Расположение вопросов в табличной форме.

Вопросы-таблицы, являются тяжёлые вопросы. В то время, когда же они повторяются, появляются дополнительные трудности, не&меньше;занные как с утомлением респондента, рассеиванием внимания, так и с происхождением результата излучения.

Так, к примеру, в одном изучении респондентам трижды предлагался перечень одних и тех же тем. В первом случае требовалось оценить их действенность, во втором оперативность, в третьем — полноту освещения неприятностей. Предъявление этого перечня во второй, а тем более в третий раз позвало у опрощеных чувство, что повторяется не только перечень, но и критерии оценивания. Многие участники опроса, посмотрев на третью таблицу, говорили: «Я вам уже отвечал», «Это уже было» и т. п., пропускали ее, оставляли без ответа.

В пробном изучении стало известно, что первое восприятие перечня 16 газетных тем прося оценить полноту их освещения на страницах газеты уже само по себе привело к. Последующие предъявления этого перечня, а он повторялся в анкете 6 раз (направленные на обнаружение оценок достаточности публикаций по темам, согласия с позицией авторов и т. п.), в итоге превратились в значительное препятствие для ответа.

Однообразие заполнения таблиц ведет к тому, что повышается опасность взять механические заполнения, бездумные ответы. Избрав в один раз для ответа оценку «3», респондент может ее фиксировать в течении всей таблицы независимо от того, какова настоящая оценка а также независимо от содержания вопроса.

Неприятность монотонности. С эффектом излучения связано в значительной степени и влияние единообразных вопросов на ответы опрощеных. Как при с таблицами, так и во многих вторых, в особенности в то время, когда респонденв том месте предлагается пара вопросов, сформулированных по одной и той же синтаксической схеме, анкета оказывается монотонной. Это ведет к повышению доли непродуманных ответов либо их пропуску. Чтобы преодолеть монотонность, рекомендуются следующие приемы: «разбавлять» таблицы и вопросы, заданные в однообразной синтаксической форме, вторыми вопросами; варьировать категории для ответа (в первом случае попросить респондента выразить согласие либо несогласие, во втором — оценить, в третьем — решить, правильно либо неверно то либо иное утверждение, в четвертом сформулировать ответ самостоятельно и т. п.); шире применять разнообразные функционально-психотерапевтические вопросы, «гасящие» взаимовлияние ответов; разнообразить оформление анкеты.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

С позиций опрощеных все вопросы представляют собой задачи, требующие ответы. Действия различных вопросов на людей неодинаково, как неодинаково и отношение различных людей к одним и тем же вопросам. Одни из вопросов требуют большого умственного напряжения, другие нет. От их соотношения сильно зависит, будет ли человек трудиться с анкетой либо отложит ее, чуть начав заполнять, сделав вывод, что она для него через чур сложна либо, наоборот, несложна, неинтересна либо тенденциозна.

Чтобы создать и поддерживать интерес к анкете, снимать появляющееся напряжение, переводить респондента от одной темы к второй, в анкете используются особые вопросы, названные функционально-психотерапевтических.

В отличие от содержательных вопросов, нацеленных на получение искомых сведений, и вопросов контрольных, эти сведения осуществляющих контроль, функционально-психологические вопросы помогают не столько для сбора сведений, сколько для обеспечения взаимоотношений общения между исследователем и респондентами. Эти вопросы помогают не только побуждением к ответам. Они содержат оправдания высказываний: и разнообразную информацию пояснения социолога, обращенные к респондентам, кое-какие комментарии воспринимаются как показатели более симметричного общения, более равноправного, обмена информацией.

К функционально-психотерапевтическим относятся контактные вопросы и вопросы буферные.

Контактные вопросы. Любое общение начинается с фазы адаптации (приспособления), в ходе которой социолог реализует серьёзные цели: формирует у респондентов мотивацию участия в опросе, готовит их к исследованию. Эта фаза предусматривает восприятие обращения к респондентам, знакомство с целью изучения и инструкцией о заполнении анкеты.

На основании первого (нескольких начальных) вопроса анкеты респондент производит первое чувство о грядущей работе. Исходя из этого тут очень принципиально важно, дабы чувство это было благоприятным. Как этого достигнуть посредством анкетных вопросов?

Социологи поймут значение первого вопроса и стремятся сделать его самоё простым. Первый вопрос оказывается контактным, т. е. цель его — установление контакта с респондентами. Такая особенность отдельных ответов на вопросы, как их взаимообусловленность, разрешает социологу рассчитывать, что в случае если респондент трудится с первым вопросом, он может продолжить работу и с остальными. Следовательно, первому вопросу нужно выделить особенное внимание. Он обязан отвечать определенным требованиям.

Во-первых, контактный вопрос должен быть весьма простым. Тут довольно часто употребляются вопросы, касающиеся сведений чисто событийного характера — к примеру, стажа работы, района местожительства. Уместны кроме этого и вопросы о привычках, на каковые отвечают значительно чаще в полной мере открыто, о занятиях в свободное время и т. п. Во многих случаях целесообразным оказывается вопрос об интересе опрощеных к тем либо иным проблемам.

Во-вторых, контактный вопрос должен быть весьма общим, т. е. касаться всех опрощеных. Исходя из этого нежелательно затевать анкету с вопроса-фильтра (кроме того в случае если покинуть в стороне тот факт, что наличие фильтра в начале анкеты говорит об отсутствии исчерпывающей инструкции анкетеру относительно подбора опрощеных, тут принципиально важно подчернуть, что ответ «нет» может очень плохо оказать влияние на последующие ответы. Дело в том, что в начале общения стороны, заинтересованные в продлении контакта, открывают как возможно больше того, что имело возможность бы быть использовано в качестве их совместной чёрта.

Контактный вопрос рекомендуется делать такими широким, дабы на него имел возможность ответить любой респондент. Отвечая, человек начинает верить в собственную компетентность, ощущать себя с уверенностью. У него появляется желание развивать собственные мысли дальше, высказываться полнее. Поэтому анкету лучше затевать с того, что принимается всеми, что самый ясно.

ответ и Первый вопрос на него очень ответственны для предстоящего общения. Интерес респондента возможно позван не только самим содержанием общения — исследованием в целом, но и его предлогом — содержанием первого вопроса. Потом, при установлении контакта, предмет начальной дискуссии, в связи с которым возникли отношения сотрудничества, общения, возможно заменен вторым. Но сам тон контактного сотрудничества сохраняется.

Основанное на уверенности и интересе в собственных силах контактное сотрудничество формирует благоприятный во многих отношениях фон для реализации целей опроса. Облегчаются ответы на вопросы, снимается напряженность (сами респонденты будут считаться, что вопросы уже не кажутся им «ужасными»), появляется независимая потребность развивать собственные мысли, выражаться полно и по существу.

Вовсе не обязательно, дабы контактные вопросы содержали искомую данные. Основная их функция — в облегчении сотрудничества. Ответы на контактный вопрос вовсе не обязательно вовлекать в научный анализ в связи с содержательными проблемами. Иначе, в методическом замысле эти ответы имеют громадное значение: в зависимости от их содержания возможно выяснить отношение опрашиваемых к опросу, его авторитет на их добросовестность, честность и т. п.

Буферные вопросы. Достаточно редко анкета не редкость посвящена какой-то одной теме. Но кроме того в рамках одной темы обсуждаются разные нюансы. Резкие и неожиданные переходы с одной темы на другую смогут произвести на опрощеных негативное чувство. Так как в простой беседе «перепрыгивание» с темы на тему довольно часто расценивается как показатель низкого культурного уровня человека, его невнимания к собеседнику. Такая манера не столько рвение к общению, на базе учета заинтересованностей собеседника, сколько попытка самоутверждения, самовыражения, эгоистичное домогательство — «выжать» из собеседника все, что интересует говорящего. Дабы высвободить респондента от аналогичных ощущений, в анкете применяются так именуемые буферные вопросы.

Буферные вопросы предназначены для смягчения взаимовлияния вопросов в анкете. Во-первых, как уже сообщено, они играют роль собственного рода «мостиков» при переходе с темы на тему. К примеру, по окончании дискуссии последовательности производственных неприятностей дается такая формулировка: «Свободное время — это не только время, нужное нам для восстановления затраченных на работе сил. В первую очередь, это возможность для всестороннего развития личности. Исходя из этого просим Вам ответить на последовательность вопросов о занятиях кроме работы».

Посредством буферного вопроса (в таковой функции тут выступал не фактически вопрос, а преамбула к нему) исследователь поясняет респондентам движение собственных мыслей. Тем самым он применяет простое и одновременно с этим достасовершенно верно действенное средство для у них впечатлений о большей симметричности общения. Посредством таких «буферов» исследователь не просто культурно предлагает респондентам перевести внимание на другую тему, но и поясняет, для чего это необходимо. К примеру, по окончании вопросов о досуге дается такая формулировка: «Солидную часть собственной жизни человек проводит на работе. радости и Огорчения, неудачи и успехи в труде небезразличны для нас. Исходя из этого неудивительно, что мы желаем поболтать с Вами о работе».

Во-вторых, буферные вопросы предназначены чтобы нейтрализовать эффект излучения. При таких условиях в качестве буферных смогут выступать каждые содержательные вопросы, не связанные конкретно с тем предметом, что обсуждается в вопросах, взаимовлияние которых предполагает социолог.

1С: программное трансформацию элементов и форм


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: