Равно как и невежды и бессмысленные погибают

и оставляют имущество собственный вторым. …

И не пребудет в чести человек;

он уподобится животному, которое умолкает окончательно» (Пс 48,8-13).

И еще: цену нашей жизни определяет Сын Человеческий: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и безнравственном, того постыдится и Сын Человеческий, в то время, когда приидет в славе Отца Собственного со святыми Ангелами» (Мк 8,38). Каждый, кто для благ этого мира постыдится исповедать Христа перед этим миром, – как таковой может рассчитывать на признание со стороны Сына Человеческого?

Но на все это кое-какие из слушателей Евангелия имели возможность возразить: Кто нам гарантирует, что в конце все будет как раз так, дабы мы жили в соответствии с словам Иисуса? Возможно, все будет совсем в противном случае? И Царство Божие к Иисусу не будет иметь никакого отношения?

Кто отваживается на такие мысли, страшно заблуждается. Дабы продемонстрировать это со всей определенностью, Марк додаёт следующие слова Иисуса: «И сообщил им: действительно говорю вам: имеется кое-какие из стоящих тут, каковые не вкусят смерти, как уже заметят Царствие Божие, пришедшее в силе». Многие знают это высказывание как указание на Второе пришествие, и это их удивляет: так как при таких условиях Иисус совершил ошибку, по причине того, что Он не возвратился в силе и в славе при жизни тех людей, к каким были обращены эти слова.

Кое-какие обходят эту трудность, толкуя слова Иисуса не в смысле Второго пришествия, но в противном случае. Рассуждают так: Меньше чем за тридцать лет христианство распространилось по всей Малой Азии, в Антиохии, пробралось в Египет, пересекло Средиземное море, достигло Рима и охватило всю Грецию. Христианство, подобно неудержимому приливу, захлестнуло целый тогдашний мир. И все это случилось еще при жизни многих из находившихся. Вопреки всем ожиданиям, христианство явилось в силе. Иисус вовсе не ошибался. Он был совсем не сомневается в том, что все, что нереально людям, вероятно Всевышнему. В таком толковании под «Царством Божиим в силе» понимается Церковь.

Но у евангелиста Марка очевидно идея о втором. Прямо сообщено: вот тут, среди нас, в церкви, для которой пишет Марк, свидетели! Они видели, что Царство Божие уже пришло, и что воистину пришло вместе с Личностью Иисуса Христа. Об этом и повествует следующий рассказ о Преображении Иисуса.

3. Преображение Иисуса (9,2-10) (Мф 17,1-9; Лк 9,28-36).

2 И, по прошествии дней шести, забрал Иисус Петра, Иоанна и Иакова, и возвел на гору высокую очень их одних, и преобразился перед ними. 3 Одежды Его сделались блистающими, очень белыми, как снег, как на земле белильщик не имеет возможности выбелить. 4 И явился им Илия с Моисеем; и разговаривали с Иисусом. 5 При сем Петр сообщил Иисусу: Равви! прекрасно нам тут быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. 6 Потому что не знал, что сообщить; по причине того, что они были в страхе. 7 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Этот имеется Сын Мой любимый; Его слушайте. 8 И, неожиданно взглянув около, никого более с собою не видели, не считая одного Иисуса. 9 В то время, когда же сходили они с горы, Он не приказал никому говорить о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. 10 И они удержали это слово, задавая вопросы друг друга, что означает: воскреснуть из мертвых.

Данный случай из судьбы Иисуса покрыт тайной. Мы можем только постараться осознать его. Марк говорит, что это случилось через шесть дней по окончании события в Кесарии Филипповой. Лука говорит, что это случилось через восемь дней. В этом нет несоответствия. Оба они имеют в виду, – «примерно спустя семь дней». Церковь отмечает сутки Преображения, 6 августа. И, само собой разумеется, не имеет значение, вправду это тот сутки либо нет. Предание кроме этого гласит, что Преображение случилось на горе Фавор. Тут появляются кое-какие трудности. Дело в том, что гора Фавор находится на юге Галилеи, а Кесария Филиппова – на большом растоянии на севере. Помимо этого, на горе Фавор во времена Иисуса пребывала крепость. Но и это все не крайне важно. Ответственнее осознать сущность рассказа.

Он совсем явственно несет на себе черты того жанра рассказов, появившихся в ранней Церкви, каковые в современной библеистике принято именовать «мессианскими историями», либо «историями о Христе». Мы уже виделись с этими рассказами. К примеру, с повествованием о Крещении Иисуса. И мы подмечали, что такие истории, отражая некие факты судьбы Иисуса, подобны не репортажам с места событий, но подобны иконам, на которых символичен и выполнен богословского значения любой штрих, каждое слово. Богословская цель «мессианских историй» очевидна. Их цель – продемонстрировать, что Иисус имеется Мессия, Христос, с Которым на землю приходит Его Царство и Бог.

Пристально вслушаемся в рассказ о Преображении. В нем упоминается некая высокая гора (Фавор либо не Фавор, – какое это имеет значение?). Гора – библейский знак встречи с Богоявлением, место Божественного откровения. Марк говорит, что, в то время, когда Иисус преобразился, другими словами явилась Его Божественная слава, присутствие Всевышнего в Нем, то Его одежды сделались блистающими как снег; а в то время, когда сияние закончилось, всех накрыло облако. Но так как и облако – узнаваемый библейский знак, символ присутствия Божия. Так и Моисей встретил Всевышнего в облаке. В облаке Всевышний явился в скинию. Облако наполнило храм при его открытии, во времена Соломона. Иудеи грезили о том времени, в то время, когда на землю явится Мессия. Тогда облако присутствия Божия снова заполнит храм: «Тогда … явится Слава Господня и Облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил» (2 Макк 2,8). Итак, осеняющее облако – символ того, что Мессия пришел, и каждый в то время, привычный с Библией, осознавал данный знак как раз так.

Три ученика – Петр, Иоанн и Иаков – видят Богоявление. Они видят небесный мир. А в этом небесном мире – преображенный Иисус как небесный Сын и Мессия Человеческий из пророка Даниила, в нашем мире Моисей и Илия. Моисей как законодатель Израиля, как Торы и воплощение Закона. Илия же был величайшим из пророков. Люди постоянно смотрели на него, как на пророка, принесшего им голос Самого Всевышнего. В отечественной истории Илия воплощает собой пророческую традицию. К тому же библейское предание сказало, что оба, – Моисей и Илия, – были живыми взяты на небо. Вот в том месте, в небесном мире, они, воплощающие Закон и Пророков, – рядом с Иисусом Христом. Встреча этих двух великих исторических лиц с Иисусом означала, что величайший из законодателей и величайший их пророков благословляли Его, свидетельствовали о Нем.

Наконец, с небес раздается, как и в истории Крещения, голос Божий. Еще раз напомню, что, в соответствии с бытовавшим тогда убеждениям, небо по окончании последнего из малых библейских пророков молчит. И откроется и «заговорит» лишь при пришествии Мессии. Мессия пришел, небеса заговорили. Всевышний возвестил что-то похожее на то, что было Им возвещено при Крещении. Тогда глас был таким: «Ты Сын Мой любимый, в Котором Мое благоволение» (1,11). Сейчас мы слышим: «Этот имеется Сын Мой любимый; Его слушайте». Мы уже обсуждали первую часть этого «гласа» – «Этот имеется Сын Мой любимый». Во-первых, это намек на Пс 2, считавшийся мессианским псалмом. И «Этот имеется Сын Мой» свидетельствует «Он, другими словами Иисус имеется Мессия, Христос, Спаситель». Ну, а «Сын любимый» — намек на Исаака, сына Авраама, которого папа принес в жертву. В противном случае говоря, В Иисусе на землю пришел Христос, но не таковой, какого именно ожидали иудеи, а таковой, какого именно им отправил Всевышний, – Христос, идущий на жертвенные смерть и крёстные муки для искупления всех людей. Но что же означают слова «Его слушайте»? Для учеников сообщённые, они означали, что отныне они должны быть послушны не Моисею, не пророкам, но Ему, Иисусу Христу. Ветхий Завет сменился Новым! И когда были сказаны эти небесные слова, Моисей и Илия провалились сквозь землю. Ученики «взглянув около, никого более не видели, не считая одного Иисуса».

По окончании для того чтобы переживания, они были потрясены и запутаны . Через чур все было тяжело. Происходило что-то такое, что не только совсем не укладывалось в их голове. Из-за чего их Преподаватель, которого они только что видели в славе, обязан погибнуть? И «что означает: воскреснуть из мертвых?»

Дополнение к теме

Сообщение о Преображении дает предлог к разным версиям.

Одни видят в нем изначально рассказ о Воскресении либо Вознесении, датировка которого была перенесена в жизнь Иисуса. (Но, против этого говорит то, что в других рассказах о пасхальных событиях не играются никакой роли ни Илия, ни Моисей, не слышится никакой небесный голос, каковые потребовал бы от учеников слушать Иисуса).

Греческое слово metemorfw,qh (Он был преображен) напоминает кроме этого о повествованиях из греческой мифологии, в которых идет обращение о преображениях (видоизменениях) божественных образов. (Но тут обращение и дет о всевышних, каковые, дабы общаться с людьми, преображаются в человеческие образы, тогда как в Мк 9,2-3 рассказывается о преображении человека Иисуса).

Иные разделяют точку зрения, что в этом рассказе образно выражена лишь вера в то, что Иисус был Мессией либо Сыном Человеческим. Но тогда мы должны задать вопрос себя: Какова же была обстоятельство того, что в раннем христианстве данный рассказ имел возможность по большому счету появиться и после этого прочно войти в предание? (Кроме того тот, кто не сомневается в действительности Преображения земного Иисуса, обязан задать вопрос себя: По какой причине Марк написал данный рассказ? Так как в собственном Евангелии он информирует только часть того, что происходило с Иисусом на протяжении Его публичной деятельности).

Разумеется, для Марка в этом рассказе о Преображении Иисуса было принципиально важно, что все события происходят по особенной инициативе Иисуса, и что его свидетелями были отнюдь не все ученики (ст.2). Заметить Иисуса таким, каким Он тут изображен, кроме того для Двенадцати было чем-то весьма необыкновенным! Такое видение должно было быть особенным бесплатно от Всевышнего: «И (Он) преобразился перед ними» (практически: «И Он был преображен перед ними», либо, уточняя суть, «И Всевышний преобразил Его перед ними»).

Что должно было выразить совместное появление Илии и Моисея (ст.4), нам сейчас сообщить тяжело, по причине того, что Илия и Моисей совместно появляются лишь тут. Возможно, они просто воплощают «небесный мир», потому что, по иудейскому убеждению, оба они не погибли, но были восхищены на небо. В пользу для того чтобы понимания говорит кроме этого предшествующий стих: «Одежды Его сделались блистающими, очень белыми, как снег, как на земле белильщик не имеет возможности выбелить». Потому, что небесная судьба, которой будут удостоены праведникипосле воскрешения, в раннем иудействе постоянно сравнивалась с новой, сияющей одеждой, такая картина могла быть осознаваема лишь как откровение небесной судьбе в земном Иисусе.

Именно это должны были осознать и ощутить три апостоля: С Иисусом на землю пришел небесный мир (ст.4). Мы лишь тогда имеем полное представление об Иисусе, в то время, когда мы видим, что Он уже на протяжении Собственной земной деятельности принадлежал кроме этого и «миру небесному».

Кому бы не захотелось продолжить тот момент, в который ты чувствуешь присутствие Царствия Божия в общении с Иисусом? «Петр сообщил Иисусу: Равви! прекрасно нам тут быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии»(ст.5). Таке предложение ясно, но разумеется кроме этого, что оно – растерянности и результат непонимания («потому что не знал, что сообщить»). Петр все еще не желал – либо не имел возможности – принять действительно слова Иисуса, сообщённые за шесть дней перед этим: «Сыну Людской большое количество должно пострадать, быть отвержену старейшинами, книжниками и первосвященниками»(8,31) и «Кто желает идти за Мною, отвергнись себя, и забери крест собственный, и следуй за Мною» (8,34).

Кроме этого и по данной причине была поведана история о Преображении Иисуса: Она как бы позволяла понять, из-за чего нам и по окончании Пасхи так тяжело понять слова Иисуса о крестоношении. В случае если кроме того Петр…

Но это ничего не изменяет в истинности слов Иисуса. Необходимость крестного пути не противоречит любви Божией. Наоборот! Это о Нем, Кто обязан идти методом страданий, Всевышний говорит с небес: «Этот имеется Сын Мой любимый; Его слушайте» (ст.7).

Мы задавали вопросы: Из-за чего в раннем христианстве имел возможность появиться таковой рассказ и из-за чего он передавался потом? – Сейчас нам уже легче ответить на данный вопрос.

Рассказ о Преображении Иисуса, во-первых, имел возможность появиться с целью сказать, что среди апостолов были кое-какие, которым было даровано более глубокое знание об Иисусе. Они чувствовали, что Иисус принадлежал кроме этого и к небесному миру. Они в Нем заметили «Царствие Божие, пришедшее в силе»(9,1). – А также в случае если эта мысль им была дарована лишь по окончании Пасхи, в истинности данной мысли нет ничего, что изменялось.

Но отечественный рассказ кроме этого разъясняет, что не осознаёт сути дела каждый, кто желал бы удержать тот блаженный момент, в который к нему приходит и его освещает Иисус. Тот факт, что в Иисусе на землю пришло Царство Божие, не свидетельствует, что отныне наша жизнь на данной почва в обязательном порядке будет лучше.

Мартин Бубер в собственных хасидских историях говорит:

«В то время, когда равви Менахем жил в почве Израиля, некоторый безумец взошел в один раз незамеченным на Масличную гору, поднялся на вершине и затрубил в бараний рог. Услышав звук рога, люди встрепенулись и испугались: им показалось, что это трубный глас Мессии. Равви Менахем также услышал звук рога. Он открыл окно, посмотрел через него на свет Божий и сообщил: «Нет, это не обновление»».

Своим преданием о Преображении Иисуса Ранняя Церковь предостерегает как раз от для того чтобы заключения о состоянии мира в следствии пришествия Мессии (и напротив!).

4. О границах небесных откровений (9,9-13)(Мф 17,9-13).

9 В то время, когда же сходили они с горы, Он не приказал никому говорить о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. 10 И они удержали это слово, задавая вопросы друг друга, что означает: воскреснуть из мертвых. 11 И задали вопрос Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? 12 Он сообщил им в ответ: действительно, Илия обязан придти прежде и устроить всё; и Сыну Людской, как написано о Нем, надлежит большое количество пострадать и быть уничижену. 13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как желали, как написано о нем.

Итак, совсем конечно, что три ученика были в удивлении, спускаясь с горы. Во-первых, Иисус начал с того, что запретил им говорить о том, что они видели. Иисус осознавал, что они все еще были обуреваемы идеей о Мессии – сильном и властном. Если они будут говорить о произошедшем на вершине горы, о том, как явилась слава Божия, как явились Моисей и Илия, то как это совпадет со общим ожиданием? Нет, ученики еще должны были уразуметь, что такое подлинное Мессианство. Только одно имело возможность научить их – последующее Воскресение и Распятие. Лишь по окончании всего этого они убедятся, что Иисус вправду был Мессией, тогда,и только тогда, они смогут поведать о славных событиях, которым они были свидетелями на вершине горы. Но пока они еще не осознавали, что означают слова Иисуса о воскресении. Оттого и задавали вопросы: «что означает: воскреснуть из мертвых?». Дело легко в том, что они выросли в совсем иных представлениях о Мессианстве, и потому не могли уразуметь, что сообщил Иисус. И тогда они задали вопрос о том, что поразило их. Иудеи верили, что перед тем как придет Мессия, обязан придти Илия, как Его вестник. «Вот, Я отправлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и ужасного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, дабы Я, придя, не поразил почвы проклятием»(Мелок 4,5-6). В предании говорилось, что Илия придет на трое суток раньше Мессии. В первоначальный сутки он будет находиться на вершинах Израиля, оплакивая горе и запустение почвы. А позже голосом, что будет слышан от одного края почвы до другого, вскрикнет: «Мир нисходит на землю! Мир нисходит на землю!». На следующий день он вскрикнет: «Благо нисходит на землю! Благо нисходит на землю!». А на третий сутки он вскрикнет: «Иешуа (спасение) нисходит на землю! Иешуа нисходит на землю! Он все исправит».

Совсем конечно, что ученики удивлялись: «В случае если Иисус – Мессия, кто же Илия?». Иисус ответил словами, понятными каждому иудею. «Илия пришел,– сообщил Он, – и поступили с ним, как желали».Иисус наряду с этим имел в виду заключение в его Иоанна смерть и темницу Крестителя от рук Ирода. Тем самым Иисус снова обратил внимание учеников к той мысли, которую они не желали кроме того держать в голове, но которую, как Он полагал, они должны хорошенько уяснить. Они должны были задать себе невысказанный ими вслух вопрос: «Если они поступили так с предвестником, с предтечей, то что они сделают с Мессией?». Иисус практически перевернул все представления и мысли собственных учеников. Они ожидали явления Илии, прихода Мессии, неожиданного вторжения Всевышнего в историю и Его сокрушительной победы, которую они считали в один момент победой Израиля. Иисус желал, дабы они взглянуть в глаза факту, что вестник был жестоко убит, и что Мессию ожидает один финиш – распятие. Но они все еще не осознавали, и эта неспособность осознать разъясняется тем же, что и неизменно: люди не смогут осознать что-то, по причине того, что они цепляются за собственные представления. Они желают, дабы все было так, как желают они, а не Всевышний. Их заблуждения мешают им видеть откровение истины Божией.

Дополнение.

Итак, «в то время, когда они сходили с горы, Он не приказал никому говорить о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Из-за чего? Разве не легче ли было бы апостолам сохранять верность Иисусу кроме того в дни Его страданий, если бы Петр, Иоанн и Иаков заблаговременно поведали бы им о том, что они пережили на горе? Это в случае если мы предполагаем, что они вправду пережилитакое откровение. Либо данный запрет обосновывает, что события на Фаворе по большому счету не было? – Такие размышления нечайно напрашиваются. Но они не принимают к сведенью следующие моменты:

– в том либо другом важном случае нашей жизни нам мало оказывает помощь «информация» о каких-то откровениях, каковые были даны вторым;

– кроме того отечественные личные, в полной мере ясные мысли и идеи мы можем превратно пониматьдо тех пор, пока мы думаем над ними и толкуем их, исходя из фальшивых предпосылок.

Для осознания этого и приводится разговор Иисуса с апостолами по окончании того как они спустились с горы.

Первая реакция учеников на слова Иисуса была таковой: «Они удержали это слово, задавая вопросы друг друга, что означает: воскреснуть из мертвых». И в то время, когда Марк информирует нам об этом удивлении апостолов, то так как речь-то в их вопрошании идет отнюдь не о общем воскресении мертвых. Потому что что означает такое воскресение, было известно всем иудеям во времена Иисуса, кроме того саддукеям, каковые отрицали воскресение. Обращение у апостолов идет только о том, о чем Иисус только что упомянул – о «воскресении Сына Человеческого»!

Но что же им в этом было неясно? Это растолковывает следующий стих: «И задали вопрос Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?». Тут ученики имеют в виду распространенное среди книжников вывод о том, что перед пришествием Мессии – либо перед днем Господним – придет Илия, потому что так написано у пророка Малахии:

«Вот, Я отправлю к вам Илию пророка

ВЫПУСК 101 — За деньги жизнь не приобретёшь


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: