момент большая часть расчетов между банками осуществляется через расчетно-кассовые центры, каковые являются учреждениями Банка России. Сеть расчетно-кассовых центров создана Банком России по территориальному принципу и предназначена с целью проведения безналичных расчетов между банками. Помимо этого, РКЦ осуществляет кассовое обслуживание банков, открывших у них корреспондентские квитанции.

Чтобы стать участником расчетов через РКЦ, банк должен иметь в соответствующем его территориальном подразделении корреспондентский счет, что раскрывается на основании заключенного между ними договора корреспондентского счета. С данного счета РКЦ списывает деньги по платежным документам банка и его клиентов, заведенным в совокупность, и зачисляет поступившие в их пользу финансовые средства.

Первоначально зачисление и списание средств осуществлялось лишь на порейсовой базе. Другими словами банки до определенного времени должны были завести в платежную совокупность все платежные документы, планируемые ими к списанию в пользу вторых банков. В течение установленного времени РКЦ обрабатывал все поступившие платежные документы и в установленное время отправлял банкам выписки, в которых указывались списанные и поступившие платежи. В разных регионах количество рейсов варьировалось в зависимости от количества совершаемых в них внутренних и межрегиональных платежей. Громаднейшее количество рейсов было в Москве. Их число составляло и до сих пор образовывает пять. Это связано с тем, что на столичный регион приходится более половины безналичного платежного оборота в Российской Федерации. Неспешно, с введением современных IT, происходит отход от данной совокупности в пользу совершения платежей в реальном времени, т. е. онлайн. Но в Москве, Санкт-других регионах и Петербурге с солидным платежным оборотом порейсовая совокупность платежей функционирует .

Параллельно с ней Банк России осуществляет активное внедрение совокупности БЭСП. Совокупность БЭСП (Банковских Электронных Срочных Платежей) — это совокупность валовых расчетов в реальном времени, создаваемая ЦБ РФ для ускорения расчетов в русском экономике. Подобные системы действуют уже более чем в 80 государствах мира, а также во всех государствах ЕС и фактически во всех промышленно развитых государствах. В большинстве случаев, оператором и владельцем таких совокупностей есть центральный (национальный) банк. Совокупность БЭСП есть централизованной на федеральном уровне и снабжает валовые расчеты в реальном времени для всех участников, независимо от их расположения.

Участие в совокупности БЭСП для кредитной организации возможно прямым (прямые участники расчетов (ПУР)) либо ассоциированным (ассоциированные участники расчетов (АУР)). Прямые участники расчетов имеют возможность применять все услуги совокупности БЭСП, поскольку они подключены к ней напрямую. Ассоциированным участникам предоставляется возможность пользоваться услугой совокупности БЭСП по проведению расчетного документа с видом платежа «Безотлагательно» через обслуживающие их РКЦ, т. е. они подключены к данной совокупности не напрямую. Соответственно ассоциированные участники не имеют того уровня платежного и информационного сервиса, как прямые.

9.8 Безналичные расчеты


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: