Равна ли мысль самой себе (закон тождества)

Первый и самый важный закон логики – это закон тождества, что был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «…иметь не одно значение – значит не иметь ни одного значения; в случае если же у слов нет (определенных) значений, тогда потеряна любая возможность рассуждать между собой, а в конечном итоге – и с самим собой; потому что нереально ничего мыслить, если не мыслить (любой раз) что-нибудь одно». Возможно было бы добавить к этим словам Аристотеля известное утверждение о том, что мыслить (сказать) обо всем – значит не мыслить (не сказать) ни о чем.

Закон тождества говорит, что каждая идея (любое рассуждение) в обязательном порядке должна быть равна (тождественна) самой себе, т. е. она должна быть ясной, правильной, простой, определенной. Говоря в противном случае, данный закон запрещает путать и подменять понятия в рассуждении (т. е. использовать одно да и то же слово в различных значениях либо вкладывать одно да и то же значение в различные слова), создавать неясность, уклоняться от темы и т. п.

К примеру, суть несложного на первый взгляд высказывания Ученики прослушали объяснение преподавателя непонятен, по причине того, что в нем совершить правонарушение тождества. Так как слово прослушали, соответственно, и все высказывание возможно осознавать двояко: то ли ученики пристально слушали учителя, то ли все пропустили мимо ушей (причем первое значение противоположно второму). Получается, что высказывание было одно, а вероятных значений у него два, т. е. нарушается тождество: 1 ? 2. В противном случае говоря, в приведенном высказывании смешиваются (отождествляются) две разные (нетождественные) обстановки.

Совершенно верно так же непонятен суть фразы Из-за рассеянности на турнирах шахматист много раз терял очки. Если не сделать в этом случае никаких комментариев, то неясно, о чем идет обращение: то ли шахматист терял очки как прибор для зрения, то ли – как спортивные баллы; две нетождественные обстановки представляются в этом высказывании как тождественные.

Итак, по обстоятельству нарушения закона тождества появляются подобного рода неясные высказывания (суждения).

В то время, когда закон тождества нарушается непроизвольно, по незнанию, по невнимательности либо по безответственности, тогда появляются легко логические неточности; но в то время, когда данный закон нарушается преднамеренно, с целью запутать собеседника и доказать ему какую-нибудь фальшивую идея, тогда появляются не просто неточности, а софизмы – снаружи верные доказательства фальшивой мысли посредством преднамеренного нарушения логических законов. Приведем пример софизма: 3 и 4 – это два различных числа, 3 и 4 – это 7, следовательно, 7 – это два различных числа. В этом случае, как и в приведенных выше примерах, происходит отождествление нетождественного: неявно либо исподволь смешиваются, уравниваются, представляются как однообразные различные, неравные, неодинаковые обстановки (простое сложение чисел и перечисление чисел), что и ведет к видимости верного доказательства фальшивой мысли.

Обратите внимание, любой софизм, кроме того весьма умный, строится по одной и той же схеме – неявно отождествляются нетождественные обстановки, объекты, явления, события, идеи и т. п., что и ведет к внешней правдоподобности фальшивых рассуждений. Исходя из этого метод разоблачения какого именно угодно софизма достаточно несложен: нужно всего лишь отыскать в рассуждении два объекта, каковые, будучи нетождественными, незаметно отождествляются.

Приведем еще один пример софизма: Что лучше: вечное счастье либо бутерброд? Конечно же, вечное счастье. А что возможно лучше вечного блаженства? Конечно же, ничто! Но бутерброд так как лучше, чем ничто, следовательно, он лучше вечного блаженства. В этом примере кроме этого нарушается закон тождества.

На нарушениях закона тождества строятся не только софизмы и неясные суждения. На них возможно создать разнообразные комические эффекты. К примеру, Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души», обрисовывая помещика Ноз-древа, говорит, что тот был «историческим человеком», по причине того, что, где бы он ни оказался, с ним в обязательном порядке случалась какая-нибудь «история».

На нарушении закона тождества выстроены многие забавные афоризмы. К примеру: Не находись где попало, в противном случае еще попадет.

Тот же принцип лежит в базе многих смешных рассказов. К примеру:

– Я сломал руку в двух местах.

– Больше не попадай в эти места.

Либо таковой анекдот:

– У вас в отеле имеется негромкие номера?

– У нас все номера негромкие, лишь вот постояльцы время от времени шумят.

Как видим, во всех приведенных примерах употребляется одинаковый прием: в однообразных словах смешиваются разные значения, ситуации, темы, одна из которых не равна второй.

Приведем в качестве примеров еще пара смешных рассказов, выстроенных на нарушениях закона тождества.

1. – Ты можешь нырять?

– Могу.

– И продолжительно под водой находишься?

– До тех пор пока кто-нибудь не вытащит.

2. – Ах, эти детские грезы. Сбылась ли хоть одна из них?

– У меня да. В юные годы, в то время, когда мама меня причесывала, я грезил, дабы у меня не было волос.

3. Преподаватель – ученику:

– Из-за чего ты опоздал сейчас в школу?

– Я желал пойти утром с отцом на рыбалку, но он меня с собой не забрал.

– Надеюсь, папа тебе растолковал, из-за чего ты обязан идти в школу, а не на рыбалку?

– Да, он заявил, что червей мало и на двоих не хватит.

4. Бабушка говорит внуку о вреде курения, но он возражает:

– Вот дед всю жизнь курит, а ему уже 80 лет!

Бабушка парирует:

– А если бы не курил, то было бы 90!

5. На экзамене учитель – студенту:

– Ваша фамилия?

– Иванов.

– А чему вы радуетесь?

– Я радуюсь!

– Чему как раз?

– Тому, что верно ответил на первый вопрос.

6. В то время, когда отечественной бабушке было 60 лет, она начала ходить по 5 километров ежедневно. Сейчас ей 80, и мы понятия не имеем, где она.

7. Прапорщик – рядовому:

– Я наблюдаю, товарищ воинов, вы шибко умный!

– Кто, я?

– Ну не я же!

– Прости, я не знал, что она твоя – на ней написано «неспециализированная».

9. Видятся два человека:

– Петя! какое количество лет, сколько зим! Как ты изменился – борода, усы, очки…

– Я не Петя!

– Вот это да! Ты уже и не Петя!

10. Мать – дочери:

– Дочка, данный юноша хромой, косой… И к тому же полный сирота. Не нужно выходить за него замуж!

– А я за красотой не гонюсь, мама!

– Да я не о том, дочка. Юноше и без того не легко в жизни было нужно. Пожалей человека!

Нарушение закона тождества кроме этого лежит в базе многих известных нам с головоломок и детства задач. К примеру, мы спрашиваем собеседника: «Для чего (за чем) находится вода в стеклянном стакане?» – преднамеренно создавая неясность в этом вопросе (для чего – «для чего» и за чем – за каким предметом, где). Собеседник отвечает на один вопрос, к примеру он говорит: «Дабы выпивать, поливать цветы», а мы подразумеваем второй вопрос и второй ответ: «За стеклом».

Предложим отечественному собеседнику такую задачу: «Как 12 поделить так, дабы оказалось 7 без остатка?».

Он, вероятнее, начнёт решать ее так: 12: х = 7; х = 12: 7; х = ? – и сообщит, что она не решается – 12 нереально поделить так, дабы оказалось семь, к тому же и без остатка.

На это мы возразим ему, что задача в полной мере разрешима: изобразим число 12 римскими цифрами: XII, а позже одной горизонтальной чертой поделим эту запись: – ХII-; как видим, сверху оказалось семь (римскими цифрами) и снизу также семь, причем без остатка.

Ясно, что эта задача есть софистической и основана на нарушении закона тождества, поскольку ее математическое ответ не тождественно графическому.

В базе всех фокусов кроме этого лежит нарушение закона тождества. Эффект любого фокуса содержится в том, что фокусник делает что-то одно, а зрители думают совсем второе, т. е. то, что делает фокусник, не равняется (не тождественно) тому, что думают зрители, отчего и думается, что фокусник совершает что-то необыкновенное и таинственное. При раскрытии фокуса нас, в большинстве случаев, посещает досада и недоумение: это было так легко, как же мы своевременно этого не увидели.

Узнаваемый иллюзионист Игорь Кио демонстрировал таковой фокус. Он приглашал из зала человека (не подставного!) и, протягивая ему открытую записную книжку, предлагал написать в том месте что-нибудь. Наряду с этим фокусник не видел, что пишет в книжке приглашенный. Позже Кио просил оторвать из книжки страничку с написанным, вернуть ему книжку, а страничку сжечь в пепельнице. Затем фокусник, к общему удивлению, по пеплу просматривал, что в том месте было написано. Изумленные зрители предполагали, что существует какая-то умная методика прочтения по пеплу либо еще что-нибудь в этом роде. На самом же деле все было значительно несложнее: в записной книжке (через страничку по окончании той, на которой приглашенный делал собственную запись) лежала копирка! И до тех пор пока зрители смотрели за сжиганием оторванной странички, фокусник скоро и незаметно наблюдал в книжке, что в том месте было написано…

Вот еще один фокус – интеллектуальный. Задумайте какое-нибудь число (лишь не большое, дабы не сложно было создавать с ним разные математические операции). Сейчас умножьте это число на 2 и к взятому результату прибавьте 1. Сейчас умножьте то, что оказалось, на 5. Потом у оказавшегося числа отбросьте все цифры, не считая последней, и к данной последней цифре прибавьте 10, позже поделите итог на 3, прибавьте к оказавшемуся числу 2, потом умножьте итог на 6 и прибавьте 50. У вас оказалось 92.

В большинстве случаев, собеседник, которому предлагается таковой фокус, удивляется тому, как вы определили итог, поскольку число, задуманное им, было вам неизвестно. В действительности происходит следующее. Человек задумал некое число (для нас это х ). Потом вы просите его умножить это число на 2. Итог будет четным. Позже вы просите прибавить 1. Итог в обязательном порядке будет нечетным. Потом итог умножается на 5 – а любое нечетное число, умноженное на 5, дает новое число, которое в обязательном порядке будет оканчиваться на 5 (лишь не все об этом не забывают).

Позже вы просите собеседника отбросить у оказавшегося числа все цифры не считая последней и с ней создавать потом разные математические действия. Так, все предстоящие операции делаются с числом 5. Эффект фокуса содержится в том, что ваш собеседник об этом не догадывается и ему так же, как и прежде думается, что вам неизвестно, с каким числом производятся все действия.

Итак, собеседник думает (либо предполагает) одно, вы же делаете второе, и между первым и вторым нельзя поставить символ равенства, т. е. нарушается закон тождества.

Закон тождества проявляет себя кроме того в отечественной повседневной, фактической жизни. К примеру, человек дает обещание и делает его – в этом случае пред нами обстановка тождества (и сообщил, и сделал – что давал слово, то и выполнил: одно тождественно второму, либо 1 = 1 ). Возможно так, что человек не обещает и не делает то, что он не обещает. Эта обстановка – кроме этого проявление тождества (не сказал и не делал, не давал слово и не делал: одно соответствует, либо равняется второму, либо 0 = 0 ). Наконец, часто видится такая обстановка, в то время, когда человек обещает что-то кому-то и наряду с этим не делает обещанного. В этом случае мы замечаем именно нарушение тождества (сообщено было, а сделано не было, одно не равняется второму, либо 1 ? 0 ). Какая из этих трех обстановок самая нежелательная? Конечно же, последняя. В то время, когда человек обещает и делает, он поступает не только нормально, либо адекватно, но еще и прекрасно. В то время, когда он не обещает и не делает, он кроме этого поступает нормально и, если не прекрасно, то – хотя бы честно, поскольку никого не подводит, не заставляет впустую сохранять надежду, на что-то рассчитывать, а позже разочаровываться. В то время, когда же он обещает и не делает, то подводит не только другого, но и себя, поскольку в этом случае он «заявляет» о собственной безответственности, недобросовестности и неорганизованности; с ним в будущем мало кто захочет иметь дело, да и ему будет не за что уважать самого себя. Ясно, что в этом случае речь не идет о неосуществимости выполнить пообещанное в силу каких-то непредвиденных, неожиданных и непреодолимых событий; имеется в виду то, что человек не выполнил обещанное, по причине того, что забыл, не поразмыслил, не вычислил, понадеялся на «может быть» и т. п. Как видим, нарушение тождества в рассмотренной обстановке ведет к тому, что страдает и сам нарушающий, и те, кто его окружает.

Как видим, закон тождества, его многообразные нарушения и соблюдение проявляют себя не только в логике, но и, по большому счету, в самой жизни.

Закон логики: тождество | Блиц-курс логики


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: