Раздел 2. методика самостоятельной работы студентов с учебной и научной литературой по дисциплине «иностранный язык»

Методика независимой работы над книгой включает:

• выбор нужной литературы;

• её запись и чтение;

• применение в учебном ходе.

2.1 Выбор нужной литературы

Для выбора литературы прежде всего направляться применять учебную программу, замыслы семинарских занятий и перечень литературы, рекомендованной на протяжении консультаций и лекций. Помимо этого, студент обязан мочь самостоятельно подбирать нужную литературу. Это разрешит ему основательно разобраться в изучаемых проблемах и рационально применять собственный бюджет времени.

Самый распространенными и действенными методами независимого поиска научной литературы являются:

* применение библиотечных каталогов и особых библиографических
указателей; любая карточка каталога содержит первичную данные о
целесообразности применения данной литературы, её краткий замысел и аннотацию;

* предварительное неспециализированное знакомство с литературой, включающее в себя:

* знакомство с внешними данными работы (фамилией автора, заглавием, годом издания),

* просмотр оглавления, введения, предисловия (это окажет помощь оперативно выяснить соответствие данной работы изучаемой проблематике),

* беглый постраничный просмотр литературы, оценка языка, стиля, теоретического уровня работы, её познавательной ценности;

* применение сведений о научной и учебной литературе, видящиеся в средствах массовой информации.

2.2 Чтение изучаемой литературы

Существуют три главных вида чтения учебно-научной литературы, рис. 1.3.1 Первичное (ориентировочное) чтение. Его цель пребывает в том, дабы усвоить неспециализированную структуру и логику работы, предварительно познакомится с её главными проблемами, их научной и практической сокровищем. При первом, ориентировочном чтении не необходимости составлять конспект, тезисы и выписывать цитаты. Вместо этого целесообразно на отдельном листе бумаги разработать замысел вопросов, разглядываемых в изучаемой работе с указанием соответствующих страниц. Это разрешит возможность обращаться при углубленном чтении конкретно к интересующим проблемам.

Чтение научной литературы

§ Первичное (ориентировочное) чтение

§ Повторное (углубленное) чтение

§ Синтетическое (комбинированное) чтение

Повторное (углубленное) чтение. Оно нужно для более продуманного и основательного усвоения материала. В его ходе направляться выделять главные идеи, думать над ними, выяснять совокупность их доказательства. Неясные вопросы, понятия, термины уточняются в справочниках. В большинстве случаев, углубленное осмысление научной литературы требует записи отдельных положений текста.

Синтетическое (комбинированное) чтение. Такое чтение соединяет в себе два прошлых способа. Оно характерно для подготовленного студента, прекрасно ориентирующегося в научной литературе и изучаемой проблеме. В этом случае стремительное чтение работы сопровождается акцентированным вниманием к её главным, интересующим читателя вопросам.

2.3 Запись изучаемого материала

В зависимости от учебно-познавательных целей используются разные формы записей

  • цитаты плана (и Составление выписки)
  • Конспектирование (рецензирование)

Составление замысла прочтённой книги (статьи). Включает в себя ответ трех главных задач:

* определение списка рассмотренных неприятностей,

* установление логической связи между ними,

* приведение информации в определенную совокупность, удобную для её усвоения.

В независимой работе студентов, в большинстве случаев, употребляются структурный, логический план и планы-конспект. Структурный замысел отражает внутреннюю композицию (построение) изучаемого материала, логический -последовательность (логику) рассмотрения вопросов. Замысел — конспект сочетает в себе элементы конспекта и плана. Не считая структуры и логики изложения он включает выписки, цитаты и личные мысли студента. Таковой замысел довольно часто употребляется для устных выступлений на семинарских занятиях, круглых столах.

Конспектирование. Конспект представляет собой самоё полное изложение изучаемой работы. В нем соединены воедино замысел, выписки, цитаты, независимые мысли, замечания и второй информационный материал. Сам процесс конспектирования есть действенным методом аналитической деятельности студента, содействующим глубокому и прочному освоению темы, памяти и развития мышления.

Главные требования к конспекту:

*четкость,

* ясность,

* логичность,

* сжатость изложения

Он должен быть ясно и верно оформлен, разделен на главы, параграфы, пункты. На полях целесообразно делать условные символы, пометки — собственного рода путеводители по конспекту.

В практике высшей школы громаднейшее распространение взяли два вида конспектов: текстуальный и вольный. При текстуальном конспектировании сохраняется последовательность изложения материала, принятая его автором. Таковой конспект ведется в один момент с чтением книги, статьи. Свободное конспектирование осуществляется, в большинстве случаев, по окончании осмысления текста и внимательного чтения. Наряду с этим студент производить собственный порядок изложения материала, перестраивает его в соответствии с собственными научно-познавательными задачами. Записи осуществляются в лаконичной форме, без пространных выписок с применением кратких содержательных цитат.

Рецензирование. Рецензирование научной и учебной литературы выполняется в большинстве случаев по предложению учителя для ознакомления с её содержанием учебной группы на протяжении семинара либо теоретической конференции. Это — самый сложный вид независимой работы над научной статьёй и книгой. Он предполагает обстоятельный научно-познавательный обзор рецензируемой работы, оценку её недостатков и положительных сторон, теоретической и практической значимости.

А.И. Соколов про квантовую механику, часть первая


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: