Рассмотрим виды экспериментов.

u
Опыт «до — по окончании» без контрольной группы. Измерение показателей у каждой особи в группе первый раз выполняют перед действием экспериментального фактора, а второй раз — по окончании него. Для подтверждения догадки о влиянии экспериментального фактора сравнивают определяемые показатели до и по окончании действия.

u Опыт «до — по окончании» с контрольной группой. Исходно формируют две группы приблизительно равные по основным особенностям и численности, одна из которых будет контрольной, и в ней экспериментальный фактор не будет функционировать. В обеих группах (контрольная и умелая) измеряют интересующие показатели до и по окончании действия экспериментального фактора. Догадка считается доказанной, в случае если в экспериментальной группе показатели изменились больше, чем в контрольной.

u Опыт «лишь по окончании» с контрольной группой. Измерение показателей создают лишь по окончании первого действия экспериментального фактора. Догадка проверяется при сравнении значений показателей в экспериментальной и контрольной группах. При таких условиях обстоятельством различий возможно не только экспериментальный фактор, но и другие события, но в науке такие обстановки видятся.
постановки эксперимента и Ошибки планирования бывают и у умелых научных сотрудников, не говоря уже о школьниках. Вот самые обычные: использование неправильных методик, неверное формирование выборок, различные условия судьбы для контрольной и умелой групп, неточное проведение анализов, измерений, неверные расчеты, описки, перепутывание материалов.
В научных работах принято воображать не личные результаты, а лишь статистически обработанные и обобщенные — к примеру, средние арифметические, доли в процентах и т. д. Не разрещаеться публиковать индивидуальные эти участников опыта (ФИО и т. д.), они должны быть лишь в лабораторном издании. Как правило результаты воображают в виде таблиц, диаграмм либо графиков, каковые оформляют строго в соответствии с принятыми в науке правилами.
Воображая результаты, акцентируют внимание на главных, важнейших фактах и после этого их обсуждают, другими словами разбирают, сравнивают с результатами подобных изучений, каковые легко возможно отыскать в сети.

Кроме того младшим школьникам совместно с начальником нужно постараться проанализировать результаты и написать хотя бы 2-3 абзаца дискуссии. В случае если в работе взяты результаты, не подтверждающие догадку либо не совпадающие с результатами вторых исследователей, их кроме этого нужно изложить и постараться растолковать обстоятельство несоответствия.

6. Выводы работы — ответы на задачи изучения, главные результаты. Любой вывод — это одна маленькая фраза, ответ на поставленную задачу работы. В выводах не должно быть общеизвестных фактов из книжек, упоминаний о способах, рекомендаций и собственных соображений — лишь констатация главных результатов работы. В случае если взяли непредвиденные результаты, то в окончательном варианте текста нужно задачу и не пугаться — быть может, вы открыли что-то вправду занимательное.

?Ирина ЛЕКАХ, кандидат биологических наук, зам. директора по НМР Обнинской свободной школы, доцент кафедры биологии Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», специалист конференций и конкурсов Малой академии наук «Интеллект будущего»

«Учительская газета», №14 от 5 апреля 2016 года Встречают по одежке Правила оформления текста исследовательской подготовки и работы доклада на конференцию
Завершаем разговор об изучениях, начатый в №5 «Учительской газеты» от 2 февраля 2016 года и в №9 от 1 марта 2016 года. Ирина Леках

Верное оформление текста исследовательской работы так же принципиально важно, как и ее сущность. Встречают, как мы знаем, по одежке. Правила оформления возможно обнаружить сайтах конференций. К сожалению, довольно часто мы сталкиваемся с тем, что не только школьники, но и взрослые люди этих правил не знают либо не выполняют.

Итак, пристально прочтите правила. Решите, на какую секцию вы подаете работу. Обратите внимание, имеется ли ограничения по количеству. Напоминаем, что нет связи между ее оценкой и объёмом работы. Не забудьте о корректности заглавия, подробном оглавлении, верных заглавиях разделов.

Научный текст не литература. Для него характерен особенный стиль изложения — сдержанный, без чувств, обычная лексика и устойчивые речевые конструкции. Не принято писать текст от первого лица (возможно для младших школьников). Возможно применять выражения «мы», «в отечественных опытах», «нами установлено» либо безличные обороты. Очевидно, нужно применять терминологию, но не перегружайте текст сложными и бессчётными терминами. Вся работа должна быть написана в едином стиле. В случае если обзор литературы всецело списан с научных источников, а обсуждение и представление результатов создатель излагает детским языком, то это создаёт нехорошее чувство.
Конечно, никто не требует, дабы младшие школьники писали сугубо в научном стиле. Лучше, если они будут и в письменном тексте, и в докладе более естественны. В полной мере допускаются фразы: «Меня заинтересовало», «Летом я был в деревне и заметил», «Я решил совершить опыт» и т. п., но наряду с этим другие правила и структуру работы выполнять нужно. Граница между детской и взрослой манерой для каждого ребенка лична, твёрдых норм в этом случае нет, но по мере взросления школьника стиль нужно поменять.
Перед отправкой в обязательном порядке нужно проверить текст, отыскать и исправить все неточности, опечатки. К сожалению, в некоторых работах они видятся в огромном количестве, это говорит о руководителя и безответственности школьника, что очень злит критика.
Нужно осознавать, что текст работы на заочном конкурсе и доклад для выступления на конференции оцениваются по различным параметрам.

Каким же должен быть совершенный доклад? Он строится по определенной схеме. Количество зависит от того, сколько времени отведено на выступление. Как правило это 8-10 мин.. Исходя из этого нужно написать всецело целый текст доклада и пара раз отрепетировать, причем вслух, а не про себя. Тогда возможно будет вычислить время.

на данный момент практически все участники делают презентации доклада. Число слайдов приблизительно равняется количеству мин. выступления. Порядок предъявления слайдов соответствует замыслу доклада. Сделав верную презентацию, вы приобретаете практически готовый доклад.

Примерный порядок показа слайдов
1. Титульный слайд — наименование работы, ФИО автора, школа, класс, ФИО научного руководителя с указанием его должности, званий, научной степени.
2. Пара вводных фраз об актуальности работы, значимости данной неприятности (возможно применять текст из «Введения»).
3. Цель и задачи работы, догадка.
4. Черта объекта изучения, краткое описание и перечисление способов работы.
5. Слайды, воображающие результаты работы (таблицы, графики, диаграммы и т. д.).
6. Выводы.
7. Признательности (начальнику, консультанту, всем, кто помогал в работе).

Требования к оформлению слайдов
Презентация исследовательской работы — это не зачет по информатике. Довольно часто приходится видеть презентации поразительно броских цветов, с огромным числом ненужных картин либо слайдами со целым текстом. Основное и самое увлекательное в изучении — это результаты. Они должны господствовать в докладе и презентации.
Любой слайд должен иметь заголовок. Лучше не заполнять текстом целый слайд, а делать нумерованные либо маркированные перечни и не злоупотреблять подобными слайдами. Размер шрифта должен быть таким, дабы текст, результаты имели возможность заметить в любой аудитории. Для смыслового выделения фрагментов, числовых разрешённых можно использовать жирный шрифт либо второй цвет. Школьники весьма обожают применять белый шрифт и яркий фон, в качестве фона применять узоры, картины, фотографии. В таковой презентации нереально что-либо осознать. Исходя из этого предпочтительнее чёрный шрифт на ярком фоне. Все слайды должны быть сделаны в одном стиле. Это относится и фона, и шрифта, и таблиц и типов диаграмм.
В презентации, как и в докладе, не должно быть текста из обзора литературы. Это обычная неточность. Главное внимание и время уделяется итогам работы. Их нужно представить так, дабы за 20-30 секунд показа слайда все стало ясно. Исходя из этого если вы воображаете результаты в таблицах, то они должны быть маленькими (максимум 8-10 ячеек), а все цифры собраны максимально большим шрифтом. Не нужно именовать и комментировать все результаты. Важнейшие из них возможно выделить цветом, это сходу завлекает внимание. Таблицы и картинки должны иметь подписи, обозначения, дабы в них возможно было разобраться за время демонстрации слайда. В случае если необходимо в один момент сравнить эти, то на одном слайде возможно разместить пара маленьких графиков либо диаграмм. Результаты в большинстве случаев комментируют и разбирают устно.
До сих пор кое-какие участники уверены в том, что анимация — это «особенный шик». Но мода на высыпающиеся буквы, выплывающие прочие эффекты и фразы закончилась. Не нужно, дабы в работе о сколиозе на каждом слайде прыгали скелеты и т. п. Без крайней необходимости не нужно использовать ни звук, ни анимацию. Они лишь мешают восприятию результатов. Чувство меры принципиально важно неизменно, в особенности в области науки.
В презентации не должно быть множества слайдов с фото автора работы, каковые у специалистов именуются «домашний альбом». Продемонстрируйте 2-3 фотографии, не более. А вот фотографии объекта изучений — растений, животных, время от времени самих результатов — должны быть в обязательном порядке. И не нужно в презентациях и текстах работ предъявлять все прошлые дипломы автора на иных конференциях. Оценивается лишь конкретная работа, а не прошлые успехи.
Рекомендуется пронумеровать все слайды презентации. В некоторых случаях полезно сделать запасные слайды с результатами, каковые не вошли в доклад, но смогут воображать интерес и привести к вопросам, либо с вариантами продолжения изучения. Это говорит о том, что создатель замечательно разбирается в теме, предугадывает вопросы, видит возможности развития работы.
Завершив оформление презентации, нужно представить себя слушателем в аудитории и оценить все со стороны. Просмотрите слайды через проектор. Прекрасно ли все видно из последнего последовательности? Может ли не привычный с работой человек разобраться в сути изучения, оценить выводы и результаты за время показа слайдов? Помните, что создатель знает собственную работу и ему все ясно, но остальные видят и слышат ее в первоначальный раз.

На очной конференции оценивается прежде всего сам доклад. Исходя из этого свободная манера намного лучше, чем чтение с страницы либо слайдов. У кого-то эта свойство врожденная. Остальным необходимо тренироваться. Докладчику направляться обращаться к аудитории, а не к специалистам (не следует по школьной привычке наблюдать на преподавателя и ловить его реакцию). Не обязательно надевать белую блузку и чёрную юбку, но поведение и внешний вид должны соответствовать официальному мероприятию. Рекомендуем прийти в аудиторию до начала совещания, оценить ее размер, освещение, проверить, раскрывается ли презентация на компьютере. На всякий случай лучше иметь дубликаты распечатанного презентации и текста работы на различных носителях.
Школьникам (особенно интровертам, стеснительным) нужно тренироваться, дабы отработать нужную громкость голоса, ясные интонации, обучиться заострять внимание слушателей на самых занимательных моментах работы. Нужно смотреть за чистотой речи, избегать избыточного потребления зарубежных терминов, слов-паразитов, сложных по конструкции предложений либо бытовых выражений.

По окончании доклада принято задавать вопросы, и совсем не чтобы завалить, как думают многие школьники, а дабы уточнить то, что не осознали либо не услышали, лучше разобраться в подробностях работы, предложить вероятные методы устранения недочетов либо пути продолжения изучения. Исходя из этого начальникам нужно учить собственных подопечных не только делать доклады, но и отвечать на вопросы.
В случае если участник замечательно доложил работу, но позже не смог ответить на вопросы, это ухудшает чувство и снижает оценку. Одно дело — оценка текста, оформления и результатов работы, и совсем второе — устный доклад. Возможно стать лауреатом заочного конкурса и потеряться на конференции. А возможно и напротив, поскольку на конференции оценивают и саму работу, и ее представление автором.

Критерии оценки выступлений на совещаниях секций:
— соблюдение регламента и структуры доклада;
— грамотность и сложность исполнения работы, соответствие возрасту, степень самостоятельности;
— владение знаниями по теме изучения, научной терминологией;
— грамотная обращение;
— выразительность и артистизм выступления;
— высокий уровень качества ответов на вопросы;
— грамотное исполнение презентации.
И преподавателям, и школьникам нужно не забывать, что на общероссийских конференциях специалисты оценивают не самого школьника, а конкретную ее представление и работу. Довольно часто они рекомендуют, как улучшить работу, в каком направлении продолжить изучение.
Конференции МАН «Интеллект будущего» существуют уже 30 лет. Мы видим, как увеличивается уровень работ, что говорит и о росте компетентности начальников. Многие дети благодаря исследовательской деятельности, участию в конференциях не только повысили самооценку, обучились трудиться, но и выбрали жизненный путь.

?Ирина ЛЕКАХ, кандидат биологических наук, зам. директора по НМР Обнинской свободной школы, доцент кафедры биологии Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», специалист конференций и конкурсов Малой академии наук «Интеллект будущего»

«Учительская газета», №48 от 1 декабря 2015 года Громадный таковой секрет Как вырастить таланты, знают их поклонники
На калужской почва в наукограде Обнинск создана страно благоприятная питательная среда для сердца и ума, весьма органичная для одаренных детей и для помогающих им реализовать собственный потенциал взрослых. Раз за разом замечаешь это действо и не устаешь удивляться энтузиазму, работоспособности, потоку и позитиву организаторов чемпионата и идей участников «творчество и Познание», что каждый год выполняют Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» и центр образования, культуры и науки «Обнинский полис» в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Тут взрослые оказывают помощь детям увеличить границы мира, попытаться себя в новом деле, учат аргументированно отстаивать собственный вывод, гордиться собственными удачами и честно радоваться победам соперников, каковые становятся хорошими приятелями. Тут нет формального деления на учеников и учителей: всех объединяют неспециализированный интерес, неспециализированные цели, желание удивляться, потребность задавать вопросы и искать ответы. Ко мне стремятся привезти юные дары самые преданные поклонники их талантов — преподавателя. «Мы довольно много ездим на самые различные фестивали, олимпиады и конкурсы, но таковой горячей, домашней воздуха нет больше нигде. И таковой насыщенной, сложной, занимательной программы для детей и для нас также» — это неспециализированное вывод педагогов раздалось в завершение турнира. Анна Еланская

Петр Гремченко с увлечением говорит о минералах

Чемпионат состоялся в прекраснейшем заповедном уголке Калужской области — парк-отеле «Яхонты Таруса». Ежедневно поминутно расписан с 8 утра до 8 вечера. Больше 250 участников 3-дневного интеллектуального марафона дышали одним воздухом соревновательного азарта, интереса, жажды продемонстрировать собственные успехи и обучиться новому. На равных боролись за победу парни 5-11-х классов из Обнинска и Архангельска, Жукова и Железногорска, Санкт Петербурга и-Казани, Улан и Качканара-Удэ, Красноусольского и Самары, Похвистнева и Новокуйбышевска, Тосно, Тарко-Сале и Москвы.
В хорошо сбитой рабочий программе чемпионата были запланированы олимпиады, конкурсы, игры, мастер-целая серия и классы предметных турниров: математический, исторический, по русскому литературе и языку, лингвистический — по английскому, биологический, географический и по информационным разработкам.
Также, в регламент прекрасным образом вместились интеллектуально-спортивное творческое командное многоборье «Квазар», игра «Что? Где? В то время, когда?», научное ШОУ, дискотека, запуск светящихся воздушных шаров жажд и весьма памятная творческая встреча с живописцем-мультипликатором, режиссером, актёром и сценаристом, обладателем «Золотой пальмовой ветви» Фестиваля кино в Каннах Гарри Бардиным.
Для преподавателей прошел педагогический семинар на тему «Метапредметные компетенции: требования ФГОС».
А у «Учительской газеты» произошло пара занимательных бесед с ведущими турниров и предметных олимпиад.

Время разбрасывать камни, и время собирать камни
Бурные дискуссии, нескончаемые вопросы, восторженные глаза и, самое основное, интерес к новому делу, другими словами тот самый долгосрочный эффект от всего одной встречи, которая способна развернуть жизнь девчонок и мальчишек в новое русло, — таковы итоги конкурса-игры «По континентам и странам» и мастер-класса «минералы и Горные породы», каковые совершил Петр Иванович Гремченко, учитель географии, член Альянса краеведов России, настоящий член Русского географического общества РАН.
За то время, что Гремченко трудится специалистом в МАН, каких лишь уникальных заданий не напридумывал он для юных исследователей. Вот лишь один пример (удивляйтесь!): олимпиады по кулинарной, военной и арктической географии.
Он стал школьным преподавателем, по окончании того как освоил все тонкости профессии географа, геолога да и всех смежных с ними. Прошел по стране несколько тысячу километров, провел в экспедициях в общем итоге несколько год, просматривал направления в Высшей школе экономики, вел занятия с горными инженерами, знает ответы, думается, на все вопросы, но учится . И может учить.
В школе его жизнь купила совсем второй суть. Само собой разумеется, для получения «допуска к детям», было нужно пройти «перезагрузку», окончить повышения квалификации и курсы переподготовки. В то время, когда видишь, как парни завороженно ловят каждое его слово, осознаёшь, что таковой редкий путь к профессии преподавателя хорош огромного уважения.
Петр Иванович — специалист весьма требовательный. Говорит, что, в то время, когда ему приходилось проводить панорамные уроки на направлениях для преподавателей, никому больше тройки не имел возможности поставить. По причине того, что неправильное, безлюдное это дело — учить географию лишь по книжке. Катастрофически не достаточно преподавателям практических умений и знаний, а отвлечённый преподаватель — это только носитель знаний из книжки. Что тут сообщить, не поспоришь.
С ностальгией вспоминает времена, в то время, когда по всей стране по инициативе и при помощи Министерства геологии проходили геологические олимпиады с участием в один момент до 50 команд, школьные экспедиции: «Детей учили всему, что умели сами: мыть породу, выбирать камни, просматривать карты, осознавать и обожать природу. Вот так, в живом ходе, с погружением подготовились будущие кадры шахтеров. Многие, кстати, пошли в стали и эту профессию классными и высокооплачиваемыми экспертами».
А на вопрос о роли преподавателя в жизни ученика отвечает: «Если ты болен, одержим своим делом, если ты ведешь собственного ученика, он и будет за тобой идти. Никаких вторых дорог нет».
И дети ценят такое важное, взрослое к ним отношение, искренний интерес, желание оказать помощь выбрать собственный путь в жизни, определиться в профессии. Таким преподавателям постоянно хочется захотеть главного: успешных и благодарных учеников. Их у Гремченко много. К слову, преподаватель с ухмылкой вспоминает: «Был у меня таковой увлекательный мальчишка, в 6-м классе взялся за тему «Демография мира». А в 10-м мы с ним уже «скатились» до проекта «Демография 6-этажного дома». Это готовься ребенок для университетской кафедры экономической географии». А какое количество одаренных ребят из неблагополучных семей удалось ему увлечь своим предметом! Именно результат собственного труда преподаватель Петр Иванович Гремченко ставит выше вторых.
Он и его сотрудники делают все, что в их силах, и грезят о том, дабы все дети имели возможность раскрыть собственные творческие и научные свойства, поверить в собственные силы, пройти в жизни.

Да здравствует «Эврикум»!
О быстро набирающем популярность проекте МАН «Эврикум» говорит его создатель Ирина Викторовна Леках, кандидат биологических наук, доцент Университета ядерной энергетики (ИАТЭ), зам. директора Обнинской свободной школы, лауреат президентской программы «Одаренные дети»:
— Так же, как имеется талант музыкальный, художественный, имеется и талант экспериментаторов и естествоиспытателей, и его так же нужно распознать, поддержать и развить. Прекращая приобщать детей к практическим научным изучениям, мы теряем будущих биологов, биотехнологов. Конкурс «Эврикум» — это, по сути, экспериментальные олимпиады, а задания в них — биологические обстановки из настоящей судьбы.
Для младших школьников в конкурсе предусмотрены простые эксперименты и теоретическая часть, каковые возможно сделать хоть в школе, хоть дома на кухне с мамой и с папой. Это, кстати, еще одна цель организаторов конкурса: дабы вся семья планировала совместно и сплачивалась благодаря совместной работе над проектом.
Для более взрослых ребят конкурс составлен фактически по ФГОС и складывается из трех частей: ответ на теоретические вопросы, причем все они межпредметные; описание опытов с объяснением и — по желанию — исследовательская работа. Из каждого для того чтобы задания возможно сделать работу на школьную либо городскую научную конференцию. Но возможно придумать и собственную тему. Сравнительно не так давно одна девочка отправила блестящую работу, в которой изучила дыхательную совокупность детей курящих и некурящих своих родителей. Второй юный исследователь, делая работу о природе мыльных пузырей, так увлекся темой, что сделал экскурс во времени и проиллюстрировал его собственной подборкой из 20 репродукций картин, на которых был отражен сюжет выдувания мыльных пузырей.
А вот, пожалуй, самая «рейтинговая» тема для опыта — «Какие конкретно науки спрятались в борще?». Сперва нужно, само собой разумеется, ответить на теоретические вопросы, совершить серию опытов, а позже сварить и продегустировать борщ. Парни с 3-го по 10-й класс уходят в исполнение данной работы с восторгом и полным погружением. И как вам такая фраза из письма юной конкурсантки: «Сейчас у моей бабушки был сутки рождения, я ей подарила собственный первый борщ!»
На очных турах дети наперебой предлагают решения вопросов «Как без угрозы для здоровья измерить длину питона?», «Что возможно сделать, дабы браконьеры не отстреливали бельков?», «Как сохранить елки в лесу перед Новым годом?».
За последние полгода на конкурс пришло 400 работ, и, что самое необычное, большая часть — из далеких сел и сёл. Какие конкретно красивые, вдохновленные преподаватели у нас, какие конкретно творческие, умные, думающие дети! Для этих детей и их будущего стоит жить и трудиться, это совсем честно, без всякого пафоса.
Смотрите за отечественными публикациями! В одном из следующих номеров «Учительской газеты» в рубрике «Методическая кухня» И.В.Леках поделится своим опытом, даст советы и представит собственного рода «дорожную карту» для организации научно-исследовательской работы с детьми.

Рефлексия
По традиции на всех мероприятиях МАН «Интеллект будущего» организаторы выделяют время для беседы с преподавателями о том, что оказалось, а что нужно скорректировать, как они оценивают результаты чемпионата, какие конкретно он покинул впечатления.
Организаторы задали вопрос:
— Что эти проекты дают вам и вашим детям?
Ответы:
— Это замечательное интеллектуальное погружение!
— Продумана смена деятельности, исходя из этого дети не устают, им все нравится.
— Педагогам принципиально важно взглянуть вторых детей. Это прекрасно, весьма интересно, познавательно.

Уйти, дабы возвратиться
Дети увозят подарки и дипломы, учителя — сертификаты о увеличении квалификации, дружно — хорошее настроение, желание трудиться над новыми проектами и мечту еще раз подарить себе таковой праздник. В буквальном смысле, по причине того, что самый острый и болезненный вопрос — деньги на дорогу. Из всех лишь одна делегация из Казани приобрела денежную господдержку, остальные приехали за собственный счет. Столичные преподаватели, определив об этом, не сдержали чувств: «Преклоняемся перед собственными сотрудниками — это подвиг. Так на большом растоянии, так ответственно… Дети, вы весьма радостные: у вас потрясающие родители и учителя. Цените их!»

В режиме нон-стоп
«Интеллект будущего» просто не может одурачить ожидания школьников и преподавателей, да и статус обязывает, так что творить, созидать, думать, решать возможно хоть ежедневно. Замыслы работы сверстаны до 2017 года, причем много интеллектуальных состязаний по всем предметам и по формированию творческого мышления проводится дистанционно. Заходите на сайт www.future4you.ru. Удачи!

Одаренные дети

Сухой лед — Необычная подборка опытов с сухим льдом! (Химия)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: